Активизация мыслительной деятельности на уроках русского языка при использовании различного занимательного нетрадиционного материала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 14:38, курсовая работа

Описание

целью работы является обоснование необходимости активизации мыслительной деятельности на уроках русского языка.
Объект - процесс обучения русскому языку. Предмет - приемы активизации мыслительной деятельности на уроках русского языка.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. Активизация интереса и мыслительной деятельности школьников на учебных занятиях.
1.1. Психолого-педагогический аспект активизации мыслительной деятельности на уроке…………………………………………………….5
1.2. Дидактические основы активизации мыслительной деятельности школьников на уроке………………………………………………………………………..7
Выводы по I главе……………………………………………………………….10
Глава 2. Методы и способы активизации мыслительной деятельности учащихся в процессе обучения русскому языку.
2.1. Методы активизации мыслительной деятельности в процессе обучения русскому языку…………………………………………………………………..11
2.2. Использование занимательных элементов для активизации мыслительной деятельности учащихся, их эффективность……………………………….…………………………....……..16
2.3. Виды языковых игр: анаграммы, шарады, метаграммы, ребусы, палиндромы, логорифы, спунеризмы, каламбуры, кроссворды, чайнворды………………………………………………………………………..18
Выводы по II главе……………………………………………………………....30
Заключение………………………………………………………………………31
Список использованной литературы………………………………………...32

Работа состоит из  1 файл

ВКР.docx

— 244.85 Кб (Скачать документ)

Характерный показатель: большая устойчивость волевых усилий, которая проявляется в том, что  ученик стремится довести начатое  дело до конца, при затруднении не отказывается от выполнения задания, а  ищет пути решения.

Третий уровень  – творческий; характеризуется интересом и стремлением не только проникнуть глубоко в сущность явлений и их взаимосвязей, но и найти для этой цели новый способ.

Характерная особенность - проявление высоких волевых качеств  ученика, упорство и настойчивость  в достижении цели, широкие и стойкие  познавательные интересы. Данный уровень  активности обеспечивается возбуждением высокой степени рассогласования  между тем, что ученик знал, что  уже встречалось в его опыте  и новой информацией, новым явлением. Активность, как качество деятельности личности, является неотъемлемым условием и показателем реализации любого принципа обучения.

Принцип связи  обучения с жизнью, является содержательной основой для активизации учения школьников, может преодолеть отрыв  обучения от жизни, осуществляемым только в случае организации активного  учения школьников.

Принцип научности  создает основу для активной деятельности учащихся не только по осмыслению и  заполнению освещаемого содержания, но и для его теоретического толкования. В то же время проникновение в  сущность изучаемых явлений неразрывно связано с качественной познавательной деятельностью школьников.

Принцип сознательности и прочности усвоения знаний может  быть реализован только в процессе активного учения.

Принцип наглядности, выражая, в основном, единство конкретного  и абстрактного, теснейшим образом  связанный с сознательностью  усвоения знаний, реализуется при  активном мышлении учащихся, особенно на этапе перехода от конкретного  к абстрактному, и наоборот, от абстрактного к конкретному.

Принцип индивидуального  подхода к учащимся в условиях коллективного характера обучения предполагает включение каждого  ученика в процесс учения. При  этом уровень активности будет зависеть от учета реальных учебных возможностей школьников.

Таким образом, принцип активности в обучении находится  в диалектическом единстве со всеми  принципами в их системе.

В качестве средств  активизации учения школьников выступают: учебное содержание, формы, методы и  приемы обучения.

Задача учителя  состоит в том, чтобы обеспечить не общую активность учеников в мыслительной деятельности, а их активность, направленную на овладение ведущими знаниями и  способами деятельности.

Активизация учения - есть прежде всего организация  действий учащихся, направленных на осознание  и разрешение конкретных учебных  проблем.

Проблема - это  всегда знание о незнании, т.е. осознание  недостаточности знаний для удовлетворения возникшей познавательной потребности.

Особое значение для успешной реализации принципа активности в обучении имеют самостоятельные  работы творческого характера.

Признаки, характеризующие  самостоятельную работу:

а) наличие цели самостоятельной работы;

б) наличие конкретного  задания;

в) четкое определение  формы выражения результата самостоятельной  работы;

г) определение  формы проверки результата самостоятельной  работы;

д) обязательность выполнения работы каждым учеником, получившим задание.

