Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 14:49, реферат
Цель: изучить возможности и особенности использования театрализованной деятельности для активизации словаря детей младшего дошкольного возраста.
Задачи:
проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме развития словаря детей младшего дошкольного возраста;
изучить методы, формы и средства работы по активизации словаря детей младшего школьного возраста;
проанализировать театрализованную деятельность как средство активизации словаря детей младшего дошкольного возраста;
выявить уровень развития словаря у детей второй младшей группы детского сада.
Пояснительная записка 3
1. Методы, формы и средства по формированию словаря детей младшего дошкольного возраста 5
2.Театрализованная деятельность как средство активизации словаря детей младшего дошкольного возраста 11
3. Выявление уровня развития словаря детей 2-й младшей группы 19
4. Система работы по активизации словаря детей 2-й младшей группы через театрализованную деятельность 25
Заключение 29
Литература 30
Приложение 1 32
Приложение 2 33
Приложение 3 36
Приложение 4 37
Приложение 5 40
Заключительная диагностика показала, что малыши, ранее плохо владевшие речью, стали больше говорить со взрослыми, охотнее общались со сверстниками. А по свидетельству родителей все дети с удовольствием дома рассказывают знакомые стихи и потешки, любят рассматривать книжки с картинками.
№ п/п |
Имя Ребенка |
Возраст |
Задание 1 |
Задание 2 |
Задание 3 |
Задание 4 |
Задание 5 |
Задание 6 |
Задание 7 |
Задание 8 |
Задание 9 |
Сумма баллов |
Уровень |
Илья М. |
3г 1м |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
2 |
26 |
I | |
Рома Б. |
3г 2м |
2 |
3 |
3 |
2 |
2 |
3 |
3 |
2 |
2 |
22 |
I | |
Степан С. |
3г 5м |
2 |
3 |
3 |
3 |
2 |
3 |
2 |
2 |
3 |
23 |
I | |
Таисия М. |
3г 1м |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
27 |
I | |
Яна Д. |
3г 6м |
3 |
3 |
3 |
3 |
2 |
3 |
2 |
2 |
3 |
24 |
I | |
Андрей Д. |
3г 3м |
3 |
2 |
2 |
3 |
2 |
2 |
2 |
3 |
3 |
22 |
I | |
Лиза М. |
3г 1м |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
18 |
II | |
Варя Л. |
3г 2м |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
2 |
2 |
25 |
I | |
Тимур Л. |
3г 2м |
3 |
2 |
2 |
2 |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
20 |
II | |
Вася Б. |
3г 4м |
3 |
3 |
3 |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
2 |
25 |
I | |
Поля Т. |
3г 1м |
2 |
2 |
2 |
2 |
3 |
2 |
2 |
3 |
2 |
20 |
II | |
Софья Ш. |
3г 6м |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
2 |
26 |
I | |
Егор Б. |
3г 5м |
3 |
3 |
3 |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
26 |
I | |
Сергей П. |
3г 4м |
3 |
3 |
3 |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
2 |
25 |
I | |
Тихон С. |
3г 4м |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
18 |
II |
Распределение количества детей с высоким, средним и ниже среднего уровнем развития словаря по методике О.С. Ушаковой в конце второго полугодия.
Уровень развития словаря |
Количество детей, % |
I уровень (высокий) |
73,3% |
II уровень (средний) |
26,7% |
III уровень (ниже среднего) |
- |
73,3% детей (11 человек) показали высокий уровень развития словаря – эти дети могут самостоятельно называть слова, обозначающие предмет, выраженные именем существительным и отвечающие на вопросы: «Кто это?», «Что это?». Они могут самостоятельно, без помощи взрослого обозначать признаки и качества предмета, выраженные именем прилагательным и отвечающие на вопросы «Какой? Какая?». Они могут свободно называть действия (глаголы), связанные с движением, состоянием, отвечающие на вопросы «Что делает? Что можно с ним делать?»; а также свободно употребляют в речи обобщающие слова.
26,7% (4 человека)
детей показали средний
Детей с низким уровнем развития словаря – в группе к концу года нет.
