Феномен понимания и перспективы образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2011 в 01:30, курсовая работа

Описание

Актуальность обусловлена прежде всего сложным и неопределенным состоянием современного образования. Как отмечается в отечественном проекте «Национальная государственная инициатива “Наша новая школа”», модернизация и инновационное развитие – это единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире двадцать первого века и обеспечить достойную жизнь всем ее гражданам.

Содержание

Введение
Глава 1. Этиология антропологического кризиса
1.1. Антропологический кризис и проблема понимания
1.2. Амбивалентность искусства письменности
1.3. Деонтологизация понимания
Глава 2. Социальная технология «образование» в условиях антропологического кризиса
2.1. Система образования как масс-медиа
2.2. Школа как ситуация остановленного умственного усилия
2. 3. Деградация понимания и социопсихическая сущность человека
Глава 3. Дилеммы современного образования
3.1. Школьная неуспеваемость и творческий потенциал личности
3.2. Информационное беспамятство и достоинства символического знания
3.3. Совершенствование формального просвещения и пробуждение человеческого разума
Глава 4. Феномен понимания и перспективы образования
4.1. Эвристический потенциал метафоры
4.2. Уроки бытия в живой школе М.П. Щетинина
4.3. Человек понимающий как идеал современного образования
Заключение

Работа состоит из  1 файл

сущность антропологического кризиса.doc

— 71.50 Кб (Скачать документ)

                                  

Ñîäåðæàíèå

  Ââåäåíèå

  Ãëàâà 1. Ýòèîëîãèÿ àíòðîïîëîãè÷åñêîãî êðèçèñà

  1.1. Àíòðîïîëîãè÷åñêèé êðèçèñ è ïðîáëåìà ïîíèìàíèÿ

  1.2. Àìáèâàëåíòíîñòü èñêóññòâà ïèñüìåííîñòè

  1.3. Äåîíòîëîãèçàöèÿ ïîíèìàíèÿ

  Ãëàâà 2. Ñîöèàëüíàÿ òåõíîëîãèÿ «îáðàçîâàíèå» â óñëîâèÿõ àíòðîïîëîãè÷åñêîãî êðèçèñà

  2.1. Ñèñòåìà îáðàçîâàíèÿ êàê ìàññ-ìåäèà

  2.2. Øêîëà êàê ñèòóàöèÿ îñòàíîâëåííîãî óìñòâåííîãî óñèëèÿ

  2. 3. Äåãðàäàöèÿ ïîíèìàíèÿ è ñîöèîïñèõè÷åñêàÿ ñóùíîñòü ÷åëîâåêà

  Ãëàâà 3. Äèëåììû ñîâðåìåííîãî îáðàçîâàíèÿ

  3.1. Øêîëüíàÿ íåóñïåâàåìîñòü è òâîð÷åñêèé ïîòåíöèàë ëè÷íîñòè

  3.2. Èíôîðìàöèîííîå áåñïàìÿòñòâî è äîñòîèíñòâà ñèìâîëè÷åñêîãî çíàíèÿ

  3.3. Ñîâåðøåíñòâîâàíèå ôîðìàëüíîãî ïðîñâåùåíèÿ è ïðîáóæäåíèå ÷åëîâå÷åñêîãî ðàçóìà

  Ãëàâà 4. Ôåíîìåí ïîíèìàíèÿ è ïåðñïåêòèâû îáðàçîâàíèÿ

  4.1. Ýâðèñòè÷åñêèé ïîòåíöèàë ìåòàôîðû

  4.2. Óðîêè áûòèÿ â æèâîé øêîëå Ì.Ï. Ùåòèíèíà

  4.3. ×åëîâåê ïîíèìàþùèé êàê èäåàë ñîâðåìåííîãî îáðàçîâàíèÿ

  Çàêëþ÷åíèå  
 
 

