Активизация мыслительной деятельности на уроках русского языка при использовании различного занимательного нетрадиционного материала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 14:38, курсовая работа

Описание

целью работы является обоснование необходимости активизации мыслительной деятельности на уроках русского языка.
Объект - процесс обучения русскому языку. Предмет - приемы активизации мыслительной деятельности на уроках русского языка.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. Активизация интереса и мыслительной деятельности школьников на учебных занятиях.
1.1. Психолого-педагогический аспект активизации мыслительной деятельности на уроке…………………………………………………….5
1.2. Дидактические основы активизации мыслительной деятельности школьников на уроке………………………………………………………………………..7
Выводы по I главе……………………………………………………………….10
Глава 2. Методы и способы активизации мыслительной деятельности учащихся в процессе обучения русскому языку.
2.1. Методы активизации мыслительной деятельности в процессе обучения русскому языку…………………………………………………………………..11
2.2. Использование занимательных элементов для активизации мыслительной деятельности учащихся, их эффективность……………………………….…………………………....……..16
2.3. Виды языковых игр: анаграммы, шарады, метаграммы, ребусы, палиндромы, логорифы, спунеризмы, каламбуры, кроссворды, чайнворды………………………………………………………………………..18
Выводы по II главе……………………………………………………………....30
Заключение………………………………………………………………………31
Список использованной литературы………………………………………...32

Работа состоит из  1 файл

ВКР.docx

— 244.85 Кб (Скачать документ)

«Астраханский социально – педагогический колледж» 
 
 
 
 
 
 

Выпускная квалификационная работа

по дисциплине: «Русский язык» 

на тему:

«Активизация  мыслительной деятельности на уроках русского языка при использовании  различного занимательного нетрадиционного  материала». 
 

                                                                                              

                                                                                               Выполнила:

студентка IV курса группы «А»

                                                                            Магерамова С.Р. 

                                                                         Научный руководитель:

                                                                           Аншакова Л.А. 

                                                                                                                                            

                                                  Астрахань -2011 

                                                                                                                                 Оглавление

Введение………………………………………………………………………..3

         Глава 1. Активизация интереса  и мыслительной деятельности  школьников на учебных занятиях.

    1. Психолого-педагогический аспект активизации мыслительной деятельности на уроке…………………………………………………….5
    2. Дидактические основы активизации мыслительной деятельности школьников на уроке………………………………………………………………………..7

Выводы по I главе……………………………………………………………….10

Глава 2. Методы и способы активизации мыслительной деятельности учащихся в процессе обучения русскому языку.

2.1. Методы активизации  мыслительной деятельности в  процессе обучения русскому языку…………………………………………………………………..11

2.2. Использование  занимательных элементов для  активизации мыслительной деятельности учащихся, их эффективность……………………………….…………………………....……..16

2.3. Виды языковых игр: анаграммы, шарады, метаграммы, ребусы, палиндромы, логорифы, спунеризмы, каламбуры, кроссворды, чайнворды………………………………………………………………………..18

Выводы по II главе……………………………………………………………....30

Заключение………………………………………………………………………31

Список  использованной литературы………………………………………...32 
 
 
 
 

Введение

Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка – одна из самых актуальных проблем. Это закономерно, т. к. учение – ведущий вид деятельности школьников, в процессе которого решаются главные  задачи, поставленные перед школой, подготовить подрастающее поколение  к жизни и труду.

Необходимо научить  школьников учиться, подготовить  их к самообразованию, к самостоятельному овладению знаниями, чтобы воспитать  творцов.

Понятие «активизация мыслительной деятельности» - психологическое, поскольку речь идет об особенностях психической деятельности человека, а именно – об особенностях мыслительной деятельности. Исследованием активизации  мыслительной деятельности учащихся в  процессе обучения занимается, кроме  психологии, и дидактика, рассматривающая  общие закономерности процесса обучения школьника, и методика русского языка, изучающая особенности процесса обучения в школе.

В любой сфере  человеческой деятельности работа может  выполняться или по готовому образцу, или с внесением каких –  то элементов нового. Возможен и  такой путь , когда открываются  принципиально новые знания или  пути их добывания, рождается научное  открытие, изобретение. Иначе говоря, существуют различные уровни проявления самостоятельности мышления.

При написании  работы мной были использованы исследования С.А. Псарёвой, Л.М. Головиновой, И.Э.Унт.

В работах С.А. Псарёвой значимыми для меня выступили идеи:

а) необходимость  выявления, учета и развития творческих способностей учащихся;

б) приобщение школьников к многообразной творческой деятельности.

В работах И.Э. Унт меня привлекла мысль о формировании человека самосовершенствующегося.

В работах Л.М. Головиной самыми существенными выступили положения:

а) развивать  познавательные и творческие способности  каждого ребенка;

б) необходимость  познания себя, самореализации личности в процессе учебной деятельности.

Также важен  опыт методистов: Е.В. Коротаевой, В.А. Сидоренкова, М.И. Крупенинниковой, С.В. Кульневич, Т.П. Ланоцениной, которые проводят идеи творческого взаимодействия учителя и учащегося при обучении русскому языку, проектирования самостоятельной работы учащихся через домашние задания, активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка.

Таким образом, целью работы является обоснование необходимости активизации мыслительной деятельности на уроках русского языка.

