Аппликация как средство развития трудовых навыков младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 08:32, курсовая работа

Описание

Цель работы: изучить теоретический аспект проблемы и разработать методику планирования и организации уроков труда по аппликационным работам в начальной школе.
Задачи исследования:
1. Изучить современное состояние данной проблемы на основе анализа научно-методической, психолого-педагогической литературы, опыта работы учителей-практиков.
2. Раскрыть особенности, значимость аппликационной работы младших школьников на уроках труда.

Содержание

Введение ………………………………………………………………..…………2
Глава I. Теоретические обоснования развития трудовых навыков младших
школьников по средствам работы аппликациями.
1.1.Специфика развития трудовых навыков младших школьников на
уроках труда…………………………………………………………………. 6
1.2. Психолого – педагогические исследования развития трудовых
навыков младших школьников на уроках
труда с аппликациями…………………………………………...………….. 9
1.3. Особенности работы с аппликациями в младшем школьном возрасте...12
1.4. Опыт работы современных учителей с
аппликациями…………………………………………..…………………...16

Глава II. Экспериментальная работа по развитию трудовых навыков в
процессе работы с аппликациям.
2.1. Выявление уровня развития трудовых навыков младших
школьников на урока труда…………………..……………………………19
Заключение …………………………………………………………..…………..27
Список литературы ………………………………...……………………………29
Приложение ………………………………………………….………………….31

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 3.90 Мб (Скачать документ)

 

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

 

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

 

ДОНСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ

 

 

 

 

 

 

 

 

Хадыкина Елена Васильевна

 

 

 

 

 

 

 

Аппликация  как средство

развития трудовых навыков

 младших  школьников.

 

 

 

 

 

 

 

Специальность 050146  преподавание в начальных классах.

 

 

 

Научный руководитель

Кабайкина Надежда Васильевна

 

г. Ростов-на-Дону

2011 г.

 

 

Оглавление

Введение ………………………………………………………………..…………2

 

Глава I. Теоретические обоснования развития трудовых навыков младших       

                школьников по средствам работы аппликациями.

1.1.Специфика развития  трудовых навыков младших школьников  на 

      уроках труда…………………………………………………………………. 6            

1.2. Психолого – педагогические исследования развития трудовых   

       навыков младших школьников на уроках

       труда с аппликациями…………………………………………...………….. 9

1.3. Особенности работы с аппликациями  в младшем школьном возрасте...12

1.4. Опыт работы современных учителей  с       

       аппликациями…………………………………………..…………………...16

 

 

Глава II. Экспериментальная работа по развитию трудовых навыков в   

                 процессе работы с аппликациям.

2.1. Выявление уровня  развития трудовых навыков младших  

              школьников на урока труда…………………..……………………………19

Заключение …………………………………………………………..…………..27

Список литературы ………………………………...……………………………29

Приложение ………………………………………………….………………….31

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Трудовая подготовка в начальных классах – органическая составная часть единой системы обучения, воспитания и развития учащихся. Она имеет целью:

  • расширение трудового опыта детей, их знаний о производственной деятельности людей, воспитание трудолюбия, уважительного отношения к труду и людям труда;
  • развитие трудовых умений, умения планировать и организовывать свою работу;
  • развитие и воспитание учащихся на уроках труда: умственное, нравственное, эстетическое, физическое.

Учащиеся начальной  школы овладевают необходимыми в  жизни элементарными приёмами ручной работы с различными материалами, выращивание  сельскохозяйственных растений, изготовления игрушек, различных предметов, имеющих общественно-полезное значение. Работа с разными материалами, бумагой имеет большое значение для всестороннего развития детей, способствует физическому развитию: воспитывает у детей способности к длительным физическим усилиям, тренирует и закаляет нервно-мышечный аппарат ребёнка. Использованные в пособии виды труда способствуют воспитанию нравственных качеств: трудолюбия, воли, дисциплинированности, желания трудиться.

Дети усваивают систему  политехнических понятий, познают свойства материалов, овладевают технологическими операциями, учатся применять теоретические знания на практике. Украшая свои изделия, учащиеся приобретают определенные эстетические вкусы.

 В теме «Работа с бумагой и картоном» дети знакомятся с видами бумаги: цветная, рисовальная, гофрированная, калька, промокательная, писчая, обложечная, мелованная, книжно-журнальная, бархатная (в теме «Работа с разными материалами. Аппликация из пуха и ваты»).