Ââåäåíèå 
 

  Àêòóàëüíîñòü îáóñëîâëåíà ïðåæäå âñåãî ñëîæíûì è íåîïðåäåëåííûì ñîñòîÿíèåì ñîâðåìåííîãî îáðàçîâàíèÿ. Êàê îòìå÷àåòñÿ â îòå÷åñòâåííîì ïðîåêòå «Íàöèîíàëüíàÿ ãîñóäàðñòâåííàÿ èíèöèàòèâà “Íàøà íîâàÿ øêîëà”», ìîäåðíèçàöèÿ è èííîâàöèîííîå ðàçâèòèå – ýòî åäèíñòâåííûé ïóòü, êîòîðûé ïîçâîëèò Ðîññèè ñòàòü êîíêóðåíòíûì îáùåñòâîì â ìèðå äâàäöàòü ïåðâîãî âåêà è îáåñïå÷èòü äîñòîéíóþ æèçíü âñåì åå ãðàæäàíàì.  ýòèõ óñëîâèÿõ âàæíåéøèìè êà÷åñòâàìè ëè÷íîñòè ñòàíîâÿòñÿ èíèöèàòèâíîñòü, óìåíèå òâîð÷åñêè ìûñëèòü è íàõîäèòü íåñòàíäàðòíûå ðåøåíèÿ, ãîòîâíîñòü îáó÷àòüñÿ â òå÷åíèå âñåé æèçíè. Äëÿ ýòîãî íåîáõîäèìà øêîëà, ñîîòâåòñòâóþùàÿ öåëÿì îïåðåæàþùåãî ðàçâèòèÿ.

  Òðåâîæíàÿ ñèòóàöèÿ â îáðàçîâàíèè ñâÿçàíà ñ ñîâðåìåííûì àíòðîïîëîãè÷åñêèì êðèçèñîì, êîòîðûé ñëåäóåò îñìûñëèâàòü íå àáñòðàêòíî, à â êîíòåêñòå ïðîáëåì öèâèëèçàöèè, â òîì ÷èñëå â ñîîòíîøåíèè ñ òåìîé ïîíèìàíèÿ è ïàðàäèãìàìè îáðàçîâàíèÿ.

  Çíà÷èìîñòü ôàêòîðà ïîíèìàíèÿ äëÿ ÷åëîâåêà, îáðàçîâàíèÿ, êóëüòóðû, îáùåñòâà ôóíäàìåíòàëüíà. Ñèñòåìà îáðàçîâàíèÿ – âàæíåéøèé öèâèëèçàöèîííûé ìåõàíèçì, ñâÿçàííûé ñ ïðàêòèêîé ïîíèìàíèÿ è ïðååìñòâåííîñòè ñîöèîêóëüòóðíîãî îïûòà. Îäíàêî èñòîðè÷åñêè ïðåõîäÿùàÿ èíôîðìàöèîííî-ðåïðîäóêòèâíàÿ ìîäåëü êëàññ-øêîëû, â ñâîå âðåìÿ ïðåäâîñõèòèâøàÿ èíäóñòðèàëüíóþ ýïîõó, ñåãîäíÿ ïðèøëà â ïðîòèâîðå÷èå ñ òåíäåíöèÿìè ñîöèîêóëüòóðíîãî ðàçâèòèÿ. Èç ðåñóðñà ðàçâèòèÿ ÷åëîâåêà è îáùåñòâà ñèñòåìà îáðàçîâàíèÿ ïðåâðàùàåòñÿ â ôàêòîð ðàçâèòèÿ ìàññîâîé êóëüòóðû è àíòðîïîëîãè÷åñêîãî êðèçèñà. Ïîýòîìó ëîãèêà ìîäåðíèçàöèè ñèñòåìû îáðàçîâàíèÿ òðåáóåò ñîçäàíèÿ íå ìíîãîîáðàçèÿ êîððåêòèðóþùèõ êîíöåïöèé, à ôèëîñîôñêîãî îñìûñëåíèÿ èííîâàöèîííûõ ïàðàäèãì îáðàçîâàíèÿ, íîâûõ êîíòóðîâ îáðàçîâàòåëüíîãî ïðîöåññà, âàæíåéøèì èç êîòîðûõ ÿâëÿåòñÿ ïîíèìàíèå.

