Детские развивающие игры в интеллектуальном развитии дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 22:40, курсовая работа

Описание

Детство – самоценный период в жизни человека, определяющий перспективы становления его субъективности. В дошкольном возрасте происходит закладка фундамента, который в дальнейшем позволяет ребенку успешно осваивать любые специальные знания.
В данной работе важно представить дошкольное детство как особенное, уникальное социокультурное явление, показать чрезвычайно сложное и многогранное развитие личности в дошкольном детстве, ценность которого в том, что заложенный в этот сравнительно короткий период жизни фундамент имеет непреходящее значение для всего последующего развития ребенка.

Содержание

Введение……………………………………………………………………… 3
1.Умственное развитие дошкольников……………………………………… 5
2.Развитие логического и образного мышления детей дошкольного возраста………………………………………………………………………...
9
3.Сенсорные эталоны и их усвоение дошкольниками……………………... 10
4.Роль воспитания и обучения в интеллектуальном развитии детей дошкольного возраста………………………………………………………...
12
5.Основные задачи умственного воспитания детей дошкольного возраста 14
6.Развивающие игры как метод воспитания и обучения…………………... 17
Заключение……………………………………………………………………. 24
Использованные литературные источники…………………………………. 26

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.docx

— 50.98 Кб (Скачать документ)

       Внимание  ребёнка в начале дошкольного  возраста отражает его интерес к окружающим предметам и выполняемым с ними действиям. Ребенок сосредоточен только до тех пор, пока интерес не угаснет. Появление нового предмета тотчас же вызывает переключение внимания на него. Поэтому дети редко длительное время занимаются одним и тем же делом.

       На  протяжении дошкольного возраста в  связи с усложнением деятельности детей и их передвижением в  общем умственном развитии внимание приобретает большие сосредоточенность  и устойчивость.

       Так, если младшие дошкольники могут  играть в одну и ту же игру 30-50 мин, то к пяти-шести годам длительность игры возрастает до двух часов. Это  объясняется тем, что в игре шестилеток отражаются более сложные действия и взаимоотношения людей и интерес к ней поддерживается постоянным введением новых ситуаций. Возрастает устойчивость внимания детей и при рассматривании картинок, слушании рассказов и сказок. Так, длительность рассматривания картинки увеличивается к концу дошкольного возраста примерно в два раза; ребенок шести лет лучше осознает картинку, чем младший дошкольник, выделяет в ней больше интересных для себя сторон и деталей. 

2.Развитие логического и образного мышления детей дошкольного возраста 

       Заметим, что на общей «лестнице» психического развития логическое мышление стоит выше образного в том смысле, что оно формируется позднее, на основе образного, и дает возможность решать более широкий круг задач, усваивать научные знания. Однако это вовсе не означает, что нужно стремиться как можно раньше сформировать у ребенка логическое мышление.

       Во-первых, усвоение логических форм мышления без достаточно прочного фундамента в виде развитых образных форм будет неполноценным. Развитое образное мышление подводит ребенка к порогу логики, позволяет ему создавать обобщенные модельные представления, на которых в значительной мере строится затем процесс формирования понятий.

       Во-вторых, и после овладения логическим мышлением образное нисколько не теряет своего значения. Даже в самых, казалось бы, отвлеченных видах деятельности человека, связанных с необходимостью последовательного, строго логического мышления (например, в работе ученого), огромную роль играет использование образов.

       Образное  мышление - основа всякого творчества, оно является составной частью интуиции, без которой не обходится ни одно научное открытие.

       Образное мышление в максимальной степени соответствует условиям жизни и деятельности дошкольника, тем задачам, которые возникают перед ним в игре, в рисовании, конструировании, в общении с окружающими. Именно поэтому дошкольный возраст наиболее сензитивен к обучению, опирающемуся на образы [4; с156].

       Что же касается логического мышления, то возможности его формирования следует использовать лишь в той  степени, в какой это необходимо для ознакомления ребенка с некоторыми основами начальных научных знаний (например, для обеспечения полноценного овладения числом), не стремясь к тому, чтобы непременно сделать логическим весь строй его мышления 

3.Сенсорные эталоны и их усвоение дошкольниками 

       Уже в раннем детстве у ребенка  накапливается определенный запас  представлений о разнообразных  свойствах предметов. Отдельные  представления начинают играть роль образцов, с которыми ребенок сравнивает свойства новых предметов в процессе их восприятия.

