Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 17:30, курсовая работа
Предметом - зависимость коммуникативных навыков детей от уровня организации работы в данном направлении и педагогических условий.
Цель: изучить особенности педагогических условий, способствующих формированию коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста.
Задачи:
1) изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста
2) рассмотреть и выявить особенности формирования коммуникативных умений у младших школьников, занимающихся по системе Л.В. Занкова
3) изучить теоретические аспекты формирования коммуникативных умений у младших школьников, занимающихся по системе Л.В. Занкова
Введение…………………………………………………………………………. 5
Глава 1 Понятие общения и коммуникативных умений в психолого-педагогической литературе. …………………………………………………….7
1.1 Понятие общения, его уровни и виды ……………………………………..7
1.2 Психологические и педагогические аспекты развития коммуникативных свойств личности. ……………………………………………………………….11
1.3 Принципы и методы системы Л.В. Занкова в сфере формирования коммуникативных навыков у младших школьников …………………………17
Глава 2. Опытно – экспериментальна работа по проблеме формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста ………30
2.1 Модель опытно- экспериментальной работы ……………………………..30
2.2 Особенности развития коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста ……………………………………………………………..31
2.3. Определение сформированнности коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста коммуникативных умений ………………….33
2.4. Результаты опытно-экспериментальной работы …………………………39
Заключение ………………………………………………………………………41
Список литературы………………………………………………………………42
2.3.
Определение сформированнности
коммуникативных
умений у детей младшего
школьного возраста
коммуникативных умений.
Формирующий этап
Цель:
-
выработать стратегию
-
организовать работу с
Методика:
-
проект «Развитие
В практике школы существует противоречие между потребностями ребенка в общении со сверстниками и направленностью в обучении в основном в развитии интеллекта личности. При этом недооценивается важность коммуникативных умений школьника.
А ведь работа с детьми в этом направлении – необходимое условие развития общения. Это определило этапы работы.
Этапы реализации и программные мероприятия:
а) подготовка и проведение коллективных творческих праздников:
б) организация и поддержание учебного диалога на уроках (уроки –концерты, уроки турниры, парная и групповая работа и т.д.);
5) обсуждение динамики развития учащихся:
6) вовлечение родителей учащихся в коллективе класса;
- успешная адаптация учащихся в коллективе класса;
-
проявление заботливого
-
проявление творческой
-
появление потребности в
-
высокая результативность
-
положительное отношение
В
построении учебно-воспитателного процесса
мы пытались соединить идеи коллективной
творческой деятельности И.П. Иванова
с принципами развивающего обучения,
заложенными в программеЛ.В.
Как показывает практика, в 1- 2-ом классе, помимо процессуальных умений, многим учащимся необходимы специальные упражнения для овладение следующими базовыми коммуникативными умениями: приветствовать взрослого, сверстника и вежливо обращаться к ним в различных ситуациях; оказывать и принимать помощь, благодарить за помощь или услугу; отказывать в адекватной форме, когда это потребуется.
Многим приходилось напоминать, что нужно здороваться со всеми входя в класс. Иногда вместо напоминания здоровались первыми взрослые и замечали, что постепенно ребята осваивают эту норму вежливости. Их коммуникативные умения незаметно развивались и отрабатывались также на факультативных занятиях и при подготовке к праздникам. Для использовались уроки чтения, особенно внеклассного, а также коммуникативные игры, такие как «Типы текстов», где главные герои – сказочные персонажи. Например: Карлсон, Малыш, фрекен Бок.
Итогом нашей совместной работы в первой четверти 2-го класса был урок праздник «Моя осень», подготовка которого состояла из нескольких этапов:
В ходе самого урока – праздника чтение детских стихов сочеталось с пением и игрой на музыкальных инструментах и общими играми, в которых участвовали дети вместе с родителями.
«Праздник дружбы с книгой», котрый мы устроили в стенах детской библиотеки имени А.С. Пушкина и пригласили на него родителей и учеников соседнего класса. Праздник проходил в форме игры путешествия в страну Грамматики. Дети встречались со сказочными героями ( их роли исполняли пятиклассники), показывали свои знания королеве грамматики и получали от нее разрешение стать читателями библиотеки. Первоклассники не только познакомились с правилами поведения в библиотеки, но ближе узнали друг друга. Родители увидели детей в новой обстановке, оценили их успехи и достижения, особенности общения с одноклассниками, получили информацию о работе библиотеки. Многие родители, а постепенно и учащиеся в сопровождении родителей стали посещать данную и школьную библиотеку.
При подготовки новогоднего праздника за основу была взята русская народная сказка «Морозко». По ее сюжету ранее проводилась серия театральных игр, а потом была приготовлена инсценировка для новогоднего представления.
Очень ярким и эмоциональным получился праздник «Мамин день». Он проходил в форме урока концерта, подготовленного совместно с учителем музыки и преподавателем ритмики.