  Òðàäèöèîííàÿ òðàêòîâêà ñèñòåìû îáðàçîâàíèÿ îêàçàëàñü îãðàíè÷åííîé. Öèâèëèçàöèîííûé ïîäõîä ñâÿçàí ñî ñïåöèôèêîé ðàññóäî÷íîé ðàöèîíàëüíîñòè, ñöèåíòèçìà, òåõíîêðàòèçìà ìûøëåíèÿ.  ðàìêàõ òåõíî-èíôîðìàöèîíîé ðàöèîíàëüíîñòè ôåíîìåí ïîíèìàíèÿ îãðàíè÷åí ïîíèìàíèåì ëîãèêè êîíñòðóêöèé è äàííûõ îáúåìîâ èíôîðìàöèè. Êàê ñëåäñòâèå, âîçíèêàåò îðèåíòàöèÿ îáðàçîâàíèÿ íà ìíîãîçíàíèå è ñîîòâåòñòâóþùåå îòíîøåíèå ê èíôîðìàöèè êàê îáúåìó òðàíñëèðóåìûõ ñîîáùåíèé, ïðèåì/ óñâîåíèå êîòîðûõ ïîäëåæèò ïðîâåðêå. Îòñþäà âûòåêàåò è ãèïåðòðîôèðîâàííîå âíèìàíèå ê òåñòàì. Òåñòèðîâàíèå ñòàíîâèòñÿ ðåàëèçàöèåé êîíòðîëèðóþùåé ôóíêöèè ïðåïîäàâàòåëÿ-òðàíñëÿòîðà â îáùåïðèíÿòîé âîïðîñíî-îòâåòíîé ìîäåëè îáó÷åíèÿ. Òåñòû – ýòî ïðîâåðêà îáúåìà ïàìÿòè è íàâûêîâ âûáîðà îïåðàöèé. Èíûìè ñëîâàìè, ïîíèìàíèå êàê òâîð÷åñêàÿ è ñèíòåçèðóþùàÿ ôóíêöèÿ ðàçóìà, ñïîñîá ðàçâèòèÿ ÷åëîâå÷åñêîé îñîçíàííîñòè ìèðà è áûòèÿ îêàçûâàåòñÿ âíå ðàìîê èíôîðìàöèîííîé ïàðàäèãìû, âíå ðåïðîäóêòèâíîé ìîäåëè êëàññ-øêîëû.

  Â óñëîâèÿõ àíòðîïîëîãè÷åñêîãî êðèçèñà íåîáõîäèìû íîâûå ôîðìû ñîõðàíåíèÿ è ðàçâèòèÿ ðàöèîíàëüíîñòè, îðèåíòèðîâàííûå íà ïðåîäîëåíèå îäíîñòîðîííåé ïðàêòèêè «èñ÷èñëåíèÿ áûòèÿ» (Ì. Õàéäåããåð) è ïîëíîöåííîå, ãàðìîíè÷íîå ðàçâèòèå âñåãî ïîòåíöèàëà ÷åëîâå÷åñêîãî ðàçóìà. Èíûìè ñëîâàìè, íåîáõîäèìî ðàçâèòèå íîâîé ðàçóìíîñòè.

  Ïðîöåññ îáíîâëåíèÿ öèâèëèçàöèè ñâÿçàí, âî-ïåðâûõ, ñ íàñëåäîâàíèåì ðàöèîíàëüíîñòè, ñîõðàíåíèåì ïðîäóêòèâíûõ òðàäèöèé, âî-âòîðûõ, ñ îðèåíòàöèåé íà ïîíèìàíèå, ãëóáèííîå îñìûñëåíèå êóëüòóðû è áûòèÿ, ÷òî äîëæíî áûòü ñîîòíåñåíî íå òîëüêî ñ èíôîðìàöèîííî-çíàêîâîé äåÿòåëüíîñòüþ â èñêóññòâåííîé, òåõíîãåííîé ñðåäå îáèòàíèÿ, íî è ñ ïðîåêòèâíûì õàðàêòåðîì ïîíèìàíèÿ, ñèìâîëàìè è êóëüòóðíîé ïàìÿòüþ, âñòðîåííîé â æèçíåííûé êîíòåêñò ïðè íåïîñðåäñòâåííîì âçàèìîäåéñòâèè ñ ðåàëüíîñòüþ. Ïîýòîìó àêòóàëüíûì îêàçûâàåòñÿ íîâîå ñîöèîêóëüòóðíîå èçìåðåíèå îáðàçîâàíèÿ, ðàçâèòèå îòêðûòûõ, èííîâàöèîííûõ îáðàçîâàòåëüíûõ ïðàêòèê è ïîíèìàíèå, îñâîáîæäåííîå îò ïðîöåññîâ ôîðìàëèçàöèè, îðèåíòèðîâàííîå íà âûõîä çà ïðåäåëû ìàññ-ìåäèà è ñâÿçàííîå ñ ìûøëåíèåì ñóùíîñòè áûòèÿ.

