Феномен понимания и перспективы образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2011 в 01:30, курсовая работа

Описание

Актуальность обусловлена прежде всего сложным и неопределенным состоянием современного образования. Как отмечается в отечественном проекте «Национальная государственная инициатива “Наша новая школа”», модернизация и инновационное развитие – это единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире двадцать первого века и обеспечить достойную жизнь всем ее гражданам.

Содержание

Введение
Глава 1. Этиология антропологического кризиса
1.1. Антропологический кризис и проблема понимания
1.2. Амбивалентность искусства письменности
1.3. Деонтологизация понимания
Глава 2. Социальная технология «образование» в условиях антропологического кризиса
2.1. Система образования как масс-медиа
2.2. Школа как ситуация остановленного умственного усилия
2. 3. Деградация понимания и социопсихическая сущность человека
Глава 3. Дилеммы современного образования
3.1. Школьная неуспеваемость и творческий потенциал личности
3.2. Информационное беспамятство и достоинства символического знания
3.3. Совершенствование формального просвещения и пробуждение человеческого разума
Глава 4. Феномен понимания и перспективы образования
4.1. Эвристический потенциал метафоры
4.2. Уроки бытия в живой школе М.П. Щетинина
4.3. Человек понимающий как идеал современного образования
Заключение

Работа состоит из  1 файл

сущность антропологического кризиса.doc

— 71.50 Кб (Скачать документ)

  - ïîêàçàíî, ÷òî ÷åëîâåê, îò÷óæäåííûé îò ïîíèìàíèÿ, óòðà÷èâàåò êîíòðîëü íàä îáðàçîì æèçíè è ñîáñòâåííîé ýâîëþöèåé;

  - èññëåäîâàíà àìáèâàëåíòíîñòü èñêóññòâà ïèñüìåííîñòè è ðîëü ìàññ-ìåäèéíûõ òåõíîëîãèé â ôóíäàìåíòàëüíîì ïîä÷èíåíèè ÷åëîâåêà ñóùíîñòè òåõíèêè;

  - âûÿâëåíî, ÷òî äåãðàäàöèÿ êà÷åñòâà çíàíèÿ è øêîëüíàÿ íåóñïåâàåìîñòü ÿâëÿþòñÿ èíäèêàòîðîì òîðìîæåíèÿ óìñòâåííûõ óñèëèé è íåïîëíîòû ïîíèìàíèÿ;

  - óñòàíîâëåíî, ÷òî ñèòóàöèÿ àíòðîïîëîãè÷åñêîãî êðèçèñà òðåáóåò êîðåííîãî èçìåíåíèÿ ñïîñîáà ïðîèçâîäñòâà èíòåëëåêòà è îáðåòåíèÿ íîâûõ ôîðì è ñïîñîáîâ îáðàçîâàíèÿ äëÿ ðàçâèòèÿ ïîíèìàíèÿ è ïðîäóêòèâíîé òðàíñëÿöèè ñîöèîêóëüòóðíîãî îïûòà.

  - äàíà õàðàêòåðèñòèêà óñòíî-ïîýòè÷åñêîãî ìûøëåíèÿ êàê îñíîâàíèÿ ïîíèìàíèÿ, îáó÷àåìîñòè è îáðàçîâàííîñòè;

  - ðàññìîòðåíû âîçìîæíîñòè èííîâàöèîííîãî îáðàçîâàòåëüíîãî ïðîñòðàíñòâà, îðèåíòèðîâàííîãî íà ðàçâèòèå ïîíèìàíèÿ.

  Ïîëîæåíèÿ, âûíîñèìûå íà çàùèòó:

  - ïîíèìàíèå – ýòî ýêçèñòåíöèàëüíîå ñîñòîÿíèå ëè÷íîñòè, â êîòîðîì óñìàòðèâàåòñÿ ñóùíîñòü áûòèÿ;

  - ôåíîìåí ïîíèìàíèÿ åñòü òîò ôàêòîð, êîòîðûé ñïîñîáåí ðàäèêàëüíî èçìåíèòü ñóùåñòâóþùóþ ñèñòåìó îáðàçîâàíèÿ, åå öåëè è öåííîñòè;

  - îñíîâó àíòðîïîëîãè÷åñêîãî êðèçèñà ñîñòàâëÿåò äåãðàäàöèÿ ïîíèìàíèÿ è îñîçíàííîñòè áûòèÿ;

