Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 14:38, курсовая работа
целью работы является обоснование необходимости активизации мыслительной деятельности на уроках русского языка.
Объект - процесс обучения русскому языку. Предмет - приемы активизации мыслительной деятельности на уроках русского языка.
Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. Активизация интереса и мыслительной деятельности школьников на учебных занятиях.
1.1. Психолого-педагогический аспект активизации мыслительной деятельности на уроке…………………………………………………….5
1.2. Дидактические основы активизации мыслительной деятельности школьников на уроке………………………………………………………………………..7
Выводы по I главе……………………………………………………………….10
Глава 2. Методы и способы активизации мыслительной деятельности учащихся в процессе обучения русскому языку.
2.1. Методы активизации мыслительной деятельности в процессе обучения русскому языку…………………………………………………………………..11
2.2. Использование занимательных элементов для активизации мыслительной деятельности учащихся, их эффективность……………………………….…………………………....……..16
2.3. Виды языковых игр: анаграммы, шарады, метаграммы, ребусы, палиндромы, логорифы, спунеризмы, каламбуры, кроссворды, чайнворды………………………………………………………………………..18
Выводы по II главе……………………………………………………………....30
Заключение………………………………………………………………………31
Список использованной литературы………………………………………...32
Под творческим
использованием языковых средств подразумевается
применение их в новой ситуации.
Эта новая ситуация возникает
в связи с тем, что учащиеся
сами создают тексты, предложения, словосочетания,
образуют слова (по моделям). Применение
метода обучения творческому использованию
языковых средств в связи с
созданием текстов, предложений, словосочетаний,
образованием слов предполагает частично
– поисковую и поисковую
Конструирование предложений, словосочетаний, образование слов связано с частичным поиском, поскольку известные модели и схемы оказывают помощь в этих случаях, хотя подбор языкового материала предполагает поисковую деятельность.
Среди приемов
рассматриваемого метода имеются специально
сконструированные задания с
целью организации поисковой
деятельности учащихся: это так называемые
задания поискового характера, включающие
проблемные задачи, и задания частично
– поискового характера. Это такой
вид заданий, при выполнении которых
учащиеся без непосредственного
участия учителя (проблемные задачи)
или при некоторой его
Этапы обучения в системе применения методов активизации мыслительной деятельности учащихся могут быть определены в зависимости от того, с каким языковым материалом имеют дело учащиеся – с готовым или с таким, который надо изменить или создать.
В соответствии с этим этапы обучения могут быть намечены следующим образом:
На I этапе учащиеся воспринимают, осмысливают, анализируют готовый языковой материал, который преподносится им или в процессе сообщения учителем знаний, или при выполнении упражнений.
И при сообщении учителем знаний в готовом виде, и при проблемном изложении учащиеся воспринимают текст, составляющий содержание объяснения учителя; изменения этого текста или создания заново от них не требуется.
Этап сообщения учителем знаний является основой формирования умений. Выбор методов сообщения знаний должен зависеть от специфики темы, требований программы и возможностей учащихся.
К этому же этапу
обучения, когда учащиеся получают
от учителя языковой материал готовым,
не участвуя в его создании, изменении,
относится и один из методов самостоятельного
овладения учащимися знаниями и
формирования умений – метод обучения
воспроизведению и анализу
На II этапе осуществляется выбор языковых средств по известному образцу в связи с изменением данного материала. Этот этап закрепляет достигнутое на I этапе, способствует совершенствованию логики мышления учащихся, формирует умение применять знания и навыки в разных ситуациях.
Особым является III этап – этап обучения творческому использованию языковых средств в связи с созданием текстов, предложений, словосочетаний, образованием слов, когда осуществляется частично – поисковая и поисковая деятельность.
Приобретенные учащимися ранее знания, умения и навыки, в том числе в ходе проблемного изложения нового материала учителем, теперь применяются ими при создании текстов, предложений, словосочетаний, образовании слов, хотя элементы работы по образцу, естественно, присутствуют в большей или меньшей степени и в этих случаях.
Овладение культурой речи на III этапе осуществляется в самых сложных условиях, но особенно эффективно.
Таким образом,
три этапа соответствуют
Наряду с традиционными формами организации учебной деятельности эффективно использовать на уроке занимательные элементы. Они традиционно применяется в обучении как средство возбуждения интереса к учению. К ним можно отнести анаграммы, шарады, метаграммы, ребусы, палиндромы, логорифы, спунеризмы, каламбуры, кроссворды, чайнворды, которые помимо определенной образовательной функции непосредственно стимулируют интерес учащихся к изучаемому предмету. Основу таких учебно-познавательных подходов составляют термины русского языка.
Для организации основных подходов к учебной деятельности не требуется много времени урока, но они выполняют определенную положительную роль в процессе обучения, развития, воспитания.