  Ñòåïåíü ðàçðàáîòàííîñòè ïðîáëåìû. Òðàäèöèîííî ïðîáëåìà ïîíèìàíèÿ ñâÿçûâàþòñÿ ñ ãåðìåíåâòèêîé è àíàëèòè÷åñêîé ôèëîñîôèåé.  íàñòîÿùåå âðåìÿ ýòà òåìà ÿâëÿåòñÿ ìåæäèñöèïëèíàðíîé è ðàññìàòðèâàåòñÿ â ëèíãâèñòèêå, ëîãèêå, ñåìèîòèêå, êóëüòóðîëîãèè, ïñèõîëîãèè.

  Â ÕÕ âåêå â çàïàäíîé ôèëîñîôèè âîçíèêàþò êîíöåïöèè, ðàññìàòðèâàþùèå ïðîáëåìó ïîíèìàíèÿ â ýêçèñòåíöèàëüíîì êëþ÷å. Íàèáîëåå ðàäèêàëüíîå ïåðåîñìûñëåíèå ôåíîìåíà ïîíèìàíèÿ îñóùåñòâëåíî â ôèëîñîôñêîì òâîð÷åñòâå Ì. Õàéäåããåðà: ïîíèìàíèå – ýòî íå ìåòîä ïîçíàíèÿ, à ÷åëîâå÷åñêîå îòíîøåíèå ê äåéñòâèòåëüíîñòè. Îñîáûé âàðèàíò ãåðìåíåâòèêè ïðåäñòàâëåí ó Ã.-Ã. Ãàäàìåðà, ãäå ïîíèìàíèå òðàêòóåòñÿ êàê óíèâåðñàëüíûé ñïîñîá îñâîåíèÿ ÷åëîâåêîì ìèðà.

  Ðàçíîîáðàçíûå àñïåêòû ïîíèìàíèÿ ðàññìàòðèâàþòñÿ â ìíîãî÷èñëåííûõ ìåæäèñöèïëèíàðíûõ èññëåäîâàíèÿõ: ôåíîìåíîëîãè÷åñêèå àñïåêòû îáñóæäàþòñÿ â ðàáîòàõ Ý. Ãóññåðëÿ, Ì.Ê. Ìàìàðäàøâèëè, À.Ì. Ïÿòèãîðñêîãî; ëîãèêî-ñåìàíòè÷åñêèå – ó Ñ.Ñ. Ãóñåâà, Í.Ñ. Àâòîíîìîâîé, Â.Â. Íàëèìîâà; ïñèõîëîãè÷åñêèå àñïåêòû èíòåðåñóþò À.À. Áîäàëåâà, À.À. Áðóäíîãî, À.À. Ëåîíòüåâà; ñåìèîòè÷åñêèå – Þ.Ì. Ëîòìàíà, Ì.Ê. Ïåòðîâà, Ò.Ì. Äðèäçå; êîììóíèêàòèâíûå àñïåêòû ïîíèìàíèÿ èññëåäóþòñÿ â çàïàäíîé «äèàëîãè÷åñêîé» ôèëîñîôèè ÕÕ âåêà (Ê. ßñïåðñ, Ã. Ìàðñåëü, Ì. Áóáåð, Î. Ðîçåíøòîê-Õþññè); óñëîâèÿì äîñòèæåíèÿ âçàèìîïîíèìàíèÿ ïîñâÿùåíû ñî÷èíåíèÿ òàêèõ ôèëîñîôîâ, êàê Þ. Õàáåðìàñ, Æ.-Ï. Ñàðòð, Ê. ßñïåðñ, Ê.-Î. Àïåëü; ïðîáëåìà âçàèìîñâÿçè âîîáðàæåíèÿ è ïîíèìàíèÿ èçó÷àëàñü À.ß. Ãîëîñîâêåðîì.

