Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 05:29, курсовая работа
Цель: Исследовать эффективность дидактических игр, как форм организации обучения учащихся на уроках истории в 6 классе. Задачи: Рассмотреть психолого-педагогический аспект проблемы использования дидактических игр на уроках истории. Рассмотреть в учебной методической литературе различные виды классификации дидактических игр. Апробировать дидактические игры на уроках истории в 6 классе и определить их эффективность в процессе обучения.
Введение……………………………………………………………………….3-5
Глава 1. Психолого-педагогическое обоснование проблемы
1.1 Игра и её роль в психологическом развитии учащегося……………..6-8
1.2. Дидактическая игра: понятие и сущность…………………………………………………… . 8-10
1.3. Классификация исторических игр …. 11-16
Выводы к 1-ой главе ………………………………………………………….17
Глава 2. Практические подходы к использованию дидактической игры как средств организации обучения учащихся на уроках
истории в 6 классе.
2.1.Определение базовых данных качества знаний по истории учащихся 6 класса… ………………………………………………………………………18-19
2.2.Обучение учащихся на уроках истории в 6 классе через игровые формы………………………………………………………………………..19-23
2.3. Анализ эффективности работы по использованию на уроках истории дидактических игр …………………………………………………………...23-24
Выводы ко 2-ой главе ………………………………………………………….24
Заключение……………………………………………………………..........25-26
Список литературы …………………………………....................................27-28
Приложение …………………………………………………………………29-33
По Степанищеву, все исторические игры можно разделить на следующие виды:
3. Ретроспективные
Таким образом, классификация игр позволяет показать некоторые возможности их систематизации в зависимости от целей использования игры в разных аспектах деятельности.
Итак, мы пришли к выводу, дидактическая игра – это педагогически направленная творческая деятельность, находящаяся в тесной связи с другими видами учебной работы, где обучающие воздействие оказывает дидактический материал. Игровые действия направляют активность учащихся в определенное русло учебного процесса, а игровые приемы и ситуации выступают как средство стимулирования учащихся к учебной работе.
Таким
образом, можно сделать вывод
о том, что дидактические игры и игровые
формы уроков позволяют включать в активную
деятельность всех учащихся сразу, и слабых,
и сильных. Выполнение заданий требует
от учащихся смекалки, сообразительности,
логики мышления, быстроты реакции. Применение
дидактических игр способствует развитию
познавательного интереса, познавательной
активности и повышению качества знаний
учащихся.
Глава 2. Практические подходы к использованию дидактической игры как средства организации обучения учащихся на уроках истории в 6 классе
2.1. Определение уровня качества знаний по истории учащихся 6 класса
Цель: определить уровень качества знаний учащихся 6 класса на уроках истории.
Методы: беседа, диагностика.
Сроки исследования: 12.01.09 по 9.02.09г.
База исследования: МОУ «СОШ» № 1 г. Зима.
Мы проводили беседу с учителем в 6 классе, для того, чтобы выяснить уровень качества знаний. После этого мы проанализировали результаты 3 модуля и сделали вывод об уровне качества знаний у учащихся 6 «А» класса. Мы выяснили, что в 6 классе из 25 человек по истории на «5» обучается – 9 человек 36%; на «4» обучается- 12 человек 48%; на «3» обучается- 4 человека 16%. Отсюда следует, что качество знаний по истории составляет 84%.
В целях более детального определения уровня качества знаний учащихся 6 класса, мы использовали тест по теме: «Соседи восточных славян». (см. приложение 1)
Результаты
тестирования: 14 чел. выполнили тест на
«хорошо» и «отлично». Качество знаний:
54%. (см. приложение 2). Таким образом, мы
отмечаем противоречие: уровень качества
знаний по результатам тестирования не
соответствует уровню качества знаний
по результатам промежуточной аттестации.
В целях разрешения данного противоречия,
мы спланировали серию уроков по истории
с использованием дидактических игр.
2.2. Обучение учащихся на уроках истории в 6 классе через игровые формы
Цель: Апробировать дидактические игры на уроках истории.
В целях повышения уровня качества знаний и стимулирования познавательного интереса учащихся, активизации внимания, памяти, мотивации, мы разработали серию дидактических игр:
- Историческая эстафета:
Учащиеся были разделены на две команды по 10 человек, была создана группа экспертов. Доску делят на две части, в каждой учащиеся записали ответы на вопросы. Участники команды поочередно отвечают на вопросы карточек, которые они получают, выходя к доске, и записывают ответы на доске.
Эксперты так же разделяются на две группы, им участники команд по мере выполнения задания сдают свои карточки и эксперты проверяют правильность выполнения заданий.
- Чистая доска:
Для организации игры перед объяснением нового материала в разных концах школьной доски, в произвольном порядке, были записаны вопросы, которые были выражены как в обычной форме, так и рисунком, схемой, фрагментом карты. Они построены на материале изучаемой темы. Учитель говорит, что по ходу объяснения нового материала класс будет участвовать в игре «Чистая доска». «Посмотрите на доску. Она совсем не чистая, а наоборот заполнена разными вопросами. Ответы на них будут находиться в моём рассказе. Я, время от времени, буду спрашивать вас готовы ли вы ответить на какой-нибудь вопрос. Если вы даёте ответ на него, то этот вопрос будет стираться с доски. Задача этой игры состоит в том, чтобы к концу урока доска оказалось чистой».
