Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 14:38, курсовая работа
целью работы является обоснование необходимости активизации мыслительной деятельности на уроках русского языка.
Объект - процесс обучения русскому языку. Предмет - приемы активизации мыслительной деятельности на уроках русского языка.
Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. Активизация интереса и мыслительной деятельности школьников на учебных занятиях.
1.1. Психолого-педагогический аспект активизации мыслительной деятельности на уроке…………………………………………………….5
1.2. Дидактические основы активизации мыслительной деятельности школьников на уроке………………………………………………………………………..7
Выводы по I главе……………………………………………………………….10
Глава 2. Методы и способы активизации мыслительной деятельности учащихся в процессе обучения русскому языку.
2.1. Методы активизации мыслительной деятельности в процессе обучения русскому языку…………………………………………………………………..11
2.2. Использование занимательных элементов для активизации мыслительной деятельности учащихся, их эффективность……………………………….…………………………....……..16
2.3. Виды языковых игр: анаграммы, шарады, метаграммы, ребусы, палиндромы, логорифы, спунеризмы, каламбуры, кроссворды, чайнворды………………………………………………………………………..18
Выводы по II главе……………………………………………………………....30
Заключение………………………………………………………………………31
Список использованной литературы………………………………………...32
«Астраханский
социально – педагогический колледж»
Выпускная квалификационная работа
по дисциплине:
«Русский язык»
на тему:
«Активизация
мыслительной деятельности на уроках
русского языка при использовании
различного занимательного нетрадиционного
материала».
студентка IV курса группы «А»
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Активизация интереса и мыслительной деятельности школьников на учебных занятиях.
Выводы по I главе……………………………………………………………….
Глава 2. Методы
и способы активизации
2.1. Методы активизации
мыслительной деятельности в
процессе обучения русскому
2.2. Использование
занимательных элементов для
активизации мыслительной деятельности
учащихся, их эффективность……………………………….…………
2.3. Виды языковых
игр: анаграммы, шарады, метаграммы, ребусы,
палиндромы, логорифы, спунеризмы, каламбуры,
кроссворды, чайнворды………………………………………………………
Выводы по II главе……………………………………………………………..
Заключение……………………………………………………
Список
использованной литературы………………………………………...32
Введение
Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка – одна из самых актуальных проблем. Это закономерно, т. к. учение – ведущий вид деятельности школьников, в процессе которого решаются главные задачи, поставленные перед школой, подготовить подрастающее поколение к жизни и труду.
Необходимо научить школьников учиться, подготовить их к самообразованию, к самостоятельному овладению знаниями, чтобы воспитать творцов.
Понятие «активизация мыслительной деятельности» - психологическое, поскольку речь идет об особенностях психической деятельности человека, а именно – об особенностях мыслительной деятельности. Исследованием активизации мыслительной деятельности учащихся в процессе обучения занимается, кроме психологии, и дидактика, рассматривающая общие закономерности процесса обучения школьника, и методика русского языка, изучающая особенности процесса обучения в школе.
В любой сфере человеческой деятельности работа может выполняться или по готовому образцу, или с внесением каких – то элементов нового. Возможен и такой путь , когда открываются принципиально новые знания или пути их добывания, рождается научное открытие, изобретение. Иначе говоря, существуют различные уровни проявления самостоятельности мышления.
При написании работы мной были использованы исследования С.А. Псарёвой, Л.М. Головиновой, И.Э.Унт.
В работах С.А. Псарёвой значимыми для меня выступили идеи:
а) необходимость выявления, учета и развития творческих способностей учащихся;
б) приобщение школьников к многообразной творческой деятельности.
В работах И.Э. Унт меня привлекла мысль о формировании человека самосовершенствующегося.
В работах Л.М. Головиной самыми существенными выступили положения:
а) развивать познавательные и творческие способности каждого ребенка;
б) необходимость познания себя, самореализации личности в процессе учебной деятельности.
Также важен опыт методистов: Е.В. Коротаевой, В.А. Сидоренкова, М.И. Крупенинниковой, С.В. Кульневич, Т.П. Ланоцениной, которые проводят идеи творческого взаимодействия учителя и учащегося при обучении русскому языку, проектирования самостоятельной работы учащихся через домашние задания, активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка.
