Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 14:14, реферат
Отличительные для конца XX — начала XXI века изменения в характере образования - в его направленности, целях, содержании — все более явно ориентируют его на «свободное развитие человека», на творческую инициативу, самостоятельность обучаемых, конкурентоспособность, мобильность будущих специалистов. Однако происходящие в мире и России изменения в области целей образования, соотносимые, в частности, с глобальной задачей обеспечения вхождения человека в социальный мир, его продуктивной адаптации в этом мире, вызывают необходимость постановки вопроса обеспечения образованием более полного, личностно и социально интегрированного результата.
Введение.
Отличительные для конца XX — начала XXI
века изменения в характере образования
- в его направленности, целях, содержании
— все более явно ориентируют его на «свободное
развитие человека», на творческую инициативу,
самостоятельность обучаемых, конкурентоспособность,
мобильность будущих специалистов. Однако
происходящие в мире и России изменения
в области целей образования, соотносимые,
в частности, с глобальной задачей обеспечения
вхождения человека в социальный мир,
его продуктивной адаптации в этом мире,
вызывают необходимость постановки вопроса
обеспечения образованием более полного,
личностно и социально интегрированного
результата. В качестве общего
определения такого интегрального социально-личностно-
I. Вопрос о ключевых компетенциях - предмет
обсуждения во всем мире.
Особенно актуально эта проблема звучит
сейчас в связи с модернизацией Российского
образования. В «Концепции модернизации
российского образования на период до
2010 года» зафиксировано положение о том,
что «…общеобразовательная
школа должна формировать целостную систему
универсальных знаний, учений, навыков,
а также опыт самостоятельной деятельности
и личной ответственности обучающихся,
то есть ключевые компетенции, определяющие
современное качество образования»[1].
Введение компетенций в нормативную и
практическую составляющую образования
позволяет решать проблему, типичную для
российской школы, когда ученики могут
хорошо овладеть набором теоретических
знаний, но испытывают значительные трудности
в деятельности, требующей использования
этих знаний для решения конкретных жизненных
задач или проблемных ситуаций.
Особое внимание в последнее время уделяется
ключевым компетенциям. Этот процесс развивается
как под влиянием международных тенденций,
так отчасти и независимо от них. В настоящее
время не существует общепринятого определение
компетенции. Общим для всех определений
является понимание ее как способности
личности справляться с самыми различными
задачами.
Прежде ориентированное на компетенции
образование (образование, основанное
на компетенциях: competence-basededucation - СВЕ)
формировалось в 70-х годах в Америке в
общем контексте предложенного Н. Хомским
в 1965г. (Массачусетский университет) понятия
«компетенция» применительно к теории
языка, трансформационной грамматике.
Как отметил Н. Хомский, «мы проводим фундаментальное
различие между компетенцией (знанием
своего языка говорящим - слушающим) и
употреблением (реальным использованием
языка в конкретных ситуациях). Только
в идеализированном случае... употребление
является непосредственным отражением
компетенции». В действительности же оно
не может непосредственно отражать компетенцию.
1970-1990 гг. характеризуются использованием
категории компетенция/компетентность
в теории и практике обучения языку (особенно
неродному), а также профессионализму
в управлении, руководстве, менеджменте,
в обучении общению; разрабатывается содержание
понятия «социальные компетенции/компетентности».
В работе Дж. Равена «Компетентность в
современном обществе», появившейся в
Лондоне в 1984г., дается развернутое толкование
компетентности.
Компетентность «состоит из большого
числа компонентов, многие из которых
относительно независимы друг от друга...
некоторые компоненты относятся скорее
к когнитивной сфере, а другие — к эмоциональной...
эти компоненты могут заменять друг друга
в качестве составляющих эффективного
поведения». При этом, как подчеркивает
Дж. Равен, «виды компетентности»
суть «мотивированные способности».
1. Виды компетентностей,
по Дж. Равену:
2. Понятия «компетенция»
и «компетентность»
Опираясь на проведённые ранее исследования,
следует отличать синонимически используемые
часто понятия «компетенция» и «компетентность».
Существуют достаточно конкретные определения
компетенции как умения, необходимые для
того, чтобы добиться успеха на работе,
в учебе и в жизни..
Компетенция в переводе с латинского языка
означает круг вопросов, в которых человек
хорошо осведомлен, обладает познаниями
и опытом.
