Роль делового туризма в развитии туристской индустрии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 20:49, курсовая работа

Описание

Туризм является важным источником повышения благосостояния государства. Его можно рассматривать как систему, предоставляющую все возможности для ознакомления с историей, культурой, обычаями, духовными и религиозными ценностями данной страны и ее народа, и дающую доход государству, не говоря уже о том, что эта система "кормит" очень много физических и юридических лиц, так или иначе связанных с оказанием туристских услуг.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. Деловой туризм как составляющая туристской индустрии
1.1. Понятие и сущность делового туризма
1.2. Факторы, влияющие на развитие делового туризма.
1.3.Современное развитие рынка делового туризма.
2. Основные тенденции и проблемы развития делового туризма
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованной литературы
Приложения

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ_ДЕЛОВОЙ ТУРИЗМ 2.doc

— 151.50 Кб (Скачать документ)

 


1.3.Современное развитие рынка делового туризма.
 

Значимым сегментом индустрии туризма деловой туризм становится с 80-х гг. XX в. на волне глобализации и связанной с ней интенсификации деловых, научных и культурных обменов, а также изменения социального состава народонаселения за счет увеличения доли среднего класса. В это время в сфере делового туризма Европы складывается устойчивая организационная структура, появляются и оформляются свои ассоциации, научные и образовательные учреждения, специализированные печатные издания, разрабатываются государственные программы поддержки делового туризма. В середине 1980-х гг. деловой туризм выделился в самостоятельный объект исследования статистики туризма.

Ежегодно в мире насчитывается более 150 млн. деловых поездок, около 60 млн. из них приходится на европейский регион. По прибытиям и расходам на деловой туризм он занимает первое место среди остальных регионов мира.

Доля деловых путешественников в общем потоке туристов Европы (аналогично во всем мире) составляет всего 20 %, однако на них приходится 60 % оборота индустрии [16, c. 212].

Приложение 2

Европейский рынок деловых путешествий имеет сложную структуру. На нем доминируют бизнес-поездки (около 38 млн. поездок в 2002 г. ) и поездки на конгрессы, выставки и торговые ярмарки (около 16 млн. поездок в 2002 г.) На инсентив-туры приходится менее 7 млн. поездок в год (данные на 2001 г.)3. Подробнее остановимся на современных тенденциях развития каждого из названных сегментов рынка деловых путешествий в зарубежной Европе.  

Структура расходов корпоративных и некорпоративных деловых туристов примерно схожа: 47 % бюджета расходуется на авиабилеты, 24% – на оплату средств размещения, 13 % – на питание, 7 % – на дополнительные транспортные расходы и 9 % уходит на прочие расходы.

Наиболее динамично развивающимся сегментом рынка деловых путешествий Европы является конгрессно-выставочный туризм. И др. Из 60 млн. деловых поездок в европейском регионе на конгрессно-выставочные мероприятия приходится около 16–20 млн. Ежегодно в мире проводится более 8 тыс. конгрессов, выставок, конференций и симпозиумов, в том числе более 3 тыс. – в Европе, преимущественно в Западной11. К работе выставок, как правило, приурочивается проведение семинаров и конгрессов, поэтому семинары, выставки и конгрессы трудно жестко разграничить.
Лидерами по организации разнообразных выставок и приему деловых туристов являются Франция, Великобритания и Германия. В Европе они стабильно удерживают "пальму первенства", а в мире уступают лишь США. Высокий уровень развития экономики, ее диверсифицированность, а также отраслевая конъюнктура предопределили превращение этих стран в мировые центры конгрессно - выставочного туризма. В этих странах высоко развиты передовые и наукоемкие отрасли: станкостроительная, электротехническая, авиационная, электронная. Конгрессы, выставки и ярмарки позволяют эффективно продвигать производимые в этих странах товары и услуги, привлекать инвесторов и конечных потребителей.

По специализации выставки в Европе делят на 17 секторов, каждый из которых в большей или меньшей степени представлен в каждой западно-европейской стране. Ежегодно выставки по всем 17 специализациям посещают более 41 млн. человек, 50% из которых являются деловыми туристами. Максимальное число посетителей приходится на выставки по трем специализациям. Около 7 млн. человек ежегодно посещают выставки автомобильной тематики, около 5,5 млн. – выставки спортивной и туристской тематики и более 5 млн. человек – выставки товаров народного потребления.

Наряду с бизнес-поездками, а также конгрессами, выставками и всякого рода конференциями, выделяют особый сектор делового туризма – инсентив-туры.

Согласно европейскому мониторингу, в Европе первые 10 стран, генерирующих туристские потоки, одновременно являются основными европейскими "поставщиками" премированных туристов (40% от общего числа премированных международных туристов). К этим странам следует отнести Германию, Великобританию, Францию, Италию, Нидерланды, Австрию, Бельгию, Швецию, Швейцарию и Италию. Ежегодно компании этих государств тратят более 7 млрд долл. на поощрение своих работников. До конца 80-х гг. лидерство на европейском рынке инсентив-туризма принадлежало Великобритании, в основном благодаря большому числу американских фирм, учрежденных в Великобритании.

