Дистанционное обучение: идеи, технологии, проблемы и перспективы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 12:10, реферат

Описание

Так называют дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования. В мире на нее сделана огромная ставка. Почему? Результаты общественного прогресса, ранее сосредоточенные в техносфере сегодня концентрируются в инфосфере. Наступила эра информатики. Переживаемую фазу ее развития можно характеризовать как телекоммуникационную.

Работа состоит из  1 файл

Дистанционное обучение.docx

— 54.11 Кб (Скачать документ)
 
 
 
 
 

Реферат на тему:

«Дистанционное обучение:

  идеи, технологии, проблемы и перспективы» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Образовательная система XXI века.

 

Так называют дистанционную  форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования. В мире на нее сделана огромная ставка. Почему? Результаты общественного прогресса, ранее сосредоточенные в техносфере сегодня концентрируются в инфосфере. Наступила эра информатики. Переживаемую фазу ее развития можно характеризовать  как телекоммуникационную. Эта фаза общения, фаза трансфера информации и знаний. Обучение и работа сегодня - синонимы: профессиональные знания стареют  очень быстро, поэтому необходимо их постоянное совершенствование –это и есть открытое образование! Мировая  телекоммуникационная инфраструктура дает сегодня возможность создания систем массового непрерывного самообучения, всеобщего обмена информацией, независимо от временных и пространственных поясов.

Дистанционное обучение войдет в 21 век как самая эффективная  система подготовки и непрерывного поддержания высокого квалификационного  уровня специалистов.

О термине "дистанционное  обучение"

Термин "дистанционное  обучение" (distance education) еще до конца  не устоялся как в русскоязычной, так и в англоязычной педагогической литературе. Встречаются такие варианты как "дистантное образование" (distant education), "дистантное обучение" (distant learning). Некоторые зарубежные исследователи, отводя особую роль телекоммуникациям  в организации дистанционного обучения, определяют его как телеобучение (teletraining). Но все же наиболее часто  употребляется термин "дистанционное  обучение".

Технологические основы дистанционного обучения

Дистанционное обучение в виде заочного обучения зародилось в начале 20-го столетия. Сегодня заочно можно получить высшее образование, изучить иностранный язык, подготовиться  к поступлению в вуз и т.д. Однако в связи с плохо налаженным взаимодействием между преподавателями  и студентами и отсутствием контроля над учебной деятельностью студентов-заочников  в периоды между экзаменационными сессиями качество подобного обучения оказывается хуже того, что можно  получить при очном обучении.

Современные компьютерные телекоммуникации способны обеспечить передачу знаний и доступ к разнообразной  учебной информации наравне, а иногда и гораздо эффективнее, чем традиционные средства обучения. Эксперименты подтвердили  что качество и структура учебных  курсов, равно как и качество преподавания при дистанционном обучении зачастую намного лучше, чем при традиционных формах обучения. Новые электронные  технологии, такие как интерактивные  диски CD-ROM, электронные доски объявлений, мультимедийный гипертекст, доступные  через глобальную сеть Интернет с  помощью интерфейсов Mosaic и WWW могут  не только обеспечить активное вовлечение учащихся в учебный процесс, но и  позволяют управлять этим процессом  в отличие от большинства традиционных учебных сред. Интеграция звука, движения, образа и текста создает новую  необыкновенно богатую по своим  возможностям учебную среду, с развитием  которой увеличится и степень  вовлечения учащихся в процесс обучения. Интерактивные возможности используемых в СДО программ и систем доставки информации позволяют наладить и  даже стимулировать обратную связь, обеспечить диалог и постоянную поддержку, которые невозможны в большинстве  традиционных систем обучения.

Дистанционное обучение в мире

По данным зарубежных экспертов к 2000 г. минимальным уровнем  образования, необходимым для выживания  человечества, станет высшее образование. Обучение такой массы студентов  по очной (дневной) форме вряд ли выдержат бюджеты даже самых благополучных  стран. Поэтому не случайно за последние  десятилетия численность обучающихся  по нетрадиционным технологиям растет быстрее числа студентов дневных  отделений. Мировая тенденция перехода к нетрадиционным формам образования  прослеживается и в росте числа  вузов, ведущих подготовку по этим технологиям. За период 1900-1960 гг. их было создано 79, за 1960-1970 гг. - 70, а только за 1970-1980 гг. - 87.

Долговременная цель развития СДО в мире – дать возможность  каждому обучающемуся, живущему в  любом месте, пройти курс обучения любого колледжа или университета. Это предполагает переход от концепции физического  перемещения студентов из страны в страну к концепции мобильных  идей, знаний и обучения с целью  распределения знаний посредством  обмена образовательными ресурсами. Необходимо изучить и рассмотреть опыт стран  имеющих большие возможности  и больший опыт в данном вопросе  образования. Рассмотрим Америку.