       В дошкольном возрасте происходит переход  от применения таких предметных образцов, являющихся результатом обобщения собственно сенсорного опыта ребенка, к использованию общепринятых сенсорных эталонов. Сенсорные эталоны - это выработанные человечеством представления об основных разновидностях свойств и отношений[13;с.112-119].

       Они возникли в ходе исторического развития человечества и используются людьми в качестве образцов, мерок, при помощи которых устанавливают и обозначают соответствующие свойства и отношения.

       Усвоение дошкольниками сенсорных эталонов начинается с ознакомления с отдельными геометрическими фигурами и цветами (в соответствии с программой детского сада или в домашних условиях). Такое ознакомление происходит главным образом в процессе овладения разными видами продуктивной деятельности.

       Усвоение  сенсорных эталонов, так же как  и формирование любых представлений о свойствах предметов, происходит в результате действий восприятия, направленных на обследование формы, цвета, величины и других свойств и отношений, которые должны приобрести значение образцов.

       Однако  этого недостаточно. Необходимо еще, чтобы ребенок выделил основные разновидности свойств, применяющиеся  в качестве эталонов, из всех остальных, начал сравнивать с ними свойства разнообразных предметов.

       Период  дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребенка, - когда совершенствуется его ориентировка во внешних свойствах и отношениях предметов и явлений, в пространстве и времени.

       Воспринимая предметы и действуя с ними, ребенок  начинает все более точно оценивать их цвет, форму, величину, вес, температуру, свойства поверхности и др. При восприятии музыки он учится следить за мелодией, выделять отношения звуков по высоте, улавливать ритмический рисунок, при восприятии речи - слышать тончайшие различия в произношении сходных звуков.

       Значительно совершенствуется у детей умение определять направление в пространстве, взаимное расположение предметов, последовательность событий и разделяющие их промежутки времени.

       Сенсорное развитие дошкольника включает две  взаимосвязанные стороны - усвоение представлений о разнообразных свойствах и отношениях предметов и явлений и овладение новыми действиями восприятия, позволяющими более полно и расчленено воспринимать окружающий мир. 

4.Роль воспитания и обучения в интеллектуальном развитии детей дошкольного возраста 

       В работах отечественных и зарубежных ученых дошкольное детство определяется как период, оптимальный для умственного развития и воспитания. Так считали педагоги, создавшие первые системы дошкольного воспитания, - Ф.Фребель, М.Монтессори. Но в исследованиях А.П.Усовой, А.В.Запорожца, Л.А.Венгера, Н.Н.Поддьякова выявлено, что возможности умственного развития детей  дошкольного возраста значительно выше, чем считалось ранее. Ребенок может не только познавать внешние, наглядные свойства предметов и явлений, как это предусмотрено в системах Ф.Фребеля, М.Монтессори, но и способен усваивать представления об общих связях, лежащих в основе многих явлений природы, социальной жизни, овладевать способами анализа и решения разнообразных задач[12;с.134].

       Наиболее  эффективно умственное развитие происходит под влиянием обучения и воспитания.

       Современная педагогическая наука считает, что  основными показателями умственного  развития являются усвоение системы  знаний, накопление их фонда, развитие творческого мышления и овладение  способами познавательной деятельности, необходимыми для приобретения новых  знаний [15;с.143].

       Чтобы правильно организовать умственное воспитание дошкольников, надо знать  закономерности и возможности их умственного развития. С их учетом определяются задачи, содержание, организация  и методы умственного воспитания. Советская психология и педагогика занимаются изучением закономерностей  и возможностей умственного развития в дошкольном возрасте, чтобы найти  пути оптимального решения задач  умственного воспитания: максимально использовать возможности ребенка, с одной стороны, и не допустить перегрузки, которая может вызвать общее угнетение организма, - с другой стороны.

