Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 04:14, курсовая работа
Цель работы - рассмотреть процесс мировой урбанизации, её стадии и формы, проследить тенденции развития в различных регионах и странах мира, а так же дать понятие глобальных городов и кратко охарактеризовать наиболее значимые из них.
Введение3
Глава 1. Современные концепции в области урбанистики 4
Краткая история становления урбанистики как научного направления в демографии и социально-экономической географии 4
Современная терминология (сущность и содержание)6
Стадии и формы процесса урбанизации10
Заключение38
Список использованных источников40
Как и в некоторых других высокоурбанизированных странах мира, в Японии можно наблюдать и еще более высокую форму развития урбанизированной территории – мегалополис. Японский мегалополис Токайдо, рассматривается в разных границах. В более узкой трактовке в него обычно включают упомянутые агломерации «большой тройки» с населением (по максимуму) 60 млн человек. В более широкой трактовке к этому историческому ядру мегалополиса добавляют еще агломерации и города, располагающиеся вдоль северного побережья Внутреннего Японского моря. В этих границах мегалополис Токайдо протягивается почти на 700 км при площади 70 тыс. км2 и имеет 75 млн жителей [6].
Африка. В течение многих столетий, даже тысячелетий, Африка оставалась преимущественно «сельским материком». Правда, в Северной Африке города появились очень давно. Достаточно вспомнить Карфаген, крупные городские центры эпохи Римской империи. Но в Африке южнее Сахары города начали возникать уже в эпоху Великих географических открытий. В период колониального раздела Африки на рубеже XIX и XX вв. новые городские поселения возникали главным образом как местные административные центры. Термин «урбанизация» по отношению к Африке до конца нового времени можно применять только условно, потому что еще в 1900 г. на всем континенте был только один город с населением более 100 тыс. жителей. В первой половине XX в. положение изменилось: в 1920 г. городское население Африки насчитывало всего 7 млн человек, в 1940 г. – уже 20 млн и только к 1950 г. увеличилось до 51 млн человек. Во второй половине XX в., особенно после такого важного рубежа, каким стал Год Африки, на континенте начался стремительный рост урбанизации: в 1960-е гг. во многих странах рост городского населения достиг феноменально высоких показателей в 10–15 (в некоторых 20–25) % в год, в 1970–1985 гг. городское население в среднем за год увеличивалось на 5–7 %, что означало удвоение его через 10–15 лет, в 1980-х гг. эти темпы сохранились примерно на уровне 5 %, в 1990-х гг. темпы роста городского населения стали снижаться.
В
результате в Африке начали быстро
увеличиваться численность
Как
и во всем мире, «городской взрыв» в
Африке характеризуется
Рассматривая процесс «городского взрыва» в Африке, нужно принимать во внимание то обстоятельство, что именно с городами связано промышленное и культурное развитие стран, углубление процессов этнической консолидации и другие положительные явления. Однако наряду с этим городской среде сопутствуют и очень многие отрицательные явления. Это объясняется тем, что в Африке не просто происходит урбанизация вширъ (а не вглубъ, как в развитых странах), но преобладает так называемая ложная урбанизация, свойственная тем странам и регионам, где фактически отсутствует или почти отсутствует экономический рост. По данным Всемирного банка, в 1970– 1990-х гг. городское население Африки возрастало в среднем на 4,7 % в год, в то время как их ВВП на душу населения ежегодно уменьшался на 0,7 %. В результате в большинстве своем африканские города так и не стали двигателями экономического роста и структурных преобразований в экономике. Напротив, во многих случаях они начали выступать в роли главных центров социально-экономического кризиса, став средоточием острых социальных противоречий и контрастов, таких, как безработица, жилищный кризис, преступность. Положение только усугубляется тем, что города, особенно большие, продолжают привлекать беднейших сельских жителей, которые все время пополняют прослойку маргинального населения. Статистика свидетельствует о том, что в десятку городов мира с самым низким качеством жизни входят девять африканских городов: Браззавиль, Порт-Нуар, Хартум, Банги, Луанда, Уагадугу, Киншаса, Бамако и Ниамей.
