Региональные особенности развития урбанизации в современном мире

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 04:14, курсовая работа

Описание

Цель работы - рассмотреть процесс мировой урбанизации, её стадии и формы, проследить тенденции развития в различных регионах и странах мира, а так же дать понятие глобальных городов и кратко охарактеризовать наиболее значимые из них.

Содержание

Введение3
Глава 1. Современные концепции в области урбанистики 4
Краткая история становления урбанистики как научного направления в демографии и социально-экономической географии 4
Современная терминология (сущность и содержание)6
Стадии и формы процесса урбанизации10
Заключение38
Список использованных источников40

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.docx

— 1.63 Мб (Скачать документ)

     Таблица 2.2.3.

Рост  численности населения супергородов Латинской Америки

в 1950-2010 гг., млн чел. [4]

Супергород 1950 г. 1970 г. 1990 г. 2000 г. 2005 г. 2010 г.
Мехико 8,1 9.1 16.9 17.9 19.4 21,2
Сан-Паулу 2.4 8,1 17,1 17,5 18,3 19,9
Буэнос-Айрес 2,3 3,4 10,5 12,4 13.3 14,6
Рио-де-Жанейро 3,0 7,0 9,8 10,5 11,3 12,7
 

    На  данный момент степень урбанизированности Северной Америки составляет 79%, Южной – 81%. Регион Южной Америки занимает первое место в мире по степени урбанизированности. Особенностью данного региона является широкое распространение «ложной урбанизации», при которой доля городского населения немного превышает долю экономически активного населения, занятого в производственной и непроизводственной сферах. Главная причина такой урбанизации — постоянный приток в города неимущего сельского населения. Безземелье и отсутствие возможности получить заработок в деревне «выталкивают» миллионы людей в город, который уже не в состоянии обеспечить их жильем и работой. Благодаря этому притоку рост города носит взрывной характер. Происходит формирование трущобных районов с антисанитарными условиями жизни. Такие районы называются «пояса нищеты». В них может проживать от 30 до 50% населения многих крупных городов. Такая «трущобная» урбанизация во многом будет определять картину расселения в развивающихся странах.

    Что касается Северной Америки, то в городах  проживает около 3/4 её населения. Характерная  черта современной урбанизации  Северной Америки - быстрый рост и  широкое распространение пригородных  форм расселения, с которым связана  субурбанизация - формирование вокруг городов, в особенности крупных, обширных пригородных зон и развитие на этой основе городских агломераций как ведущей формы городского расселения. В таких агломерациях, каждая из которых имеет не менее 100 тыс. жителей и включает один центральный город (или несколько городов) с населением не менее 50 тыс., проживает более 2/3 населения региона. Более половины населения городских агломераций проживает в пригородной зоне, куда перебралась из приходящих в упадок центральных частей городов большая часть зажиточных людей. Это одна из причин кризиса, поразившего крупные города Америки. Следует отметить, что на территории Северной Америки находится наиболее протяженная в настоящее время городская застройка, которая называется Босваш (Boswash, BosWash; сокращение от Boston (Бостон) и Washington (Вашингтон)).  Босваш — самая большая урбанизированная зона США. Это обширная высокоурбанизированная зона, образовавшаяся при срастании нескольких городских агломераций ( сросшиеся агломерации огромные по площади и экономическому потенциалу зоны сплошной городской застройки, связанные огромной единой транспортной сетью), которая объединила около 500 городов, в которых проживает почти 20 % всего населения США (около 45 млн.).

    Мегалополис протянулся почти на 1000 км по Атлантическому побережью через Бостон, Нью-Йорк, Филадельфию, Балтимор до Вашингтона. В этом регионе, площадь которого составляет всего 3 % территории страны сосредоточено около 27 % промышленных предприятий США.

    Впервые  термин «мегалополис» был применён именно для обозначения связанных  между собой агломераций Бостона, Нью-Йорка, Филадельфии, Балтимора, Вашингтона. Автором термина является работавший многие годы в США известный французский  географ Жан Готманн.

    Так же для Северной Америки на данный момент характерно замедление роста численности населения не только центральных городов, но и пригородных зон, а в наиболее крупных агломерациях даже его сокращение, что свидетельствует о переходе стран данного региона на пятую стадию урбанизации. Из агломераций в сельские местности и небольшие города переезжает людей больше, чем в обратном направлении, как было ранее. Это может привести к несколько более равномерному размещению населения. 
 
