Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 14:14, реферат
Отличительные для конца XX — начала XXI века изменения в характере образования - в его направленности, целях, содержании — все более явно ориентируют его на «свободное развитие человека», на творческую инициативу, самостоятельность обучаемых, конкурентоспособность, мобильность будущих специалистов. Однако происходящие в мире и России изменения в области целей образования, соотносимые, в частности, с глобальной задачей обеспечения вхождения человека в социальный мир, его продуктивной адаптации в этом мире, вызывают необходимость постановки вопроса обеспечения образованием более полного, личностно и социально интегрированного результата.
Адаптироваться:
6. Ключевые компетенции
отечественного образования
Для России тенденции европейского
образования никогда не были безразличны.
При этом не сдает позиции концепция «своего»,
на других непохожего, пути, сторонники
которой обосновывали такое отстранение
спецификой отечественных традиций. Однако
стоять в стороне от общих процессов и
тенденций в развитии образования наша
страна более не может и не должна. В этом
смысле не является исключением и тенденция
усиления роли компетенций в образовании.
Разумеется, при конкретизации приведенных
выше ключевых компетенций необходимо
учитывать реальную ситуацию. Перечень
ключевых компетенций, которые приведен
ниже, основывается на главных целях общего
образования, структурном представлении
социального опыта и опыта личности, а
также основных видах деятельности ученика,
позволяющих ему овладевать социальным
опытом, получать навыки жизни и практической
деятельности в современном обществе.
С учетом данных позиций и опираясь на
проведенные исследования, определены
следующие группы ключевых компетенций:
7. Функции компетенций
в обучении.
«Понятие компетентности включает не
только когнитивную и операционально-технологическую
составляющие, но и мотивационную, этическую,
социальную и поведенческую» (Хуторской
А.В.). То есть компетентность всегда окрашена
качествами конкретного ученика. Данных
качеств может быть множество – от смысловых
и связанных с целеполаганием (зачем мне
необходима данная компетенция), до рефлексивно-оценочных
(насколько успешно я применяю данную
компетенцию в жизни) Компетенция не сводится
только к знаниям или только к умениям.
Компетенция является сферой отношений,
существующих между знанием и действием
в практике. Анализ различных перечней
компетенций показывает их креативную
(творческую) направленность. К собственно
креативным компетенциям можно отнести
следующие: «уметь извлекать пользу из
опыта», «уметь решать проблемы», « раскрывать
взаимосвязь прошлых и настоящих событий»,
«уметь находить новые решения». В то же
время, указаний на данные умения еще недостаточно,
для того чтобы целостно представить весь
комплекс знаний, умений, способов деятельности
и опыта ученика в отношении его креативных
компетенций.
Основные функции компетенций, которые
выделены на основании анализа их роли
и места в обучении:
8. Компетенции по
своей значимости
В соответствии с разделением содержания
образования на общее метапредметное
(для всех предметов), межпредметное (для
цикла предметов или образовательных
областей) и предметное (для каждого учебного
предмета), выстраиваются три уровня:
9. Динамика развития
предметной компетенции
Каждая из общепредметных образовательных
компетенций имеет сквозное воплощение
во всех трех ступенях обучения – начальная,
основная, средняя (полная) общая школа.
Чтобы определить реализацию общепредметной
компетенции на каждой ступени, необходимо
описать динамику развития соответствующей
предметной компетенции для того или иного
объекта изучаемой действительности.
Выполнение данного этапа проектирования
предполагает учёт того, что с течением
времени обучения:
10. Формирование ключевых компетенций
Чтобы перейти к обучению, необходимо задать компетенции в деятельностной форме. В этом случае само название компетенции будет определять суть соответствующего метода обучения. Приведем примеры формулировок компетенций в деятельностной форме:
Ценностно-смысловые
формулировать собственные ценностные ориентиры по отношению к предмету и сферам деятельности;
владеть способами
самоопределения в ситуациях
выбора на основе собственных
позиций; уметь принимать
осуществлять индивидуальную образовательную траекторию с учетом общих требований и норм.
Учебно-познавательные компетенции:
ставить цель и
организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности;
задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме;
ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы;
выбирать условия проведения наблюдения или опыта; выбирать необходимые приборы и оборудование, владеть измерительными навыками, работать с инструкциями;
использовать элементы вероятностных и статистических методов познания; описывать результаты, формулировать выводы;
выступать устно и письменно о результатах своего исследования с использованием компьютерных средств и технологий (текстовые и графические редакторы, презентации);
иметь опыт восприятия картины мира.
Социокультурные компетенции:
владеть знаниями и
опытом выполнения типичных
уметь действовать в каждодневных
ситуациях семейно-бытовой
определять свое место и роль в окружающем мире, в семье, в коллективе, государстве;
владеть культурными нормами и традициями, прожитыми в собственной деятельности;
владеть эффективными способами организации свободного времени;
иметь представление о системах социальных норм и ценностей в России и других странах; иметь осознанный опыт жизни в многонациональном, многокультурном, многоконфессиональном обществе;
действовать в сфере трудовых
отношений в соответствии с личной
и общественной пользой, владеть
этикой трудовых и гражданских взаимоотношений;
владеть элементами художественно-творческих компетенций читателя, слушателя, исполнителя, зрителя, юного художника, писателя, ремесленника и др.
Коммуникативные компетенции:
уметь представить себя устно и письменно, написать анкету, заявление, резюме, письмо, поздравление;
уметь представлять свой класс, школу, страну в ситуациях межкультурного общения, в режиме диалога культур, использовать для этого знание иностранного языка;
владеть способами взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями; выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос, корректно вести учебный диалог;
владеть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо), лингвистической и языковой компетенциями;
владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения; умениями искать и находить компромиссы;
иметь позитивные навыки общения в поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном обществе, основанные на знании исторических корней и традиций различных национальных общностей и социальных групп.
Информационные компетенции:
владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, атласами, картами, определителями, энциклопедиями, каталогами, словарями, CD-Rom, Интернет;
самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее;
ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное и необходимое;
уметь осознанно воспринимать информацию, распространяемую по каналам СМИ;
владеть навыками использования информационных устройств: компьютера, телевизора, магнитофона, телефона, мобильного телефона, пейджера, факса, принтера, модема, копира;
применять для решения учебных задач информационные и телекоммуникационные технологии: аудио и видеозапись, электронную почту, Интернет.
Природоведческие и
иметь опыт ориентации и экологической деятельности в природной среде (в лесу, в поле, на водоемах и др.);
знать и применять правила
поведения в экстремальных
позитивно относиться к своему здоровью; владеть способами физического самосовершенствования, эмоциональной саморегуляции, самоподдержки и самоконтроля;
Информация о работе Формирование ключевых компетенций у младших школьников