На уроках развития речи ребята написали о маме и бабушке небольшие сочинения, оформили их своими рисунками. На уроках внеклассного чтения готовились выразительно читать стихи, с учителем музыки обсуждался характер и тематика музыкальных номеров, выстраивалась общая канва праздника, но совместных репетиций праздника не проводилось, поэтому подробности и детали возникали у учащихся на глазах. Это создавало особый настрой вовлеченности у ребят. В конце праздника мамы и бабушки получили в подарок красивые корзины с цветами - дети изготовили их на уроках труда.
Конечно как в любом самом обычном 2-м классе, были трудности в обучении отдельных учащихся. Но все мы – и дети, и родители, и учителя – чувствовали, что общими усилиями сможем сделать многое. Результаты работы по русскому языку порадовали: 8 учеников написали диктант без ошибок, и класс в общем справился с работой успешнее изначально подготовленных учащихся параллельных классов. Изучение отношения учеников к математике и русскому языку в нашем классе по данным нашего психолога показало, что 70% учеником показывают положительное отношение к изучению этих предметов. Это выше чем отношение к ним в параллельных классах с традиционной системой учебно-воспитательной работы.
Подавляющее большинство ребят полюбили чтение, многие научились читать выразительно. Главное - учащиеся поверили в свои силы. Один из учеников поделился со своими родителями: «Я читаю еще очень медленно, но учительница сказала, что я молодец, потому что раньше совсем плохо читал, а теперь умею и скоро научусь еще лучше». И через каких-нибудь полгода он действительно сильно преуспел. Многим ребятам удалось стать успешнее в учебе, поскольку все алгоритмы действий с учебным материалом сначала изучались на наглядно-действенной основе, затем неоднократно проговаривались вслух и лишь, потом давались для самостоятельного применения.
Изменились и отношения ребят между собой. К концу учебного года 6 человек из класса значительно улучшили свой социометрический статус. дети стали чаще заботиться друг о друге и замечать, когда окружающим требуется помощь. Этому во многом способствовала игра – соревнование « Какие мы дежурные».
Для проведения этой игры весь класс разделился на 5 групп (по желанию). Каждая группа выбрала себе название, получила место на экране соревнования, были определенны дни дежурства в классе и школе. Командир выбирался каждую неделю заново и наравне с остальными участвовал в дежурстве. В начале каждого дежурства командир давал своему классу краткий отчет об итогах прошедшего дежурства. Класс на экране оценивал цветом работу дежурных. После этого новый состав дежурных выбирал командира и распределял обязанности на текущий день. Такая организация дежурства - эффективный способ тренировки различных коммуникативных умений.
Праздничный вечер «Переход в третий класс» показал эффективность предлагаемой нами системы учебно – воспитательной работы. На этом празднике мы увидели, насколько вырос уровень творческой активности и самостоятельности учащихся, дети научились слушать друг друга и выступать перед большой аудиторией, расширили круг их интересов. Каждый ученик к празднику готовил стихи по своему выбору, мог выступить с творческим номером в любом жанре.
Трудная,
но интересная совместная работа детей
и взрослых по реализации проекта
помогла нам всем научиться лучше
понимать себя, друг друга и окружающую
жизнь.
2.4.
Результаты опытно-
Цель: выявить, как изменился уровень сформированности коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста.
В ходе проведения методики на определение ведущей формы общения ребенка со взрослыми на констатирующем этапе, у детей преобладала ситуативно-деловая форма общения – 8 детей, внеситуативно-познавательная форма общения – 5 детей, и только у 9 детей – внеситуативно-личностная форма общения.
На формирующем этапе была проведена работа по реализации проекта «Развитие коммуникативных и познавательных умений младших школьников».
На
контрольном этапе было проведено
повторное тестирование по методике
Г. Маррея «Общение детей младшего школьного
возраста», в процессе которого были
выявлены следующие результаты. Дети
были спокойны и активны, 5 детей обладают
ситуативно-деловой формой общения, поведение
7 детей соответствует внеситуативно-познавательному
общению; и 10 детей предпочли внеситуативно-личностное
общение. В сводной таблице видно, что
специально организованные и систематически
проводимые занятия способствуют повышению
уровня коммуникативных навыков у детей
младшего школьного возраста.
этапы исследования | формы общения | ||
ситуативно-деловая | внеситуативно-познавательное | внеситуативно-личностное | |
констатирующий | 8 | 5 | 9 |
контрольный | 5 | 7 | 10 |
В
процентном содержании это выглядит
так:
этапы исследования | формы общения | ||
ситуативно-деловое | внеситуативно-познавательное | внеситуативно-личностное | |
констатирующий | 36% | 24% | 40% |
контрольный | 29% | 28%% | 43% |
Представим это в диаграмме :