Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 22:40, курсовая работа
Детство – самоценный период в жизни человека, определяющий перспективы становления его субъективности. В дошкольном возрасте происходит закладка фундамента, который в дальнейшем позволяет ребенку успешно осваивать любые специальные знания.
В данной работе важно представить дошкольное детство как особенное, уникальное социокультурное явление, показать чрезвычайно сложное и многогранное развитие личности в дошкольном детстве, ценность которого в том, что заложенный в этот сравнительно короткий период жизни фундамент имеет непреходящее значение для всего последующего развития ребенка.
Введение……………………………………………………………………… 3
1.Умственное развитие дошкольников……………………………………… 5
2.Развитие логического и образного мышления детей дошкольного возраста………………………………………………………………………...
9
3.Сенсорные эталоны и их усвоение дошкольниками……………………... 10
4.Роль воспитания и обучения в интеллектуальном развитии детей дошкольного возраста………………………………………………………...
12
5.Основные задачи умственного воспитания детей дошкольного возраста 14
6.Развивающие игры как метод воспитания и обучения…………………... 17
Заключение……………………………………………………………………. 24
Использованные литературные источники…………………………………. 26
Внимание ребёнка в начале дошкольного возраста отражает его интерес к окружающим предметам и выполняемым с ними действиям. Ребенок сосредоточен только до тех пор, пока интерес не угаснет. Появление нового предмета тотчас же вызывает переключение внимания на него. Поэтому дети редко длительное время занимаются одним и тем же делом.
На
протяжении дошкольного возраста в
связи с усложнением
Так,
если младшие дошкольники могут
играть в одну и ту же игру 30-50 мин,
то к пяти-шести годам
2.Развитие
логического и образного
мышления детей дошкольного
возраста
Заметим, что на общей «лестнице» психического развития логическое мышление стоит выше образного в том смысле, что оно формируется позднее, на основе образного, и дает возможность решать более широкий круг задач, усваивать научные знания. Однако это вовсе не означает, что нужно стремиться как можно раньше сформировать у ребенка логическое мышление.
Во-первых, усвоение логических форм мышления без достаточно прочного фундамента в виде развитых образных форм будет неполноценным. Развитое образное мышление подводит ребенка к порогу логики, позволяет ему создавать обобщенные модельные представления, на которых в значительной мере строится затем процесс формирования понятий.
Во-вторых, и после овладения логическим мышлением образное нисколько не теряет своего значения. Даже в самых, казалось бы, отвлеченных видах деятельности человека, связанных с необходимостью последовательного, строго логического мышления (например, в работе ученого), огромную роль играет использование образов.
Образное мышление - основа всякого творчества, оно является составной частью интуиции, без которой не обходится ни одно научное открытие.
Образное мышление в максимальной степени соответствует условиям жизни и деятельности дошкольника, тем задачам, которые возникают перед ним в игре, в рисовании, конструировании, в общении с окружающими. Именно поэтому дошкольный возраст наиболее сензитивен к обучению, опирающемуся на образы [4; с156].
Что
же касается логического мышления,
то возможности его формирования
следует использовать лишь в той
степени, в какой это необходимо
для ознакомления ребенка с некоторыми
основами начальных научных знаний
(например, для обеспечения полноценного
овладения числом), не стремясь к тому,
чтобы непременно сделать логическим
весь строй его мышления
3.Сенсорные
эталоны и их усвоение
дошкольниками
Уже в раннем детстве у ребенка накапливается определенный запас представлений о разнообразных свойствах предметов. Отдельные представления начинают играть роль образцов, с которыми ребенок сравнивает свойства новых предметов в процессе их восприятия.
В дошкольном возрасте происходит переход от применения таких предметных образцов, являющихся результатом обобщения собственно сенсорного опыта ребенка, к использованию общепринятых сенсорных эталонов. Сенсорные эталоны - это выработанные человечеством представления об основных разновидностях свойств и отношений[13;с.112-119].
Они
возникли в ходе исторического развития
человечества и используются людьми
в качестве образцов, мерок, при помощи
которых устанавливают и
Усвоение дошкольниками сенсорных эталонов начинается с ознакомления с отдельными геометрическими фигурами и цветами (в соответствии с программой детского сада или в домашних условиях). Такое ознакомление происходит главным образом в процессе овладения разными видами продуктивной деятельности.
Усвоение сенсорных эталонов, так же как и формирование любых представлений о свойствах предметов, происходит в результате действий восприятия, направленных на обследование формы, цвета, величины и других свойств и отношений, которые должны приобрести значение образцов.
Однако этого недостаточно. Необходимо еще, чтобы ребенок выделил основные разновидности свойств, применяющиеся в качестве эталонов, из всех остальных, начал сравнивать с ними свойства разнообразных предметов.
Период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребенка, - когда совершенствуется его ориентировка во внешних свойствах и отношениях предметов и явлений, в пространстве и времени.
Воспринимая предметы и действуя с ними, ребенок начинает все более точно оценивать их цвет, форму, величину, вес, температуру, свойства поверхности и др. При восприятии музыки он учится следить за мелодией, выделять отношения звуков по высоте, улавливать ритмический рисунок, при восприятии речи - слышать тончайшие различия в произношении сходных звуков.
Значительно совершенствуется у детей умение определять направление в пространстве, взаимное расположение предметов, последовательность событий и разделяющие их промежутки времени.
Сенсорное
развитие дошкольника включает две
взаимосвязанные стороны - усвоение
представлений о разнообразных свойствах
и отношениях предметов и явлений и овладение
новыми действиями восприятия, позволяющими
более полно и расчленено воспринимать
окружающий мир.