Основные требования к содержательно-логической (внутренней) стороне самостоятельной работы:

1. Содержание  заданий должно строго соответствовать  конкретным дидактическим целям  обучения и воспитания;

2. Содержание  и методический аппарат заданий  должны обеспечить учебно-познавательную  деятельность всех степеней познавательной  самостоятельности;

3. В работах  должны использоваться все возможности  для введения вариативных заданий,  которые обеспечивают максимально  успешное протекание самостоятельных  работ каждого ученика.

Задача учителя - не только сообщать знания, но и управлять  процессом их усвоения, воспитывать  и способствовать развитию ученика, формировать у него необходимые  личностные качества.

Задача ученика - учить и путем самовоспитания совершенствоваться, развивая у себя ценные черты характера и личности.

Проблемное обучение не только активизирует мыслительные процессы учащихся, но и посредством  поисковых задач порождает у  них интерес и тем самым  необходимую учебную мотивацию. 
 

Выводы  по I главе.

Таким образом, при использовании нетрадиционных занимательных материалов учитель должен учитывать психологические особенности школьников, что поможет ему в дальнейшем не только грамотно построить учебно-воспитательный процесс, но и способствовать наиболее качественному усвоению детьми учебного материала.

В настоящее  время происходит очередное глобальное реформирование норм в современном русском языке. Изменения коснулись практически всех разделов языка. Однако наиболее заметно эти модификации затронули нормы словоупотребления и сочетания слов. Широко распространилось словообразование, формирование фразеологических оборотов из привычных или непривычных сочетаний слов.

Процессы, происходящие в современном русском языке, не раз становились предметом  обсуждения ученых, литераторов, педагогов, публицистов. Не раз указывалось  на то, что в современной русской  устной и письменной речи проявляются  тревожные тенденции, которые нужно  преодолеть для того, чтобы сохранить  русский язык во всем его разнообразии, богатстве и красоте. Необходимость  поддержки русского языка была признана и на уровне высших органов государственного управления.

Выбор тех или  иных форм и способов активизации  мыслительной деятельности учащихся при  использовании занимательного нетрадиционного  материала  во многом предопределяется целью и логикой урока. 
 
 
 
 
 

Глава 2. Методы и способы  активизации мыслительной деятельности учащихся в процессе обучения русскому языку.

2.1. Методы активизации  мыслительной деятельности  в процессе обучения  русскому языку.

В классификации  методов обучения надо исходить из задач обучения русскому языку, важнейшая  из которых – обучение школьников литературной речи, подготовка выпускников  средней школы, грамотных в широком  смысле этого слова.

Процесс обучения литературной речи осуществляется в  работе с текстами, предложениями, словосочетаниями, словами. Подбор этого материала  и заданий к нему решает успех  обучения в значительной степени.

Поскольку классификация  касается методов обучения, ее  основанием должен быть выбор языкового материала (характер его, уровень мыслительной работы с ним).

Можно наметить различные этапы работы учащихся с текстами, предложениями, словосочетаниями, словами – по степени усложнения деятельности учащихся: работа с готовыми текстами, предложениями, словосочетаниями, словами, изменение их, создание самими учащимися.

Таким образом, уровень сложности работы с языковым материалом – лингвометодический критерий построения системы методов обучения русскому языку. Деятельность учащихся может быть рассмотрена и с  точки зрения уровней проявления самостоятельности мышления (дидактический  критерий): от работ по образцу к  частично – поисковым и поисковым. Характер предлагаемого учащимся  языкового материала уже обусловливает  определенный уровень мыслительной работы с ним.

Следовательно, в качестве единого основания  классификации методов обучения русскому языку может быть принят уровень сложности работы с языковым материалом, поскольку все виды работ, в которых реализуются методы обучения (приемы обучения), расклассифицированные  по этому признаку, определенным образом  соотносятся с уровнями проявления самостоятельности мышления учащихся, намеченными в дидактике.

Например, готовый  языковой материал учащихся анализируют, производя морфологический разбор слова как части речи. При этом работа выполняется по образцу, поскольку  часть речи изучена; учащиеся в ходе разбора не открывают новых знаний, а осуществляют перенос имеющихся на аналогичные языковые факты.

Изменение формы  слова при списывании (без стилистического  задания), например, заменяя формы 1-го лица глагола формами 2-го лица для  овладения их правописанием, учащиеся тоже выполняют работу по образцу, поскольку  изучено спряжение глаголов, однако логические операции, осуществляемые учащимися при изменении языкового  материала, сложнее, чем в работе с готовыми текстами, предложениями, словосочетаниями, словами.

Создание текстов, предложение, словосочетаний, образование  слов (по данной модели) предполагает частично – поисковую  и поисковую деятельность учащихся. Например, конструирование  предложений, написание заметки  в стенгазету.