Для «городского взрыва» в Африке очень характерна гипертрофированно большая роль столичных городов и в населении, и в хозяйстве. О степени такой гипертрофии говорят следующие цифры: в Гвинее столица концентрирует 81 % всего городского населения страны, в Конго – 67%, в Анголе – 61%, в Чаде – 55%, в Буркина-Фасо – 52%, еще в нескольких странах – от 40% до 50 %. Впечатляют и такие показатели: еще к началу 1990-х гг. в производстве промышленной продукции на долю столиц приходилось: в Сенегале (Дакар) – 80 %, в Судане (Хартум) – 75%, в Анголе (Луанда) – 70%, в Тунисе (Тунис) – 65%, в Эфиопии (Аддис-Абеба) – 60 % [6].
Несмотря на многие общие черты «городского взрыва» в Африке, для него характерны и довольно значительные региональные различия, в особенности между Северной, Тропической и Южной Африкой.
Рис. 2.2.2. Степень урбанизированности стран Африки.
В Северной Африке уже достигнут весьма высокий (51 %) уровень урбанизации, превышающий среднемировой показатель, а в Ливии он достигает 85 %. В Египте численность горожан уже превышает 32 млн, а в Алжире – 22 млн. Поскольку Северная Африка стала ареной городской жизни уже очень давно, рост городов здесь не носил такого взрывного характера, как в других субрегионах континента. Если иметь в виду материальный облик городов, то в Северной Африке преобладает давно сформировавшийся тип арабского города с традиционными для него мединой, касбой, крытыми базарами, которые в XIX–XX вв. были дополнены кварталами европейской застройки.
В Южной Африке уровень урбанизации составляет 56 %, причем решающее влияние на этот показатель, как нетрудно догадаться, оказывает наиболее экономически развитая и урбанизированная Южно-Африканская Республика, где численность горожан превышает 25 млн человек. В этом субрегионе тоже сформировались несколько агломераций-миллионеров, крупнейшая из которых – Йоханнесбург (5 млн). В материальном облике городов Южной Африки находят отражение и африканские, и европейские черты, а социальные контрасты в них – даже после ликвидации системы апартеида в ЮАР – остаются еще очень ощутимыми.
В Тропической Африке уровень урбанизации ниже, чем в Северной: в Западной Африке он составляет 42 %, в Восточной – 22, в Центральной – 40 %. Примерно таковы же средние показатели для отдельных стран. Симптоматично, что в континентальной части Тропической Африки (без островов) есть только шесть стран, где доля городского населения превышает 50 %: Габон, Конго, Либерия, Ботсвана, Камерун и Ангола. Зато здесь находятся такие наименее урбанизированные страны, как Руанда (19 %), Бурунди (10%), Уганда (13%), Буркина-Фасо (18%), Малави и Нигер (по 17 %). Здесь есть и такие страны, в которых столица концентрирует 100 % всего городского населения: Бужумбура в Бурунди, Прая в Кабо-Верде. А по общей численности горожан (более 65 млн) внеконкурентное первое место во всей Африке занимает Нигерия. Многие из городов Тропической Африки отличаются чрезвычайной скученностью населения. Самый яркий пример такого рода – Лагос, который по этому показателю (около 70 тыс. человек на 1 км2) занимает одно из первых мест в мире.
Таким образом, на данный момент доля городского населения Юго-Восточной Азии составляет 51%, а Африки – 38 %, что говорит о незавершенности урбанизационного перехода данного региона. Однако, темпы роста городского населения Африки по оценкам экспертов настолько велики, что к 2050 году 60% африканцев будут жить в городах. Слишком высокие темпы роста городского населения Африки приводят к «ложной урбанизаци», которая характерна и региону Юго-Восточной Азии. В результате быстрых темпов роста городского населения во многих африканских городах появляется все больше перенаселенных неофициальных районов, или “бидонвиллей”, построенных неизвестно из чего и плохо обеспеченных такими элементами инфраструктуры, как дороги, уличное освещение, водопровод, канализация и удаление бытовых отходов. Нередко такие жилые районы возникают в неподходящих для застройки местах – на крутых склонах, в оврагах и на затопляемых поймах. Неадекватная архитектура домов и слабая планировка этих поселений способствуют снижению безопасности и росту преступности в африканских городах. Так же для обоих регионов характерен не только рост численности городского населения, но и быстрые темпы роста численности самих городов.