  - äåîíòîëîãèçàöèÿ ïîíèìàíèÿ åñòü ïðîöåññ ïðåäåëüíîé ôîðìàëèçàöèè ìûøëåíèÿ è îñîçíàííîñòè áûòèÿ, ïåðåõîä îò ìåòàôîðû – ëè÷íîñòíîé ïðîöåäóðû ñìûñëîïîðîæäåíèÿ è èñòîêà óíèâåðñàëèé – ê ìåäèóìó êàê òåõíè÷åñêîìó ñïîñîáó òðàíñëÿöèè ñìûñëîâ.  ðåçóëüòàòå ïðîèñõîäèò òðàíñôîðìàöèÿ îäóõîòâîðåííî ìûñëÿùåé ñóùíîñòè, îòêðûòîé áûòèþ, â èíäèâèäà ñ çàêðûòûì ñîçíàíèåì è ïðèîáðåòåííûìè îïåðàöèîíàëüíûìè íàâûêàìè;

  - óñòíî-ïîýòè÷åñêîå ìûøëåíèå – ýòî ñïîñîá ïîñòèæåíèÿ ñóùíîñòè áûòèÿ. Ñïåöèôèêà óñòîé÷èâîé àíòðîïîëîãè÷åñêîé ïðååìñòâåííîñòè óñòíîé êóëüòóðû â òîì, ÷òî ïðîöåäóðû ñìûñëîïîðîæäåíèÿ îðãàíè÷åñêè âñòðîåíû â ñïîñîáû ñóùåñòâîâàíèÿ êóëüòóðû êàê ïðîöåññà íàñëåäîâàíèÿ áûòèÿ â îòëè÷èå îò ìàññ-ìåäèéíûõ òåõíîëîãèé êîììóíèêàöèè êàê ñïîñîáà òðàíñëÿöèè èíôîðìàöèè î áûòèè;

  - ÷åëîâåê áåç ÷óâñòâ, ñ óòðà÷åííûì âîîáðàæåíèåì, ñîêðàùåííûì âîñïðèÿòèåì è óïðîùåííûì ïîíèìàíèåì ìèðà íåèçáåæíî îêàçûâàåòñÿ â ðåæèìå óìñòâåííîãî ïîòðåáèòåëüñòâà. Ïàññèâíîñòü íåìûñëÿùåãî, çàêðûòîãî ñîçíàíèÿ è îïàñíîñòü ñèìâîëè÷åñêîãî ïðîãðàììèðîâàíèÿ îòêðûâàåò íåîãðàíè÷åííóþ ïåðñïåêòèâó èíôîðìàöèîííîãî òîòàëèòàðèçìà;

  - ñóùåñòâóþùàÿ ñèñòåìà îáðàçîâàíèÿ íå ñîîòâåòñòâóåò ñóùíîñòè ÷åëîâåêà; ñòðàòåãèÿ ðàçâèòèÿ îáðàçîâàíèÿ ñâÿçàíà ñ èçìåíåíèåì öåëåé è öåííîñòåé îáðàçîâàíèÿ – îò ÷åëîâåêà ïðîèçâîäÿùåãî è ïîòðåáëÿþùåãî èíôîðìàöèþ ê ÷åëîâåêó ìûñëÿùåìó è ïîíèìàþùåìó.

  Òåîðåòè÷åñêàÿ è ïðàêòè÷åñêàÿ çíà÷èìîñòü ðàáîòû.

  Ïîëó÷åííûå ðåçóëüòàòû ìîãóò ñëóæèòü îñíîâàíèåì äëÿ ðàçðàáîòêè íîâûõ êîíöåïòóàëüíûõ èäåé â îáëàñòè ôèëîñîôèè îáðàçîâàíèÿ, ôèëîñîôñêîé àíòðîïîëîãèè, ôèëîñîôèè è òåîðèè êóëüòóðû, ïåäàãîãèêè è ïñèõîëîãèè.