 

      1. Урбанизация в Южной и Юго-Восточной  Азии; в Африке

    Азия. Исторически население Азии проживало в основном в сельской местности, но, тем не менее, для этого региона уже в начале прошлого тысячелетия были свойственны города с населением более 100 тысяч человек (таких городов было 8). В 15 веке Пекин являлся самым крупным городом мира, численность его населения по оценкам специалистов было более 600 тысяч человек. В 19 веке Пекин становится первым городом-миллионером за всю историю человечества, а численность населения Гуанчжоу практически равна численности Лондона, растет численность населения в Токио, Гонконге, Осаке, Киото. Для этого региона характерен особый тип урбанизации: увеличение численности городского населения происходит за счет миграций сельского населения в крупные города в поисках работы, лучших условий жизни. Таким образом, урбанизация региона происходит вширь [16].

    В целом, для региона характерны низкая доля численности городского населения  в структуре населения. Показатель урбанизированности для региона составляет порядка 50%, по этому показателю Азия находится на предпоследнем месте в мире. Тем не менее, количество городских агломераций в этом регионе является максимальным. Наибольшее количество их в Китае, Индии, Японии, в них так же находится максимальное количество городского населения в мире.

    

    Рис. 2.2.1. Степень урбанизированности Юго-Восточной Азии и Тихоокеанского регионов.

    Китай. Как и во многих других развивающихся странах, темпы урбанизации в Китае были высокими, и она достигла того уровня, который принято именовать «городским взрывом». В результате за первые 40 лет существования КНР (1949–1989) этот уровень значительно возрос с 10% до 52%. По общей численности горожан Китай вышел на первое место в мире, намного превзойдя Индию, США и другие страны. Затем, в 1990-х гг., урбанизация сделала новые успехи. Однако такие мажорные выводы нуждаются по крайней мере в трех комментариях, отражающих упомянутую китайскую специфику.

    Во-первых, она касается причин роста города. Известно, что в принципе подобных причин может быть три: а) естественный прирост населения в самих  городах; б) миграции населения из сельской местности в города; в) административное расширение территории городов и  увеличение их числа. Все эти три  причины способствовали росту городского населения в Китае, однако пропорция  между ними сложилась довольно необычная: 25 % роста обеспечивал естественный прирост, 20 – внутренние миграции населения и 55 % – административные преобразования.

    Во-вторых, специфика Китая находит отражение  в неравномерности самого процесса Урбанизации. В начальный период индустриализации, наблюдалось поступательное развитие урбанизационных процессов, связанных прежде всего с крупным промышленным строительством в городах и перемещением в них рабочей силы из сельских районов. Затем, в 1961-1963 гг., наступило не только относительное, но даже абсолютное уменьшение городского населения, объясняющееся развалом экономики в предшествующий период «большого скачка», когда, как уже отмечалось, и общая численность населения страны также сократилась. Далее, на протяжении второй половины 1960-х и 1970-х гг., уровень урбанизации не изменялся, да и абсолютный рост городского населения был сравнительно невелик (от 1 млн до 4 млн в год). Это именно тот период, когда были приняты административные меры, запрещавшие переселение в города и, более того, 16 млн человек были выселены «на перевоспитание» в сельскую местность. В начале 1980-х гг. такая стабилизация сменилась небольшим подъемом.

    Но  особенно обращает на себя внимание вторая половина 1980-х гг., когда в Китае  начался настоящий «городской взрыв». В самом деле, всего за несколько  лет доля городского населения выросла  вдвое, а абсолютная численность  горожан увеличилась в 2,5 раза, причем среднегодовой их прирост составил 50-60 млн, а в 1984 г. достиг 90 млн человек. Такой скачок объясняется административной реформой, проведенной в этом году. И только в 1990-х гг. и в начале XXI в., когда в экономике Китая происходил большой подъем, динамика процесса урбанизации тоже стала стабильной и устойчивой. Общее число городов возросло до 600.

    В-третьих, к специфике Китая можно отнести  чрезвычайно неравномерное размещение городского населения по территории страны. Так, подавляющее большинство  всех городов (9/10) находится в восточной  части страны. К наиболее урбанизированным относятся провинции: Северо-Востока, Севера, Востока и Юга Китая, тогда как на всем китайском Западе уровень урбанизации значительно ниже.

    В полном соответствии с мировым процессом  урбанизации в Китае происходит не просто рост городов, а рост больших  городов, точнее – городских агломераций. Особенно наглядно это можно проследить на примере агломераций-миллионеров. В 1980 г. их было 20, в 1990 г. – 34, а в 2000 г. – 46 (без Тайваня). Уже в середине 1990-х гг. они концентрировали половину всех городских жителей страны.

    В последнее время географы обращают внимание на быстрый рост в Китае  не просто городов-миллионеров, а сверхбольших городов с населением более 5 млн и даже 10 млн человек. Нет никаких оснований считать, что в начале XXI в. процесс формирования крупногородских агломераций в Китае пойдет на убыль.