       Ученые  исследуют многие вопросы умственного  развития и воспитания. Изучаются  закономерности развития ощущений, восприятия, что необходимо для разработки содержания и методов сенсорного воспитания как основы умственного воспитания дошкольников; исследуется формирование наглядно-действенного, наглядно-образного  и понятийного, логического мышления детей; выясняются особенности формирования познавательных способностей; разрабатываются  содержание и методы умственного  воспитания в разные периоды дошкольного  детства и др.

       К концу дошкольного возраста у детей накапливается достаточно большой запас элементарных знаний об окружающем, они владеют основными мыслительными операциями (сравнением, обобщением и др.), способны выделять существенные и несущественные признаки предметов и явлений, устанавливать некоторые причинно-следственные связи, у них формируются зачатки учебной деятельности. Полноценное умственное развитие происходит только в процессе организованной деятельности, поэтому задача педагогов заключается как в создании соответствующих условий для этого, так и в осуществлении целенаправленных воспитательных воздействий на ребенка.

       Умственное  воспитание - это целенаправленное воздействие взрослых на развитие активной мыслительной деятельности детей. Оно  включает: сообщение доступных знаний об окружающем мире, их систематизацию, формирование познавательных интересов, интеллектуальных навыков и умений, развитие познавательных способностей[15;с.131-148].

       Особенно  велика роль умственного воспитания в подготовке детей к школе. Овладение  запасом знаний, развитие умственной активности и самостоятельности, приобретение интеллектуальных умений и навыков - это важные предпосылки для успешного обучения в школе и для подготовки к предстоящей трудовой деятельности. 

5 .Основные задачи умственного воспитания детей дошкольного возраста 

       В «Программе воспитания в детском  саду» определены следующие задачи умственного воспитания детей дошкольного  возраста: формирование правильных представлений  о простейших явлениях окружающей жизни; развитие познавательных психических процессов: ощущений, восприятий, памяти, воображения, мышления, речи; развитие любознательности и умственных способностей; развитие интеллектуальных умений и навыков, формирование простейших способов умственной деятельности.

       Рассмотрим  каждую из этих задач.

       Ребенок в дошкольные годы каждый день сталкивается с новыми для него предметами и  явлениями. Л. Н. Толстой писал о  дошкольном возрасте: «Разве не тогда  я приобретал все то, чем я теперь живу, и приобретал так много, так  быстро, что во всю остальную жизнь  я не приобрел и одной сотой  того? От пятилетнего ребенка до меня только шаг. А от новорожденного до пятилетнего страшное расстояние».

       Однако  накопление знаний и представлений  без соответствующего руководства  идет бессистемно: они могут быть поверхностны, нередко ошибочны. Ребенок  думает, что «облако - это вата», а  «звезды - электрические лампочки». Наблюдая окружающую жизнь, он самостоятельно пытается делать выводы. В книге  К. И. Чуковского «От двух до пяти»  приведено немало детских высказываний, свидетельствующих о пытливости ума ребенка. 
Задача педагога состоит в последовательном увеличении у детей запаса знаний, их упорядочении, уточнении, систематизации. Ребенок должен получить четкие представления об окружающих предметах, их назначении, некоторых качествах (цвет, величина, форма) и свойствах (бьется, ломается, рвется, льется и др.), о материалах, из которых они сделаны. Он приобретает также знания о некоторых природных явлениях, их взаимосвязях и закономерностях (характерных признаках времен года и взаимосвязи между этими признаками, типичных особенностях некоторых животных и связи их с образом жизни этих животных и т. п.). В процессе наблюдений за явлениями неживой природы, развитием растений, насекомых, животных воспитатель формирует у детей зачатки материалистических представлений о мире. 
Дошкольников знакомят с доступными им общественными явлениями и событиями: трудом советских людей, с общенародными праздниками; с Москвой - столицей Советского государства, с некоторыми народами, живущими в нашей стране. Детей знакомят с жизнью и деятельностью В. И. Ленина и его соратников. Ознакомление с общественными явлениями и событиями способствует воспитанию у детей интереса к общественной жизни страны, формированию чувства любви к Родине и основ интернационализма.

Информация о работе Детские развивающие игры в интеллектуальном развитии дошкольников