С древности
игра использовалась как средство обучения
детей. Возникшая система образования,
развивающаяся как классно-
В нашей стране за многие годы сложилось неверное, поурочное представление: учение считается обязательным и тяжелым трудом, который опирается на механическое запоминание, зубрежку учебного материала. Учение как бы предполагает естественное принуждение, без которого невозможно продвижение в познании. Конечно, учение это не простой труд, но все же труд интересный и увлекательный, потому что приобщает школьников к новому, тайному, интересному; не случайно в последние годы возникло понятие «учение с увлечением». В игре ребенок с большим интересом и охотой выполняет то, что вне ее ему кажется очень трудным и неинтересным. В.А. Сухомлинский сказал об этом, что ребенок - это пытливый исследователь, который познает мир, делает новые открытия через игру.
Макаренко создал целый комплекс игр при работе в своей колонии. Не проходило ни одной недели, чтобы не создавалась новая игра. Макаренко считал, что в комплексе игр не должно быть ничего лишнего и ничего не достающего.
Педагоги понимали, что в игре ребенок накапливает знания, развивает способности, формирует познавательные интересы. Наверно, игра, поэтому в истории развития педагогических систем, была связана с образовательными задачами. Развивались игры, приспособленные к тому, чтобы обучать детей речи, счету, письму. Например, в педагогике Фребеля игра давала детям представление о форме, величине, цвете предметов, в системе О Декроли, например, игры использовались как образовательное средство. Исследования Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, П.Я. Гальперина и других свидетельствуют, что закономерности формирования умственных действий на материале школьного обучения обнаруживаются в игровой деятельности детей.
Метод познавательных
игр имеет долгую историю. Он уже
применялся в древних дидактических
системах. Обучающие игровые программы
вместе с техническими средствами достаточно
эффективно способствуют решению проблемы
возбуждения и поддержания
Польза ребусов
заключается в необычном
Довольно редкое для русского языка средство проверки знаний обучаемых - решение кроссвордов.
Решение кроссвордов - полезное умственное занятие на любом этапе обучения. Они позволяют одновременно вспомнить забытые и приобрести новые знания. Кроссворды полезны каждому, так как расширяют кругозор, помогают лучше ориентироваться в постоянно возрастающем потоке информации. Их решение тренирует память, оттачивает сообразительность, учит работать со справочной литературой, пробуждает интерес к углублению знаний, вырабатывает умение доводить начатое дело до конца.
Наряду с достоинствами у этого способа есть и свои недостатки, в первую очередь узкие границы использования. Как верно замечено Головиной Т.В., «подобным способом можно контролировать лишь знание основных определений и терминологии, позволяющих ученику правильно сформулировать свою мысль при и ответе и грамотно задать вопрос учителю».
В общем, использование
языковых игр на уроках русского языка
способствуют не только повышению интереса
к учению, но и повышает качество самого
обучения, повышают прочность полученных
знаний.
2.3. Виды языковых игр: анаграммы, шарады, метаграммы, ребусы, палиндромы, логорифы, спунеризмы, каламбуры, кроссворды, чайнворды.
Анаграммы– это перестановка букв в слове, приводящая к новому слову, например: луг – гул, парк – карп, адрес – среда и т.д. Часто анаграммами называют сами слова, составленные из одинаковых букв.
Анаграммы дают богатый материал для словесных головоломок. В головоломках принято загадывать не любые слова, а существительные в форме именительного падежа (в анаграммах допустимо использовать имена собственные, уменьшительные фотрмы существительных, множественное число).
Подберите анаграммы к следующим словам: верность, водопад, выбор, вход, слово.
Переставьте буквы в данных словах так, чтобы получились названия продуктов питания или блюд: атлас, кума, смола, угар, шпала.
Переставив буквы в слове, превратите старинное средство передвижения в самое современное; вкусную булочку в лодку; грызуна в породистую лошадь; еловый лес в металл; материю в геометрическое тело. Например: карета – ракета, плюшка – шлюпка, крыса – рысак, ельник – никель, сукно – конус.
Я кусаюсь, я
летаю,
летом всем надоедаю.
Буквы переставь – и я
Стану частью корабля.
(комар – корма)
Я дикий родственник
свиньи.
Но букв порядок измени –
Консервы, джемы, маринад
Во мне обычно все хранят.
(кабан – банка)
Я опасен для вас,
Я удушливый газ.
Если ж справа прочесть,
То меня можно есть.
Составьте слова из букв длинных слов:
знак + пир = ?
куб + лава = ?
кот + арба = ?
мак + нота = ?
рок + ирод = ?
лак + курд = ?
Такие равенства находить совсем не сложно: большинство не коротких слов можно разложить на два, три. Поэтому детям можно дать задания самим поискать такие слова.
Шарады (франц. charade) – один из наиболее популярных видов словесных головоломок. Шарада заключается в отгадывании слова, части которого могут быть самостоятельными словами. Эти части слов называются слогами. Понятие слога в шарадах не совпадает с понятием слога в фонетике. Слог в шараде лишь в частном случае может представлять собой фонетический слог, но может состоять и из нескольких фонетических слогов, а может вообще не содержать гласных.
В отличие от других видов словесных головоломок (анаграмм, метаграмм, логогрифов), в шараде выделяемые части слова не обязательно должны быть существительными, это могут быть любые части речи. Нежелательно при этом, чтобы деление слова на части совпадало с морфемным (смысловым) членением, так, выбор слова сеновал с делением на сено и вал для шарады неудачен.