Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 08:32, курсовая работа
Цель работы: изучить теоретический аспект проблемы и разработать методику планирования и организации уроков труда по аппликационным работам в начальной школе.
Задачи исследования:
1. Изучить современное состояние данной проблемы на основе анализа научно-методической, психолого-педагогической литературы, опыта работы учителей-практиков.
2. Раскрыть особенности, значимость аппликационной работы младших школьников на уроках труда.
Введение ………………………………………………………………..…………2
Глава I. Теоретические обоснования развития трудовых навыков младших
школьников по средствам работы аппликациями.
1.1.Специфика развития трудовых навыков младших школьников на
уроках труда…………………………………………………………………. 6
1.2. Психолого – педагогические исследования развития трудовых
навыков младших школьников на уроках
труда с аппликациями…………………………………………...………….. 9
1.3. Особенности работы с аппликациями в младшем школьном возрасте...12
1.4. Опыт работы современных учителей с
аппликациями…………………………………………..…………………...16
Глава II. Экспериментальная работа по развитию трудовых навыков в
процессе работы с аппликациям.
2.1. Выявление уровня развития трудовых навыков младших
школьников на урока труда…………………..……………………………19
Заключение …………………………………………………………..…………..27
Список литературы ………………………………...……………………………29
Приложение ………………………………………………….………………….31
Из опыта работы Ф.К. Галлиулина, учителя начальных классов, школы №1, г. Москвы.
Хочу поделиться
опытом по изготовлению на
уроке труда оригинальных
Сначала необходимо
приготовить светлый картон
Прежде чем приступить к практической работе, учитель показывает образец аппликации и рассказывает о поэтапном приклеивании стружек сначала первого слоя, затем второго и т.д. Стружки выкладываются в накладку – второй слой частично перекрывает первый, третий – второй и т.д. Практическая работа выполняется без предварительного рисунка: а) подбираем цветовую гамму и точим цветной карандаш: делаем полный оборот точилкой вокруг карандаша, чтобы стружки для первого слоя получились длинными, для второго, третьего и т.д. короткими; б) наносим клей на отмеченную на картоне окружность и накладываем на него длинную стружку так, чтобы верхняя цветная часть стружки осталась приподнятой, не приклеенной, а нижнюю часть прижимаем пальцами; в) постепенно приклеиваем второй, третий и т.д. слои стружек; г) вместо серединки цветка присыпаем на клей крошки графита карандаша. В процессе практической работы учитель следит за правилами организации рабочего места, соблюдением норм безопасности труда, консультирует, даёт советы и рекомендации, организует соревнование на лучшую аппликацию, поощряя проявления выдумки и фантазии. Красота изготовленного изделия достигается путём правильного подбора цветовой гаммы карандаша. Для придания работе законченного вида вырезаем и приклеиваем стебельки и листья цветов.
В ходе выполнения
этой работы у учеников
II. Опытно- практическая работа по развитию трудовых навыков в процессе работы с аппликациями.
2.1. Диагностика
уровня развития трудовых
Оценка сформированности качеств личности, определяющих её трудовую воспитанность, имеет свою специфику на каждом возрастном этапе. Экспериментальным путём были выявлены те показатели, которые характеризуют трудовую воспитанность младших школьников.
В младшем школьном возрасте при воспитании готовности к труду внимание должно быть сосредоточено, прежде всего, на таких её структурных компонентах, как:
Деятельность является основой воспитания трудолюбия, а трудолюбивый человек обязательно дисциплинирован. Для учащихся начальной школы наиболее важными показателями дисциплинированности являются их умения:
Показатели трудолюбия младших школьников следующие:
О коллективизме младших школьников следует судить по их желанию трудиться в коллективе и оказывать в работе помощь товарищам.
Выделила 3 уровня сформированности трудовых навыков младших школьников:
Низкий уровень. Учащиеся нарушают дисциплину, то есть не выполняют правил работы и поведения в труде, не имеют соответствующих знаний и умений, не умея или не желая управлять собой, своим поведением. В пользовании личными вещами и общественной собственностью часто неаккуратны. Если и проявляют аккуратность, то лишь стремясь избежать наказания или получить поощрение. Активность, старательность, настойчивость в работе либо совсем не проявляют, либо редко. Причины этого могут быть следующими: не имеют необходимых знаний, умений, навыков, не хватает терпения, не уверены в себе. От участия в коллективном труде предпочитают отказываться, так как либо считают, что сделают работу лучше, либо не умеют сотрудничать с товарищами: не желают считаться с их мнением.
Средний уровень. Учащиеся проявляют дисциплинированность, стремясь избежать наказания или получить поощрение, самоутвердиться, показывая себя лучше других. Знают и могут о многих видах труда учащихся, о такой его организации, которая делает труд школьников эффективным (аккуратность, коллективное распределение дел).
С вещами личного и общественного пользования обращаются аккуратно, проявляют к ним бережное отношение, но лишь под контролем.
Активность, старательность и настойчивость в преодолении трудностей проявляют, стремясь избежать наказания, получить поощрение, самоутвердиться. От работы в коллективе не отказываются, сотрудничать умеют, с мнением товарищей считаются, помогают им, однако делают это либо по принуждению или как бригадир.
Высокий уровень. Учащиеся доводят порученное дело до конца, выполняют необходимые правила работы и поведения в труде; они активны и старательны, настойчивы в преодолении трудностей. Характерны увлечённость процессом и содержанием труда; понимание, что дисциплинированность и трудолюбие способствуют успеху дела. Стремление принести своим трудом пользу; сделать окружающим приятное.
