Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 12:40, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучить внешнеэкономические связи России и КНР. В рамках данной цели поставлены следующие задачи:
1. Изучить теоретические аспекты внешнеэкономических связей
2. Показать современные периоды развития внешнеэкономических связей между РФ и КНР
Введение………………………………………………………………………………...…...3
Глава 1. Внешнеэкономические связи: теоретические аспекты
1.1 Понятие и функции внешнеэкономических связей………………………………….......4
1.2 Классификация внешнеэкономических связей…………………………………………..5
1.3 Внешнеэкономические связи РФ и КНР: исторические аспекты…………………........6
Глава 2. Современные этапы развития внешнеэкономических связей между РФ и КНР
1.4 Период 1993-1995 г…………………………………………………………………….....10
1.5 Период 1996 – 2000 годы……………………………………………………………........13
1.6 Период 2000 г. по наши дни………………………………………………………….......16
Глава 3. Приморский край и КНР: современное состояние и проекты
3.1 Современное состояние и перспективы сотрудничества между Приморским краем и
Китаем…………………………………………………………………..………………........21
3.2 Приграничный торговый комплекс «Пограничный-Суйфуньхэ»……………………..24
3.3 «Туманганский проект»…………………………………………………………………...27
3.4 Формирование и развитие проекта «Морской порт Зарубино»: поиски системного
решения……….………………………………………………………………………….......32
3.5 «Морской порт Зарубино» и региональное развитие Северо-Восточных провинций
КНР: расчет реальных перспектив…………………………………………………...……35
Заключение……………………………………………………………………………………..39
Список использованной литературы………………………………………………………….42
Приложения..................................................................................................................................44
Заключение
В последнее десятилетие российско-китайские связи в целом устойчиво развивались по восходящей и вышли на уровень равноправного доверительного партнерства и стратегического сотрудничества.
Двусторонние отношения между Россией и Китаем строятся на взаимном уважении выбора путей общественного развития, невмешательстве во внутренние дела, соблюдении единства и территориальной целостности друг друга и развитии всестороннего сотрудничества.
На протяжении 90-х годов Россия и Китай создали разветвленную систему постоянных контактов на всех уровнях сотрудничества. Благоприятный режим взаимных поездок граждан обеспечил широчайшие возможности для общения между народами.
Под российско-китайские отношения подведена солидная договорно-правовая база, которая охватывает все сферы сотрудничества между Россией и Китаем.
Есть основания утверждать, что инфраструктура двусторонних связей в целом построена, однако в настоящее время и на обозримую перспективу на первый план выдвигается задача глобального расширения и углубления конкретного сотрудничества в различных областях.
Российско-китайское политическое сотрудничество достигло весьма высокого уровня и продолжает интенсивно развиваться, наполняясь все новым конкретным содержанием. В нынешних непростых международных условиях особое значение имеет крепнущее взаимодействие во внешнеполитической сфере. Это не только способствует упрочению международных позиций России и Китая, но и содействует миру, стабильности и безопасности и в глобальном и в региональном масштабах.
Что касается торгово-экономического сотрудничества, то его огромный потенциал общепризнан. Для его освоения создана мощная организационная структура в виде механизма регулярных встреч глав правительств России и Китая, подписаны десятки соглашений различного уровня. Идет проработка ряда крупных проектов в области нефти и газа, транспорта, энергетики, гражданской авиации и т.д. Налаживаются прямые экономические связи между регионами двух стран. На территории России и Китая создаются несколько довольно больших совместных предприятий производственного характера.
Приморский край является регионом Российской Федерации, где наиболее динамично развиваются внешнеэкономические связи с КНР, в силу исторических аспектов и географического положения. Администрация Приморского края всячески способствует этому торгово-экономическому сотрудничеству, путем создания необходимых условий: проведение международных форумов, семинаров, выставок, ярмарок и т.д. В настоящее время в Приморском крае идет реализация российско-китайских проектов: «Пограничный-Суйфуньхэ», «Туманганский проект», проект «Морской порт Зарубино» и т.д.