 


2. Основные тенденции и проблемы развития делового туризма

 

Укрепление мировой экономики привело к рекордному росту деловых поездок по всему миру. темпами. Рост спроса на услуги делового туризма при этом провоцирует увеличение цен на номера в отелях и стоимость авиабилетов. Кроме того, возникают сложности с бронированием мест в отелях и на самолетах.

Отели: мест нет: "Возьмем Лондон. Трудно назвать период, когда в городе мало гостей и нет повышенного спроса на отели, - говорит Наталья Гоцелюк, директор по маркетингу туристической компании GreatRivers. - Чтобы забронировать нашему клиенту место в отеле Лондона на Архитектурную выставку в сентябре, нам пришлось заказывать номер еще в июне и при этом стоять на листе ожидания" [18, c. 23].

Число международных деловых поездок будет расти на 5% ежегодно, прогнозирует в своем исследовании по этому сегменту рынка британская компания BCD Travel. При этом, как считают эксперты компании, сохранятся все существующие негативные тенденции: рост продолжительности времени на перелеты, нарастание хаоса в аэропортах из-за отмены рейсов, отсутствие мест в отелях и др.

Стоимость гостиничных номеров увеличится в 2008г. в среднем на 6-9%. Спрос на гостиницы по всему миру уже три года подряд превышает предложения. Не удивительно, что цены на номера продолжают карабкаться вверх, и это продлится до тех пор, пока спрос и предложение более-менее не сбалансируются, а в 2008г. этого не произойдет.

Реализация инвестиционных планов крупных гостиничных сетей принесет на рынок немало новых гостиничных номеров в течение следующих 2-5 лет, но в 2008г. прирост номерного фонда мало скажется на рынке.Кроме того, отели все более гибко и хитроумно варьируют свои расценки, из-за чего увеличение средних расценок на проживание продолжится даже при насыщении рынка.

В этой ситуации специалисты BCD Travel рекомендуют начинать бронировать поездку не с авиаперелета, а с отеля, поскольку стоимость проживания зачастую оказывается выше расходов на авиабилеты и экономию надо начинать с нее. Привязка сроков проживания в отеле к расписанию рейсов может невыгодным образом сказаться на стоимости номера. Лучше сначала подобрать удобный и подходящий по стоимости отель, а уже затем подбирать под него адекватные рейсы [19, c. 550].

Проблемы авиаперевозок нарастают: цены на авиабилеты будут расти в силу ряда причин. Среди них: улучшение состояния глобальной экономики, рост стоимости авиатоплива, высокие показатели загрузки рейсов, рост эффективности управления загрузкой рейсов со стороны авиакомпаний.

В 1-й половине 2007г. объем международных авиаперевозок пассажиров вырос на 6,3% по отношению к 1-й половине 2006г., а фактор средней загрузки рейсов достиг 75,7%.

Впрочем, разразившийся во 2-й половине года ипотечный кризис в США и Великобритании может несколько скорректировать динамику этого роста. Так, Международная Ассоциация авиатранспорта (IATA) снизила прогноз доходности мировой авиаиндустрии на 2008г. как раз в связи с кризисом кредитных и ипотечных платежей.

Как сказано в официальном документе IATA , пока оценить риски во всем объеме довольно сложно. Если кредитный кризис приведет к реальному ослаблению мировой экономки, это скажется на росте рынка авиауслуг и приведет и к снижению стоимости топлива и оплаты труда. При этом, если центральным банкам удастся предотвратить широкое расползание кризиса, стоимость топлива и оплата рабочей силы, может, наоборот, возрасти даже больше, чем прогнозировалось ранее.

Вместе с тем, рост стоимости авиабилетов и возникающие накладки с сервисом, в том числе забастовки, заставляют бизнесменов искать альтернативные пути ведения бизнеса. Среди них - использование других видов транспорта (автомобильного или железнодорожного, хотя на практике это возможно только в Европе) и организация видеоконференций вместо командировок [20, c. 256].

В 2008г. стоимость авиабилетов увеличится в среднем на 2-4%, но при этом могут несколько возрасти и корпоративные скидки, в результате рост договорных корпоративных цен может ограничиться 2%.

В последнее время организаторы бизнес-мероприятий все активнее прибегают к услугам low-cost авиакомпаний. Однако рост числа новых низкобюджетных перевозчиков в таких регионах, как Азиатско-Тихоокеанский, Ближний Восток, Латинская Америка, оказался недостаточным на фоне роста числа пассажиров.

Ограничительными факторами выступают возможности самих аэропортов, у которых не всегда имеются технические предпосылки для увеличения числа рейсов. По прогнозам, ранее 2009г. не следует ожидать серьезных улучшений аэропортовой инфраструктуры.

