Актуальность и принципы системы Л.В.Занкова в сфере формирования коммуникативных навыков у младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 17:30, курсовая работа

Описание

Предметом - зависимость коммуникативных навыков детей от уровня организации работы в данном направлении и педагогических условий.

Цель: изучить особенности педагогических условий, способствующих формированию коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста.

Задачи:

1) изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста

2) рассмотреть и выявить особенности формирования коммуникативных умений у младших школьников, занимающихся по системе Л.В. Занкова

3) изучить теоретические аспекты формирования коммуникативных умений у младших школьников, занимающихся по системе Л.В. Занкова

Содержание

Введение…………………………………………………………………………. 5

Глава 1 Понятие общения и коммуникативных умений в психолого-педагогической литературе. …………………………………………………….7

1.1 Понятие общения, его уровни и виды ……………………………………..7

1.2 Психологические и педагогические аспекты развития коммуникативных свойств личности. ……………………………………………………………….11

1.3 Принципы и методы системы Л.В. Занкова в сфере формирования коммуникативных навыков у младших школьников …………………………17

Глава 2. Опытно – экспериментальна работа по проблеме формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста ………30

2.1 Модель опытно- экспериментальной работы ……………………………..30

2.2 Особенности развития коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста ……………………………………………………………..31

2.3. Определение сформированнности коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста коммуникативных умений ………………….33

2.4. Результаты опытно-экспериментальной работы …………………………39

Заключение ………………………………………………………………………41

Список литературы………………………………………………………………42

Работа состоит из  1 файл

Актуальность и принципы системы Л В Занкова в сфере формирования коммуникативных навыков у младших школьников.doc

— 188.50 Кб (Скачать документ)
 

     2.3. Определение сформированнности  коммуникативных  умений у детей младшего школьного возраста коммуникативных умений. 

     Формирующий этап

     Цель:

     - выработать стратегию воспитания, способствующую формированию коммуникативных  навыков у младших школьников, обучающихся по системе Л.В.Занкова;

     - организовать работу с учащимися  согласно выбранной стратегии.

     Методика:

     - проект «Развитие коммуникативных  и познавательных умений младших  школьников»

     В практике школы существует противоречие между потребностями ребенка в общении со сверстниками и направленностью в обучении в основном в развитии интеллекта личности. При этом недооценивается важность коммуникативных умений школьника.

     А ведь работа с детьми в этом направлении  – необходимое условие развития общения. Это определило этапы работы.

     Этапы реализации и программные мероприятия:

  1. психолого-педагогическая диагностика учащихся (готовность к школьному обучению, уровень воспитанности, социометрический статус в классе, характер отношения к учебным предметам и т.д);
  2. заполнение таблицы учета индивидуально-типологических особенностей учащихся;
  3. постановка комплексных воспитательных задач;
  4. выбор методов и форм учебно- воспитательной работы;

     а) подготовка и проведение коллективных творческих праздников:

     б) организация и поддержание учебного диалога на уроках (уроки –концерты, уроки турниры, парная и групповая работа и т.д.);

      5) обсуждение динамики развития  учащихся:

      6) вовлечение родителей учащихся  в коллективе класса;

     - успешная адаптация учащихся  в коллективе класса;

     - проявление заботливого отношения  к людям, дисциплинированность;

     - проявление творческой активности  и широкого кругозора;

     - появление потребности в самоизменении  и саморазвитии;

     - высокая результативность обучения;

     - положительное отношение учащихся  к школе и отдельным учебным предметам и т.д.

     В построении учебно-воспитателного процесса мы пытались соединить идеи коллективной творческой деятельности И.П. Иванова  с принципами развивающего обучения, заложенными в программеЛ.В.Занкова. Эта программа наряду с развитием теоретического мышления представляет учителю большие возможности для совершенствования ряда процессуальных коммуникативных умений учащихся: слушать учителя и товарища по классу; беседовать с одноклассником в паре; вести обсуждение в малой группе; высказывать перед классом мнение этой группы по тому или иному вопросу; слаженно давать ответ хором и понимать где нужно отвечать индивидуально и т.д.

