Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 05:29, курсовая работа
Цель: Исследовать эффективность дидактических игр, как форм организации обучения учащихся на уроках истории в 6 классе. Задачи: Рассмотреть психолого-педагогический аспект проблемы использования дидактических игр на уроках истории. Рассмотреть в учебной методической литературе различные виды классификации дидактических игр. Апробировать дидактические игры на уроках истории в 6 классе и определить их эффективность в процессе обучения.
Введение……………………………………………………………………….3-5
Глава 1. Психолого-педагогическое обоснование проблемы
1.1 Игра и её роль в психологическом развитии учащегося……………..6-8
1.2. Дидактическая игра: понятие и сущность…………………………………………………… . 8-10
1.3. Классификация исторических игр …. 11-16
Выводы к 1-ой главе ………………………………………………………….17
Глава 2. Практические подходы к использованию дидактической игры как средств организации обучения учащихся на уроках
истории в 6 классе.
2.1.Определение базовых данных качества знаний по истории учащихся 6 класса… ………………………………………………………………………18-19
2.2.Обучение учащихся на уроках истории в 6 классе через игровые формы………………………………………………………………………..19-23
2.3. Анализ эффективности работы по использованию на уроках истории дидактических игр …………………………………………………………...23-24
Выводы ко 2-ой главе ………………………………………………………….24
Заключение……………………………………………………………..........25-26
Список литературы …………………………………....................................27-28
Приложение …………………………………………………………………29-33
Игра на уроке истории – активная форма учебного занятия, в ходе которой моделируется определённая ситуация прошлого или настоящего, «оживают» и «действуют» люди – участники исторической драмы. Игровое состояние, возникающее у школьников в ходе игрового урока – специфическое, эмоциональное отношение к исторической действительности. Ученики заполняют «безлюдную» историю персонажами, которые они сами же и изображают в исторических играх разного типа.
Историческая игра побуждает ученика перевоплотится в другого человека из прошлого или современности, заставляет его «прыгнуть выше себя», ибо он изображает взрослого, «примеривая на себя» далёкий от его повседневной практики образ. Через понимание мыслей, чувств и поступков героев, которых учащиеся изображают в игре, школьники моделируют историческую реальность. При этом знания, приобретаемые в игре, становятся для каждого ученика личностно значимыми, эмоционально окрашенными, что помогает ему глубже понять, лучше «почувствовать» изучаемую историческую эпоху.
«Исторические игры полнофункциональны. Они очень гармонично объединяют фактический и теоретический материал, обычное восприятие информации и творческую работу, эмоциональный и логический способы восприятия – словом, заставляют активно функционировать разные уровни познавательной деятельности учащихся» [5; с.23].
Игра на уроке истории создаёт условия для того, чтобы учащиеся могли вообразить то, чего в их непосредственном жизненном опыте не было; она вооружает ученика доступными для него способами воссоздания исторической действительности. Проигрывание какой либо роли внутренне раскрепощает школьника, что создаёт условия для развития творческой личности.
Историческая игра эмоциональна по своей природе и потому делает самую сухую информацию яркой и запоминающейся.
«Игра вовлекает в активную работу на уроке каждого ученика. Игра – форма работы, противостоящая пассивному слушанию. В процессе игры интеллектуально пассивные дети обычно выполняют такой объём учебной работы, какой им недоступен в обычной учебной ситуации».
«Практика показывает, что успешное
изучение истории в
школе практически невозможно без развития
познавательного интереса учащихся,
а это, в свою очередь, требует
привлечения ярких фактов
и, главное, привлечения активных
форм проведения уроков».
Список
литературы
1. Абрамова Г. С., Степанович В. А. Деловые игры: теория и практика. – М., 2006
2. Алапьева В. Г. Методические рекомендации по организации учебно - технических и деловых игр. - Екатеринбург: Деловая книга, 1999.
3. Алексеева Н. М. Игры на уроках истории // Преподавание истории в школе. -1994.- № 4.
