Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 05:29, курсовая работа
Цель: Исследовать эффективность дидактических игр, как форм организации обучения учащихся на уроках истории в 6 классе. Задачи: Рассмотреть психолого-педагогический аспект проблемы использования дидактических игр на уроках истории. Рассмотреть в учебной методической литературе различные виды классификации дидактических игр. Апробировать дидактические игры на уроках истории в 6 классе и определить их эффективность в процессе обучения.
Введение……………………………………………………………………….3-5
Глава 1. Психолого-педагогическое обоснование проблемы
1.1 Игра и её роль в психологическом развитии учащегося……………..6-8
1.2. Дидактическая игра: понятие и сущность…………………………………………………… . 8-10
1.3. Классификация исторических игр …. 11-16
Выводы к 1-ой главе ………………………………………………………….17
Глава 2. Практические подходы к использованию дидактической игры как средств организации обучения учащихся на уроках
истории в 6 классе.
2.1.Определение базовых данных качества знаний по истории учащихся 6 класса… ………………………………………………………………………18-19
2.2.Обучение учащихся на уроках истории в 6 классе через игровые формы………………………………………………………………………..19-23
2.3. Анализ эффективности работы по использованию на уроках истории дидактических игр …………………………………………………………...23-24
Выводы ко 2-ой главе ………………………………………………………….24
Заключение……………………………………………………………..........25-26
Список литературы …………………………………....................................27-28
Приложение …………………………………………………………………29-33
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Психолого-педагогическое обоснование проблемы
1.1 Игра и её роль в психологическом развитии учащегося……………..6-8
1.2. Дидактическая игра: понятие и сущность…………………………………………………… . 8-10
1.3. Классификация
исторических игр ….
Выводы
к 1-ой главе ………………………………………………………….
Глава 2. Практические подходы к использованию дидактической игры как средств организации обучения учащихся на уроках
истории в 6 классе.
2.1.Определение
базовых данных качества знаний по истории
учащихся 6 класса… ………………………………………………………………………18-
2.2.Обучение учащихся
на уроках истории в 6 классе через игровые
формы…………………………………………………………………
2.3. Анализ эффективности
работы по использованию на
уроках истории дидактических
игр …………………………………………………………...
Выводы ко 2-ой
главе ………………………………………………………….
Заключение……………………………………………………
Список
литературы ………………………………….................
Приложение
…………………………………………………………………29-33
Введение
В настоящее время практически каждый учитель истории применяет в своей деятельности нетрадиционные формы обучения школьников. На наш взгляд это связано со становлением нового стиля мышления учителей, ориентирующихся на эффективное решение образовательно-воспитательных задач в условиях более чем скромного количества предметных часов и усиление самостоятельной творческо-поисковой деятельности школьников.
На современном этапе актуальной является проблема пересмотра исторического образования, предполагается на уроках истории рассматривать: альтернативные подходы к оценке событий прошлого, прогнозирование событий и явлений, неоднозначные этические оценки исторических личностей и хода событий. Обсуждение этих вопросов на уроке невозможно без приобретения учащимися опыта ведения диалога и дискуссии, приобщения к творческой деятельности, коммуникативных умений и способности к моделированию ситуаций. Отсюда следует, что: «…арсенал форм современного учителя истории должен не только обновляться под влиянием усиливающейся роли личности учащегося в обучении, но и трансформироваться в сторону необычных, игровых форм преподнесения учебного материала» [13, 3].
Одним из факторов формирования познавательного интереса учащихся к истории является игра. Игра создаёт особые условия, при которых развивается творчество учащихся. Суть этих условий заключается в общении на равных, где исчезает робость, возникает ощущение — «я тоже могу», т.е. в игре происходит внутреннее раскрепощение. Для обучения очень важно то, что игра является классическим способом обучения действием. В ней органично заложена познавательная задача и осуществляется самостоятельный поиск знаний. «Овладение знаниями в игре — новое, уникальное условие сплачивания сверстников, условие обретения интереса и уважения друг к другу, а по ходу - и обретение себя», [6, 38] таким образом, помимо всего прочего, в игре происходит и огромная воспитательная работа.
Для освещения психологического аспекта нашей дипломной работы используются исследования В.А Крутецкого «Психология обучения и воспитания школьников» и «Психология образования». Эти работы говорят о возрастных особенностях учащихся, дают практическую помощь учителям. Большую помощь в написании работы оказали статьи, опубликованные в журналах: «Преподавание истории в школе», «История и обществознание в школе», «История и обществознание для школьников». Их Практическая значимость в том, что они предлагают множество вариантов проведения игровых уроков истории.
В целом, резюмируя материал использованных источников по данной проблеме, следует отметить, что в них нет обобщенных сведений по рассматриваемым мною вопросам. Поэтому возникает потребность в систематизации имеющихся данных и обобщении наиболее существенных из них.
Таким образом, актуальность данной проблемы, ее научная и практическая значимость обусловили выбор темы дипломной работы « Использование дидактических игр как средств организации обучения учащихся на уроках истории в 6 классе».
Объект: Процесс обучения на уроках истории в 6 классе.
Предмет: Дидактическая игра как средство организации обучения учащихся на уроках истории в 6 классе
Цель: Исследовать эффективность дидактических игр, как форм организации обучения учащихся на уроках истории в 6 классе.
Задачи:
В ходе работы над темой были использованы следующие методы исследования: метод изучения научной литературы, беседы, практическая апробация теоретического материала.
Структура дипломной работы соответствует логике исследования и включает: введение, две главы, заключение, список литературы и приложения.