Дети знакомятся с  производством бумаги, историей её изобретения. Осваивают операции по обработке бумаги:

  • разметка - на глаз, сгибание, по шаблону, по линейке;
  • резание – по прямолинейному контуру, по криволинейному контуру, симметричное вырезание;
  • сгибание и складывание – в разных направлениях, гармошкой;
  • сборка – склеивание, соединение нитками.

Учатся владеть инструментами  и приспособлениями: ножницами, иглой, гладилкой, кисточкой, шаблонами. Знакомятся с правилами техники безопасности в работе с ножницами.

При выборе объектов труда  учтено, что:

  • изделие должно иметь общественно-полезное назначение, то есть возможность его использования в школе, в классе, дома, в украшении, для игры, как подарок;
  • изделия должны отвечать требованиям программы и эмоционально воздействовать на учащихся, то есть характер труда должен быть воспитывающим;
  • все работы должны быть интересными;
  • трудовые задания должны быть посильными для учащихся;
  • приобретённые на уроках знания и умения должны быть прочными и использоваться в дальнейшем в качестве базы для продолжения образования в средней школе.

Слово учителя в форме  рассказа или беседы расширяет кругозор учащихся, развивает любознательность. Цель рассказа или беседы – заинтересовать ребёнка изделием, увлечь его и развивать желание во внеурочное время читать детские книги и журналы о труде людей, технике. Введение элементов игры: отгадывание загадок, ребусов, поэтические минутки вызывают у учащихся чувство радости, повышают интерес к уроку.

Совершенствование развивающего характера трудового обучения остается одной из наиболее актуальных проблем методики трудового воспитания. Сегодня учебно-воспитательный процесс в школе должен включить в себя эффективные формы и методы развития, воспитания детей на народных традициях и искусстве; самое ценное, созданное веками мудростью и культурой народа, должно включиться в систему воспитания и образования современного человека.

На основании вышеизложенного  считаем тему данной курсовой работы актуальной и интересной в плане  дальнейшего изучения.

Объект исследования: процесс трудового обучения в начальной школе.

Предмет исследования: методика аппликационных работ в начальной школе.

Цель работы: изучить теоретический аспект проблемы и разработать методику планирования и организации уроков труда по аппликационным работам в начальной школе.

Гипотеза: трудовое обучение младших школьников в аппликационной работе будет эффективным если:

- учитель будет владеть современной теорией и практикой трудового обучения младших школьников.

- создана хорошая материальная база для процесса трудового обучения.

- труд будет рассматриваться как средство развития личности ребенка.

Задачи исследования:

1. Изучить современное  состояние данной проблемы на  основе анализа научно-методической, психолого-педагогической литературы, опыта работы учителей-практиков.

2. Раскрыть особенности, значимость аппликационной работы младших школьников  на уроках труда.

Методы исследования:

-  анализ психолого-педагогической, специальной литературы по исследуемой проблеме.

- системный анализ проблемы трудового обучения в начальной школе.

- продуктивно-творческий метод.

- наблюдения, педагогический эксперимент.

Теоретическая значимость работы заключается в определении гностической сущности выявления видов, в разработке системы средств аппликационных работ , которые могут быть использованы в процессе обучения учащихся и конкретизации развития трудовых навыков младших школьников.

Практическая  значимость: разработанные тематические планы и рекомендации по изучению аппликационных работ могут быть использованы в работе учителей начальных классов, студентов – практикантов, а так же руководителями кружков дополнительного образования и родителей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 I. Теоретические обоснования развития трудовых навыков младших школьников    по средствам работы с аппликациями.

1.1 Специфика развития трудовых навыков младших школьников на уроках труда.

В системе начального обучения трудовая деятельность является одним из важных факторов развития ребенка: нравственного, умственного, физического, эстетического.

Цели данного курса  «Трудового обучения»:

  • заложить основы обучения ребенка трудовым приемам и навыкам при работе с различными материалами, проявлению творческой самостоятельности;
  • научить ребенка фантазировать и видеть необычное в самом простом и привычном, умению передавать с помощью форм и материалов образы реальной жизни;
  • пробудить у малышей интерес к творчеству;
  • развитие внимания, наблюдательности, пространственного представления, воображения, сообразительности;
  • воспитание самостоятельности и культуры труда.

