Активизация мыслительной деятельности на уроках русского языка при использовании различного занимательного нетрадиционного материала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 14:38, курсовая работа

Описание

целью работы является обоснование необходимости активизации мыслительной деятельности на уроках русского языка.
Объект - процесс обучения русскому языку. Предмет - приемы активизации мыслительной деятельности на уроках русского языка.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. Активизация интереса и мыслительной деятельности школьников на учебных занятиях.
1.1. Психолого-педагогический аспект активизации мыслительной деятельности на уроке…………………………………………………….5
1.2. Дидактические основы активизации мыслительной деятельности школьников на уроке………………………………………………………………………..7
Выводы по I главе……………………………………………………………….10
Глава 2. Методы и способы активизации мыслительной деятельности учащихся в процессе обучения русскому языку.
2.1. Методы активизации мыслительной деятельности в процессе обучения русскому языку…………………………………………………………………..11
2.2. Использование занимательных элементов для активизации мыслительной деятельности учащихся, их эффективность……………………………….…………………………....……..16
2.3. Виды языковых игр: анаграммы, шарады, метаграммы, ребусы, палиндромы, логорифы, спунеризмы, каламбуры, кроссворды, чайнворды………………………………………………………………………..18
Выводы по II главе……………………………………………………………....30
Заключение………………………………………………………………………31
Список использованной литературы………………………………………...32

Работа состоит из  1 файл

ВКР.docx

— 244.85 Кб (Скачать документ)

Чайнворд (от англ. chain 'цепь' и word 'слово') – игра-задача, в которой расположенные цепью клеточки заполняются словами таким образом, что последняя буква предыдущего слова является одновременно первой буквой следующего слова. 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выводы  по II главе

Таким образом, подобного рода задания не только вызывают интерес к языку, но и позволяют удержать внимание на изучаемом и с малых лет приучают детей нестандартно относиться к языку, видеть в нем вариативность, разнообразие, массу необычных удивительных явлений.

Решая такие  упражнения, ребенок бессознательно применяет все свои интеллектуальные, творческие способности, усваивает  законы языка, набирается языкового  опыта, развивает языковое чутье. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

Таким образом, вопросы активизации учения школьников относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Реализация принципа активности в обучении имеет определенное значение, т. к. обучение и развитие носят деятельностный характер и  от качества учения как деятельности зависит результат обучения, развития и воспитания школьников.

Ключевой проблемой  в решении задачи повышения эффективности  и качества учебного процесса является активизация учения школьников. Ее особая значимость состоит в том, что учение, являясь отражательно-преобразующей  деятельностью, направлено не только на восприятие учебного материала, но и  на формирование отношения ученика  к самой познавательной деятельности. Преобразующий характер деятельности всегда связан с активностью субъекта. Знания, полученные в готовом виде, как правило, вызывают затруднения  учащихся в их применении к объяснению наблюдаемых явлений и решению  конкретных задач. Одним из существенных недостатков знаний учащихся остается формализм, который проявляется  в отрыве заученных учащимися  теоретических положений от умения применить их на практике.

Решение задачи повышения эффективности учебного процесса требует научного осмысления проверенных практикой условий  и средств активизации школьников.

Все рассмотренные  элементы занимательности доказывают то, что они дают возможность закреплять все основные разделы русского языка, основные единицы уровней, важнейшие  термины, помогают заложить теоретическую  базу, формируют коммуникативные  качества, популяризируют предмет. Они  заставляют учащихся рассуждать логически, развивают речь, воображение, творчество, зрительное внимание, умение мыслить  нестандартно, укрепляют память, помогают увидеть и объяснить многое в  языке.

Все это и  активизирует учащихся на мыслительную деятельность по предмету «Русский язык». 
 
 

Список  использованной литературы

  1. Анохина Т.Н. Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка. - 1999. - № 12. - С. 57 - 59.
  2. Арсирий А. Т. Занимательные материалы по русскому языку. - М.: ВАКО, 2003. - 495 с.
  3. Власенков А. И. Развивающее обучение русскому языку. - М.: Издательский центр "Академия", 2004. - 526 с.
  4. Волина В.В. Учимся играя. - М.: Новая школа, 1994. - 448 с.
  5. Выгодский Л.С. Психология искусства. - М: Лабиринт - 2008.-с.352
  6. Давыдов В. В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте // Возрастная и педагогическая психология / Под. ред. А. В. Петровского. - М.: Изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 439 с.
  7. Дубровина И.В., Данилова И.И., Прихожан А.М. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2001. - 462 с.
  8. Капинос В. И. Культура речи // Методика развития речи на уроках русского языка / Под. ред. Т. А. Ладыженской . - 2-е изд. - М.: ВАКО, - 2005. - 597 с.
  9. Кравцов Л.Г. Психологические средства управления мышлением в структуре научного понятия: Автореф. дис. … канд. психол. наук. - М., 2002. - 26 с.
  10. Ларина Э.В. Особенности развития мышления у младших школьников в различных условиях обучения: Автореф. дис. … канд. психол. наук. - М., 2002. - 22 с.
  11. Леонтьев А.Н. «Лекции по общей психологии» М. 2007. - с.511
  12. Лозинская Т.П. Русский язык - это интересно: Книга для учителя / Т.П. Лозинская. - Брянск: Курсив, М.: Московский лицей, 2000. - 192 с.
  13. Меерович М. Технология творческого мышления: Практ. пособие. - Мн.: Харвест, 2003. - 432 с.
  14. Николина Н.А., Агеева Е.А. Языковая игра в современной русской прозе /Русский язык сегодня: Сборник статей. Вып. 1. М., 2000, 596с, С.551-561.
  15. Орме Г. Эмоциональное мышление как инструмент достижения успеха. - М.: КСП, 2003. - 272 с.
  16. Панов М.В. Занимательная орфография. - М.: ТЦ Сфера, 2003. - 348 с.
  17. Политова Н. И. Развитие речи учащихся на уроках русского языка. - М.: Изд. центр"Академия", 2005. - 284 с.
  18. Рубинштейн С. Л. «Основы общей психологии» СПб. 2008. - с.713
  19. Сальникова Т.П. Методика преподавания грамматики, правописания и развития речи. - М.: ТЦ Сфера, 2001. - 436 с.
  20. Соколов А.Н. Внутренняя речь и мышление. - М:Издательство ЛКИ- 2007 - с.248
  21. Сухин, И.Г. Занимательные материалы:. - М.: ВАКО, 2005. - 224 с.
  22. Талызина Н. Ф. Практикум по пед. психологии: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 192 с.
  23. Тихомиров О.К. Психология мышления. - М.: Академия, 2005. - 288 с.
  24. Хидиров Ш.Ш. Активизация познавательного интереса учащихся: кроссворды в системе дидактических игр. - 2007. - № 1. - С. 46 - 48.
  25. Юрьева, Н.А. 350 развивающих упражнений по русскому языку: Увлекательное пособие для школьников и учителей / Н.А. Юрьева. - Минск.: Изд-во Юнипресс, 2005. - 304 с.

Информация о работе Активизация мыслительной деятельности на уроках русского языка при использовании различного занимательного нетрадиционного материала