Таким образом, целью работы является обоснование необходимости активизации мыслительной деятельности на уроках русского языка.
Объект - процесс обучения русскому языку.
Предмет - приемы активизации мыслительной деятельности на уроках русского языка.
Цель конкретизируется в задачах:
Методы исследования. Для подтверждения выдвинутой гипотезы использовались следующие методы исследования:
Глава 1. Активизация интереса и мыслительной деятельности школьников на учебных занятиях.
Выявленная современной психологией главная функция психики - функция непосредственного управления конкретными процессами человеческой деятельности, лежит в основе построения структуры любой деятельности, в том числе и мыслительной.
Философ М.С. Коган выделяет четыре блока:
1. Выработка мотивации - субъект должен иметь внутреннюю мотивацию.
2. Конкретная
ориентация выражается в
3. Психика должна
обеспечить владение субъектом
исполнительскими механизмами,
4. Блок оценки результативности действий, благодаря которым становится возможной обратная связь.
Мотивационный компонент (потребности, интересы, мотивы) - обеспечивает включение школьников в процесс активного учения и поддерживает эту активность на протяжении всех этапов учебного познания.
Ориентационный компонент - принятие учеником цели учебно-познавательной деятельности, планирование и прогнозирование.
Содержательно-операционный - состоит из системы ведущих знаний (представления, факты, понятия, законы, теории) и способов учения.
Ценностно-волевой компонент включает в себя внимание, волю.
Оценочный компонент - получение обратной информации о ходе совершения действия на основе сличения результатов деятельности с выполняемой задачей. Наличие этого компонента в составе процесса учения и взаимосвязь всех компонентов между собой обеспечивают самоуправление процессом обучения.
Мыслительная деятельность в целом складывается из внутренних взаимосвязанных действий, логическая последовательность которых и определяет ее структуру.
Можно выделить следующие типы мыслительного действия:
1. Действия, подводящие
к осознанию необходимости
а) предварительные
практические действия (таблицы, схемы,
опыты, примеры), подводящие к осознанию
недостаточности известных
б) действия по осознанию практической и теоретической значимости изучаемого вопроса;
в) действия, по
анализу и сопоставлению
г) выдвижение гипотез и привлечение имеющихся у школьников теоретических знаний для их обоснования.
2. Действия по
созданию фактической базы для
дальнейших теоретических
а) актуализация известных фактов;
б) накопление новых фактов.
3. Действия по
обобщению фактического
а) первичные обобщения на основе сравнения (сопоставления и противопоставления фактов);
б) новые обобщения, основанные на предшествующих обобщениях (обобщения второго и т.д. порядка). Этот ряд обобщений приводит к итоговым обобщениям урока, темы. Обобщения должны включать стержневую идею курса.
4. Действия по
соотнесению обобщений с
а) нахождение новых случаев проявлений общего в конкретном;
б) применение обобщений к объяснению внешне противоречивых фактов, явлений;
в) использование
обобщений в измененных ситуациях.
1.2. Дидактические основы активизации мыслительной деятельности школьников на уроке.
Активация учения
школьников должна рассматриваться
не как усиление деятельности, а
как мобилизация учителем с помощью
специальных средств
Физиологической
основой мыслительной активности является
рассогласование между наличной
ситуацией и прошлым опытом. Особое
значение на этапе включения ученика
в активную познавательную деятельность
имеет ориентировочно-
Выделяют следующие уровни познавательной активности:
Первый уровень - воспроизводящая активность; характеризуется стремлением ученика понять, запомнить и воспроизвести знания, овладеть способом его применения по образцу. Этот уровень отличается неустойчивостью волевых усилий школьника, отсутствием у учащихся интереса к углублению знаний, отсутствие вопросов типа: «Почему?»
Второй уровень - интерпретирующая активность; характеризуется стремлением ученика к выявлению смысла изучаемого содержания, стремлением познать связи между явлениями и процессами, овладеть способами применения знаний в измененных условиях.