Аппликация как средство развития трудовых навыков младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 08:32, курсовая работа

Описание

Цель работы: изучить теоретический аспект проблемы и разработать методику планирования и организации уроков труда по аппликационным работам в начальной школе.
Задачи исследования:
1. Изучить современное состояние данной проблемы на основе анализа научно-методической, психолого-педагогической литературы, опыта работы учителей-практиков.
2. Раскрыть особенности, значимость аппликационной работы младших школьников на уроках труда.

Содержание

Введение ………………………………………………………………..…………2
Глава I. Теоретические обоснования развития трудовых навыков младших
школьников по средствам работы аппликациями.
1.1.Специфика развития трудовых навыков младших школьников на
уроках труда…………………………………………………………………. 6
1.2. Психолого – педагогические исследования развития трудовых
навыков младших школьников на уроках
труда с аппликациями…………………………………………...………….. 9
1.3. Особенности работы с аппликациями в младшем школьном возрасте...12
1.4. Опыт работы современных учителей с
аппликациями…………………………………………..…………………...16

Глава II. Экспериментальная работа по развитию трудовых навыков в
процессе работы с аппликациям.
2.1. Выявление уровня развития трудовых навыков младших
школьников на урока труда…………………..……………………………19
Заключение …………………………………………………………..…………..27
Список литературы ………………………………...……………………………29
Приложение ………………………………………………….………………….31

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 3.90 Мб (Скачать документ)

Отношение к труду  формируется в процессе воспитания трудолюбия, готовности и способности выполнять полезную обществу работу, сознания ответственности за результаты труда, способности воспринимать интересы коллектива как личные, добросовестно и творчески относиться к решению трудовых задач. Воспитание у учащихся готовности к труду, трудолюбия обеспечиваются в России всей системой учебной и внеучебной работы школы (содержание учебных предметов, уровни трудовых нагрузок, методы обучения, и т.д.).

Понятно, что формирование положительного отношения к труду  нельзя осуществлять без соответствующего «научения» трудовым умениям и навыкам.

Сопоставляя эти три  педагогические категории, следует отметить, что понятие трудовое воспитание является более широким по сравнению с трудовым обучением.

Цели трудового воспитания в современной школе таковы:

  • привитие любви к труду;
  • ознакомление школьников с основами современного производства, строительства, транспорта, сферы обслуживания;
  • формирование в процессе обучения и общественно полезной работы трудовых навыков и умений;
  • побуждение к сознательному выбору профессии и получение первоначальной профессиональной подготовки.

Итак, одной из задач  трудового воспитания школьников является задача формирования отношения к труду.

Поскольку трудовое воспитание осуществляется в процессе включения  учащихся в соответствующую их возрасту трудовую деятельность, необходимо рассмотреть, в какие виды труда необходимо вовлекать учащихся.

Широкое применение в  школе находит, прежде всего, трудовая деятельность учащихся, связанная с  учебными занятиями. Начиная с первого  класса, учащиеся занимаются изготовлением  разнообразных учебно-наглядных  пособий: таблиц, картин, занимаются выращиванием цветов, создают живые уголки. Значительное место в трудовом воспитании и обучении занимает ручной труд «Изготовление аппликации» в начальных классах.

Нравственное развитие ребенка занимает ведущее место  в формировании всесторонне развитой личности.

