Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 12:10, реферат
Так называют дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования. В мире на нее сделана огромная ставка. Почему? Результаты общественного прогресса, ранее сосредоточенные в техносфере сегодня концентрируются в инфосфере. Наступила эра информатики. Переживаемую фазу ее развития можно характеризовать как телекоммуникационную.
Реферат на тему:
«Дистанционное обучение:
идеи, технологии, проблемы
и перспективы»
Образовательная система XXI века.
Так называют дистанционную
форму обучения специалисты по стратегическим
проблемам образования. В мире на
нее сделана огромная ставка. Почему?
Результаты общественного прогресса,
ранее сосредоточенные в
Дистанционное обучение войдет в 21 век как самая эффективная система подготовки и непрерывного поддержания высокого квалификационного уровня специалистов.
О термине "дистанционное обучение"
Термин "дистанционное обучение" (distance education) еще до конца не устоялся как в русскоязычной, так и в англоязычной педагогической литературе. Встречаются такие варианты как "дистантное образование" (distant education), "дистантное обучение" (distant learning). Некоторые зарубежные исследователи, отводя особую роль телекоммуникациям в организации дистанционного обучения, определяют его как телеобучение (teletraining). Но все же наиболее часто употребляется термин "дистанционное обучение".
Технологические основы дистанционного обучения
Дистанционное обучение
в виде заочного обучения зародилось
в начале 20-го столетия. Сегодня заочно
можно получить высшее образование,
изучить иностранный язык, подготовиться
к поступлению в вуз и т.д.
Однако в связи с плохо налаженным
взаимодействием между
Современные компьютерные
телекоммуникации способны обеспечить
передачу знаний и доступ к разнообразной
учебной информации наравне, а иногда
и гораздо эффективнее, чем традиционные
средства обучения. Эксперименты подтвердили
что качество и структура учебных
курсов, равно как и качество преподавания
при дистанционном обучении зачастую
намного лучше, чем при традиционных
формах обучения. Новые электронные
технологии, такие как интерактивные
диски CD-ROM, электронные доски объявлений,
мультимедийный гипертекст, доступные
через глобальную сеть Интернет с
помощью интерфейсов Mosaic и WWW могут
не только обеспечить активное вовлечение
учащихся в учебный процесс, но и
позволяют управлять этим процессом
в отличие от большинства традиционных
учебных сред. Интеграция звука, движения,
образа и текста создает новую
необыкновенно богатую по своим
возможностям учебную среду, с развитием
которой увеличится и степень
вовлечения учащихся в процесс обучения.
Интерактивные возможности
По данным зарубежных
экспертов к 2000 г. минимальным уровнем
образования, необходимым для выживания
человечества, станет высшее образование.
Обучение такой массы студентов
по очной (дневной) форме вряд ли выдержат
бюджеты даже самых благополучных
стран. Поэтому не случайно за последние
десятилетия численность
Долговременная цель развития СДО в мире – дать возможность каждому обучающемуся, живущему в любом месте, пройти курс обучения любого колледжа или университета. Это предполагает переход от концепции физического перемещения студентов из страны в страну к концепции мобильных идей, знаний и обучения с целью распределения знаний посредством обмена образовательными ресурсами. Необходимо изучить и рассмотреть опыт стран имеющих большие возможности и больший опыт в данном вопросе образования. Рассмотрим Америку.
В середине 60-х годов
некоторые американские инженерные
колледжи приступили к использованию
телевидения для предоставления
учебных курсов работникам ближайших
корпораций. В 1984 г. эти программы
привели к образованию
Многие из получивших
степень магистра NTU отметили, что
они не смогли бы этого сделать
каким-либо другим путем. Опыт NTU был
изучен и рекомендован как модель
для международного электронного университета.
Для проведения курсов использовались
средства, предоставленные организациями-
По программам дистанционного
образования в США работает сегодня
и телевидение (PBS-TV). Программа обучения
взрослых с 1990 г. взаимодействует с
1500 колледжами и местными станциями,
предлагая курсы в различных
областях науки, бизнеса, управления. ДО-курсы,
передаваемые по четырем TV-образовательным
каналам, доступны по всей стране и, через
спутник, в других странах. Вооруженные
силы США используют СДО для своих
служащих. Даже во время войны в
Персидском заливе в 1990-1991 гг. многие американские
моряки продолжали изучать ДО-курсы.
Более 4000 военнослужащих изучали, а
более 70% успешно освоили эти курсы.
Программа Американского
За пределами Северной
Америки дистанционное
В последнее время
в европейском ДО все больше используются
современные компьютерные и коммуникационные
технологии, так что технологическая
разница между
Опыт зарубежных корпораций
ДО развивается не только в рамках национальных систем образования, но и коммерческими компаниями с преимущественной ориентацией на подготовку в области бизнеса. Следует отметить, что ДО-программы в области бизнеса составляют четвертую часть всех программ высшего образования по дистанционной форме. Причем наибольшее распространение получили программы на степень бакалавра и магистра и программы подготовки специалистов. Электронные программы переподготовки составляют сегодня один из крупнейших сегментов высшего образования. Частные корпоративные образовательные сети созданы такими компаниями, как IBM, EuroPay, General Motors, J.C.Penney, Ford, Walmart, Federal Express. Многие из этих систем значительно опережают системы ДО, созданные в университетах, как по сложности, так и по количеству.
Интерактивное взаимодействие учителя и учащихся
Термин "интерактивное взаимодействие" широко используется как в отечественной, так и в зарубежной педагогической литературе. В узком смысле слова (применительно к работе пользователя с программным обеспечением вообще) интерактивное взаимодействие - это диалог пользователя с программой, т.е. обмен текстовыми командами (запросами) и ответами (приглашениями). При более развитых средствах ведения диалога (например, при наличии возможности задавать вопросы в произвольной форме, с использованием "ключевого" слова, в форме с ограниченным набором символов) обеспечивается возможность выбора вариантов содержания учебного материала и режима работы. Чем больше существует возможностей управлять программой, чем активнее пользователь участвует в диалоге, тем выше интерактивность. В широком смысле интерактивное взаимодействие предполагает диалог любых субъектов друг с другом с использованием доступных им средств и методов. При этом предполагается активное участие в диалоге обеих сторон - обмен вопросами и ответами, управление ходом диалога, контроль за выполнением принятых решений и т.п. Телекоммуникационная среда, предназначенная для общения миллионов людей друг с другом, является априори интерактивной средой. При дистанционном обучении субъектами в интерактивном взаимодействии будут выступать преподаватели и студенты, а средствами осуществления подобного взаимодействия – электронная почта, телеконференции, диалоги в режиме реального времени и т.д.
1. Обучение
по типу экстерната. Обучение, ориентированное
на школьные или вузовские
(экзаменационные) требования, предназначалось
для учащихся и студентов,
2. Обучение
на базе одного университета.
Это уже целая система
3. Сотрудничество
нескольких учебных заведений.
Такое сотрудничество в
4. Автономные
образовательные учреждения, специально
созданные для целей ДО. Самым
крупным подобным учреждением
является Открытый университет
(The Open University) в Лондоне, на базе
которого в последние годы
проходят обучение
5. Автономные
обучающие системы. Обучение в
рамках подобных систем
6. Неформальное,
интегрированное дистанционное
обучение на основе
Информация о работе Дистанционное обучение: идеи, технологии, проблемы и перспективы