  Ôèëîñîôñêèå ïðîáëåìû ñòðàòåãèé îáðàçîâàíèÿ â èñòîðèè íàóêè è ôèëîñîôèè îáñóæäàëèñü íåîäíîêðàòíî, â òîì ÷èñëå ß.À. Êîìåíñêèì, Äæ. Ëîêêîì, Æ.-Æ. Ðóññî, È. Ãåðáàðòîì, È. Êàíòîì, È. Ãåðäåðîì, Ã. Ãåãåëåì, À. Áåðãñîíîì, Ì. Áóáåðîì, Â. Äèëüòååì, Ý. Äþðêãåéìîì, Ì. Øåëåðîì, Äæ. Äüþè, Ý. Øïðàíãåðîì è äð.  íà÷àëå ÕÕ âåêà âîçíèêàåò ïåäàãîãè÷åñêàÿ àíòðîïîëîãèÿ, ðàçðàáàòûâàþùàÿ àíòðîïîëîãè÷åñêèé ïîäõîä ê îáðàçîâàíèþ.  ñåðåäèíå âåêà íà÷èíàåòñÿ ðàçâèòèå ôèëîñîôèè îáðàçîâàíèÿ â êà÷åñòâå ñàìîñòîÿòåëüíîãî íàó÷íîãî íàïðàâëåíèÿ â ÑØÀ è Âåëèêîáðèòàíèè.

  Ñ êîíöà 80-õ ãîäîâ ÕÕ âåêà â Ðîññèè, â ñâÿçè ñ íîâûìè ñîöèîêóëüòóðíûìè ðåàëèÿìè îáùåñòâà, âîçðàñòàåò èíòåðåñ ê ôèëîñîôèè îáðàçîâàíèÿ.  íà÷àëå 90-õ ãîäîâ ïîÿâëÿþòñÿ ïåðâûå îòå÷åñòâåííûå ðàáîòû ïî ôèëîñîôèè îáðàçîâàíèÿ (Ï.Ã. Ùåäðîâèöêèé, Â.Ä. Øàäðèêîâ).

  Ìíîãî÷èñëåííû èññëåäîâàíèÿ ñïåöèôèêè ñîâðåìåííîé îáðàçîâàòåëüíîé ñèñòåìû, ãäå ðàññìàòðèâàþòñÿ: ôèëîñîôñêî-ìåòîäîëîãè÷åñêèé àñïåêò îáðàçîâàíèÿ – Â.Ñ. Áèáëåð, Á.Ñ. Ãåðøóíñêèé, Â.Â. Äàâûäîâ, Ä.Á. Ýëüêîíèí, Ý.Â. Èëüåíêîâ, Ô.Ò. Ìèõàéëîâ, Í.Â. Íàëèâàéêî, Â.Ì. Ðîçèí; ïàðàäèãìàëüíûé ïîäõîä – À.Ï. Âàëèöêàÿ, Â.È. Ãèíåöèöñêèé, È.À. Êîëåñíèêîâà, Í.Ñ. Ëàäûæåö, Â.Ï. Ëåæíèêîâ è äð.; àíòðîïîëîãè÷åñêèé ïîäõîä – Ø. Àìîíàøâèëè, Á.Í. Áåññîíîâ, È.À. Áèðè÷, Â.Ï. Çèí÷åíêî, È.Ì. Èëüèíñêèé, Â.È. Ñëîáîä÷èêîâ è äð.; ñîöèîëîãè÷åñêèé àñïåêò – È.Â. Áåñòóæåâ-Ëàäà, Â.ß. Íå÷àåâ, Â.Í. Òóð÷åíêî, À.Ñ. Ôðîëîâ; ïñèõîëîãè÷åñêèé – À.Ñ. Àðñåíüåâ, Â.Ï. Çèí÷åíêî, Â.Â. Äàâûäîâ, Ð.Ñ. Íåìîâ; ôóíäàìåíòàëüíûå îñíîâû îáðàçîâàíèÿ – Ã.Í. Âîëêîâ, À.Æ. Æàôÿðîâ, Â.Ñ. Ëåäíåâ, È.ß. Ëåðíåð, Â.Â. Êðàåâñêèé, Ì.Í. Ñêàòêèí, Ñ.Ã. Øàïîâàëåíêî è äð.; ðàçëè÷íûå ìîäåëè ðàçâèâàþùåãî îáó÷åíèÿ – Â.Â. Äàâûäîâ, Ë.Í. Çàíêîâ, Ì.È. Ìàõìóòîâ, Â.Â. Ðåïêèí, Â.Ô. Øàòàëîâ; òåìà êóëüòóðíî-îáðàçîâàòåëüíîé ñðåäû – Å.Ï. Áåëîçåðöåâ, Þ.Ñ. Ìàíóéëîâ; âîïðîñû îáåñïå÷åíèÿ è óïðàâëåíèÿ êà÷åñòâîì îáðàçîâàíèÿ – Ì.Ì. Áàëàøîâ, Â.È. Çàãâÿçèíñêèé, Â.Â. Êðàåâñêèé, Ì.Ì. Ïîòàøíèê è äð.; ïðîáëåìû èíôîðìàòèçàöèè îáðàçîâàíèÿ – Ð.Ô. Àáäååâ, Ê.Ê. Êîëèí, À.Ä. Óðñóë, Ê.Õ. Äåëîêàðîâ, È.Â. Ìåëèê-Ãàéçàêÿí è äð.; ðîëü îáðàçîâàíèÿ êàê ôàêòîðà íàöèîíàëüíîé áåçîïàñíîñòè – Â.Ã. Êèíåëåâ, Í.Í. Ìîèñååâ, À.Ñ. Ïàíàðèí, Î.Í. Ñìîëèí, Ï.Ã. Ùåäðîâèöêèé; ïåðñïåêòèâû îáðàçîâàíèÿ – Á.Ì. Áèì-Áàä, Í.Ï. Àâùåêèí, Â.Ï. Êàçíà÷ååâ.