Исходя из этих общих положений, рассмотрим классификацию  методов активизации мыслительной деятельности, применяемых в обучении русскому языку.

В процессе обучения деятельность учителя и деятельность учащихся тесно взаимосвязаны и  взаимообусловлены.

Классификация методов обучения русскому языку, основанная на уровнях сложности работы с  языковым материалом, представляет собой  систему активизации мыслительной деятельности учащихся (от работы по образцу  к частично – поисковой и поисковой):

    1. Методы сообщения учителем знаний.
    1. Метод сообщения учителем знаний в готовом виде.
    1. Метод проблемного изложения учителем знаний.
    1. Методы самостоятельного овладения учащимися знаниями и формирования умений.
    1. Метод обучения воспроизведению и анализу готовых текстов, предложений, словосочетаний, слов.
    2. Метод обучения выбору языковых средств по известному образцу в связи с изменением данных текстов, предложений, словосочетаний, слов.
    3. Метод обучения творческому использованию языковых средств в связи с созданием текстов, предложений, словосочетаний, образованием слов.

Методы деятельности учителя.

При сообщении  знаний в готовом виде содержание объяснения учителя представляет собой  текст, включающий теоретические положения  и примеры, их иллюстрирующие. Эти  положения не формулируются как  проблемы (вопросы), не выводятся путем  доказательств из языковых фактов; иллюстрации (примеры) лишь показывают, какое выражение находят теоретические  положения в языковом материале. Таким способом, например, сообщаются сведения об алфавите: вывешивается таблица, обращается внимание на последовательность букв, их количество, названия.

Проблемное изложение  учителем знаний тоже представляет собой  текст, но он преподносится на более  высоком уровне сложности, поскольку  учитель находит в теме, предназначенной  для объяснения, проблемы, т.е. трудные  вопросы, которые ставит перед учащимися, и , анализируя языковые факты, явления, разрешат эти вопросы: рассуждает, доказывает, отвечая на вопросы, обосновывает выводы.

Если в первом случае учащиеся осуществляют репродуктивную деятельность, то во втором они становятся участниками сложной мыслительной деятельности, которой их обучают, хотя на поставленные вопросы отвечает сам  учитель.

Методы деятельности учащихся – это методы самостоятельного овладения учащимися знаниями и  формирования умений.

Учитель, естественно, и в этих случаях руководит  процессом обучения.

Приемы первого  метода – обучения воспроизведению  и анализу готовых текстов, предложений, словосочетаний, слов – связаны, во – первых, с готовым языковым материалом, который предназначен для  анализа; учащиеся не изменяют его и  не создают на его основе новый: это  лишь воспроизведение, повторение того, что уже создано; во – вторых, осуществляется анализ этого воспроизведенного  готового материала по известному образцу. Таким образом, осуществляется репродуктивная деятельность учащихся: усвоенные знания и навыки применяются в аналогичных  условиях – на аналогичном языковом материале. К приемам этого метода могут быть отнесены, например, предупредительный, объяснительный, выборочный диктанты, комментированное письмо, грамматический, фонетический, орфографический и  пунктуационный разбор, составление моделей данных словосочетаний, схем к данным предложениям, расстановка знаков препинания в тексте без знаков.

Приемы второго  метода – обучения выбору языковых средств по известному образцу в  связи с изменением данных текстов, предложений, словосочетаний, слов - связаны  с изменением данного языкового  материала: учащимся предстоит выбрать  необходимые для этого языковые средства, но, как это делать, они  знают, поскольку правила, на основе которых выполняется работа изучены; эти правила учащиеся уже применяли  в аналогичных ситуациях. Учащиеся не открывают для себя новых знаний или способов их добывания, а закрепляют изученное. Таким образом, применение приемов этого метода предполагает репродуктивную деятельность, работу по образцу. К таким приемам могут  быть отнесены, например, переконструирование  предложений с целью овладения  синтаксическими конструкциями  и расстановки знаков препинания, замена одних синтаксических конструкций  другими (без стилистического задания), замена одних слов, словосочетаний другими, близкими грамматическими  категориями, изменение форм слов при  списывании, вставка букв при списывании, вставка слов определенной грамматической категории, словосочетаний, синтаксических конструкций при списывании. Если же добавляется стилистическое задание, выполнение работы включает элементы поисковой деятельности учащихся.

Информация о работе Активизация мыслительной деятельности на уроках русского языка при использовании различного занимательного нетрадиционного материала