На территории Беларуси первые города возникли в IX - XIII вв. Они выполняли функции административных, торгово-ремесленных, культурных и военных центров определенных территорий, величина которых зависела от ряда факторов. В XVII в. в Беларуси насчитывалось 37 городов и 320 местечек. В первой половине XVIII в. города Беларуси пришли в упадок, вызванный войнами 1654 - 1667 гг. и 1700 - 1721 гг. Городское население уменьшилось в 2,5 раза. На рубеже 18 - 19 вв. на территории Беларуси насчитывалось 40 городов, в которых проживало 93 тыс. человек. К середине 19 в. численность городского населения достигла 244 тыс. человек. За годы 1-й мировой и гражданской войн в результате упадка всех отраслей хозяйства население многих городов Беларуси сократилось. В 1917 г. в них проживало 360,4 тыс. человек. В 1925 г. большинство городских поселений составляли местечки и небольшие города (до 10 тыс. человек). Всего в городах в это время проживало 637,7 тыс. человек. В первые послевоенные годы процесс урбанизации в значительной степени развивался под воздействием громадных разрушений и необычайно больших людских потерь. Только в 1972 г. БССР достигла довоенной численности населения. С 1950 г. до настоящего времени городское население увеличилось более чем в 4 раза, а его удельный вес в общем количестве населения республики составляет более 73 %, что, согласно общепринятых мировых классификаций, позволило относить Беларусь к территориям с очень высокой (более 60 %) степенью урбанизации. Сегодня в Беларуси 109 городов, из них 12 (без Минска) с населением свыше 100 тыс. человек, а также 104 поселка городского типа. 81 % всех городских поселений составляют малые города с населением до 20 тыс. человек. Они образуют сравнительно густую сеть, но, вместе с тем, в них проживает всего 17,3 % городского населения. Слабое их развитие в значительной степени объясняется потерей той роли, которую они выполняли в прежние времена в отношении к своему сельскохозяйственному региону. Однако сам факт их наличия в современном урбанистическом ландшафте Беларуси образует определенный социальный климат, характерный для городского расселения страны.
В
2006 году 7 млн. 59 тыс. человек жили в
белорусских городах. Хотя население
страны сокращается (с 10 млн. 243,5 тыс. в
1994 г. до 9 489 млн. в 2009 г.), число горожан
стабильно увеличивается, и тем
самым увеличивается
Рис.
2.2.3 Динамика роста численности городского
населения Республики Беларусь [17]
Таблица 2.2.4.
Численность городского населения РБ и по областям [17]
Год | 1999 г. | 2009 г. |
Республика Беларусь | 6961 | 7 052 |
В том числе, области: | ||
Брестская | 902 | 919 |
Витебская | 923 | 897 |
Гомельская | 1 054 | 1 050 |
Гродненская | 741 | 740 |
г.Минск | 1 680 | 1 828 |
Минская | 808 | 788 |
Могилевская | 853 | 830 |
Беларуси свойственно переселение не только из деревень, поселков, но и явное устремление даже из крупных областных городов переехать именно в столицу. В Минске живет 1 млн. 828 тысяч человек, развивается метрополисная агломерация, т.е. численность населения этой агломерации в сравнении с другими регионами растет. Стоит отметить увеличение численности населения в западных регионах (растет население городов Гродно и Брест).
Средний прирост населения областных центров страны с 1989 по 2006 годы составил 6,9%, в малых городах (с населением от 30 до 200 тыс. человек) 6,7%. В то же время население Минска за этот период выросло на 10,8%. По данным специалиста, самые высокие показатели прироста с 1989 по 2006 годы, помимо столицы, зафиксированы в Гродно – 18,08% и Бресте – 17,73%. В Гомеле, напротив, число жителей снизилось с 497,5 тыс. до 481,5 тыс. человек (-3,22%).
Информация о работе Региональные особенности развития урбанизации в современном мире