В пользовании личными вещами, общественным достоянием аккуратны и бережливы, хотят этим доставить радость близким, понимают, что тем самым сберегают бюджет семьи, школы, труд многих людей; не чужды стремлений получать за это поощрение. Могут аргументировано доказать, какая организация труда является эффективной, какие качества человека помогают в труде и достойны большого уважения.
К труду в коллективе и к коллективу в труде относятся положительно, работают охотно, помогают товарищам доброжелательно и бескорыстно, но только если заинтересованы в успехе общего дела. При этом учащимся из других коллективов класса, бригады могут не оказать помощи из чувства соперничества.
Для оценки уровня сформированности трудовых навыков мной были выявлены следующие критерии: когнитивный, мотивационно-потребностный, деятельностно-практический. Критерии и их показатели сформированности трудовых навыков в уточнённом варианте занесём в таблицу. Приложение №1
Оценка уровня сформированности показателей ведущих для каждого возраста качеств личности может проводиться методом обобщения независимых характеристик. В начальной школе ученика оценивает учитель, воспитатель, возможно привлечение родителей.
Можно применять на практике метод социометрии. Приложение №2.Ученикам предлагается ответить на 3 вопроса, смысл их остаётся один и тот же.
Приложение№2. Метод социометрии.
Социометрия позволяет выяснить:
Итак, выявлены основные критерии и средства диагностики уровня сформированности трудовых навыков у младших школьников. Средствами диагностики уровня сформированности трудовых навыков у младших школьников по каждому из перечисленных выше критериев являются: анкеты, беседы, наблюдения.
1 констатирующий эксперимент.
Цель: изучить уровень сформированности трудовых навыков у младших школьников.
Экспериментальная
работа велась в двух группах –
экспериментальной и
В ходе экспериментальной работы у каждого младшего школьника с помощью методик, описанных выше, мною был зафиксирован уровень сформированности трудовых навыков по каждому из выявленных критериев. Полученные результаты были подвергнуты качественному и количественному анализу и занесены в таблицу. Подробнее познакомимся с результатами экспериментальной работы.
В контрольной группе:
высокий уровень сформированности– у 2учеников (12,5%);
средний уровень – у 6 школьников (37,5%);
низкий уровень – у 8 школьников (50%).
высокий уровень – 3 школьника (18,75%);
средний уровень – у 5школьников (31,25%);
низкий уровень – у 8 школьников (50%).
высокий уровень –1школьник (6,25%);
средний уровень – у 5 школьников (31,25%);
низкий уровень – у 10 школьников (62,5%).
В экспериментальной группе:
высокий уровень – у 2 учеников (12,5%);
средний уровень – у 6 школьников (37,5%);
низкий уровень – у 8 школьников (50%).
высокий уровень – у 2 учеников (12,5%);
средний уровень – у 5школьников (31,25%);
низкий уровень – у 9 школьников (56,25%).
высокий уровень – 2 школьника (12,5%);
средний уровень – у 4 школьников (25%);
низкий уровень – у 10 школьников (62,5%).
Все данные (в процентном отношении) были занесены в таблицу №2. (Приложение №3)
Таким образом, результаты первого констатирующего эксперимента свидетельствуют, что большинство школьников контрольного и экспериментального классов (50-62%) имеют низкий уровень сформированности трудовых навыков, некоторые школьники (примерно 30%) имеют средний уровень сформированности трудовых навыков и совсем мало младших школьников (примерно 13%) имеют высокий уровень сформированности трудовых навыков.
Подводя итог первого констатирующего эксперимента, отмечаю, что уровень сформированности трудовых навыков у моих школьников чрезвычайно низок, он требует развития. По моему мнению, уровень сформированности трудовых навыков у младших школьников существенно возрастёт, если соблюдать выявленные педагогические условия формирования трудовых навыков. А это: обучение младших школьников простейшим навыкам самообслуживания; развитие интереса к труду в ходе использования игр; организация совместной трудовой деятельности младших школьников.
Заключение
Трудовая деятельность является одним из важных факторов воспитания личности, непременная и неотъемлемая составная часть общей системы воспитания школьников. Трудовое воспитание создаёт наиболее благоприятные предпосылки для включения каждого из психических свойств в многостороннюю часть с другими свойствами и их взаимного воздействия. Всестороннее и гармоничное развитие обеспечивает общий подъём одарённости человека, динамично и целостно выражающий его творческую природу. Привычка к труду, понимание его необходимости, трудовые умения и навыки формируются у младших школьников в повседневных практических делах, в разнообразных видах общественно полезной деятельности. Организуя в классе работу по формированию трудовых навыков младших школьников, необходимо учитывать их возрастные особенности.
Выявлены основные критерии и средства диагностики уровня сформированности трудовых навыков у младших школьников. Таковыми являются: когнитивный (критерий знания), мотивационный (критерий отношения к труду) и критерий практический. Средствами диагностики уровня сформированности трудовых навыков у младших школьников по каждому из перечисленных выше критериев являются: анкеты, беседы, наблюдения. В ходе констатирующего эксперимента (2класс) был зафиксирован уровень сформированности трудовых навыков младших школьников.
Учителя начальных классов используют в своей работе по формированию трудовых навыков у младших школьников разнообразные формы и методы: экскурсии, организацию праздников, игр, участие младших школьников в разнообразных видах труда.
Информация о работе Аппликация как средство развития трудовых навыков младших школьников