По проекту «Пограничный-Суйфуньхэ» закончена разработка проектной документации по строительству выстовочно-торговых комплексов, гостинично-деловой части и сопутствующей инфраструктуры (с российской стороны эту часть работ выполнял институт Приморгражданпроект). На территории будущего ПТЭКа начато строительство транспортных развязок и первой очереди строительства, которое должно быть закончено в 2007 г. Полное освоение участка запланировано на 2015 г. Основными целями этого проекта ставится осуществление стратегического партнерства с КНР, расширение приграничного сотрудничества, укрепление торгово-экономических связей и увеличение внешнеторгового оборота между Россией и Китаем. Для Приморского края это будет создание центра экономического роста региона на основе использования взаимовыгодного сотрудничества передовых производственных, финансовых и торговых институтов двух сторон.
В 1991 г. была выдвинута идея создания в устье р. Туманной международного мегаполиса под эгидой Программы Развития Организации Объединенных Наций. За прошедшее с тех пор время задачи проекта экономического развития области р. Туманной - (“The Tumen River Area Development Programme”- TRADP) изменились коренным образом. Основным направлением в настоящее время является интеграция в процесс экономического развития региона всех расположенных здесь государств. Туманная - крупнейшая река в бассейне Японского моря. Проект предполагает строительство в бассейне реки новых дорог, развитие инфраструктуры, строительство и реконструкцию портов на побережье, вовлечение в экономику новых трудовых ресурсов. Для осуществления работы по конкретным направлениям Проекта созданы отраслевые Рабочие группы (по транспорту, туризму, экологии). В настоящее время планируется сформировать Рабочую группу по энергетике. Ежегодный бюджет Проекта составляет порядка 2-2,5 млн. ам. долларов, который состоит из вкладов ПРООН (до 1,5 млн.ам. долл.) и взносов стран-доноров и международных финансовых институтов. На нынешнем этапе Проект находится в стадии реализации, о чем говорит осуществление нескольких отраслевых проектов на основе планов, совместно разработанных в ее рабочих группах, что потребовало активной и скоординированной деятельности всех стран-участниц. В частности, был предложен и реализован ряд конкретных инфраструктурных проектов, открывающих оптимальные пути через порты и железные дороги российского Дальнего Востока. К их числу можно отнести открытие международного пассажирского маршрута из Сокчо (РК) в Хунчунь (КНР) через порт Зарубино, грузового маршрута из Акиты (Япония) до Хунчуня через порт Посьет. На конечной стадии находится решение вопроса о вводе в эксплуатацию ж/д пограничного перехода между КНР и РФ "Махалино-Хунчунь", который позволит расширить возможности региона в перевозке грузов. В последнее время активно разрабатывается вопрос восстановления Транскорейской железной дороги. Делегация МПС России посетила РК, а затем КНДР, где провела переговоры с корейскими партнерами. Как подтвердил Президент В.В.Путин во время пребывания на Дальнем Востоке, российская сторона готова участвовать в реализации данного проекта. Осуществление его позволит вывести сотрудничество между странами-участницами Туманганского проекта на качественно новый уровень. При участии Туманганского проекта начата реализация совместного проекта ПРООН и Глобального экологического фонда “Разработка программы стратегических действий по сохранению биологического разнообразия и ресурсов международных вод, прибрежных территорий и важнейших экосистем бассейна реки Туманная”. Кроме того, особое значение придается реализации проекта по созданию сети инвестиционных центров в районе реки Туманной, что позволит активизировать процесс создания более благоприятного инвестиционного климата в данном регионе и усилит координацию в деятельности стран-участниц по развитию международной торгово-экономической кооперации. Представленный Туманганским Секретариатом перечень перспективных проектов свидетельствует о наличии у данного региона большого потенциала для налаживания широкомасштабного международного экономического сотрудничества. В этой связи следует отметить инициативное предложение Секретариата Проекта о расширении географических границ Программы ПРООН. В качестве основных приоритетов России в Программе отмечается сотрудничество в вопросах упрощения торговых процедур, развития транспорта и туризма, защиты окружающей среды и инвестиций.
Так же одним из наиболее перспективных проектов России и Китая осуществляемых на территории Приморского края является проект «Морской порт Зарубино». В настоящее время проект планомерно развивается. 25 августа 2002 года Президент РФ Владимир Путин подробно ознакомился с акваторией морского порта – это было связано с предложениями по ускоренному развитию портовых мощностей для обработки транзитных грузов, прежде всего, идущих из Китая. Успешная реализация проекта «Морской порт Зарубино» позволит эффективно реализовать выгодное географическое расположение и применить на практике существующую транспортную инфраструктуру южной части Приморья.