По данным психологов, на протяжении  младшего школьного возраста важно формирование трех основных умений. 
1. Ребенок должен научиться принимать постепенно усложняющиеся инструкции. 
Например, в ходе игры детям дается сложное задание. Взрослый показывает замысловатый узор, выполненный на бумаге, и говорит: "Сейчас мы будем это вырезать". У детей не получается сразу вырезать нужный узор. Взрослый расчленяет задание на частные задачи, давая инструкции по выполнению отдельных элементов узора. При этом, объясняя, как выполнять тот или иной элемент рисунка, взрослый постепенно увеличивает сложность и объем действий, которые ребенок должен выполнить. Когда ребенок воспринимает словесную инструкцию взрослого, то перед ним встает необходимость перевести речевой приказ взрослого в самоприказ. Для этого он повторяет инструкцию вслух и про себя, а затем показывает, что и как он будет выполнять. 
2. Ребенок должен уметь удерживать инструкцию на протяжении всего занятия. 
Ребенку нужно помнить инструкцию и контролировать ее реализацию. Для этого инструкция неоднократно проговаривается в ходе выполнения задания; проводится дополнительный инструктаж на отдельных этапах работы; повторение инструкции осуществляется в плане практического действия; приветствуется оказание ребенком помощи товарищам, что также требует ясного представления задачи. 
3. Ребенок должен приобрести навыки самоконтроля. 
В ходе выполнения задания дети неоднократно проверяют себя, рассказывая себе или другим, что нужно сделать. При вырезании аппликации они через сравнение находят ошибки и исправляют их. Дети, работающие безошибочно и самостоятельно находящие и исправляющие ошибки, поощряются, чем вводится элемент соревнования. Самоконтроль используется и для оценки результатов работы.

Различные аспекты трудового воспитания исследованы П. Р. Атутовым, Н. И. Болдыревым, Н. К. Гончаровым, И. С. Марьенко, В. А. Сухомлинским, и другими.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Особенности работы с аппликациями младших школьников.

Трудовая деятельность, отношение к труду – одна из основных сторон нравственной деятельности. В процессе трудовой деятельности формируются морально-волевые качества, в которых проявляются признаки положительного отношения к труду: трудолюбие, чувство долга, коллективизм, дисциплинированность, честность, бережливость, творческое отношение к работе, стремление преодолевать трудности и доводить начатое дело до конца. Изучив теоретическую сущность трудового воспитания школьников, выяснила, что трудовое воспитание и формирование трудовых навыков у младших школьников обусловлено их возрастными особенностями. Подвижность, присущая этому возрасту, требуют  от меня применения разнообразных видов деятельности, использования разных форм и методов.

Ручной и художественный труд по своему назначению является трудом, направленным на удовлетворение эстетических потребностей человека. В его содержание входит изготовление поделок из различных материалов. Этот труд способствует развитию фантазии, творческих способностей; развивает мелкие мышцы рук, способствует воспитанию выдержки, настойчивости, умению доводить начатое до конца. Результатами своего труда младшие школьники радуют других людей, создавая для них подарки.

С первых уроков обучения в школе необходимо воспитывать  у учащихся умение подготовить свое рабочее место, содержать его в порядке, правильно располагать на нем необходимые инструменты, приспособления, материалы, класть их в процессе работы на свои места, т.е. воспитывать культуру труда. Важным является умение экономно расходовать материалы и находить рациональные приемы работы. Необходимо показывать детям, как нужно расположить шаблоны и трафареты при разметке, чтобы отходы получились минимальные. Можно предварительно сделать разметку мелом на доске: учитель рисует на доске формат, например лист бумаги, а ученик вычерчивает на нем мелом, как он будет размечать нужные детали на своем листе. Целесообразно продумать и подготовить такое задание, где на все детали дается строго определенное количество материала. Учеников предупредить о том, что материала хватит только при условии его экономного использования. Они должны также знать, что из отходов можно получить более мелкие детали. Эффективность выработки у детей умений и навыков зависит от того, насколько систематически проводится эта работа. Только специально продуманная, регулярно проводимая работа даст свои результаты. Такая же системность необходима и при обучении правилам техники безопасной работы и гигиены труда. Учащиеся должны выработать у себя привычки сохранять во время работы удобную и правильную позу, работать чистыми руками, пользоваться подкладным листом (доской, клеенкой), тряпочкой, губкой, следить за чистотой рабочего места, убирать после окончания работы инструменты только в чистом виде. Соблюдение учащимися четких и неукоснительных требований к своей работе будет способствовать развитию организованности и целенаправленности их деятельности.