  Ïðîáëåìà êóëüòóðíî-àíòðîïîëîãè÷åñêîãî êðèçèñà ñîâðåìåííîãî îáðàçîâàíèÿ (åâðîïåéñêîãî è îòå÷åñòâåííîãî) îñîçíàåòñÿ è èññëåäóåòñÿ â ôèëîñîôñêîì è ìèðîâîççðåí÷åñêîì êîíòåêñòå ìíîãèìè àâòîðàìè: À.À. Àäàìñêèé, Þ.Í Àôàíàñüåâ, Ë.Ï. Áóåâà, È.Â. Áåñòóæåâ-Ëàäà, À.Ï. Âàëèöêàÿ, Î.Â. Äîëæåíêî, À.Ñ. Çàïåñîöêèé, À.À. Çèíîâüåâ, È.Ì. Èëüèíñêèé, À.À. Êîðîëüêîâ, À.À. Ëèõà÷åâ, Â.Â. Êðàåâñêèé, Â.Ì. Ìåæóåâ, Â.Â. Ìèðîíîâ, Ô.Ò. Ìèõàéëîâ, Â.Ì. Ðîçèí, Â.Ñ. Ñòåïèí, Â.À. Ñàäîâíè÷èé è äð.

  Âîçìîæíîñòè ïåðåõîäà ê èíôîðìàöèîííîìó îáùåñòâó, ïðîáëåìû èíôîðìàöèîííîãî ïðîñòðàíñòâà, àñïåêòû ìàññ-ìåäèàòèçàöèè ðàçëè÷íûõ ñòîðîí ñîöèàëüíîãî áûòèÿ ïðåäñòàâëåíû â ðàáîòàõ Ò. Àäîðíî, Ä. Áåëëà, Ð. Áàðòà, Æ. Áîäðèéÿðà, Ç. Áàóìàíà, Ý. Ãèääåíñà, Æ. Ëàêàíà, Ì. Ìàêëþýíà, Ã. Ìàðêóçå, Ì. Êàñòåëüñà, Ì. Ïðàéñà, Ê. Ïîïïåðà, Þ. Õàáåðìàñà, À. Òóðåíà, Ý. Òîôôëåðà, Ô. Óýáñòåðà è äð.

  Ïðè ýòîì ðàáîòû, ñâÿçàííûå íå òîëüêî ñ îáîáùåíèåì è ñèñòåìàòèçàöèåé, íî è ïðîåêòèâíûì èññëåäîâàíèåì òåíäåíöèé ðàçâèòèÿ îáðàçîâàíèÿ â ÕÕI âåêå, íå òàê ìíîãî÷èñëåííû. Êðîìå òîãî, âñÿ ðàçíîàñïåêòíàÿ êðèòèêà ñîâðåìåííîãî îáðàçîâàíèÿ íå âûõîäèò çà ïðåäåëû èçó÷åíèÿ âîçìîæíûõ êîððåêöèé ñóùåñòâóþùåé ñèñòåìû è íå ïðåäïîëàãàåò êîðåííóþ ðåêîíñòðóêöèþ òðàíñëÿöèîííîé ìîäåëè.  íàñòîÿùåå âðåìÿ îáðàçîâàíèå è ôåíîìåí ïîíèìàíèÿ îêàçàëèñü äëÿ èññëåäîâàòåëåé â ñèòóàöèè «ïàðàëëåëüíûõ ïðÿìûõ», à èõ âçàèìîñâÿçü – âíå àíàëèòè÷åñêîãî çðåíèÿ ôèëîñîôèè è ñîöèàëüíî-ãóìàíèòàðíîé ìûñëè. Ýòî îáóñëîâëèâàåò íåîáõîäèìîñòü âûâåäåíèÿ óêàçàííîé ïðîáëåìû íà óðîâåíü ôóíäàìåíòàëüíîãî ìåòîäîëîãè÷åñêîãî îñìûñëåíèÿ.