  Êðîìå òîãî, ðåçóëüòàòû èññëåäîâàíèÿ ìîãóò áûòü èñïîëüçîâàíû ïðè ðàçðàáîòêå íîâûõ òåîðåòèêî-ìåòîäîëîãè÷åñêèõ îñíîâ îáðàçîâàíèÿ â Ðîññèè, äëÿ ïîèñêà ïóòåé ïðåîäîëåíèÿ ñèñòåìíîãî êðèçèñà îáðàçîâàíèÿ, äëÿ ôîðìèðîâàíèÿ íîâûõ ìåòîäîëîãè÷åñêèõ è ìåòîäè÷åñêèõ ïðèíöèïîâ è ïîäõîäîâ â ïðàêòèêå îòå÷åñòâåííîãî îáðàçîâàíèÿ, äëÿ ñîöèîêóëüòóðíîãî ïðîãíîçèðîâàíèÿ è ïðîåêòèðîâàíèÿ â îáëàñòè ñîöèàëüíîé è îáðàçîâàòåëüíîé ïîëèòèêè.

  Ìàòåðèàëû äèññåðòàöèè ìîãóò áûòü èñïîëüçîâàíû â îáùèõ è ñïåöèàëüíûõ êóðñàõ ïî ôèëîñîôèè, ôèëîñîôñêîé àíòðîïîëîãèè, ïñèõîëîãèè, ñîöèîëîãèè, êóëüòóðîëîãèè, ïåäàãîãèêè.

  Àïðîáàöèÿ ðàáîòû.

  Ðåçóëüòàòû ïðîâåäåííîãî èññëåäîâàíèÿ îáñóæäàëèñü íà ìåæäóíàðîäíûõ è âñåðîññèéñêèõ êîíôåðåíöèÿõ, â òîì ÷èñëå íà Ðîññèéñêèõ ôèëîñîôñêèõ êîíãðåññàõ (2002, 2005, 2009), íà Ðîññèéñêèõ êóëüòóðîëîãè÷åñêèõ êîíãðåññàõ (2006, 2008, 2010), íà ×åòâåðòîé ìåæäóíàðîäíîé êîíôåðåíöèè «×åëîâåê â ñîâðåìåííûõ ôèëîñîôñêèõ êîíöåïöèÿõ» ïîä ýãèäîé ÞÍÅÑÊÎ (Âîëãîãðàä, 2007). Àïðîáàöèÿ äèññåðòàöèè ïðîõîäèëà òàêæå íà ðîññèéñêèõ íàó÷íûõ è íàó÷íî-ïðàêòè÷åñêèõ ôîðóìàõ ðàçíîãî óðîâíÿ â 2002-2010 ãã. (Ìîñêâà, Ñàíêò-Ïåòåðáóðã, Íîâîñèáèðñê, Åêàòåðèíáóðã, Ñàðàòîâ, Îìñê, ×åëÿáèíñê, Íèæíèé Íîâãîðîä, Áåëãîðîä, Âëàäèìèð, Âåëèêèé Íîâãîðîä, Åëåö, Èâàíîâî, Èæåâñê, Êóðñê, Ëèïåöê, Ïåíçà, Ðÿçàíü, Ñûêòûâêàð, Óëàí-Óäý).

  Ìàòåðèàëû èññëåäîâàíèÿ îòðàæåíû â ìîíîãðàôèè «Àíòðîïîëîãè÷åñêèé êðèçèñ è ôåíîìåí ïîíèìàíèÿ» (12,79 ï.ë.), â 49 ñòàòüÿõ îáùèì îáúåìîì 23,5 ï.ë., â òîì ÷èñëå â 10 ïóáëèêàöèÿõ â èçäàíèÿõ, ðåêîìåíäîâàííûõ ÂÀÊ.

  Îáúåì è ñòðóêòóðà. Ðàáîòà ñîñòîèò èç ââåäåíèÿ, ÷åòûðåõ ãëàâ, ñîäåðæàùèõ äâåíàäöàòü ïàðàãðàôîâ, çàêëþ÷åíèÿ, ñïèñêà èñïîëüçîâàííîé ëèòåðàòóðû (327 èñòî÷íèêîâ). Îáùèé îáúåì ðàáîòû 318 ñòð.  
 