     Как показывает практика, в 1- 2-ом классе, помимо процессуальных умений, многим учащимся необходимы специальные упражнения для овладение следующими базовыми коммуникативными умениями: приветствовать взрослого, сверстника и вежливо обращаться к ним в различных ситуациях; оказывать и принимать помощь, благодарить за помощь или услугу; отказывать в адекватной форме, когда это потребуется.

     Многим  приходилось напоминать, что нужно здороваться со всеми входя в класс. Иногда вместо напоминания здоровались первыми взрослые и замечали, что постепенно ребята осваивают эту норму вежливости. Их коммуникативные умения незаметно развивались и отрабатывались также на факультативных занятиях и при подготовке к праздникам. Для использовались уроки чтения, особенно внеклассного, а также коммуникативные игры, такие как «Типы текстов», где главные герои – сказочные персонажи. Например: Карлсон, Малыш, фрекен Бок.

     Итогом  нашей совместной работы в первой четверти 2-го класса был урок праздник «Моя осень», подготовка которого состояла из нескольких этапов:

  1. выразительное чтение стихотворений об осени, подготовленных дома по собственному выбору или по выбору родителей;
  2. подготовка выставки групповых работ из природного материала на тему «Осенний лес» и выставки осенних пейзажов.
  3. подготовка музыкальных номеров к празднику, как на уроках музыки, так и самостоятельно.
  4. подбор хоровых игр, соответствующих теме праздника.
  5. приглашение родителей на праздник, изготовление пригласительных билетов на уроках труда.

     В ходе самого урока – праздника  чтение детских стихов сочеталось с  пением и игрой на музыкальных  инструментах и общими играми, в  которых участвовали дети вместе с родителями.

     «Праздник дружбы с книгой», котрый мы устроили в стенах детской библиотеки имени  А.С. Пушкина и пригласили на него родителей и учеников соседнего  класса. Праздник проходил в форме  игры путешествия в страну Грамматики. Дети встречались со сказочными героями ( их роли исполняли пятиклассники), показывали свои знания королеве грамматики и получали от нее разрешение стать читателями библиотеки. Первоклассники не только познакомились с правилами поведения в библиотеки, но ближе узнали друг друга. Родители увидели детей в новой обстановке, оценили их успехи и достижения, особенности общения с одноклассниками, получили информацию о работе библиотеки. Многие родители, а постепенно и учащиеся в сопровождении родителей стали посещать данную и школьную библиотеку.

     При подготовки новогоднего праздника  за основу была взята русская народная сказка «Морозко». По ее сюжету ранее  проводилась серия театральных  игр, а потом была приготовлена инсценировка для новогоднего представления.

     Очень ярким и эмоциональным получился праздник «Мамин день». Он проходил в форме урока концерта, подготовленного совместно с учителем музыки и преподавателем ритмики.

     На  уроках развития речи ребята написали о маме и бабушке небольшие  сочинения, оформили их своими рисунками. На уроках внеклассного чтения готовились выразительно читать стихи, с учителем музыки обсуждался характер и тематика музыкальных номеров, выстраивалась общая канва праздника, но совместных репетиций праздника не проводилось, поэтому подробности и детали возникали у учащихся на глазах. Это создавало особый настрой вовлеченности у ребят. В конце праздника мамы и бабушки получили в подарок красивые корзины с цветами - дети изготовили их на уроках труда.

     Конечно как в любом самом обычном 2-м  классе, были трудности в обучении отдельных учащихся. Но все мы – и дети, и родители, и учителя – чувствовали, что общими усилиями сможем сделать многое. Результаты работы по русскому языку порадовали: 8 учеников написали диктант без ошибок, и класс в общем справился с работой успешнее изначально подготовленных учащихся параллельных классов. Изучение отношения учеников к математике и русскому языку в нашем классе по данным нашего психолога показало, что 70% учеником показывают положительное отношение к изучению этих предметов. Это выше чем отношение к ним в параллельных классах с традиционной системой учебно-воспитательной работы.