4.Роль
воспитания и обучения
в интеллектуальном
развитии детей дошкольного
возраста
В работах отечественных и зарубежных ученых дошкольное детство определяется как период, оптимальный для умственного развития и воспитания. Так считали педагоги, создавшие первые системы дошкольного воспитания, - Ф.Фребель, М.Монтессори. Но в исследованиях А.П.Усовой, А.В.Запорожца, Л.А.Венгера, Н.Н.Поддьякова выявлено, что возможности умственного развития детей дошкольного возраста значительно выше, чем считалось ранее. Ребенок может не только познавать внешние, наглядные свойства предметов и явлений, как это предусмотрено в системах Ф.Фребеля, М.Монтессори, но и способен усваивать представления об общих связях, лежащих в основе многих явлений природы, социальной жизни, овладевать способами анализа и решения разнообразных задач[12;с.134].
Наиболее эффективно умственное развитие происходит под влиянием обучения и воспитания.
Современная педагогическая наука считает, что основными показателями умственного развития являются усвоение системы знаний, накопление их фонда, развитие творческого мышления и овладение способами познавательной деятельности, необходимыми для приобретения новых знаний [15;с.143].
Чтобы правильно организовать умственное воспитание дошкольников, надо знать закономерности и возможности их умственного развития. С их учетом определяются задачи, содержание, организация и методы умственного воспитания. Советская психология и педагогика занимаются изучением закономерностей и возможностей умственного развития в дошкольном возрасте, чтобы найти пути оптимального решения задач умственного воспитания: максимально использовать возможности ребенка, с одной стороны, и не допустить перегрузки, которая может вызвать общее угнетение организма, - с другой стороны.
Ученые исследуют многие вопросы умственного развития и воспитания. Изучаются закономерности развития ощущений, восприятия, что необходимо для разработки содержания и методов сенсорного воспитания как основы умственного воспитания дошкольников; исследуется формирование наглядно-действенного, наглядно-образного и понятийного, логического мышления детей; выясняются особенности формирования познавательных способностей; разрабатываются содержание и методы умственного воспитания в разные периоды дошкольного детства и др.
К концу дошкольного возраста у детей накапливается достаточно большой запас элементарных знаний об окружающем, они владеют основными мыслительными операциями (сравнением, обобщением и др.), способны выделять существенные и несущественные признаки предметов и явлений, устанавливать некоторые причинно-следственные связи, у них формируются зачатки учебной деятельности. Полноценное умственное развитие происходит только в процессе организованной деятельности, поэтому задача педагогов заключается как в создании соответствующих условий для этого, так и в осуществлении целенаправленных воспитательных воздействий на ребенка.
Умственное воспитание - это целенаправленное воздействие взрослых на развитие активной мыслительной деятельности детей. Оно включает: сообщение доступных знаний об окружающем мире, их систематизацию, формирование познавательных интересов, интеллектуальных навыков и умений, развитие познавательных способностей[15;с.131-148].
Особенно
велика роль умственного воспитания
в подготовке детей к школе. Овладение
запасом знаний, развитие умственной
активности и самостоятельности, приобретение
интеллектуальных умений и навыков
- это важные предпосылки для успешного
обучения в школе и для подготовки к предстоящей
трудовой деятельности.
5
.Основные задачи умственного
воспитания детей дошкольного
возраста
В «Программе воспитания в детском саду» определены следующие задачи умственного воспитания детей дошкольного возраста: формирование правильных представлений о простейших явлениях окружающей жизни; развитие познавательных психических процессов: ощущений, восприятий, памяти, воображения, мышления, речи; развитие любознательности и умственных способностей; развитие интеллектуальных умений и навыков, формирование простейших способов умственной деятельности.
Рассмотрим каждую из этих задач.
Ребенок в дошкольные годы каждый день сталкивается с новыми для него предметами и явлениями. Л. Н. Толстой писал о дошкольном возрасте: «Разве не тогда я приобретал все то, чем я теперь живу, и приобретал так много, так быстро, что во всю остальную жизнь я не приобрел и одной сотой того? От пятилетнего ребенка до меня только шаг. А от новорожденного до пятилетнего страшное расстояние».
Однако
накопление знаний и представлений
без соответствующего руководства
идет бессистемно: они могут быть
поверхностны, нередко ошибочны. Ребенок
думает, что «облако - это вата», а
«звезды - электрические лампочки».
Наблюдая окружающую жизнь, он самостоятельно
пытается делать выводы. В книге
К. И. Чуковского «От двух до пяти»
приведено немало детских высказываний,
свидетельствующих о пытливости
ума ребенка.
Задача педагога состоит в последовательном
увеличении у детей запаса знаний, их упорядочении,
уточнении, систематизации. Ребенок должен
получить четкие представления об окружающих
предметах, их назначении, некоторых качествах
(цвет, величина, форма) и свойствах (бьется,
ломается, рвется, льется и др.), о материалах,
из которых они сделаны. Он приобретает
также знания о некоторых природных явлениях,
их взаимосвязях и закономерностях (характерных
признаках времен года и взаимосвязи между
этими признаками, типичных особенностях
некоторых животных и связи их с образом
жизни этих животных и т. п.). В процессе
наблюдений за явлениями неживой природы,
развитием растений, насекомых, животных
воспитатель формирует у детей зачатки
материалистических представлений о мире.
Дошкольников знакомят с доступными им
общественными явлениями и событиями:
трудом советских людей, с общенародными
праздниками; с Москвой - столицей Советского
государства, с некоторыми народами, живущими
в нашей стране. Детей знакомят с жизнью
и деятельностью В. И. Ленина и его соратников.
Ознакомление с общественными явлениями
и событиями способствует воспитанию
у детей интереса к общественной жизни
страны, формированию чувства любви к
Родине и основ интернационализма.
Информация о работе Детские развивающие игры в интеллектуальном развитии дошкольников