Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 17:30, курсовая работа
Предметом - зависимость коммуникативных навыков детей от уровня организации работы в данном направлении и педагогических условий.
Цель: изучить особенности педагогических условий, способствующих формированию коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста.
Задачи:
1) изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста
2) рассмотреть и выявить особенности формирования коммуникативных умений у младших школьников, занимающихся по системе Л.В. Занкова
3) изучить теоретические аспекты формирования коммуникативных умений у младших школьников, занимающихся по системе Л.В. Занкова
Введение…………………………………………………………………………. 5
Глава 1 Понятие общения и коммуникативных умений в психолого-педагогической литературе. …………………………………………………….7
1.1 Понятие общения, его уровни и виды ……………………………………..7
1.2 Психологические и педагогические аспекты развития коммуникативных свойств личности. ……………………………………………………………….11
1.3 Принципы и методы системы Л.В. Занкова в сфере формирования коммуникативных навыков у младших школьников …………………………17
Глава 2. Опытно – экспериментальна работа по проблеме формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста ………30
2.1 Модель опытно- экспериментальной работы ……………………………..30
2.2 Особенности развития коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста ……………………………………………………………..31
2.3. Определение сформированнности коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста коммуникативных умений ………………….33
2.4. Результаты опытно-экспериментальной работы …………………………39
Заключение ………………………………………………………………………41
Список литературы………………………………………………………………42
Министерство образования Российской Федерации
Орский
государственный педагогический институт.
Курсовая работа
по предмету: Практическая психология в педагогике
Тема
работы: Актуальность
и принципы системы
Л.В.Занкова в сфере
формирования коммуникативных
навыков у младших школьников
Орск 2008
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1 Понятие общения и коммуникативных умений в психолого-педагогической литературе. …………………………………………………….7
1.1 Понятие общения, его уровни и виды ……………………………………..7
1.2 Психологические
и педагогические аспекты
1.3 Принципы и методы системы Л.В. Занкова в сфере формирования коммуникативных навыков у младших школьников …………………………17
Глава 2. Опытно – экспериментальна работа по проблеме формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста ………30
2.1 Модель опытно- экспериментальной работы ……………………………..30
2.2 Особенности
развития коммуникативных
2.3. Определение
сформированнности
2.4. Результаты
опытно-экспериментальной
Заключение ………………………………………………………………………41
Список
литературы……………………………………………………
Введение
Важным фактором психического развития школьника является его общение со взрослыми и сверстниками.
Сфера коммуникации – необходимая часть социального пространства, в котором существует личность. В современных условиях, когда напряженностью и стабильностью характеризуются все сферы жизнедеятельности субъекта, конструктивно – коммуникативная деятельность приобретает особую значимость. Именно в сфере коммуникации человек осуществляет и свои профессиональные, и личные планы. Здесь он получает подтверждение своего существования, поддержку и сочувствие, помощь в реализации жизненных планов и потребностей. Именно поэтому коммуникативные умения и навыки – это средства, которые обеспечат успешную деятельность субъекта в сфере коммуникации. Кроме того, конструктивное общение является показателем культуры личности в целом. Формировать коммуникативные навыки можно в условиях обучения, в другом варианте процесс их развития идет спонтанно и во многом зависит от ситуации.
Исследования показывают, что формирование коммуникативной деятельности можно начинать с самого раннего возраста, однако, процесс этот должен строиться на четкой системе знаний, которые характеризуют тот или иной возрастной этап развития ребенка – дошкольника и школьника. Этот процесс требует продуманной организации и специальной методики.
В связи с данной проблемой актуальна тема выпускной квалификационной работы «Формирование коммуникативных умений у младших школьников, обучающихся по системе Л.В.Занкова».
Объектом данного исследования является – процесс формирования коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста.
Предметом - зависимость коммуникативных навыков детей от уровня организации работы в данном направлении и педагогических условий.
Цель:
изучить особенности
Задачи:
1)
изучить и проанализировать
2)
рассмотреть и выявить
3) изучить теоретические аспекты формирования коммуникативных умений у младших школьников, занимающихся по системе Л.В. Занкова
Гипотезой нашего исследования является положение о том, что уровень сформированности коммуникативных умений у младших школьников, занимающихся по системе Л.В. Занкова, зависит от правильно организованной и систематической работы в данном направлении:
- на уроках чтения;
- на занятиях по внеклассной работе.
Методы исследования в данной работе были использованы следующие:
-
изучение и анализ
- анализ и обобщение передовой практики педагогической работы,
- наблюдение, беседа, тестирование,
-
опытно-экспериментальная
-
методы качественной и
Базой проведения стала школа № 15, г. Орска
Глава 1 Понятие общения
и коммуникативных умений
в психолого-педагогической
литературе.
1.1
Понятие общения,
его уровни и
виды
Общение – связь между людьми, в ходе которой возникает психический контакт, проявляющийся в обмене информацией, взаимовлиянии, взаимопереживания, взаимопонимании.