По мнению доктора педагогических наук
Германа Селевко, компетенция – готовность
субъекта эффективно организовать внутренние
и внешние ресурсы для постановки и достижения
цели. Под внутренними ресурсами понимаются
знания, умения, навыки, надпредметные
умения, компетентности (способы деятельности),
психологические особенности, ценности
и т.д. Компетентности – качества, приобретенные
через проживание ситуаций, рефлексию
опыта
Появилась необходимость определиться
в самом понятии "компетенция” и "ключевая
компетенция”. Под компетенцией нами
понимается круг вопросов, в которых личность
обладает познанием и опытом, что позволяет
ей быть успешной в собственной жизнедеятельности.
Сущностными признакам компетенции являются
следующие характеристики - постоянная
изменчивость, связанная с изменениями
к успешности взрослого в постоянно меняющемся
обществе. Компетентностный подход предполагает
четкую ориентацию на будущее, которая
проявляется в возможности построения
своего образования с учетом успешности
в личностной и профессиональной деятельности.
Компетенция проявляется в умении осуществлять
выбор, исходя из адекватной оценки своих
возможностей в конкретной ситуации, и
связанна с мотивацией на непрерывное
образование.
Доктор педагогических наук, академик
Международной педагогической академии,
г. Москва, Хуторской Андрей Викторович
даёт своё понимание сегодняшнего термина
компетенция – отчужденное, заранее заданное
социальное требование (норма) к образовательной
подготовке ученика, необходимой для его
эффективной продуктивной деятельности
в определенной сфере.
3. Составляющие элементы
понятия "компетенция":
Компетентность – совокупность личностных
качеств ученика (ценностно-смысловых
ориентаций, знаний, умений, навыков, способностей),
обусловленных опытом его деятельности
в определенной социально и личностно-значимой
сфере.
Под ключевыми компетенциями подразумеваются
наиболее универсальные по своему характеру
и степени применимости компетенции. Их
формирование осуществляется в рамках
каждого учебного предмета, по сути, они
– надпредметны.
Компетенции следует отличать от образовательных
компетенций, т.е. от тех, которые моделируют
деятельность ученика для его полноценной
жизни в будущем. Например, до определенного
возраста гражданин еще не может реализовать
какую-либо компетенцию, но это не значит,
что ее не следует у школьника формировать.
В этом случае говорят об образовательной
компетенции.
4. Образовательная
компетенция – требование к образовательной
подготовке, выраженное совокупностью
взаимосвязанных смысловых ориентаций,
знаний, умений, навыков и опыта деятельности
ученика по отношению к определенному
кругу объектов реальной действительности,
необходимых для осуществления личностно
и социально значимой продуктивной деятельности.
Компетенции для ученика – это образ его
будущего, ориентир для освоения. Но в
период обучения у него формируются те
или иные составляющие этих «взрослых»
компетенций, и чтобы не только готовиться
к будущему, но и жить в настоящем, он осваивает
эти компетенции с образовательной точки
зрения. Образовательные компетенции
относятся не ко всем видам деятельности,
в которых участвует человек, например,
взрослый специалист, а только к тем, которые
включены в состав общеобразовательных
областей и учебных предметов. Такие компетенции
отражают предметно-деятельностную составляющую
общего образования и призваны обеспечивать
комплексное достижение его целей. Можно
привести следующий пример. Ученик в школе
осваивает компетенцию гражданина, но
в полной мере использует ее компоненты
уже после окончания школы, поэтому во
время его учебы эта компетенция фигурирует
в качестве образовательной.
Не существует единого согласованного
перечня ключевых компетенций. Поскольку
компетенции - это, прежде всего, заказ
общества к подготовке его граждан, то
такой перечень во многом определяется
согласованной позицией социума в определенной
стране или регионе. Достичь такого согласования
не всегда удается. Например, в ходе международного
проекта «Определение и отбор ключевых
компетентностей», реализуемого Организацией
экономического сотрудничества и развития
и Национальными институтами образовательной
статистики Швейцарии и США строгого определения
ключевых компетентностей не выработано.
Во время симпозиума Совета Европы по
теме «Ключевые компетенции для Европы»
был определен следующий примерный перечень
ключевых компетенций.
5. Ключевые компетенции:
европейский вариант
Изучать:
Искать:
Думать:
Сотрудничать:
Приниматься за дело:
Информация о работе Формирование ключевых компетенций у младших школьников