Дистанционное обучение в США

В середине 60-х годов  некоторые американские инженерные колледжи приступили к использованию  телевидения для предоставления учебных курсов работникам ближайших  корпораций. В 1984 г. эти программы  привели к образованию Национального  Технологического Университета (NTU). К 1991г. NTU превратился в консорциум из 40 университетских инженерных школ со штаб-квартирой в г.Форт-Коллинз, штат Колорадо. В начале 90-х годов  более 1100 студентов изучали дистанционным  методом программы NTU на инженерную степень при активном участии  коммерческих корпораций-работодателей.

Многие из получивших степень магистра NTU отметили, что  они не смогли бы этого сделать  каким-либо другим путем. Опыт NTU был  изучен и рекомендован как модель для международного электронного университета. Для проведения курсов использовались средства, предоставленные организациями-спонсорами, что является примером кооперации правительственных, университетских и коммерческих структур. NTU практически полностью  финансируется за счет платы за обучение, которая обычно вносится фирмами-работодателями студентов. За шесть лет работы суммарный  доход NTU составил 13.5 миллионов долларов.

По программам дистанционного образования в США работает сегодня  и телевидение (PBS-TV). Программа обучения взрослых с 1990 г. взаимодействует с 1500 колледжами и местными станциями, предлагая курсы в различных  областях науки, бизнеса, управления. ДО-курсы, передаваемые по четырем TV-образовательным  каналам, доступны по всей стране и, через  спутник, в других странах. Вооруженные  силы США используют СДО для своих  служащих. Даже во время войны в  Персидском заливе в 1990-1991 гг. многие американские моряки продолжали изучать ДО-курсы. Более 4000 военнослужащих изучали, а  более 70% успешно освоили эти курсы. Программа Американского Открытого  университета Нью-Йорк-ской Технологической  Школы уже несколько лет дает ДО-курсы моряками на кораблях, находящихся  в плавании. Всего телеобучающая  сеть армии США включает 108 систем, еще 16 таких систем в ВМФ. Важнейшее  значение в США имеют СДО штатов. Многие из них базируются на спутниковых  телеконференциях, развернутых в 80-х  и 90-х годах. Как правило, они включают 1-2 класса в головном университете или  колледже, откуда проводят занятия  преподаватели, и ряд классов  в различных точках штата, где  занимаются обучаемые группы. В последнее  время все большее распространение  получает использование компьютерных сетей, предоставляющих схожие возможности, но по гораздо более низкой цене.

Дистанционное обучение в Европе

За пределами Северной Америки дистанционное образование  в основном развивается "открытыми" университетами, которые финансируются  правительством. Первоначально европейская  организация ДО, появившаяся в  Великобритании в конце 60-х годов, была в значительной мере похожа на советскую систему заочного образования (и частично с нее скопирована). Разница заключалась в том, что  обучение максимально выносилось ближе  к месту проживания студентов, где  они занимались самостоятельно с  использованием специальных пособий, соответственно не требовалось столь  длительных отрывов учащихся от основной деятельности. Кроме того, важнейшая  роль в процессе обучения возлагалась  на тьюторов (вспомогательных преподавателей), которые, проживая недалеко от студентов, должны были консультировать их в  процессе обучения, проводить семинары, воскресные школы и пр. Часть курсов предоставлялась с использованием телевидения и радио. СДО в  Европе получили интенсивное развитие в начале 70-х годов. Связано это  было с созданием ряда Открытых университетов  ДО.

В последнее время  в европейском ДО все больше используются современные компьютерные и коммуникационные технологии, так что технологическая  разница между североамериканской и европейской организацией ДО стирается. Вообще программы электронного высшего  образования разрабатываются более  чем в 30 странах, включая страны третьего мира. При этом, естественно, остаются отличия, вызванные различными культурными, педагогическими и прочими традициями.

 

Опыт зарубежных корпораций

ДО развивается  не только в рамках национальных систем образования, но и коммерческими  компаниями с преимущественной ориентацией  на подготовку в области бизнеса. Следует отметить, что ДО-программы  в области бизнеса составляют четвертую часть всех программ высшего  образования по дистанционной форме. Причем наибольшее распространение  получили программы на степень бакалавра  и магистра и программы подготовки специалистов.  Электронные программы переподготовки составляют сегодня один из крупнейших сегментов высшего образования. Частные корпоративные образовательные сети созданы такими компаниями, как IBM, EuroPay, General Motors, J.C.Penney, Ford, Walmart, Federal Express.  Многие из этих систем значительно опережают системы ДО, созданные в университетах, как по сложности, так и по количеству.