     Подавляющее большинство ребят полюбили чтение, многие научились читать выразительно. Главное - учащиеся поверили в свои силы. Один из учеников поделился со своими родителями: «Я читаю еще очень медленно, но учительница сказала, что я молодец, потому что раньше совсем плохо читал, а теперь умею и скоро научусь еще лучше». И через каких-нибудь полгода он действительно сильно преуспел. Многим ребятам удалось стать успешнее в учебе, поскольку все алгоритмы действий с учебным материалом сначала изучались на наглядно-действенной основе, затем неоднократно проговаривались вслух и лишь, потом давались для самостоятельного применения.

     Изменились  и отношения ребят между собой. К концу учебного года 6 человек из класса значительно улучшили свой социометрический статус. дети стали чаще заботиться друг о друге и замечать, когда окружающим требуется помощь. Этому во многом способствовала игра – соревнование « Какие мы дежурные».

     Для проведения этой игры весь класс разделился на 5 групп (по желанию). Каждая группа выбрала  себе название, получила место на экране соревнования, были определенны дни  дежурства в классе и школе. Командир выбирался каждую неделю заново и наравне с остальными участвовал в дежурстве. В начале каждого дежурства командир давал своему классу краткий отчет об итогах прошедшего дежурства. Класс на экране оценивал цветом работу дежурных. После этого новый состав дежурных выбирал командира и распределял обязанности на текущий день. Такая организация дежурства - эффективный способ тренировки различных коммуникативных умений.

     Праздничный вечер «Переход в третий класс» показал  эффективность предлагаемой нами системы  учебно – воспитательной работы. На этом празднике мы увидели, насколько вырос уровень творческой активности и самостоятельности учащихся, дети научились слушать друг друга и выступать перед большой аудиторией, расширили круг их интересов. Каждый ученик к празднику готовил стихи по своему выбору, мог выступить с творческим номером в любом жанре.

     Трудная, но интересная совместная работа детей  и взрослых по реализации проекта  помогла нам всем научиться лучше  понимать себя, друг друга и окружающую жизнь. 

     2.4. Результаты опытно-экспериментальной работы. 

     Цель: выявить, как изменился уровень  сформированности коммуникативных  умений у детей старшего дошкольного  возраста.

     В ходе проведения методики на определение  ведущей формы общения ребенка  со взрослыми на констатирующем этапе, у детей преобладала ситуативно-деловая форма общения – 8 детей, внеситуативно-познавательная форма общения – 5 детей, и только у 9 детей – внеситуативно-личностная форма общения.

     На  формирующем этапе была проведена  работа по реализации проекта «Развитие коммуникативных и познавательных умений младших школьников».

     На  контрольном этапе было проведено  повторное тестирование по методике Г. Маррея «Общение детей младшего школьного  возраста», в процессе которого были выявлены следующие результаты. Дети были спокойны и активны, 5 детей обладают ситуативно-деловой формой общения, поведение 7 детей соответствует внеситуативно-познавательному общению; и 10 детей предпочли внеситуативно-личностное общение. В сводной таблице видно, что специально организованные и систематически проводимые занятия способствуют повышению уровня коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста. 

этапы исследования формы общения
ситуативно-деловая внеситуативно-познавательное внеситуативно-личностное
констатирующий  8 5 9
контрольный 5 7 10
 

     В процентном содержании это выглядит так: 

этапы исследования формы общения
ситуативно-деловое внеситуативно-познавательное внеситуативно-личностное
констатирующий  36% 24% 40%
контрольный 29% 28%% 43%
 

     Представим  это в диаграмме :

       

Информация о работе Актуальность и принципы системы Л.В.Занкова в сфере формирования коммуникативных навыков у младших школьников