По данным исследования Международного Совета аэропортов (ACI), аэропорты прогнозируют рост пассажиропотока на 4% ежегодно, а тем временем пропускная возможность самих аэропортов возрастает в среднем лишь на 3% в год. Это означает, что, в то время как потребность в авиаперевозках к 2020г. возрастет до 7 млрд пассажиров ежегодно, аэропорты смогут "комфортно" обслужить только 6 млрд.

Таким образом, столпотворения в аэропортах будут ухудшать сервис и портить впечатления о поездках. Причем, рост пассажиропотока увеличивает нагрузку на все службы аэропортов - от парковок до пунктов спецконтроля, от обработки багажа до паспортного контроля. Между тем законодательные и экологические требования мешают аэропортам расширяться [21, c. 168].

По данным Управления гражданской авиации Великобритании (Civil Aviation Authority) как регулярные, так и чартерные рейсы в аэропортах Британии выполнялись менее пунктуально, чем в 2006г.: только 68% регулярных рейсов выполнялось по расписанию. Больше всего задержек происходит на линиях в Нью-Йорк, Дубай, Лос-Анджелес, Рим и Стамбул - на них лишь чуть более половины рейсов осуществляется без задержек.

Назад, к истокам: исследование, проведенное недавно университетами Западной Англии, Бристоля и Ланкастера, установило, что деловые путешественники склонны выбирать сегодня не "самый быстрый" способ совершения поездки, а "самый продуктивный". Таковым является путешествие по железной дороге, так как во время поездки на поезде бизнесмены могут пользоваться компьютерами, КПК и мобильными телефонами, а также проводить деловые встречи и совещания на ходу.

Семь операторов скоростных поездов в Европе договорились о координации работы на международных направлениях. Они создали консорциум Railteam для обеспечения более быстрых путешествий по железным дорогам Западной Европы. Участниками консорциума стали: Eurostar (Великобритания), Deutsche Bahn (Германия), SNCF (Франция), SNCB (Бельгия), NS Hispeed (Нидерланды), BB (Австрия), SBB (Швейцария) и ее дочерние компании Thalys, Lyria и Alleo.Совместно они инвестируют боле 30 млн евро в новую систему дистрибуции железнодорожных билетов, которая позволит международным путешественникам искать цены, делать бронирования и получать билеты на все поезда консорциума у любого дистрибьютора, занимающегося железнодорожными билетами. Система начнет работать в 2009 году [22, c. 302].

Сегодня скоростные железнодорожные магистрали обслуживают в Европе 100 пунктов назначения, покрывая 5 тысяч км пути. К 2010г. эта сеть расширится до 7591 км. Участники проекта Railteam перевозят за год 25 млн пассажиров, а к 2020г. планируют утроить это число.

Однако расценки на услуги железных дорог в Европе будут также расти, хотя и неравномерно на разных рынках.

В поиске новых стран и городов: стоимость аренды помещений для деловых встреч и мероприятий возрастет на 8-10%.

Как и в 2007г., организаторы деловых мероприятий из США будут избегать Европу из-за слабости курса доллара по отношению к евро и фунту. Организаторы мероприятий из Европы, наоборот, охотно выбирают местами проведения мероприятий места в Северной и Южной Америках благодаря более гибким авиатарифам и большому предложений конференц-залов.

Перегруженные аэропорты и транспортные пробки на городских магистралях добавляют озабоченности организаторам конференций, и те будут стараться избегать городов с транспортными проблемами, - прямо указывается в докладе BCD [23, c. 650].

Стоимость аренды автомобилей увеличится на 5-10%.

Растущие операционные расходы по содержанию парка машин приведут к повышению тарифов на аренду автомобилей.

Тем не менее, в 2008г. rent-a-car компании будут увеличивать число машин в местах своей работы, а также предоставлять машины с шоферами и машины с гибридным использованием топлива.

Международный Совет по туризму и путешествиям (WTTC) отнес Россию к десяти Топ-странам, где до 2017г. спрос на туризм и поездки в силу повышения экономических показателей будет расти особенно заметно.

Это означает, что на этих рынках как сами деловые люди, так и компании, приобретающие для них туристические -услуги, столкнутся с ограничениями в предложениях и ростом цен, а также с перегруженностью аэропортов.

В Топ-10 вошли (список составлен исходя из объема авиапассажиров стране): США, Китай, Япония, Германия, Великобритания, Франция, Испания, Италия, Россия, Канада [24, c. 150].При этом, по данным Международного Валютного Фонда, число деловых поездок со стороны россиян будет расти темпами, превышающими среднемировые.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной курсовой работе была определена роль делового туризма как одного из наиболее перспективных направлений туризма в Мировой туристской индустрии.

В ходе написания и в соответствии с поставленной целью были решены следующие задачи:

      изучили теоретические основы туристской деятельности
рассмотрели понятие и сущность делового туризма;

      раскрыли социально-экономическую значимость делового туризма как специализированного сегмента рынка туристских услуг;

      оценили факторы,  влияющие     на    развитие       делового туризма;

      проанализировали современное состояние рынка делового туризма;

      выявили тенденции и проблемы развития делового туризма.

Информация о работе Роль делового туризма в развитии туристской индустрии