 
 
 
 
 

Çàêëþ÷åíèå 

  Ôàêòîð ïîíèìàíèÿ îïðåäåëÿåò ñòðàòåãèè ñîöèîêóëüòóðíîãî ðàçâèòèÿ è ïåðñïåêòèâû ÷åëîâå÷åñêîãî áûòèÿ. Ïîíèìàíèå – ýòî îñíîâàíèå ÷åëîâå÷åñêîé æèçíè, äåëî ÷åëîâåêà â áûòèè, ñïîñîá îòíîøåíèÿ ÷åëîâåêà ê ìèðó. Ïîíèìàíèå ÿâëÿåòñÿ ñèìâîëè÷åñêèì ïðîöåññîì è ñâÿçàíî ñ òâîð÷åñòâîì, âîîáðàæåíèåì, ñòðóêòóðíî-àíàëîãîâûì èíîñêàçàíèåì. Ïîíèìàíèå – ïðîÿâëåíèå ìåòàôèçèêè êàê îñíîâíîãî ñîáûòèÿ ÷åëîâå÷åñêîé æèçíè. ×åëîâåê, ëèøåííûé êóëüòóðîòâîð÷åñêîãî ïîòåíöèàëà ïîíèìàíèÿ, íåèçáåæíî îêàçûâàåòñÿ â ñèòóàöèè ýêçèñòåíöèàëüíîãî ðèñêà è áåç-áûòèéíîé ðåàëüíîñòè. Óòðàòà ïîíèìàíèÿ çàêîíîìåðíî âåäåò ÷åëîâå÷åñòâî ê óòðàòå êîíòðîëÿ íàä ñîáñòâåííîé ýâîëþöèåé è îáðàçîì æèçíè.

  ×åëîâåê – ýòî îäóõîòâîðåííî ìûñëÿùàÿ ñóùíîñòü, îòêðûòàÿ áûòèþ. Ïðîöåññ äåãðàäàöèè ïîíèìàíèÿ è óòðàòû îñîçíàííîñòè áûòèÿ åñòü ðåçóëüòàò ôóíäàìåíòàëüíîãî ïîä÷èíåíèè ÷åëîâåêà ñóùåñòâó òåõíèêè. Îò÷óæäåíèå ÷åëîâåêà îò ñâîåé ìûñëÿùåé è òâîð÷åñêîé ñóùíîñòè, ôîðìèðîâàíèå ôåíîìåíà çàêðûòîãî ñîçíàíèÿ ñîçäàåò ïðåäïîñûëêè äëÿ ðàçâèòèÿ ìèðî-íå-ïîíèìàíèÿ è àíòðîïîëîãè÷åñêîãî êðèçèñà.

  Îñíîâó àíòðîïîëîãè÷åñêîãî êðèçèñà ñîñòàâëÿåò áåãñòâî îò ìûøëåíèÿ, óòðàòà ïîíèìàíèÿ è îñîçíàííîñòè áûòèÿ. Ñóòü àíòðîïîëîãè÷åñêîãî êðèçèñà â òîì, ÷òî ëþäè òåðÿþò ñïîñîáíîñòü ê ïîñòèæåíèþ òðàíñöåíäåíòíîãî è íåïîñðåäñòâåííîìó âçàèìîäåéñòâèþ ñ ðåàëüíîñòüþ, ñïîñîáíîñòü âèäåòü ñóùíîñòü áûòèÿ, ñàìîñòîÿòåëüíîãî ãåíåðèðîâàòü èäåè è ñëàãàòü ìåòàôîðû.

  Àêòóàëèçàöèÿ ïðîáëåìû ïîíèìàíèÿ â ôèëîñîôèè ïðîèñõîäèò òîãäà, êîãäà íàðóøàþòñÿ ñâÿçè ìåæäó ñìûñëîîáðàçóþùèìè ïîíÿòèÿìè, êîãäà âîçíèêàåò íåîáõîäèìîñòü ïåðåîñìûñëåíèÿ îñíîâîïîëàãàþùèõ ìèðîâîççðåí÷åñêèõ êàòåãîðèé. Àêòóàëèçàöèÿ ïðîåêòèâíîãî õàðàêòåðà ïîíèìàíèÿ íà óðîâíå ñîöèîêóëüòóðíîé ïðàêòèêè ïðîèñõîäèò òîãäà, êîãäà óïðîùåíèå ñåìèîòè÷åñêîé ñòðóêòóðû êóëüòóðû è ïðîöåññ äåñèìâîëèçàöèè äîñòèãàåò ïîðîãà íåîáðàòèìûõ èçìåíåíèé. Ïðîáëåìà ïîíèìàíèÿ â îáðàçîâàíèè ñòàíîâèòñÿ àêòóàëüíîé òîãäà, êîãäà îáðàçîâàíèå îêàçûâàåòñÿ íåñïîñîáíûì ê òðàíñëÿöèè óíèâåðñàëèé êóëüòóðû, ê àíòðîïîëîãè÷åñêîé òðàíñëÿöèè ñìûñëîâ è ïðååìñòâåííîñòè óðîâíÿ ïîíèìàíèÿ è îñîçíàííîñòè.