Именно в начальных  классах закладываются основы социально активной личности, проявляющей интерес к трудовой деятельности, самостоятельности, уважения к людям труда и другие ценные качества, способствующие усвоению требований жизни и утверждению в ней. Трудовая деятельность является надежным средством познания ребенком окружающего мира, реальных вещей, дает ему возможность применять теоретические знания, обогащает его сознание чувственными представлениями, уточняет их, делает более конкретными. Участие школьников в трудовой деятельности и прежде всего в производительном труде рассматривается педагогикой в качестве главного средства введения детей и подростков в систему общественных отношений и ничем не заменимой основой нравственного воспитания и становления всесторонне развитой личности. Поэтому педагогика считает трудовое обучение и воспитание важнейшей составной частью образования и воспитания подрастающих поколений. Большое значение имеет также воспитание у учащихся творческого отношения к труду. Если дети будут бояться работы, будут стремиться как можно скорее отделаться от нее, то в этом случае не может быть и речи о формировании у них творческого отношения к своему труду. Поэтому воспитание любви к труду — одна из важнейших задач трудового воспитания детей. 
В процессе трудового воспитания необходимо добиваться формирования навыков коллективизма у детей. Совместное трудовое усилие, работа в коллективе могут создать правильное отношение людей друг к другу, писал А. С. Макаренко [ 9, 245 ]. В воспитании учащихся следует поощрять различные коллективные формы труда, развивать чувство дружбы, товарищества, взаимопомощи между учащимися. В результате такой постановки трудового воспитания и может быть создано правильное отношение к товарищу.

Трудовое воспитание направлено на овладение детьми трудовыми умениями и навыками, элементами культуры труда и техники безопасности, стремлениями к коллективному труду и готовностью устанавливать и регулировать отношения в трудовом коллективе. Важное значение имеет формирование бережного отношения к инструментам, материалу, личным вещам и школьному имуществу, а также отрицательного отношения к попыткам уклониться от труда, небрежного отношения к инструментам, материалам, личным вещам и школьному имуществу. 
Если внимательно посмотреть перечень и характер задач трудового воспитания, станет ясно, что они могут быть успешно решены лишь всей системой средств воспитания, включающей учебный процесс, уроки труда, разнообразную внеклассную работу, самостоятельный труд детей.

  Особое место в содержании курса трудового обучения занимает раздел «Аппликация из различных материалов», он включает в себя овладение учащимися простейшими способами и приемами работы с различными материалами, имеет направленность на приобщение детей к различным видам народных промыслов, развитие творческих способностей и эстетическое воспитание младших школьников.

Понятия «Аппликация» включает способы создания художественных произведений из различных по своим свойствам  и фактуре материалов, объединённых сходством технике выполнения. Каждый материал имеет свои особенности, которые оказывают определяющее влияние на технику выполнения аппликаций. Например, бумага, солома, засушенные растения, береста прикрепляются к фону различными клеями; ткани, кожа, мех, войлок обычно пришиваются; тополиный пух накладывается на бархатную бумагу без клея.

      Аппликация  – наиболее простой и доступный  способ создания художественных  работ, при котором сохраняется реалистическая основа самого изображения. Это даёт возможность широко использовать аппликацию не только в оформительских целях (при изготовлении наглядных пособий, пособий к различным играм, игрушек, флажков, сувениров к праздничным датам, украшений праздничных и других костюмов, оформление стенгазет, стендов, выставок), но и в создания картин, панно, орнаментов  и т.д.

Основными признаками аппликации являются силуэтность, плоскостная  обобщенная трактовка образа, локальность  больших цветовых пятен.

Аппликация может быть предметной, состоящей из отдельных изображений; сюжетной, отображающей совокупность действий, событий; декоративной, включающей орнаменты, узоры, которыми можно украсить различные предметы.

 

 

 

 

1.2 Психолога – педагогические исследования развития трудовых  навыков   младших школьников на уроках труда с аппликациями.

Выявление психолого-педагогической сущности формирования положительного отношения младших школьников к миру труда и профессий начнём с выявления сущности понятий, составляющих основу проблемы нашего исследования.

По мнению С. П. Баранова, «и общественное признание, и материальное благосостояние человека должны определяться прежде всего тем, как он работает» [2, 245]. Здесь имеет значение экономическая сторона, но не менее значима идейно-нравственная. Ведь в труде человек не только создаёт материальные ценности, но и развивает свои лучшие способности, закаляет волю, развивает творческие силы, утверждает себя как гражданин.

В Энциклопедическом  словаре понятие «труд» трактуется как «целесообразная деятельность человека, направленная на видоизменение  и приспособление предметов природы для удовлетворения своих потребностей» [12 , 564].

По определению, данному в Большой Советской энциклопедии, труд - целесообразная деятельность человека, в процессе которой он при помощи орудий труда воздействует на природу и использует её в целях создания потребительных стоимостей, необходимых для удовлетворения потребностей [3,98].

Информация о работе Аппликация как средство развития трудовых навыков младших школьников