 Трудовое обучение детей способствует активизации познавательной деятельности учащихся, формированию умственных действий и целенаправленной деятельности. Положительное отношение к труду, интерес к овладению трудовыми умениями и навыками способствует развитию познавательной активности детей.

Одной из важнейших задач  трудового обучения является развитие моторики мелких мышц рук. Возможности  для этого есть при изучении каждой программной темы, особенно наклеивание мелких деталей (аппликация).

Программы и методические пособия к урокам трудового обучения учитывают разнообразные условия, в которых работают учителя, они предполагают на выбор варианты изделий и работ, которые выполнимы в обычных классах. Однако это в определенной мере ограничивает развитие трудового обучения, которое полностью соответствовало бы возрастным возможностям учащихся и современным требованиям научно-технического прогресса.

В принципе материальное оснащение уроков трудового обучения должно, с одной стороны, удовлетворять гигиеническим нормам и эстетическим требованиям, с другой – наилучшим образом способствовать формированию у детей представлений, умений, привычек и внутреннего стремления самостоятельно выполнять требования трудовой культуры.

В практике существует несколько  направлений в решении вопросов комплектования и хранения инструментов, приспособлений и материалов. Одни педагоги хранят все инструменты  в специальных шкафах или на стеллажах, комплектуя каждый вид на весь класс. Перед уроком трудового обучения в зависимости от вида труда, содержание работ учитель вместе с дежурными раскладывает необходимые на данный урок инструменты и материалы.

Широко используется природный материал для изготовления поделок и в начальной школе.

Ценным материалом к аппликационным работам из природного материала являются: засушенные листья, семена деревьев, овощей, например, семена клена или ясеня, известные как крылатки. Из них можно сделать уши для зайца, крылья для стрекозы, плавники для рыб и т.д. они имеют красивую внешнюю форму, что позволяют использовать их для оригинальных поделок. Очень специфична аппликация из семян клена. Работа с кленовыми семенами требует большой фантазии, творчества, выдумки.

Работая над проблемами нравственной воспитанности младших  школьников, надо учитывать их возрастные и психологические особенности:

1) Склонность к игре. В условиях  игровых отношений ребенок добровольно  упражняется, осваивает нормативное  поведение. В играх, более чем где-либо, требуется от ребенка умение соблюдать правила. Нарушение их дети с особой остротой подмечают и бескомпромиссно выражают свое осуждение нарушителю. Если ребенок не подчинится мнению большинства, то ему придется выслушать много неприятных слов, а может, и выйти из игры. Так ребенок учится считаться с другими, получает уроки справедливости, честности, правдивости. Игра требует от ее участников умения действовать по правилам. «Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет» - говорил А.С.Макаренко [ 9, 98].

2) Невозможность долго заниматься  монотонной деятельностью. Как  утверждают психологи, дети 6-7-летнего  возраста не могут удерживать  свое внимание на одном каком-либо  предмете более 7-10 минут. Дальше  дети начинают отвлекаться, переключать свое внимание на другие предметы, поэтому необходима частая смена видов деятельности во время занятий.

3) Недостаточная четкость нравственных  представлений в связи с небольшим  опытом. Учитель предъявляет ряд  требований, касающихся деятельности учащихся на уроке: не мешать остальным, внимательно слушать друг друга, участвовать в общей работе - и оценивает умение учеников в этом плане.

 Структура урока  труда отвечает требованиям, предъявляемым  к любому уроку как основной  форме организации учебного процесса. Эти требования опираются на  базовые дидактические принципы.

  На уроке труда  присутствуют следующие основные  компоненты процесса обучения:

  • наблюдение факторов, предметов,  явлений окружающего мира;
  • восприятие информации;
  • анализ и переработка первичной информации;
  • закрепление знаний, полученных в результате переработке информации;
  • применение усвоенных знаний сначала в знакомых, а затем в изменённых, принципиально новых ситуациях;
  • обобщение, выводы.

