Аппликация как средство развития трудовых навыков младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 08:32, курсовая работа

Описание

Цель работы: изучить теоретический аспект проблемы и разработать методику планирования и организации уроков труда по аппликационным работам в начальной школе.
Задачи исследования:
1. Изучить современное состояние данной проблемы на основе анализа научно-методической, психолого-педагогической литературы, опыта работы учителей-практиков.
2. Раскрыть особенности, значимость аппликационной работы младших школьников на уроках труда.

Содержание

Введение ………………………………………………………………..…………2
Глава I. Теоретические обоснования развития трудовых навыков младших
школьников по средствам работы аппликациями.
1.1.Специфика развития трудовых навыков младших школьников на
уроках труда…………………………………………………………………. 6
1.2. Психолого – педагогические исследования развития трудовых
навыков младших школьников на уроках
труда с аппликациями…………………………………………...………….. 9
1.3. Особенности работы с аппликациями в младшем школьном возрасте...12
1.4. Опыт работы современных учителей с
аппликациями…………………………………………..…………………...16

Глава II. Экспериментальная работа по развитию трудовых навыков в
процессе работы с аппликациям.
2.1. Выявление уровня развития трудовых навыков младших
школьников на урока труда…………………..……………………………19
Заключение …………………………………………………………..…………..27
Список литературы ………………………………...……………………………29
Приложение ………………………………………………….………………….31

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 3.90 Мб (Скачать документ)

Были выявлены основные методические подходы, которые  формируют простейшие навыки самообслуживания и стимулирования трудовой деятельности при развитии трудовых навыков младших школьников.

Одним из важных педагогических условий формирования трудовых навыков у младших школьников является обучение младших школьников навыкам работы с аппликацией. Одним из эффективных условий формирования трудовых навыков младших школьников является использование игры.  Включение младших школьников в проведение различных игр (дидактических, сюжетных, театрализованных, интеллектуальных и некоторых других) способствует формированию трудовых навыков младших школьников.

В ходе включения младших  школьников в игровую и совместную трудовую деятельность в процессе обучения и во внеклассной работе происходит формирование трудовых навыков по средствам аппликации младших школьников. Совместная деятельность позволяет решать многие задачи. Среди них: высокие ценностные ориентации, овладение приёмами организации работы, социальная защищённость каждого члена группы, создание условий для работы с аппликацией, а всё это формирует трудовые навыки младших школьников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

1.Абалкина М. В. о воспитании трудолюбия у младших школьников//

          Начальная школа. – 1990. - №5.-с.

2. Баранов С. П. Педагогика. – М.: Просвещение, 1984.

3. Большой Советской энциклопедии – М.: 1984.

4. Болдырев Н. И. Методика воспитательной работы в школе. – М., 1984. 

5. Гордин Л. Ю. Воспитание детей. – М.: Просвещение, 1980.

   Диалоги о воспитании: Книга для родителей. – М., 1985.

6. Журавлёв В. И. Сочетание средств и методов воспитания// Советская         

          педагогика. – 1986. - №6.

7. Иващенко Ф. И. Труд и развитие личности школьника. – М., 1987.        

8. Комарова Т. С. Коллективное творчество детей. – М.: РПА, 1998.

9. Конышева Н,М. Конструирование как средство развития младших     

    школьников на уроках ручного труда: Пос. для учит, и студ.   

    педвузов/Н.М.Конышева.-М, 2000.

10. Конышева Н.М. Методика трудового обучения младших школьников:      11. Основы дизайнобразования. Уч. пос. для студ. сред. пед. учеб.        

      заведений.-М.:Академия,1999.

12. Макаренко А. С. Выбор профессии// Соч. – М.: Изд-во АПН РСФСР,              

     1978.- Т.5.

13.Мерлина Л. О. Интерес к труду у младших школьников// Начальная                 

      школа. – 1997. - №5, №8, №9.

14. Рубинштейн С.Л.

15. Ушинский К. Д. Труд в его психическом и воспитательном значении //

     Собр. соч. В 11 т. – М., 1978. – Т.

16. Цейтлин Н. Е., Демидова А. П. Справочник по трудовому обучению:          

17. Пособие для учителя. – М.: Просвещение,1983.

18.Щеблыкин И. К., Романина В. И. Аппликационные работы в начальных     

     классах: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1990

19. Энциклопедический словарь – М., 1990.

20. Юнина Р. Л. Трудовое обучение в школе// Семейное воспитание. –

     1990. -№ 6.

21. Цейтлин Н. Е., Демидова А. П. Справочник по трудовому обучению:            Пособие для учителя. – М.: Просвещение,1983.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

Приложение

 

 

Критерии

Показатели

Методы

Когнитивный

  • наличие знаний о труде учащихся, о правилах поведения в процессе выполнения учебной и трудовой деятельности;
  • представление о собственных качествах и возможностях;
  • умение производить самооценку на определённом уровне.
Анкеты

Мотивационно-потребностный

  • наличие интереса к области трудовой, учебной и профессиональной деятельности;
  • наличие сформированной мотивации на успешное выполнение учебной и трудовой деятельности;
  • стремление к коллективному труду

Наблюдение, анкеты

Деятельностно-практический

проявления трудолюбия, дисциплинированности, коллективизма при выполнении учебной и трудовой деятельности.