Одна из главных задач дошкольной педагогики — это создание естественной среды для развития фантазии, воображения, творчества, развитие коммуникативных навыков. Театрализованная деятельность позволяет воплотить это в жизни.
Одним из важнейших способов активизации словаря детей младшего дошкольного возраста является театрализованная деятельность, в основе которой лежат такие компоненты, как ежедневное рассказывание и постановка сказок воспитателем и детьми, ежедневные музыкально-ритмические игры, постановка спектаклей к праздникам года с детьми второй младшей группы.
Для того чтобы работа в этом направлении была более успешной, мы систематизировали и адаптировали уже имеющиеся методики по словарной работе детей младшего дошкольного возраста.
Невозможно переоценить роль родного языка, который помогает людям, прежде всего детям, осознано воспринимать окружающий мир и вместе с тем является средством общения. Поэтому в группе создается развивающая речевая среда (чтение художественных тексов, пение небольших песенок, игры с текстами и др.). Использую специальные диалоги разной степени сложности.
Дети все понимают буквально и ощущения свои сохраняют надолго, а если они эмоционально окрашены, то и на всю жизнь. Главная роль в становлении личности ребенка раннего возраста принадлежит окружающим его взрослым. От того, насколько они могут окружить малыша вниманием и любовью, создать необходимые условия для его развития, зависит дальнейшая жизнь дошкольника.
В этот период маленький
человек активно познает
Схема речевой среды:
Успех работы зависит от тесной взаимосвязи воспитателей и родителей. Задачи такого взаимодействия:
Поэтому важно сделать родителей не только союзниками, но и грамотными помощниками. Для этого в группе проводим следующую работу:
Их мы выстраиваем
в процессе общения с каждой семьей
в течение всего года. Проводилось
анкетирование родителей и
На таких семинарах родители имеют возможность познакомиться с играми, в которые могут поиграть с ребенком дома, пальчиковые игры, игры со сказкой. А впоследствии сами поделиться накопление опытом.
«Копилка слов». Традиция направлена на расширение, закрепление, активизацию словаря.
«Я дарю тебе словечко». Говорить одному имениннику ласковые слова, которые подбирают с родителями дома.
Такое взаимодействие значительно повышает эффективность работы, позволяет преодолеть многие трудности и проблемы и получить желаемый результат в речевом развитии ребенка.
План работы с родителями
Квартал |
Содержание работы с родителями |
I. |
|
II. |
|
III. |
|
IV. |
|
Несомненно, что развитие речи детей любого возраста одна из приоритетных задач в обучении и воспитании. Речь ребенка развивается постоянно в быту, на занятиях, в игре, в общении со сверстниками и взрослыми и сопровождает его в любой деятельности. Но как сделать так, чтобы обучение проходило легко и свободно, без строгих правил и навязчивости? Эти вопросы поможет решить использование в педагогическом процессе театрализованных игр. Они пользуются у детей неизменной любовью. Дошкольники с удовольствием включаются в игру, воплощают образы, превращаются в артистов. Игра – дело серьезное, но и веселое то же. Театрализованные игры дают возможность использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, ведь ребенок чувствует себя во время игры раскованно и свободно.
Игры-драматизации позволяют решать одновременно несколько задач: развитие речи и навыков театрально-исполнительской деятельности, созданию атмосферы творчества, социально-эмоциональному развитию детей.
Театрализованные игры могут быть организованы в утренние и вечерние часы, органично включены в различные занятия, запланированы специально в недельном расписании по родному языку.
Работа с детьми над образами персонажей включает в себя и развитие выразительности речи, и развитие пластики, двигательных способностей, эмоционального состояния, поведенческих норм, нравственного развития. Главная особенность этих игр в том, что ребенок обучается незаметно для него самого, он артист и учится публично говорить и действовать.
В нашей работе был проведен анализ педагогической литературы, посвященной данной проблеме, мы раскрыли роль воздействия театрализованных игр на речевое развитие младших дошкольников и необходимость их использования, как во время занятий, так и в свободное время.
Нами был изучен механизм руководства театрализованной деятельностью и методика проведения занятий. Мы разработали этапы постепенного включения театрализованной деятельности в процесс развития речи детей младшего дошкольного возраста.