Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 12:10, реферат
Так называют дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования. В мире на нее сделана огромная ставка. Почему? Результаты общественного прогресса, ранее сосредоточенные в техносфере сегодня концентрируются в инфосфере. Наступила эра информатики. Переживаемую фазу ее развития можно характеризовать как телекоммуникационную.
Методология образования
должна поддерживать компьютерные формы
обучения, контроля знаний, получения
индивидуального задания, моделирования
изучаемых процессов, проведения эксперимента,
анализа и обработки
Создание системы
удаленного доступа филиалов ВУЗов
и небольших ВУЗов к ресурсам
своих базовых ВУЗов и через
них к ведущим учебным и
научным лабораторно-
Эти три направления
(компьютеризация оборудования, методология
образования на базе
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ: ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЭВРИСТИЧЕСКОГО ПОДХОДА
Двухлетний опыт
разработки и применения различных
видов дистанционного обучения школьников
показал, что наибольший эффект достигается
при использовании
Основные критерии оценки ученических ответов:
1) оригинальность,
то есть степень отличия
2) творческая продуктивность, характеризуемая количеством и качеством идей, содержащихся в ответе;
3) мировоззренческая
глубина как степень "
Высокий уровень
выполнения участниками заданий
олимпиады в среднем оказался
равным 10%. Наибольшая степень творчества
показана учениками в номинациях
"Познай себя", "Знак" и "Будущее".
Суммарные показатели высокого и
среднего уровня выполнения заданий
по этим номинациям оказался равными,
соответственно 55, 56 и 56% от общего числа
работ. Меньшую степень творчества
обеспечили номинации "Феномен",
"Исследование" и "Символ". Данные
результаты в целом совпадают
с полученными ранее
1. Формулировка
педагогом для учащихся
2. Личное
решение задания каждым
3. Коллективное обсуждение личных продуктов учеников. Помощь учителя в достраивании учениками их образовательных продуктов до формализованного, понятного и воспринимаемого другими учениками вида.
4. Введение
педагогом в созданное
5. Сопоставление
и (или) переопределение
6. Переформулирование
обсуждаемых проблем, рождение
новых. Выявление и
7. Рефлексивная
деятельность по осознанию
Следующим этапом в рассмотрении ДО будет изучение информационных технологий, которые и позволяют существовать нашему главному объекту исследований.
Как говорилось выше мы разберем одну из наиболее часто применяемых технологий в ДО и в очном образовании также. А именно, это электронный учебник, наиболее часто встречающаяся форма представления нового материала. Кроме этого ЭУ может включать одновременно тренажеры, лабораторные работы, а также тесты; т.е. одновременно –это и ПО по предоставлению знай и по их контролю.
Основные принципы дистанционного обучения (ДО): установление интерактивного общения между обучающимся и обучающим без обеспечения их непосредственной встречи и самостоятельное освоение определенного массива знаний и навыков по выбранному курсу и его программе при заданной информационной технологии.
Главной проблемой
развития дистанционного обучения является
создание новых методов и технологий
обучения, отвечающих телекоммуникационной
среде общения. В этой среде ярко
проявляется то обстоятельство, что
учащиеся не просто пассивные потребители
информации, а в процессе обучения
они создают собственное
На смену прежней модели обучения должна прийти новая модель, основанная на следующих положениях: в центре технологии обучения — учащийся; суть технологии — развитие способности к самообучению; учащиеся играют активную роль в обучении; в основе учебной деятельности — сотрудничество.
В связи с этим требуют пересмотра методики обучения, модели деятельности и взаимодействия преподавателей и обучаемых. Мы считаем ошибочным мнение многих российских педагогов-практиков, развивающих технологии дистанционного образования, что дистанционный учебный курс можно получить, просто переведя в компьютерную форму учебные материалы традиционного очного обучения.
Успешное создание
и использование дистанционных
учебных курсов должно начинаться с
глубокого анализа целей
Дидактические особенности курса ДО обусловливают новое понимание и коррекцию целей его внедрения, которые можно обозначить следующим образом:
• стимулирование интеллектуальной активности учащихся с помощью определения целей изучения и применения материала, а также вовлечения учащихся в отбор, проработку и организацию материала;
• усиление учебной мотивации, что достигается путем четкого определения ценностей и внутренних причин, побуждающих учиться;
• развитие способностей
и навыков обучения и самообучения,
что достигается расширением
и углублением учебных
К числу дидактических принципов, затрагиваемых компьютерными технологиями передачи информации и общения, в первую очередь следует отнести:
• принцип активности;
• принцип самостоятельности;
• принцип сочетания коллективных и индивидуальных форм учебной работы;
• принцип мотивации;
• принцип связи теории с практикой;
• принцип эффективности. В связи с этими принципами средства учебного назначения, которые используются в образовательном процессе ДО, должны обеспечивать возможность:
• индивидуализировать подход к ученику и дифференцировать процесс обучения;
• контролировать обучаемого с диагностикой ошибок и обратной связью;
• обеспечить самоконтроль
и самокоррекцию учебно-
• демонстрировать визуальную учебную информацию;
• моделировать и имитировать процессы и явления;
• проводить лабораторные работы, эксперименты и опыты в условиях виртуальной реальности;
• прививать умение в принятии оптимальных решений;
• повысить интерес к процессу обучения;
• передать культуру познания и др. Хотелось бы подчеркнуть особую важность определения целей курса.
Для построения четкого плана курса необходимо:
• определить основные цели, устанавливающие, что учащиеся должны изучить;
• конкретизировать поставленные цели, определив, что учащиеся должны уметь делать;
• спроектировать деятельность учащегося, которая позволит достичь целей.
Очень важно добиваться того, чтобы поставленные цели помогали определить, что ожидается от учащихся после изучения этого курса. Конкретизация целей позволяет дать представление о том, что учащийся в состоянии будет сделать в конце каждого урока. Фактически необходима постановка целей для каждого урока курса.
Цели помогают сконцентрироваться на развитии познавательной деятельности учащихся и определить, на какой стадии он находится.
Правильно сформулированные цели позволят учащимся:
• настроить мышление на тему обучения;
• сфокусировать внимание на наиболее важных проблемах;
• тщательно подготовиться к тестам, заданиям и другим средствам оценивания.
Деятельность должна быть спроектирована в соответствии со сформулированными целями.При планировании и разработке дистанционных учебных курсов необходимо принимать во внимание, что основные три компоненты деятельности педагога, а именно изложение учебного материала, практика, обратная связь, сохраняют свое значение и в курсах ДО.
Разработанный и реализованный подход к дистанционному обучению заключается в следующем:
Ø перед началом дистанционного обучения производится психологическое тестирование учащегося с целью разработки индивидуального подхода к обучению;
Ø учебный материал
представлен в
Информация о работе Дистанционное обучение: идеи, технологии, проблемы и перспективы