    Индия – страна древней городской культуры. Такие ее города, как Варанаси, Аллахабад, Патна, Дели, возникли еще на заре человеческой цивилизации. Но до середины XX в. уровень урбанизации в Индии оставался очень невысоким, что характеризовало ее в основном как страну сельских жителей. Лишь во второй половине XX в. он стал возрастать быстрее.

    Несмотря  на это, Индия относится к средне-урбанизированным странам. Тем не менее по общей численности горожан она уступает только Китаю.

    Еще один косвенный показатель урбанизации  – рост самого числа городов. В  1901 г. их насчитывалось немногим более 1900, в 1981 г. – 4000, а в 1991 г. – 4700. В том числе больших городов в 1961 г. было 108, в 1981 г. – 220, а в 1991 г. – более 300. В них живет примерно 2/3 всех горожан. В 1901 г. население более 1 млн имела только Калькутта, в 1911 г. этот рубеж превзошел также Бомбей, в 1951 г. таких агломераций-миллионеров стало 5, в 1981 г. их число увеличилось до 12, в 1991 г. – до 23, а в 2001 г. – до 34, 12 из которых имели более 2 млн жителей.

    Наиболее  крупные города Индии: Дели (в 2008 г. – 21,5 млн.чел), Мумбаи (Бомбей) (в 2008 г. – 21,6 млн.чел), Колката (Калькутта) (в 2008 г. – 15,7 млн.чел) и Ченнай (Мадрас) (в 2008 г. – 7,9 млн.чел). Все четыре крупнейших города Индии выполняют функции административных центров столичной территории: Дели – Дели, Мумбаи – штата Махараштра, Колката – штата Западная Бенгалия и Ченнаи – штата Тамилнад. Однако 30-40 % их жителей обитают в трущобах и практически лишены элементарных санитарно-гигиенических условий.

    Япония. История развития городской жизни в Японии не так длительна, как в тех странах Азии, где в глубокой древности возникли так называемые речные цивилизации, например в Китае, Индии, Пакистане. Обычно к числу первых городов здесь относят Нару (710 г.) и Киото (792 г.), которые возникли не непосредственно на побережье, а поодаль от него, в месте зарождения древнего племенного союза Ямато. Затем рост городов продолжался в средние века.

    Тем не менее в течение нескольких десятилетий процесс урбанизации в Японии отличался замедленностью развития. Еще в начале XX в. Япония оставалась преимущественно сельской страной: в 1920 г. в городах жило всего 18 % населения. Но к 1940 г. эта доля увеличилась до 38 %. А к середине 1950-х гг. городское население уже превысило сельское. В дальнейшем темпы урбанизации начали постепенно замедляться, но ее уровень достиг уже таких показателей, которые вполне позволяют отнести Японию к высокоурбанизированным странам мира. В 1980 г. городское население страны составило 89 млн человек, или 76 % от общего, а в 2000 г. – 100 млн человек, или 79 %. В целом этот показатель стоит в одном ряду с аналогичными показателями государств «большой семерки» стран Запада.

    Всего в Японии насчитывается примерно 650 городов. Из них городов с населением свыше 100 тыс. жителей – более 200, с населением свыше 250 тыс. жителей – около 70, а городов-миллионеров в 2005 г. было 12. К крупнейшим из них относились Токио (8,5 млн человек), Иокогама (3,6 млн), Осака (2,6 млн), Нагоя (2,2 млн человек). Население от 1 млн до 2 млн имели Саппоро, Кобе, Киото, Фукуока, Кавасаки, Сайтама, Хиросима и Сендай.

    Однако  крупные японские города ныне уже  настолько обросли пригородами  и спутниками и фактически слились  с другими городами, что о них  редко судят по численности жителей  в официальных границах. Гораздо  чаще они рассматриваются в пределах городских агломераций. Ведущую  роль среди них играет так называемая большая тройка агломераций.

    Во-первых, это столичная агломерация Кейхин, включающая в себя Токио, Иокогаму, Кавасаки, Тибу и десятки других населенных пунктов. Она занимает 7 тыс. км2, а население ее составляет, по разным источникам, от 30 млн до 38 млн человек. Во-вторых, это агломерация Хансин, сложившаяся вокруг Осаки и охватывающая также Кобе, Киото и еще около 100 городов и поселков. Она занимает 4,5 тыс. км2 с населением, которое, по разным данным, составляет от 12 млн до 17 млн человек. Третья агломерация – Тюкё – охватывает город Нагоя с его спутниками. Она занимает территорию 3,2 тыс. км2 с населением от 5 млн до 8 млн жителей. Кроме того, не столь крупные агломерации сформировались на севере о. Кюсю (Китакюсю – Фукуока с населением 3 млн человек) и на о. Хоккайдо (Саппоро, более 2 млн человек).

Информация о работе Региональные особенности развития урбанизации в современном мире