  Â ýòîì ïàðàäîêñ ñîâðåìåííîé öèâèëèçàöèè è åå ñèñòåìû îáðàçîâàíèÿ. Óìñòâåííîå, èíòåëëåêòóàëüíîå, äóõîâíî-íðàâñòâåííîå, òâîð÷åñêîå ðàçâèòèå ÷åëîâåêà, âîçìîæíîñòè, íàâûêè è ñêîðîñòü ïîíèìàíèÿ ñòðåìèòåëüíî îòñòàþò îò òåìïîâ íàó÷íî-òåõíè÷åñêîãî ïðîãðåññà, îò ïðîöåññà ïðîèçâîäñòâà è íàêîïëåíèÿ èíôîðìàöèè â àðõèâàõ öèâèëèçàöèè, îò àñòðîíîìè÷åñêèõ ìàñøòàáîâ çíàêîâîé êóëüòóðû. È ýòî îòñòàâàíèå ïîñòîÿííî óñèëèâàåò è âîñïðîèçâîäèò ñèñòåìà îáðàçîâàíèÿ.

  Ñèñòåìà îáðàçîâàíèÿ ÿâëÿåòñÿ îäíîé èç íàèáîëåå êîíñåðâàòèâíûõ ñîöèàëüíûõ ñòðóêòóð, îíà îêàçûâàåòñÿ îáëàñòüþ æåñòêèõ èäåîëîãè÷åñêèõ ñòåðåîòèïîâ, êîòîðûå ÷ðåçâû÷àéíî òðóäíî ïîääàþòñÿ ðåôîðìèðîâàíèþ. Êëàññè÷åñêàÿ ïåäàãîãè÷åñêàÿ ïàðàäèãìà, ò.å. èíôîðìàöèîííî-ðåïðîäóêòèâíàÿ ìîäåëü òðàíñëÿöèè ãîòîâîãî çíàíèÿ êàê ñîîáùåíèÿ îá èñòèíå, ïîëó÷åííîé â ðåçóëüòàòå ÷óæîãî óìñòâåííîãî óñèëèÿ, èñ÷åðïàëà êàê ñâîé îáðàçîâàòåëüíûé ðåñóðñ, òàê è ñâîé ïîòåíöèàë ïîçèòèâíîãî âîçäåéñòâèÿ íà äèíàìèêó ñîöèîêóëüòóðíîãî ðàçâèòèÿ. Êðèçèñ ñèñòåìû îáðàçîâàíèÿ âåäåò ê óìåíüøåíèþ èíòåëëåêòóàëüíîãî è òâîð÷åñêîãî ïîòåíöèàëà ÷åëîâåêà è îáùåñòâà.

  Ñóùåñòâóþùàÿ ñèñòåìà îáðàçîâàíèÿ íå âûïîëíÿåò âàæíåéøóþ ôóíêöèþ – ïîääåðæèâàòü ñîöèîêóëüòóðíóþ äèíàìèêó íà óðîâíå ðàçâèòèÿ, à íå íà óðîâíå ñòàãíàöèè. Ïðîèçâîäèìûé îáðàçîâàíèåì ñïåöèàëèñò, ñ êîíå÷íûì íàáîðîì ãîòîâîãî çíàíèÿ è íå ñîîòâåòñòâóþùèé âîçðîñøåé ñêîðîñòè ïåðåìåí è ìîäàëüíîñòè ñîöèîòåõíè÷åñêîé ñèñòåìû, ñòàíîâèòñÿ ñîöèàëüíî è òåõíîëîãè÷åñêè îïàñåí. Èíûìè ñëîâàìè, êîíâåéåðíàÿ ìîäåëü îáðàçîâàíèÿ ïðèøëà â ïðîòèâîðå÷èå ñ òåíäåíöèÿìè ðàçâèòèÿ ÷åëîâåêà è åãî êóëüòóðû, îáùåñòâà è öèâèëèçàöèè â öåëîì. Ñî÷åòàíèå ìíîãî÷èñëåííûõ íåãàòèâíûõ òåíäåíöèé îáðàçîâàíèÿ ïîçâîëÿåò ãîâîðèòü î òîì, ÷òî äàëüíåéøàÿ ôîðìàëèçàöèÿ ñèñòåìû èíôîðìàöèîííîãî ïðîñâåùåíèÿ åñòü íå ÷òî èíîå, êàê îíòîëîãè÷åñêèé òóïèê.