Методологической
основой исследования явились идеи и философские
положения теории игровой деятельности
(И.Е.Берлянд, А.А.Вербицкий, Л.С.Выготский,
К. Гросс , А.Н. Леонтьев, Г. К Селевко, Й.Хейзинга,
С.А.Шмаков, Д.Б.Эльконин), методические
принципы обучения истории (Л. П.Борзовой,
А.А.Вагин, П.В.Гора, Н.Г. Дайри, П.С.Лейбенгруб,
И.Я. Лернер).
Глава 1. Психолого-педагогическое обоснование проблемы
Что же такое игра? В толковом
словаре русского языка
В последнее десятилетие в
педагогической литературе
У Селевко Г. К. определение игры таково: «Игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением» [24, 15].
В исследованиях Д.Б. Эльконина отмечается, что К. Гроос в своей теории ответил на вопрос, зачем детёныши играют. Тем самым эти подходы не исключают, а дополняют друг друга. Х.-Г. Гадамер, И.Кант, Ф.Шиллер и др. считали, что игра своеобразна тем, что имеет границы изображаемого и реального.
Игра с позиции психологов
имеет несколько другие
Близок к такой позиции и Ж.Пиаже, который считает, что внутренний мир ребёнка построен по своим особым законам и отличается от внутреннего мира взрослого. Мысль ребёнка, по его мнению, является как бы посредником между артистическим миром ребёнка и логической мыслью взрослого.
Большое влияние на
Особый вклад в изучение игры в конце Х1Х – начале ХХ века внёс выдающийся русский психолог П.Ф. Каптерев. Его исследования особо актуальны сегодня, когда коренным образом изменилось отношение к игре в процессе обучения детей. Автор отмечал, что в обучении ребёнку чрезвычайно важно уметь сосредотачивать своё внимание на различных предметах. «Этому великому искусству учит игра. Для достижения этой цели нужно, чтобы учение не являлось чем-то чрезвычайно сухим и отталкивающим по существу и по форме».
Л.С. Выготский считает, что игра «создаёт зону ближайшего развития ребёнка, в игре он всегда выше своего среднего возраста, выше своего обычного поведения; он в игре как бы на голову выше самого себя» [12, 46].
В книге Д. Б. Эльконина» Психология игры» автор определяет игру так: «Человеческая игра – это такая деятельность, в которой воссоздаются. социальные отношения между людьми вне условий непосредственно утилитарной деятельности» [7, 54].
В теории Л.С. Выготского «ребёнок учится игре своего «Я», создавая фиктивные точки идентификации – центры «Я», а у Д.Б. Эльконина в игре ребёнок воссоздаёт социальные отношения между людьми.
Значение игры не ограничивается тем, что у ребёнка возникают новые по своему содержанию мотивы деятельности и связанные с ними задачи. Существенно, важным является то, что в игре возникает новая психологическая форма мотивов. Именно в игре происходит переход от мотивов, имеющих форму досознательных аффективно окрашенных непосредственных желаний, к мотивам, имеющим форму обобщённых намерений, стоящих на грани сознательности.
Таким образом, игра имеет большое
значение в воспитании, обучении и психическом
развитии детей. Она даёт возможность
робким, неуверенным в себе детям преодолеть
свои комплексы и нерешительность.
1.2. Дидактическая
игра
Дидактическая игра – это естественная для ребёнка форма обучения. Она – часть его жизненного опыта. Передавая знания посредством игры, педагог учитывает не только будущие интересы школьника, но и удовлетворяет сегодняшние. Учитель использующий игру, организует учебную деятельность, исходя из естественных потребностей ребёнка [3, 12].
Теоретический анализ философской и психологической литературы (прежде всего трудов Л.С. Выготского, Д. Б. Эльконина, И. Хейзенги) позволяет определить игру в широком смысле слова – как занимательную для субъекта учебную деятельность в условных ситуациях.
Дидактическая игра – это занимательная для субъекта учебная деятельность в условных ситуациях, поскольку обучение – это «процесс целенаправленной передачи общественно-исторического опыта».
По
мнению Г.М.Каджаспировой
Вывод можно сделать такой – нужно вводить пусть если не всю игру, то её элемент, это разнообразит урок и даст учащимся оживлённо обсуждать поставленную проблему. Сами того не замечая, они в процессе обсуждения запоминают материал, проговаривая его несколько раз, а находя выход из проблемы заранее отвечают на Ваши вопросы: «Почему так?», «А если?» и многие другие.
В дидактической игре отчетливо просматривается свойственный характер: для учащихся главное – сама игра, а для учителя главное – дидактический результат [13, 22].
Если учитель не применял дидактические игры раньше на уроках, то необходимо планировать проведение игры на этапе закрепления и обощения. Если не видно желания детей играть, то лучше от этого отказаться, так как это не принесёт ожидаемого результата, мало того, она может иметь отрицательные последствия.
Дидактическая игра – это одна из форм обучения, она должна органически включаться в учебный процесс по предмету в тесной связи с другими видами учебной работы.
Дидактическая игра – это, по мнению И. П. Подласого, специально созданные ситуации, моделирующие реальность, из которых учащимся предлагается найти выход. Как считает М.Т. Циренова, дидактическая игра – это «педагогически направленная творческая деятельность, находящаяся в тесной связи с другими видами учебной работы, где обучающие воздействие оказывает дидактический материал. Игровые действия направляют активность учащихся в определенное русло учебного процесса, а игровые приемы и ситуации выступают как средство стимулирования учащихся к учебной работе» [25, 36].