  Îáúåêò èññëåäîâàíèÿ – ñèñòåìà îáðàçîâàíèÿ â ñîâðåìåííîì îáùåñòâå.

  Ïðåäìåò èññëåäîâàíèÿ – ôàêòîð ïîíèìàíèÿ â ñîâðåìåííîì îáðàçîâàíèè.

  Öåëü èññëåäîâàíèÿ – ñîçäàíèå êîíöåïöèè îáðàçîâàíèÿ, â êîòîðîé èäåàëîì ÿâëÿåòñÿ ÷åëîâåê ïîíèìàþùèé.

  Äëÿ äîñòèæåíèÿ ïîñòàâëåííîé öåëè ïðåäïîëàãàåòñÿ ðåøåíèå ñëåäóþùèõ èññëåäîâàòåëüñêèõ çàäà÷:

  - ïðîàíàëèçèðîâàòü ñóùíîñòü àíòðîïîëîãè÷åñêîãî êðèçèñà;

  - îñóùåñòâèòü àíàëèç ïðîöåññà äåîíòîëîãèçàöèè ïîíèìàíèÿ êàê ðåçóëüòàòà ïîä÷èíåíèÿ ÷åëîâåêà ñóùíîñòè òåõíèêè;

  - ïðîâåñòè ôèëîñîôñêèé è ñîöèîêóëüòóðíûé àíàëèç âíóòðèñèñòåìíûõ ïðîòèâîðå÷èé îáðàçîâàíèÿ;

  - âûÿâèòü íåãàòèâíûå òðàíñôîðìàöèè ñîöèîïñèõè÷åñêîé ñóùíîñòè ÷åëîâåêà â ïðîöåññå òðàäèöèîííîãî èíôîðìàöèîííî-ðåïðîäóêòèâíîãî îáó÷åíèÿ;

  - îáîñíîâàòü íåîáõîäèìîñòü êîðåííîãî ïåðåñìîòðà ñîöèàëüíîé òåõíîëîãèè «îáðàçîâàíèå»;

  - ðàñêðûòü çíà÷åíèå ìåòàôîðû äëÿ àêòóàëèçàöèè ïîíèìàíèÿ áûòèÿ;

  - îïðåäåëèòü ñïåöèôèêó óñòíîãî òèïà ìûøëåíèÿ è åãî çíà÷èìîñòü äëÿ ðàçâèòèÿ ïîíèìàíèÿ è êà÷åñòâà îáðàçîâàíèÿ;

  - ðàññìîòðåòü ñòðàòåãè÷åñêè ïåðñïåêòèâíûå âàðèàíòû íîâîé ñîöèîêóëüòóðíîé îðãàíèçàöèè ïðîöåññà îáðàçîâàíèÿ.

  Ãèïîòåçà èññëåäîâàíèÿ.