Наблюдение, анализ продуктов  деятельности


 

 

 

 

Приложение  №2. Метод социометрии

1.Кого бы  ты выбрал, если трудовое задание  надо было выполнять вдвоём?

2.С кем бы  ты хотел сидеть за одной  партой?

3.Кому бы  ты доверил свою тайну?

Ответы на 1, 2, 3 вопросы лучше отмечать разным цветом, потому что это разные выборы: лидера, друга, сотрудника.

Под матрицей записывается, сколько выборов получил каждый ученик.

Выявить отношение  младшего школьника к труду можно  в ходе использования следующей методики.

Учащимся предлагается оценочный лист, на котором слева  обозначены характеристики разного  уровня отношения к процессу труда. К трудовому коллективу, к товарищам  по труду, а справа напротив каждого  уровня, оценённого баллом 5, 4, 3, 2, 1, заносятся фамилии учащихся, отношение которых соответствует данному уровню.

«5» – творческий и инициативный;

«4» – близкий  к нему, исполнительский;

«3» – избирательный;

«2» – нежелательный  и настораживающий;

«1» – недопустимый.

Опросный лист для оценки отношения учащихся к труду может быть таким.

Характер проявления отношений, балл, Ф. И. ученика

1. Отношение  к процессу труда.

  • Работает ответственно, добросовестно, проявляет инициативу. 5
  • Добросовестен, организован, но инициативу не проявляет. 4
  • Не всегда ответственен, работает по настроению в соответствии с интересом. 3
  • Владеет трудовыми приёмами, но неорганизован, требует контроля. 2
  • Слабо владеет трудовыми приёмами, дело почти никогда не доводит до конца. 1
  1. Отношение к коллективу в труде.
  • Активно содействует успеху коллектива, предлагает рациональные пути организации труда. 5
  • Переживает за результаты дела, есть ответственность за его дела.           

                  4

  • С увлечением добросовестно работает в коллективе, когда задание совпадает с  интересом. 3
  • Выполняет задание коллектива без особого желания, по необходимости. 2
  • Выполняет задание только под контролем. 1
  1. Отношение к товарищам по труду.
  • Охотно помогает товарищам, сам предлагает помощь. 5
  • Охотно помогает, если просят. 4
  • Помогает выборочно, ближайшим друзьям. 3
  • Редко входит в общение с товарищами, раздражённо принимает помощь. 2
  • Никому не помогает, потому что не может и не стремится перенять опыт, иногда мешает в работе. 1

 

 

 

 

Приложение  №3

Сформированность трудовых навыков младших школьников контрольной группы.

1

Никита Д.

низкий

средний

средний

2

Даша П

высокий

высокий

средний

3.

Лера П.

низкий

низкий

низкий

4.

Соня Е.

средний

высокий

средний

5.

Илья К

низкий

низкий

низкий

6.

Маша С.

низкий

низкий

низкий

7.

Даниил Н.

средний

средний

низкий

8.

Юля М.

высокий

высокий

высокий

9.

Рома П.

низкий

низкий

низкий

10.

Павел П.

низкий

низкий

низкий

11.

Владик С.

средний

средний

средний

12.

Егор Л.

низкий

низкий

низкий

13.

Даша С.

средний

средний

средний

14.

Элина У.

низкий

низкий

низкий

15.

Ира С.

средний

низкий

низкий

16.

Оля Н.

средний

средний

низкий




 

Сформированность трудовых навыков младших школьников экспериментальной группы.

№ п/п

Ф. И. ученика

Критерии 

Когнитивный

Мотивационно-ценностный

Практико-деятельностный

1.

Юлиана А.

средний

средний

низкий

2.

Люся Б..

низкий

средний

средний

3.

Даша Б.

средний

низкий

низкий

4.

Соня К.

средний

средний

средний

5.

Илюша К.

низкий

низкий

низкий

6.

Влада Л.

высокий

высокий

высокий

7.

Максим Л.

низкий

низкий

низкий

8.

Игорь П.

низкий

низкий

низкий

9.

Валера Н.

низкий

низкий

низкий

10.

Катя Ш.

высокий

высокий

высокий

11.

Руслан Ч

средний

средний

средний

12.

Никола Ф.

низкий

низкий

низкий

13.

Саша В.

средний

средний

средний

14.

Настя Ц.

низкий

низкий

низкий

15.

Ольга Л.

средний

низкий

низкий

16.

Люда Б.

низкий 

низкий 

низкий

Информация о работе Аппликация как средство развития трудовых навыков младших школьников