  Ñîöèàëüíàÿ òåõíîëîãèÿ «îáðàçîâàíèå» ïî ñâîåé ñóòè ÿâëÿåòñÿ ìåõàíèçìîì ïîä÷èíåíèÿ ÷åëîâåêà ñóùíîñòè òåõíèêè è äåãðàäàöèè ïîíèìàíèÿ. Ñîâðåìåííàÿ ñèñòåìà îáðàçîâàíèÿ – ýòî òåõíîëîãèÿ ñîöèàëüíî êîíòðîëèðóåìîãî ïðîèçâîäñòâà èíòåëëåêòà, êîòîðàÿ íåñåò îòâåòñòâåííîñòü çà èçìåíåíèå ñïîñîáà îñìûñëåíèÿ áûòèÿ, ðàçâèòèå ìàññîâîé êóëüòóðû è àíòðîïîëîãè÷åñêîãî êðèçèñà. Ñèñòåìà îáðàçîâàíèÿ îñóùåñòâëÿåò èíòåðèîðèçàöèþ äîñòèæåíèé âñåõ èíôîðìàöèîííî-òåõíè÷åñêèõ ðåâîëþöèé – ïèñüìåííîñòè, êíèãè, ìåäèà. Ýòè îñíîâíûå èíôîðìàöèîííî-êîììóíèêàòèâíûå ìåäèà-ìîäåëè ÿâëÿþòñÿ êàòàëèçàòîðàìè ïðîöåññà ñíèæåíèÿ ïñèõè÷åñêîãî ðàçíîîáðàçèÿ è äåèíäèâèäóàöèè ÷åëîâåêà, åãî ïðåâðàùåíèÿ â èíåðòíóþ àíòðîïîëîãè÷åñêóþ ìàññó, îò÷óæäåíèåì îò ïðîöåññà ëè÷íîñòíîãî ñìûñëîïîðîæäåíèÿ â ïîëüçó ìàññ-ìåäèéíîãî ïîòðåáëåíèÿ èíôîðìàöèè è èíôîðìàöèîííî-îáðàçíîé íàðêîìàíèè.

  ×åëîâåê, ñòðåìÿùèéñÿ ê ïîíèìàíèþ äîëæåí âîññòàíîâèòü äëÿ ñåáÿ ñèìâîëè÷åñêèé óðîâåíü ñîçíàíèÿ. Îäíàêî ðàçðóøåíèå ïîíèìàíèÿ ïðîèñõîäèò êàê ðàçðóøåíèå ñèìâîëè÷åñêîé ôóíêöèè ìûøëåíèÿ, àíàëîãîâîãî èíîñêàçàíèÿ, óòðàòû ìåòàôîðè÷íîñòè ïðè ïîä÷èíåíèè ÷åëîâåêà ñóùíîñòè òåõíèêè è ìàññ-ìåäèéíûì ìîäåëÿì ïðîèçâîäñòâà ñìûñëîâ. Îòñþäà è ãèïåðòðîôèðîâàííîå ðàçâèòèå òåõíè÷åñêîãî èíòåëëåêòà è îïàñíîñòè îäíîñòîðîííåé ïðàêòèêè èñ÷èñëåíèÿ áûòèÿ.