4. Беспалько В. П. Слагаемые педагогических технологий. - М., Владос, 1998.
5. Борзова Л. П. Игры на уроках истории. - М.: Владос-пресс, 2001.
6. Букова В.М. Педагогические таинства дидактических игр // Преподавание истории в школе. 1997. - № 3. с.38.
7. Выготский Л. С. Игра и её роль в психологическом развитии ребёнка //Вопросы психологии. 1996. - № 6.
8. Вяземский Е. Е., Стрелова О. Ю. Как сегодня преподавать историю. - М.: Просвещение, 1999.
9. Гроос К. Игровые ситуации на уроках истории // Преподавание истории в школе. 1999. - № 8. С. 42.
10. Гузеев В. В. «Метод проектов» как частный случай интегральной технологии обучения // Классный руководитель. 2001. - № 8.
11. Гуревич А. Я. История конца двадцатого века. В поисках метода. - М.:
Владос-пресс, 1999.
12.Еникеев З. Общая психология: учебник для вузов. – М.: Приор, 2000.
13. Занько С. Ф., Тюников Ю. С., Тюнникова С. М. Игра и учение. Теория,
практика
и перспективы игрового
14. Иванова А. Ф. нетрадиционные формы работы на уроках // Преподавание истории в школе. 1994. -№ 8.
15. Игры на уроках истории. Из опыта работы учителей // Преподавание
истории в школе. 1989. - № 4.
16. Ильинская И. А. Проблемные ситуации и пути их создания на уроке. - М., 1995.
17. .Карпова Е.В. Дидактические игры. М.: Просвещение – 1992.
18. Ковальчук Я. И. Индивидуальный подход в воспитании ребёнка. - М.: Просвещение – 1985.
19. Короткова М. В. Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории. - М.: Владос-пресс, 2001.
20. Левитес В. Г. Школа для профессионалов. Семь уроков для тех кто учит.-
Воронеж, 2001. С. 26.
21. Озерков И. А. Ролевые игры как технологии самовоспитания //Школьные технологии. 2000. - № 1.
22. Педагогика и психология игры. Межвузовский сборник научных трудов. - Новосибирск: НГПИ, 1985.
23. Пидкастистый П. И., Хайдаров Ж. С. Технология игры в развитии и
обучении ребёнка.- М., 1996.
24. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. - М.: Просвещение, 1998.
25. Циренова М.Т. Дидактические игры на уроках истории Древнего мира в 6 кл. – Улан-Уде, 1993 г.
26. Шевченко С. Д. Школьный урок: как научить каждого. - М.: Владос, 1991.
27.Эльконин Д. Б.
Психология игры. - М.: Владос-пресс, 1999.
ТЕСТ
по теме:
«Соседи восточных славян».
1. Городища – это….?
2. Колонизация – это….?
3. Дань – это….?
4. Официальная
религия Булгарского
5. Религия Хазар
– это….?
35
% - Получили оценку «Хорошо»
23 23% - Получили оценку
«Удовлетворительно»
41
% - Получили оценку «Отлично»
ТЕСТ
По теме:
«Первые Киевские князья».
1.К какому
князю принадлежит данная
В 907 году совершил грандиозный поход на Царьград.
2. Выберите годы правления Игоря:
а) 882-912
б) 957-972
в) 912-945
3. Кто стал Киевским князем после смерти Олега?
4. В каком году Игорь совершил большой поход на Константинополь?
а) 941
б) 957
в) 944
5. Где Ольга приняла православную веру?
а) Киев
б) Царьград
в)
Константинополь.
33
% - Средний уровень качества
знаний.
23 22% - Низкий уровень
качества знаний.
45
% - Высокий уровень качества
Высокий | Средний | Низкий | ||||
Общее число | % | Общее число | % | Общее число | % | |
6 «А»
на входном
этапе |
10 | 41% | 8 | 35% | 7 | 23% |
6 «А»
на контрольном
этапе. |
12 | 45% | 7 | 33% | 6 | 22% |