Вместе с тем структура  урока труда имеет особенности, вытекающей из задач и содержания курса, возрастных особенностей младших  школьников и , наконец, что очень  важно, из психолого-педагогический основ трудовой деятельности учащихся начальных классов. Эта деятельность, естественно, органически связана с сущностью труда человека, в результате которой создаётся продукт, имеющий материальное выражение. Например, Н.М. Конышева – автор учебников и пособий, входящих в методический комплекс «Гармония», - рассматривая структуру урока труда, отмечает: «Разумеется, структура урока должна быть гибкой и разнообразной. Однако для удобства разработки сценария имеет смысл выделить такие основные блоки, которые так или иначе всегда присутствуют на уроке и , не смотря на частные различия,  всё-таки следует в каком –то общем для всех уроков порядке. Это следующие этапы: 1) организация урока, установления порядка и дисциплины; 2) подготовка учащихся к предстоящей практической работе (вступительная беседа, рассказ учителя); 3) практическая работа по изготовлению изделия; 4) подведение итогов урока, оценка проделанной работы; 5) уборка рабочих мест» .

  В практике школ нередко можно увидеть уроки труда, структура которых никак не учитывает возрастные анатомо-физиологические и психологические особенности младших школьников и специфику из познавательных процессов. Речь идёт о наглядно-образном мышлении, небольшом неустойчивом объёме памяти, непроизвольном внимании, неразвитости и ограниченности восприятия предметов и явлений окружающего мира, отставании развития мелких мышц по сравнению с крупными.

 Результатом подобного  пренебрежения к возрастным особенностям  учеников становится их умственная  и физическая усталость, что особенно заметно при осуществлении школьниками однообразной деятельности более 15-20 минут.

 Психологи, исследующие  различные аспекты учебной деятельности  младших школьников, отмечают, что  дети этого возраста могут  продуктивно заниматься одним  видом деятельности, например разметкой по шаблону, приблизительно в течении 10-15 минут.

 В заключение необходимо  вспомнить слова С.Л. Рубинштейна:  «Труд – основной вид деятельности  человека. Труд в целом не психологическая,  а социальная категория… Направленный  по своей основной установке на производство, на создание определённого продукта, труд – это вместе с тем и основной путь формирования личности» [12,473]. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.4. Опыт работы современных учителей с аппликациями.

Приведем фрагменты  нескольких уроков.

И.И.Щеглова,   учитель  начальных классов, №83, Ногинский  район, Московская область.

 Великий русский  писатель Л.Н. Толстой считал, что если ребёнок в школе  не научится творит, то в жизни он всегда будет только подражать. Это утверждение созвучно с мыслью, что современному обществу нужны не исполнители, а творческие, инициативные, имеющие свою точку зрения личности.

 Учитывая это, педагог  может на каждом уроке, независимо  от предмета и темы, дать учащимся  хотя бы минимум эстетических  знаний, формировать их эстетические чувства, создавать атмосферу, располагающую к самораскрытию в творчестве. В нашем классе традиционным стал праздник чествования хлеба, способствующий воспитанию уважительного отношения учеников к людям тех специальностей, которые связаны с созданием жизненно важного продукта – хлеба, а также бережного отношения к нему.

 Для одного из  праздников в классе была организованна  выставка эмблем хлеба, сделанных  из аппликации. Изготовлению эмблем  был посвящён урок труда, на котором ученики смогли проявить фантазию и творчество, а учитель коснулся проблем экологического воспитания учащихся.

 Перед уроком была  организованна экскурсия по городу  и его окрестностям. Засорённые  участки города и близлежащих  полей убедили учащихся, что небрежное отношение к мусору приводит к загрязнению окружающей среды. С одной стороны, ученики увидели красоту природы нашего города, расположенного в окружении лесов, а с другой – не ухоженность, заброшенность тех мест, где можно отдыхать.

Информация о работе Аппликация как средство развития трудовых навыков младших школьников