Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 06:35, дипломная работа
В настоящее время довольно много встречается дошкольников с отклонениями в речевом развитии. Чаще это дети с нарушениями всех компонентов речи: звукопроизношение нарушено, словарный запас отстает от возрастной нормы, лексико-грамматический строй речи недостаточно сформирован, связная речь не развита. Такие дети не усваивают в полном объеме общеобразовательную программу детского сада и в дальнейшем им тяжело при поступлении в школу. Основные трудности проявляются при развернутых ответах на сложные вопросы школьной программы, дети не могут последовательно, грамотно и логично излагать свои собственные суждения, воспроизводить содержание текстов из учебников.
I. ВВЕДЕНИЕ
Раздел II. Теоретическое обоснование необходимости формирования лексико-грамматических категорий детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
2.1. Понятие общего недоразвития речи и его причины
2.2. Классификация общего недоразвития речи
2.3. Психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи III уровня
2.4. Особенности нарушения лексико-грамматических конструкций у детей с общим недоразвитием речи
2.5. Анализ литературы по данной проблеме
Раздел III. Констатирующий этап экспериментальной работы по исследованию состояния лексико-грамматического строя речи у детей группы ОНР.
3.1. Организация и задачи проводимого исследования
3.2. Методика обследования
3.3. Логопедическое обследование детей в группе ОНР
3.4. Анализ результатов обследования
3.5. Планирование коррекционной работы
Раздел IY. Формирующий и контрольный этапы исследовательской работы по формированию лексико-грамматических конструкций у детей с общим недоразвитием речи.
4.1. Организация эксперимента по формированию лексико-грамматических конструкций в группе ОНР
4.2. Индивидуальная работа по коррекции звукопроизношения
4.3. Особенности проведения работы по накоплению словарного запаса в группе ОНР
4.4. Обучение практическому употреблению категорий единственного и множественного числа существительных и глаголов настоящего и прошедшего времени
4.5. Образование категорий притяжательных местоимений
4.6. Применение дидактического материала при обучении построению простых предложений и их распространении
4.7. Практическое усвоение конструкций сложных предложений
4.8. Помощь воспитателей и родителей при закреплении сформированных лексико-грамматических конструкций
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
При нормальном развитии речи к двум годам у некоторых детей появляются грамматические отношения между словами: согласование существительного с глаголом, изменение у существительного падежного окончания. На третьем году жизни ребенок верно связывает слова в предложения, согласует их в роде, числе, нередко при этом допуская ошибки в падежных окончаниях. Он различает и правильно пользуется глаголами настоящего и прошедшего времени. Ребенок начинает согласовывать прилагательные с существительными, удлиняет простые предложения, пользуется бессоюзными сложными предложениями. Четвертый год жизни характеризуется интенсивным овладением лексико-грамматического строя языка. Дети в основном правильно употребляют в самостоятельной речи все простые предлоги (у, в, над, под, из, после), пользуются существительными и глаголами во множественном числе. При нормальном развитии речи дети к пяти годам овладевают всеми типами склонения существительных, то есть правильно употребляют существительные, прилагательные во всех падежах единственного и множественного числа. Отдельные трудности, которые встречаются у детей, касаются редко употребляемых существительных в родительном и именительном падежах множественного числа (стулы, деревы, деревов). Они усваивают основные формы согласования слов: существительные с прилагательными трех родов, существительные с числительными в именительном падеже. На шестом году жизни дети овладевают лексико-грамматическимим конструкциями и пользуются ими достаточно свободно. Они реже допускают ошибки в согласовании слов, в падежных окончаниях существительных и прилагательных, часто правильно употребляют родительный падеж существительных во множественном числе. Позже дети овладевают в основном грамматически правильной речью:
- строят различные по конструкции предложения;
- согласовывают слова в роде, числе, падеже;
- верно спрягают часто употребляемые глаголы [19].