  Ìåòàôîðè÷íîñòü – ýòî åñòåñòâåííàÿ ñïîñîáíîñòü ìûøëåíèÿ è ãàðìîíè÷íîå äîïîëíåíèå ðàöèîíàëüíîñòè, à âîîáðàæåíèå – âûñøàÿ ïîçíàâàòåëüíàÿ ñïîñîáíîñòü è òâîð÷åñêîå ïðîÿâëåíèå ïîíèìàíèÿ. Ñïîñîáíîñòü ñëàãàòü ìåòàôîðû è ñàìîñòîÿòåëüíî ãåíåðèðîâàòü èäåè ÿâëÿåòñÿ ïðîöåññîì ëè÷íîñòíîãî ñìûñëîïîðîæäåíèÿ. Äåãðàäàöèÿ îáðàçíîãî ìûøëåíèÿ, óòðàòà âîîáðàæåíèÿ, òâîð÷åñêèõ ñïîñîáíîñòåé è õóäîæåñòâåííîé îäàðåííîñòè ÷åëîâåêà â ñèñòåìå îáðàçîâàíèÿ äîëæíà áûòü ñôîðìóëèðîâàíà êàê àêòóàëüíàÿ ìåæäèñöèïëèíàðíàÿ ïðîáëåìà, ñâÿçàííàÿ ñ íàñèëüñòâåííûì ïåðåâîñïèòàíèåì âñåé ïñèõîôèçèîëîãèè âîñïðèÿòèÿ ìèðà. Êðîìå ýòîãî, äî íàñòîÿùåãî âðåìåíè â ôèëîñîôèè îáðàçîâàíèÿ íå ñôîðìóëèðîâàí âîïðîñ î âçàèìîñâÿçè óðîâíÿ ýòè÷åñêîãî, ýñòåòè÷åñêîãî, ýìîöèîíàëüíîãî, èíòåëëåêòóàëüíîãî, òâîð÷åñêîãî ðàçâèòèÿ ÷åëîâåêà ñ åãî áèî-, ñîöèî-, ïñèõîôèçè÷åñêèì çäîðîâüåì. Ïîòîìó ïðîáëåìà ïîíèìàíèÿ – ýòî îäíîâðåìåííî ïðîáëåìà ýêçèñòåíöèàëüíîãî çäîðîâüÿ ëè÷íîñòè.

  Èñêóññòâî ïèñüìåííîñòè – ïåðâàÿ â èñòîðèè ÷åëîâå÷åñòâà èíôîðìàöèîííàÿ òåõíîëîãèÿ, êîòîðàÿ îòâåòñòâåííà çà îïàñíûé ïîâîðîò öèâèëèçàöèè â ñòîðîíó òåõíîãåííîãî ñïîñîáà áûòèÿ è íåîñîçíàííîå ïîä÷èíåíèå ÷åëîâåêà ñóùíîñòè òåõíèêè.  ïðîñòðàíñòâå óñòíîé êóëüòóðû, äî èçîáðåòåíèÿ òåõíîëîãèè ïèñüìåííîñòè, íîñèòåëåì èíôîðìàöèè è îäíîâðåìåííî èíñòðóìåíòîì åå îáðàáîòêè áûë ÷åëîâå÷åñêèé ìîçã. Ïèñüìåííîñòü ðàçäåëÿåò ñèíêðåòè÷åñêèé ïðîöåññ ìûøëåíèÿ íà «íîñèòåëÿ èíôîðìàöèè» (ôóíêöèè ïàìÿòè) è íà «îáðàáîòêó èíôîðìàöèè» (èíôîðìàöèîííûå òåõíîëîãèè, âûòåñíÿþùèå ôåíîìåí ïîíèìàíèÿ). Ñèñòåìà îáðàçîâàíèÿ âîçíèêàåò íà îñíîâå òåõíîëîãèè ïèñüìåííîñòè êàê èíñòèòóò òðàíñëÿöèè «ñëîâî â ñëîâî», ôèêñèðîâàííûõ äîãìàòè÷åñêèõ ó÷åáíûõ òåêñòîâ. Ýòî òàêîå îáðàçîâàíèå, êîòîðîå èçíà÷àëüíî îäíîñòîðîííå îðèåíòèðîâàíî íà èíôîðìàöèîííîå ìíîãîçíàíèå ñ âîçìîæíûì, íî (êàê ïîêàçûâàåò èñòîðè÷åñêàÿ ïðàêòèêà) íåîáÿçàòåëüíûì íàëè÷èåì ñîîòâåòñòâóþùèõ îïåðàöèîíàëüíûõ íàâûêîâ îáðàáîòêè èíôîðìàöèè. Ïîòîìó ñîâðåìåííîå ÷åëîâå÷åñòâî îêàçàëîñü â ñèòóàöèè àíòðîïîëîãè÷åñêîãî êðèçèñà è ñòîëêíóëîñü ñ íåîáõîäèìîñòüþ ôóíäàìåíòàëüíîãî ïåðåñìîòðà âñåé ñèñòåìû ïðîèçâîäñòâà, õðàíåíèÿ è òðàíñëÿöèè èíòåëëåêòà. Îäíàêî ýòà ïðîáëåìà â ïðåäåëàõ ïèñüìåííîé êóëüòóðû è ïèñüìåííîãî ìûøëåíèÿ ðåøåíèÿ íå èìååò.

