Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 12:10, реферат
Так называют дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования. В мире на нее сделана огромная ставка. Почему? Результаты общественного прогресса, ранее сосредоточенные в техносфере сегодня концентрируются в инфосфере. Наступила эра информатики. Переживаемую фазу ее развития можно характеризовать как телекоммуникационную.
Ø интерактивные базы данных
Ø электронные журналы
Ø компьютерные обучающие программы (электронные учебники).
В интерактивных
базах данных систематизируются
массивы данных, которые могут
быть доступны посредством телекоммуникаций.
Используя эти ресурсы
Так, в Murdoch University каталог
библиотечных услуг, которые доступны
через Internet, насчитывает более 70 страниц.
Студенты и преподаватели
Электронные журналы
представляют собой периодические
издания, которые распространяются
среди подписчиков через
Компьютерные обучающие
программы представляют собой программное
обеспечение, которое может использоваться
на удаленном компьютере через компьютерную
сеть. Сеанс связи с удаленным
компьютером может
2)Методы индивидуализированного преподавания и обучения, для которых характерны взаимоотношения одного студента с одним преподавателем или одного студента с другим студентом (обучение "один к одному"). Эти методы реализуются в дистанционном образовании в основном посредством таких технологий, как телефон, голосовая почта, электронная почта. Развитие теленаставничества (система "тьюторов"), опосредованного компьютерными сетями, является важным компонентом учебного процесса в электронных университетах.
3)Методы, в основе которых лежит представление студентам учебного материала преподавателем или экспертом, при котором обучающиеся не играют активную роль в коммуникации (обучение "один к многим").
Эти методы, свойственные
традиционной образовательной системе,
получают новое развитие на базе современных
информационных технологий. Так, лекции,
записанные на аудио- или видеокассеты,
читаемые по радио или телевидению,
дополняются в современном
4)Методы, для которых характерно активное взаимодействие между всеми участниками учебного процесса (обучение "многие к многим"). Значение этих методов и интенсивность их использования существенно возрастает с развитием обучающих телекоммуникационных технологий. Иными словами, интерактивные взаимодействия между самими обучающимися, а не только между преподавателем и обучающимися, становятся важным источником получения знаний. Развитие этих методов связано с проведением учебных коллективных дискуссий и конференций. Технологии аудио-, аудиографических и видео- конференций позволяют активно развивать такие методы в дистанционном образовании. Особую роль в учебном процессе дистанционных университетов играют компьютерные конференции, которые позволяют всем участникам дискуссии обмениваться письменными сообщениями как в синхронном, так и в асинхронном режиме, что имеет большую дидактическую ценность.
Компьютерно-опосредованные
коммуникации позволяют активнее использовать
такие методы обучения, как дебаты,
моделирование, ролевые игры, дискуссионные
группы, мозговые атаки, методы Дельфи,
методы номинальной группы, форумы,
проектные группы. Так, метод "мозговой
атаки" представляет собой стратегию
взаимодействия, позволяющую группам
студентов эффективно генерировать
идеи. Этот метод поощряет членов группы
мыслить творчески и развивать
идеи других членов группы. Основной целью
метода мозговой атаки является создать
фонд идей по определенной теме. При
мозговой атаке исключается критицизм,
поощряются свободные ассоциациативные
суждения. Процедура Дельфи представляет
собой метод для выработки
надежного консенсуса номинальной
группы студентов посредством серии
анкетных опросов. Термин номинальная
группа происходит от того, что студенты
только номинально представляют собой
группу на первоначальной стадии генерации
идей. Первоначально каждого
С целью классификации дистанционных университетов по педагогическим принципам, лежащим в основе их учебной практики, целесообразно выделить следующие принципы телематических систем образования:
Ø интерактивность учебного процесса Ø обучение как диалог
Ø адаптивность обучения
Ø гибкость учебного материала
Ø "передаваемость"
материала в дистанционном
Ø активность обучаемого.
Дистанционные образовательные учреждения обычно основываются не на каком-то одном из этих принципов, а на их совокупности. Тем не менее обычно выделяются доминирующие.
3.Основные типы организационных структур дистанционного образования
Основные типы организационных структур университетского дистанционного образования включают в себя:
o Подразделения заочного (дистанционного) образования в традиционных университетах
o Консорциум университетов
o Открытые университеты
o Виртуальные университеты
Характерной тенденцией
дистанционного образования является
объединение организационных
В основе новой системы образования лежит принцип открытости, который применительно к высшему образованию означает:
o открытое поступление в высшее учебное заведение, т.е. отказ от любых условий и требований для зачисления, кроме достижения необходимого возраста (18 лет);
o открытое планирование
обучения, т.е. свобода составления
индивидуальной программы
o свобода в
выборе времени и темпов
o свобода в
выборе места обучения: студенты
физически отсутствуют в
Проведение принципа
открытости привело к значительным
организационным новшествам, которые
стали практически осуществимы
именно благодаря внедрению новых
технологий хранения, переработки и
передачи информации. Так, например, в
90-х годах появилась новая
Модель телеобразования
появилась недавно, но она ведет
к радикальным изменениям в организации
современного образования. Это ярко
проявляется в том, что на базе
этой модели стала развиваться новая
организационная форма
Современный этап развития
Российской высшей школы характеризуется
очень интенсивным
Возможное ухудшение качества образования обусловлено следующими факторами:
· возможным
отсутствием в филиалах достаточного
количества квалифицированных
· невозможностью быстрого создания необходимой материальной учебно-лабораторной базы в филиале;
· экономической
нецелесообразностью
Разрешение сложившейся
проблемы возможно на основании внедрения
в сферу образования
· Информатизация имеющегося учебного и научного лабораторного оборудования на базе современных средств и технологий;
· Разработка
нового поколения учебной техники
с использованием компьютерных моделей,
анимаций и физического моделирования
исследуемых объектов, процессов
и явлений, ориентированных на решение
следующих задач: акцентирование внимания
на физической стороне исследуемого
процесса; сокращение рутинной части
образовательного процесса за счет автоматизации
систем управления, измерения и обработки
результатов; лабораторный стенд должен
охватывать большой раздел лабораторных
работ прикладного
Информация о работе Дистанционное обучение: идеи, технологии, проблемы и перспективы