Список использованной литературы
1. Балабанов И.Т. Внешнеэкономические связи/ И.Т. Балабанов, А.И. Балабанов. –М: Финансы и Статистика, 2000. – 510 с.
2. Власова В.М. Внешнеэкономические связи. – М: Финансы и Статистика, 2001. – 544 с.
3. Казаков И.В. Экономическая зона Японского моря – перспективы развития. – М: «Эксмо – пресс», 2000. – 199 с.
4. Родионов А.П. Стратегия развития области Тумэнь и Северо-Восточной Азии. – М: «Наука», 1995. – 229 с.
5. Ткаченко Б.И. Проблемы эффективности внешней политики России на Дальнем Востоке. – Владивосток: «Уссури», 1996. – 405 с.
6. Ткаченко Б.И. Россия-Китай: восточная граница в документах и фактах. - Владивосток: «Уссури», 1999. – 376 с.
7. Косов В.В. « О развитии «Морского порта Зарубино» в Хасанском районе Приморского края». Доклад замминистра экономики РФ от 10.07.1998, по поручению Правительства РФ от 13.06.1998. № ХВ-П2-16911.
8. Финансово-экономическое исследование рентабельности проекта ОАО «Морской порт Зарубино», проведенное АО «ДНИИМФ» от 01.03.1999. – 34с.
9. Курилов В.И. Китайский вектор на Дальнем Востоке// Владивосток. – 2003. – 28 марта
10. Мстиславский С. Перспективы освоения и развития района Туманган//Дунбэй Луньтань. – 1998, аннотация с китайского языка, подготовлена для ген. Консульства РФ в г. Шэньян, КНР. – 20 июля
11. Сырцова А. В аренде отказать// Владивосток. - 2003. – 27 марта
12. Дарькин С.М. Состояние и перспективы сотрудничества между Приморским краем и Китаем// Дальневосточный вестник [Электронный ресурс]. - http://gazeta.asia-press.ru/
13. Мозиас П. Российско-Китайское экономическое сотрудничество// [Электронный ресурс]. - http://www.nasledie.ru/oboz/N0
14. Санакоев С. Новые Рубежи Сотрудничества// [Электронный ресурс]. -http://www.rus-china.com/
15. Сухачева Г. А. Отношения Приморья с Китаем// [Электронный ресурс]. -http://www.fegi.ru/primorye/
16. Хабалов Д. Начато возведение ПТЭК «Пограничный—Суйфэньхэ»// [Электронный ресурс]. - http://office.fareast.ru/
17. Чжан Зоцзи Отношения России и Китая в 21 веке//[Электронный ресурс]. - http://asia-business.ru/
18. Приграничный торговый комплекс "Пограничный - Суйфэньхэ"// [Электронный ресурс]. - http://harbin.asia-expo.ru/_6.
19. Справка о торгово-экономическом сотрудничестве между Приморским краем и КНР в 2003 г// [Электронный ресурс]. - http://www.maprf.ru/ru/
20. http://www.sakhipa.ru/news/
21. http://ru.chinabroadcast.cn
22. http://asia-business.ru
Приложение А. Классификация внешнеэкономических связей [1]
Приложение Б.
Таблица 1. Доля стран СВА в экспорте СССР/России (в %)
| 1985 | 1990 | 1991 | 1992 | 1993 | 1994 | 1995 |
КНР | 2,7 | 4,3 | 4,2 | 6,9 | 7,0 | 4,5 | 4,4 |
Япония | 3,8 | 6,6 | 6,6 | 4,0 | 4,6 | 3,5 | 4,1 |
КНДР | 1,2 | 2,2 | 1,2 | 0,6 | 0,4 | 0,1 | 0,1 |
КР | 0,1 | 0,8 | 1,3 | 0,5 | 0,9 | 0,6 | 1 |
Таблица 2. Доля стран СВА в импорте СССР/России (в %)
| 1985 | 1990 | 1991 | 1992 | 1993 | 1994 | 1995 |
КНР | 2,6 | 3,8 | 4,2 | 4,8 | 8,8 | 2,5 | 1,9 |
Япония | 6,8 | 5,2 | 4,7 | 4,8 | 5,1 | 2,9 | 1,7 |
КНДР | 2,2 | 2,8 | 1,2 | 0,2 | 0,2 | 0,1 | 0,0 |
КР | 0,1 | 0,9 | 1,3 | 2,2 | 1,2 | 1,1 | 1,1 |