  Óñòíîñòü – ýòî íå ñïîñîá ïðîèçíåñåíèÿ, à ñïîñîá îñìûñëåíèÿ áûòèÿ.  óñòíîé êóëüòóðå ïðîöåäóðû ëè÷íîñòíîãî ñìûñëîïîðîæäåíèÿ îðãàíè÷åñêè âñòðîåíû â ìåõàíèçìû ñî-òâîð÷åñêîé ïðååìñòâåííîñòè áûòèÿ, åãî ïîíèìàíèÿ è îñîçíàííîñòè. Òåìà îíòîëîãèè óñòíîé êóëüòóðû – êàê ïðîñòðàíñòâà æèçíåííîãî ìèðà ÷åëîâåêà, íå ïîä÷èíåííîãî ñóùíîñòè òåõíèêè, êàê âîçìîæíîñòü ñëûøàùåé ñî-áûòèéíîñòè – äîëæíà áûòü ñôîðìóëèðîâàíà â êà÷åñòâå àêòóàëüíîé ôèëîñîôñêî-àíòðîïîëîãè÷åñêîé, îáðàçîâàòåëüíîé è ïñèõîëîãî-ïåäàãîãè÷åñêîé ïðîáëåìû.

  Ñóùåñòâåííûìè, íà íàø âçãëÿä ïðåäñòàâëÿþòñÿ ðàçëè÷èÿ ìåæäó àëôàâèòíûì è âíåàëôàâèòíûì ñïîñîáàìè ïîíèìàíèÿ è îñìûñëåíèÿ áûòèÿ. Âåëè÷èå è ãåíèàëüíîñòü èçîáðåòåíèÿ àëôàâèòà ñîñòîèò íå â ñîçäàíèè çíàêîâ, è íå â èçîáðåòåíèè íîâîé çíàêîâîé ñèñòåìû. Îíî çàêëþ÷àåòñÿ â ïðèíÿòèè òàêîé ñèñòåìû, ãäå êàæäîìó áåññìûñëåííîìó çâóêó ñîîòâåòñòâóåò òîëüêî îäèí áåññìûñëåííûé çíàê. Ñïåöèôèêà âíåàëôàâèòíîãî, âíå ïèñüìåííîãî òèïà ìûøëåíèÿ, ñîñòîèò â òîì, ÷òî ýòî ìûøëåíèå àíàëîãîâîå, ñèìâîëè÷åñêîå, èíâàðèàíòíîå. Ïîýòîìó, îäíîé èç àêòóàëüíûõ èññëåäîâàòåëüñêèõ çàäà÷ ìîæåò áûòü îíòîëîãèÿ òâîð÷åñòâà, èçó÷åíèå îñîáåííîñòåé ïîýòè÷åñêîãî ìûøëåíèÿ è ñèìâîëè÷åñêîé ïðèðîäû ïîíèìàíèÿ. Ïåðåîöåíêà îíòîëîãè÷åñêîé è ýêçèñòåíöèàëüíîé çíà÷èìîñòè ñèìâîëè÷åñêèõ ôîðì áûòèÿ, ìåòàôîðû êàê ïðîÿâëåíèÿ ñèìâîëè÷íîñòè ïîíèìàíèÿ îòêðûâàåò ïåðñïåêòèâû èññëåäîâàíèÿ ìèôà è ìèôîëîãèè âíå ñòåðåîòèïîâ «ïåðâîáûòíîñòè» è âíå èñêóññòâåííîãî ïåðåíåñåíèÿ ôóíêöèé ñèñòåìíîñòè, ò.å. êàê åñòåñòâåííîé ôîðìû ðàçóìíîñòè è îñîçíàíèÿ áûòèÿ. È ðàçâèòèå ôèëîñîôèè, àíòðîïîëîãèè è ýñòåòèêè ìèôà êàê ýêçèñòåíöèè ÷åëîâåêà, îñâîáîæäåííîãî îò ôóíäàìåíòàëüíîãî ïîä÷èíåíèÿ ñóùíîñòè òåõíèêè.

Информация о работе Феномен понимания и перспективы образования