Объект - процесс обучения русскому языку.

Предмет - приемы активизации мыслительной деятельности на уроках русского языка.

Цель  конкретизируется в задачах:

  1. Изучить психолого – педагогическую и научно – методологическую литературу по теме исследования.
  2. Дать определения основным понятиям в рамках исследования.
  3. Выявить дидактические возможности развития активизации мыслительной деятельности на уроках русского языка.
  4. Обработать полученные результаты.

Гипотеза  исследования. Если в серию уроков русского языка будет включён различный занимательный нетрадиционный материал, то процесс повышения интереса к русскому языку будет эффективнее.

Методы  исследования. Для подтверждения выдвинутой гипотезы использовались следующие методы исследования:

  • изучение и анализ литературы по проблеме;
  • беседа;
  • педагогический эксперимент;
  • анализ проделанной деятельности.

     Глава 1. Активизация интереса и мыслительной деятельности школьников на учебных занятиях.

    1. Психолого-педагогический аспект активизации мыслительной деятельности на уроке.

Выявленная современной  психологией главная функция  психики - функция непосредственного  управления конкретными процессами человеческой деятельности, лежит в  основе построения структуры любой  деятельности, в том числе и  мыслительной.

Философ М.С. Коган  выделяет четыре блока:

1. Выработка  мотивации - субъект должен иметь  внутреннюю мотивацию.

2. Конкретная  ориентация выражается в целеполагании  и разработке плана, программы,  технологии действия.

3. Психика должна  обеспечить владение субъектом  исполнительскими механизмами, умение  оперировать ими.

4. Блок оценки  результативности действий, благодаря  которым становится возможной  обратная связь.

Мотивационный компонент (потребности, интересы, мотивы) - обеспечивает включение школьников в процесс активного учения и  поддерживает эту активность на протяжении всех этапов учебного познания.

Ориентационный  компонент - принятие учеником цели учебно-познавательной деятельности, планирование и прогнозирование.

Содержательно-операционный - состоит из системы ведущих знаний (представления, факты, понятия, законы, теории) и способов учения.

Ценностно-волевой  компонент включает в себя внимание, волю.

Оценочный компонент - получение обратной информации о  ходе совершения действия на основе сличения результатов деятельности с выполняемой  задачей. Наличие этого компонента в составе процесса учения и взаимосвязь  всех компонентов между собой  обеспечивают самоуправление процессом  обучения.

Мыслительная  деятельность в целом складывается из внутренних взаимосвязанных действий, логическая последовательность которых  и определяет ее структуру.

Можно выделить следующие типы мыслительного действия:

1. Действия, подводящие  к осознанию необходимости нового  познания:

а) предварительные  практические действия (таблицы, схемы, опыты, примеры), подводящие к осознанию  недостаточности известных теоретических  знаний, объяснения новых фактов, явлений, процессов;

б) действия по осознанию  практической и теоретической значимости изучаемого вопроса;

в) действия, по анализу и сопоставлению фактов, явлений;

г) выдвижение гипотез  и привлечение имеющихся у  школьников теоретических знаний для  их обоснования.

2. Действия по  созданию фактической базы для  дальнейших теоретических обобщений: 

а) актуализация известных фактов;

б) накопление новых  фактов.

3. Действия по  обобщению фактического материала:

а) первичные  обобщения на основе сравнения (сопоставления  и  противопоставления фактов);

б) новые обобщения, основанные на предшествующих обобщениях (обобщения второго и т.д. порядка). Этот ряд обобщений приводит к  итоговым обобщениям урока, темы. Обобщения  должны включать стержневую идею курса.

4. Действия по  соотнесению обобщений с многообразием  конкретной действительности:

а) нахождение новых  случаев проявлений общего в конкретном;

б) применение обобщений  к объяснению внешне противоречивых фактов, явлений;

в) использование  обобщений в измененных ситуациях. 

1.2. Дидактические основы  активизации мыслительной  деятельности школьников  на уроке.

Активация учения школьников должна рассматриваться  не как усиление деятельности, а  как мобилизация учителем с помощью  специальных средств интеллектуальных, нравственно-волевых и физических сил учеников на достижение конкретных целей обучения и воспитания.

Физиологической основой мыслительной активности является рассогласование между наличной ситуацией и прошлым опытом. Особое значение на этапе включения ученика  в активную познавательную деятельность имеет ориентировочно-исследовательский  рефлекс, представляющий собой реакцию  организма на необычные изменения  во внешней среде. Исследовательский  рефлекс приводит кору больших полушарий  в деятельное состояние. Возбуждение  исследовательского рефлекса - необходимое  условие познавательной деятельности.

Выделяют следующие  уровни познавательной активности:

Первый уровень - воспроизводящая активность; характеризуется стремлением ученика понять, запомнить и воспроизвести знания, овладеть способом его применения по образцу. Этот уровень отличается неустойчивостью волевых усилий школьника, отсутствием у учащихся интереса к углублению знаний, отсутствие вопросов типа: «Почему?»

Второй уровень - интерпретирующая активность; характеризуется стремлением ученика к выявлению смысла изучаемого содержания, стремлением познать связи между явлениями и процессами, овладеть способами применения знаний в измененных условиях.

Информация о работе Активизация мыслительной деятельности на уроках русского языка при использовании различного занимательного нетрадиционного материала