Общение направлено на установлении психического контакта между людьми, целью его является изменение взаимоотношения между людьми; установление взаимопонимания, влияние на знания, мнения, отношения, чувства и другие проявления направленности личности; средством – различные формы самовыражения личности. Контакты между людьми в общении, есть необходимое условие существования индивида.
В последнее время в науке наряду с понятием «общение» используется понятие «коммуникация». В психологии более правильно установить следующее отношение между ними. Коммуникация – более широкое понятие по объёму. Коммуникация – связь, взаимодействие двух систем, в ходе которой от одной системы к другой передаётся сигнал, несущий информацию, а общение предполагает передачу информации. Содержанием общения выступают научные и житейские знания. В общении могут быть переданы навыки и умения.
Своеобразным содержанием общения следует признать отношения и взаимоотношения, которые наполняют общение, придают ему своеобразный колорит, окрашенность, диктует средства, манеру общения. От того, какие складываются взаимопонимания, зависит вся система данного лица.
Содержательная сторона же общения реализуется через способы, средства. Главным средством общения, в человеческом обществе, является язык.
Однако параллельно с языком внутри речевого общения широко используется неречевые средства: облик, жесты, мимика, положение партнеров относительно друг друга, изображение.
Внешний облик человека сознательно изменяется и в известной степени создается им самим. Облик складывается из физиогномической маски, одежды, манеры держаться. Физиогномическая маска – господствующее выражение лица – формируется под влиянием часто возникающих у человека мыслей, чувств, отношений.
Внешний облик и физиогномическая маска – статичны. Динамическая сторона общения проявляется в жестах и мимике. Мимика – динамическое выражение лица в данный момент общения. Жест – социально отработанное движение, передающее психическое состояние. И мимика и жесты развиваются как общественные средства коммуникации, хотя некоторые элементы, составляющие их, врожденные. Так, в физиологических исследованиях подмечено, что при восприятии предметов, вызывающих удовольствие, зрачок расширяется. Положительное отношение к предмету проявляется в стремлении к сближению с ним, выражается в широких жестах.
Средством общения также является тактильно – мышечная чувствительность. Взаимопроникновение, мускульное напряжение для движения, направленного на другое лицо, или удержание от него – вот пределы такого рода общения. Конкретными проявлениями его могут служить рукопожатие, нахождение ребенка на руках у матери, единоборство спортсменов. При помощи тактильно – мышечной чувствительности человек познает физическую силу, некоторые особенности личности, отношения другого лица, в свою очередь проявляются некоторые собственные качества, и выражает отношение к нему. Тактильно – мышечная чувствительность – основной накал получения информации из внешнего мира и главное средство общения у людей, лишенных слуха и зрения, и таким образом лишенных возможности естественным путем овладевать звуковой речью.
Выделены четыре дистанции между обучающимися: интимная, личная, социальная, публичная. Первые две дистанции свидетельствуют о том, что обучающиеся являются близкими друзьями; социальной дистанции придерживаются люди, вступающие в официальные контакты; публичная имеет место между чужими людьми.
Исходя, из содержания и условий целесообразно рассматривать уровни общения.
Психологи выделяют три уровня общения:
- макроуровень, когда общение рассматривается как важнейшая сторона образа жизни личности. Это обусловлено общественными отношениями, социальными условиями жизни личности.
- мезауровень, когда общение предполагает контакты на определенную тему. Реализация темы может осуществляться с одним лицом и группой, может закончиться в один сеанс или потребовать несколько встреч, актов общения и общение в пределах темы имеет начало, середину и окончание, т.е. оно представляется процессом.
- микроуровень, который предполагает акт общения и выступает в роли своеобразной элементарной единицы. Таким актом общения можно считать «вопрос - ответ», рукопожатие, многозначительный взгляд – мимическое движение в ответ.
Деление общения на виды возможно по нескольким основаниям: контингенту участников, продолжительности, степени опосредованности, законченности, желательности и другое.
В зависимости от контингента участников можно выделить межличностное, лично – групповое, межгрупповое общение.
В первой группе, первичном коллективе, каждый человек общается с каждым. В ходе такого парного общения реализуются как личные, так и групповые цели и задачи.
Лично – групповое общение – это тот случай, при котором одна сторона, один участник – личность, другая – группа, коллектив. Лично – групповое общение наиболее отчетливо проявляется между руководителем и группой, коллективом.
Межгрупповое общение предполагает контакт двух общностей. Цели и задачи общения групп, коллективов могут и не совпадать. Если цели совпадают, то происходит сложение сил и общение носит «мирный» характер. Если цели не совпадают и при этом они исключают друг друга, то возникает конфликтная ситуация и общение приобретает вид конфронтации, противоборства.
«Непосредственное», имеют в виду общение «лицом к лицу», общение, при котором каждый его участник воспринимает другого и осуществляет контакт, используя все имеющиеся в его распоряжении средства.
«Опосредованное общение» - это коммуникация, в которую вклиниваются промежуточные звенья в виде третьего лица, механизма, вещи. Опосредованность может быть минимальной и значительной.
Кратковременное общение с незнакомым человеком отличается от акта общения со знакомым.