Мы провели небольшое соревнование: какой ряд поможет стереть больше вопросов. В этом случае необходимо отмечать, какой ряд ответил на тот или иной вопрос.
-
Интервью с историческими
На
уроке обобщения и
Игра позволяет активизировать работу учащихся по изучению исторических персоналий, даёт возможность отдельным учащимся глубоко изучить исторический материал и проявить свои знания в форме, отличной от традиционного ответа (доклад, реферат и пр.).
- «Суд над убийством Бориса и Глеба»:
Цели игры: на основе анализа изученных текстов помочь учащимся определить свое отношение к событиям; способствовать развитию критического мышления учащихся 6 класса, коммуникативных и дискуссионных навыков.
Представляются участники судебного процесса, ( Святополк получает обвинение. )Тезисы выступления обвинения:
Свидетели обвинения сообщают детали гибели Бориса и Глеба, используя текст «Повести временных лет», исследования историков.
Судья задает вопросы, вносит поправки, уточнения, требует доказательств.
Слово предоставляется свидетелям защиты, которые используют публикацию И. Данилевского «Святополк Окаянный. Убийство Бориса и Глеба» Свидетели защиты делают вывод о том, что в исторических летописях, повествующих о русских князьях, много противоречий, несоответствия, недоговоренностей. Обвинение игнорирует информацию о событиях, содержащихся в хронике мерзебургского епископа (XI в) и в эймуидовой саге, на основе которых историк Н.Н. Ильин делает предположение, что, скорее всего, борьба шла, между Борисом и Ярославом и именно князь Ярослав послал убийцу к Борису; Святополк же, обвиненный в измене и посаженный князем Владимиром в темницу, бежал после его смерти в Польшу и находился гам. Вполне вероятно, что Святополк явился жертвой политических интриг, и на пего удалось, списан» целым рил политических преступлений, совершенных другими липами. Вся судьба Святополка говорит о том. что это, скорее, страдалец, жертва, чем преступник. В детстве он был лишен всякой ласки. Затем последовал династический брак по расчету правителей Руси и Польши, тюрьма, бегство на чужбину. Святополк. конечно, был сыном своего времени. Возможно, действительно отличался жестокостью и коварством, подобно большинству своих современников, обладавших властью.
Суд и присяжные после обсуждения аргументов обвинения и защиты выносят приговор. Возможный вариант приговора: «Суд присяжных вынужден признать, что окончательный вывод о виновности Святополка сделать нельзя, т. к. исторические источники не лают нам полной картины происшедшего. Поэтому можно сказать, что это событие остается одной из тайных станиц Отечественной истории»
Вина Святополка не доказана обвинением.
- Игра «Реставрация»:
Цель: формирование умения составлять конспект, выделять главное, способствовать изучению нового материала.
Для игры на доске или на карточке пишется краткий конспект с сокращениями без точек и пропусками для общеупотребительных слов. Школьникам необходимо восстановить текст. Приведем несколько вариантов игровой задачи:
«Представьте себе, что вы работники архива и нашли древние листы, местами почерневшие от сырости, чернила во многих местах размылись или выцвели. Вам надо восстановить текст».
Или: «Перед вами зашифрованный текст. Какие-то слова сокращены, некоторые пропущены. Вам нужно из минимального текста сделать максимальный».
Или: «Представьте себе, что вы на экзамене. У вас вопрос, который вы недостаточно знаете. Но вот к вам попала спасительная шпаргалка. Ваша задача: все расшифровать и сделать из короткого несвязного текста длинный и связанный».
Игра
может проходить по группам или индивидуально.
2.3. Анализ
эффективности работы по
Цель: Исследование динамики качества знаний при использовании дидактических игр на уроках истории.
На
завершающем этапе
В связи с этим можно отметить, Полученные результаты можно представить в диаграмму (см. приложение 4).
Полученные результаты позволяют нам провести сравнение между входным этапом и контрольным (см. приложение 5).
Анализируя полученные данные, мы пришли к выводу, что целенаправленная работа, систематизирована специальными заданиями позволили повысить качество знаний учащихся в 6 «А» классе на %.
Выводы ко 2-ой главе
Анализ практической работы позволил нам сделать выводы о значении использования дидактических игр в процессе обучения на уроках истории.
В игровой деятельности у учеников активизировался процесс мышления и воображения, формировался интерес к предмету, что способствовало более плодотворному осмыслению и накоплению исторических знаний.
В
процессе исследования нам удалось овладеть
необходимыми приемами в управлении процессом
обучения и развития учебной деятельности,
проводить анкетирование, наблюдать за
деятельностью учащихся , планировать
и проводить уроки в нестандартной игровой
форме.
Заключение
Практика показала, что уроки истории с использованием игровых ситуаций, театрализованных форм, делая увлекательным учебный процесс, способствуют появлению активного познавательного интереса школьников. «На таких занятиях складывается особая атмосфера, где есть элементы творчества и свободного выбора. Развивается умение работать в группе: её победа зависит от личных усилий каждого. Достаточно часто это требует от ученика преодоления собственной застенчивости и нерешительности, неверия в свои силы». Таким образом, реализуется принцип развития, который выражается не только в развитии интеллекта, но и в обогащении эмоциональной сферы и становлении волевых качеств личности, формировании адекватной самооценки.