 

Интерактивное взаимодействие учителя  и учащихся

Термин "интерактивное  взаимодействие" широко используется как в отечественной, так и  в зарубежной педагогической литературе. В узком смысле слова (применительно  к работе пользователя с программным  обеспечением вообще) интерактивное  взаимодействие - это диалог пользователя с программой, т.е. обмен текстовыми командами (запросами) и ответами (приглашениями). При более развитых средствах  ведения диалога (например, при наличии  возможности задавать вопросы в  произвольной форме, с использованием "ключевого" слова, в форме с  ограниченным набором символов) обеспечивается возможность выбора вариантов содержания учебного материала и режима работы. Чем больше существует возможностей управлять программой, чем активнее пользователь участвует в диалоге, тем выше интерактивность. В широком  смысле интерактивное взаимодействие предполагает диалог любых субъектов  друг с другом с использованием доступных  им средств и методов. При этом предполагается активное участие в  диалоге обеих сторон - обмен вопросами  и ответами, управление ходом диалога, контроль за выполнением принятых решений  и т.п. Телекоммуникационная среда, предназначенная для общения  миллионов людей друг с другом, является априори интерактивной  средой. При дистанционном обучении субъектами в интерактивном взаимодействии будут выступать преподаватели  и студенты, а средствами осуществления  подобного взаимодействия – электронная  почта, телеконференции, диалоги в  режиме реального времени и т.д.

Организационно-методические модели ДО.

1.    Обучение  по типу экстерната. Обучение, ориентированное  на школьные или вузовские  (экзаменационные) требования, предназначалось  для учащихся и студентов, которые  по каким-то причинам не могли  посещать стационарные учебные  заведения. Так, в 1836 году был  организован Лондонский университет,  основной задачей которого в  те годы была помощь и проведение  экзаменов на получение тех  или иных аттестатов, степеней  и пр. для учащихся, студентов,  не посещавших обычные учебные  заведения. Эта задача сохранилась  и поныне наряду со стационарным  обучением студентов.

2.    Обучение  на базе одного университета. Это уже целая система обучения  для студентов, которые обучаются  не стационарно (on-campus), а на  расстоянии, заочно или дистанционно, т.е. на основе новых информационных  технологий, включая компьютерные  телекоммуникации (off-campus). Такие программы  для получения разнообразных  аттестатов образования разработаны  во многих ведущих университетах  мира. Так, Новый университет Южного  Уэлса в Австралии проводит  заочное и дистанционное обучение  для 5000 студентов, тогда, как  стационарно в нем обучается  3000 студентов. 

3.    Сотрудничество  нескольких учебных заведений.  Такое сотрудничество в подготовке  программ заочного дистанционного  обучения позволяет сделать их  более профессионально качественными  и менее дорогостоящими. Подобная  практика реализована, например, в межуниверситетской телеобразовательной  программе Кеприкон, в разработке  которой приняли участие университеты  Аргентины, Боливии, Бразилии, Чили  и Парагвая. Другим примером подобного  сотрудничества может служить  программа " Содружество в образовании". Главы Британских стран содружества  встретились в 1987 году с тем,  чтобы договориться об организации  сети дистанционного обучения  для всех стран содружества.  Перспективная цель программы  - дать возможность любому гражданину  стран содружества, не покидая  своей страны и своего дома, получить любое образование на  базе функционирующих в странах  содружества колледжей и университетов.

4.    Автономные  образовательные учреждения, специально  созданные для целей ДО. Самым  крупным подобным учреждением  является Открытый университет  (The Open University) в Лондоне, на базе  которого в последние годы  проходят обучение дистанционно  большое число студентов не  только из Великобритании, но  из многих стран Содружества.  В США примером такого университета  могут служить Национальный технологический  университет (штат Колорадо), который  готовит студентов по различным  инженерным специальностям совместно  с 40 инженерными колледжами. В  1991 году университет объединил  эти 40 колледжей сетью ДО при  теснейшем сотрудничестве с правительством  штата и сферой бизнеса.

5.    Автономные  обучающие системы. Обучение в  рамках подобных систем ведется  целиком посредством ТВ или  радиопрограмм, а также дополнительных  печатных пособий. Примерами такого  подхода к обучению на расстоянии  могут служить американо-самоанский  телевизионный проект.

6.    Неформальное, интегрированное дистанционное  обучение на основе мультимедийных  программ. Такие программы ориентированы  на обучение взрослой аудитории,  тех людей, которые по каким-то  причинам не смогли закончить  школьное образование. Такие проекты  могут быть частью официальной  образовательной программы, интегрированными  в эту программу (примеры таких  программ существуют в Колумбии), или специально ориентированные  на определенную образовательную  цель (например, Британская программа  грамотности), или специально нацеленные  на профилактические программы  здоровья, как, например, программы  для развивающихся стран.

Информация о работе Дистанционное обучение: идеи, технологии, проблемы и перспективы