  Ñîâðåìåííûé ÷åëîâåê, «áåãóùèé îò ìûøëåíèÿ» (Ì. Õàéäåããåð) è îò÷óæäàåìûé îò òâîð÷åñòâà, óòðà÷èâàåò ñïîñîáíîñòü äóìàòü, ïîíèìàòü, îñîçíàâàòü, ñàìîñòîÿòåëüíî ãåíåðèðîâàòü èäåè. Ñóùåñòâóþùàÿ ñèñòåìà îáðàçîâàíèÿ, êàê ôîðìàëüíûé êàíàë òðàíñëÿöèè ñîöèîêóëüòóðíîãî îïûòà â âèäå èíôîðìàöèè è ãîòîâîãî çíàíèÿ, îñóùåñòâëÿåò íå ðàçâèòèå ïîíèìàíèÿ è îñîçíàííîñòè, à ñêðûòîå, íåîñîçíàâàåìîå èçìåíåíèå ñïîñîáà îñìûñëåíèÿ áûòèÿ. Ñèñòåìà îáðàçîâàíèÿ ÿâëÿåòñÿ ìåõàíèçìîì ïîä÷èíåíèÿ ÷åëîâåêà ñóùíîñòè òåõíèêè, ôîðìèðîâàíèÿ çàêðûòîãî ñîçíàíèÿ. Ïåðñïåêòèâû öèâèëèçàöèè, ïåðåõîä îò èäåîëîãèè ïîòðåáëåíèÿ ê èííîâàöèîííîìó ðàçâèòèþ ñâÿçàíû ñ ôóíäàìåíòàëüíûì èçìåíåíèåì îáðàçà ìûøëåíèÿ è êîðåííûì ïåðåñìîòðîì ñèñòåìû îáðàçîâàíèÿ êàê èñòîðè÷åñêè ïðåõîäÿùåãî ñïîñîáà ïðîèçâîäñòâà èíòåëëåêòà.

  Ìåòîäîëîãè÷åñêàÿ îñíîâà èññëåäîâàíèÿ.

  Ìåòîäîëîãè÷åñêóþ çíà÷èìîñòü äëÿ íàñòîÿùåãî èññëåäîâàíèÿ èìåþò ïðåæäå âñåãî:

  - ôèëîñîôñêèå äîêòðèíû Ì. Õàéäåããåðà, Ã.-Ã. Ãàäàìåðà, Ï. Ðèê¸ðà;

  - èäåè Þ.Ì. Ëîòìàíà, Æ. Áîäðèéÿðà, Ì. Ìàêëþýíà;

  - êîíöåïöèÿ ïîçíàíèÿ è âîîáðàæåíèÿ ß.Ý. Ãîëîñîâêåðà;

  - ìíîãîàñïåêòíàÿ «òåîðèÿ ìåòàôîðû»: ðàáîòû Ï. Ðèê¸ðà, Õ. Îðòåãè-è-Ãàññåòà, Äæ. Ëàêîôôà, Í.Ñ. Àâòîíîìîâîé, Ñ.Ñ. Àâåðèíöåâà, Í.Ä. Àðóòþíîâîé, Ñ.Ñ. Ãóñåâà, Â.Â. Íàëèìîâà;

  - íîâàòîðñêèå ïñèõîëîãî-ïåäàãîãè÷åñêèå ïðåäñòàâëåíèÿ î ðàçâèòèè òâîð÷åñêîãî ìûøëåíèÿ, îñîçíàííîãî ïîíèìàíèÿ è î ïðåîäîëåíèè èíôîðìàöèîííîé ìîäåëè êëàññ-øêîëû: À.À. Àäàìñêèé, Ø. Àìîíàøâèëè, À.À. Ìåëèê-Ïàøàåâ, Ç.Í Íîâëÿíñêàÿ, Ì.À. Áàëàáàí, À.Ì. Ëîáîê, À.À. Êàëìûêîâ, Â.Ô. Øàòàëîâ, Ì.Ï. Ùåòèíèí è äð.;

  Îñîáóþ çíà÷èìîñòü äëÿ èññëåäîâàíèÿ èìåþò ðàáîòû À.À. Çèíîâüåâà, îáîñíîâàâøåãî çíà÷åíèå ïîíèìàíèÿ â êà÷åñòâå îñíîâîïîëàãàþùåé ïåðñïåêòèâû ÷åëîâå÷åñêîãî áûòèÿ.

  Íàó÷íàÿ íîâèçíà äèññåðòàöèè:

  - ïðåäëîæåíà êîíöåïöèÿ îáðàçîâàíèÿ, â êîòîðîé èäåàëîì ÿâëÿåòñÿ ÷åëîâåê ïîíèìàþùèé;

  - îáîñíîâàíî, ÷òî ïîíèìàíèå êàê ýêçèñòåíöèàëüíàÿ ðåàëüíîñòü ÿâëÿåòñÿ äóõîâíîé ïîòðåáíîñòüþ ÷åëîâåêà;

Информация о работе Феномен понимания и перспективы образования