У дошкольников с общим
недоразвитием речи можно выделить
некоторые особенности в
У детей отмечаются грубые ошибки в употреблении лексико-грамматических конструкций:
- смешение падежных форм («едет машину» - на машине);
- частое употребление
существительных в
- неправильное употребление
числа, рода и времени
- неумение согласовывать
существительные с
- отсутствие согласования
прилагательных с
Дошкольники неправильно соотносят существительные и местоимения («солнце низко, он греет плохо»), допускают ошибки в беспредложном и предложном управлении («пьет воды», «кладет на дров»). Реже у детей встречаются трудности в согласовании существительных и глаголов («мальчик рисуют»). Дети неточно употребляют в речи простые и сложные предлоги. Они пользуются распространенными предложениями, отмечается попытка употреблять сложносочиненные и сложноподчиненные конструкции.
При общем недоразвитии речи выделяются неправильные формы сочетания слов в предложении:
- ошибки при употреблении
родовых, числовых, падежных окончаний
существительных, местоимений,
- неверное использование падежных и родовых окончаний количественных числительных («нет два пуговиц»);
- неточное употребление родовых и числовых окончаний глаголов в прошедшем времени («дерево упала»);
- ошибки в использовании
предложно-падежных
Поскольку лексико-грамматические конструкции вызывают огромные трудности у детей с общим недоразвитием речи, то их формированию следует уделить особое внимание в коррекционной работе.
Для правильного проведения
коррекционной работы по формированию
лексико-грамматических конструкций
нами была изучена специальная
2.5. Анализ литературы по данной проблеме.
Формированию лексико-
В пособии «Подготовка
к школе детей с общим
Профессор Т.Б. Филичева
и Т.В. Туманова указывают на значимость
поэтапной системы формирования
лексико-грамматического строя, его
грамматических конструкций на основе
усвоения согласования существительных
с прилагательными, числительными
и глаголами. В пособии даны примерные
конспекты занятий по формированию
лексико-грамматического строя
- воспитателя и музыкального руководителя в группе ОНР;
- родителям с детьми в домашних условиях [50].
В работе «Формирование
лексики и грамматического
В «Логопедии в детском
саду» учитель-логопед Смирнова
Л.Н представила материал, содержащий
многофункциональный характер. Игры
и упражнения, подобранные в порядке
нарастающей сложности, направлены
на развитие всех компонентов речи
и в том числе лексико-
Система коррекционного
обучения и воспитания детей с
общим недоразвитием речи освещается
в пособии «Устранение общего
недоразвития речи у детей дошкольного
возраста: практическое пособие» (Т.Б.
Филичева, Г.В. Чиркина). В нем подробно
описываются основные проявления недоразвития
лексико-грамматического строя
Т. П. Горюнова, В.С. Минашина, Н.И. Сереброва в книге «Работа над грамматическим строем речи у детей с разным уровнем речевого развития» подробно описывают логопедическое обследование грамматического строя речи у детей и рассматривают последовательность формирования лексико-грамматических конструкций.
Анализ литературы показал, что, несмотря на многообразие различных пособий для развития лексико-грамматических средств, ни в одном из них не выделено прямых методик по формированию лексико-грамматических конструкций речи. В нескольких источниках можно отметить только направления для их формирования. Все пособия содержат разнообразный материал (игры, упражнения), который может использоваться на занятиях для формирования лексико-грамматических конструкций и для их закрепления.
Таким образом, изучив теоретический материал, мы определили, что нарушения речи при общем недоразвитии носит системный характер и затрагивают многие стороны речевого развития. Этиологию общего недоразвития речи составляют различные неблагоприятные факторы, оказывающие влияние на общее развитие ребенка.
Так как основной контингент группы ОНР составляют дошкольники с третьим уровнем речевого развития, поэтому была подробно изложена психолого-педагогическая характеристика детей этого уровня.
Поскольку основную трудность в коррекционной работе представляет формирование лексико-грамматических конструкций, то этой работе следует уделить особое внимание. При коррекции имеющихся нарушений необходимо учитывать определенную последовательность в формировании лексико-грамматических конструкций, использовать наглядный и раздаточный материал, проводить различные упражнения и игры, изучать динамику развития речи у детей дошкольного возраста.
Прежде чем приступить
к коррекционно-развивающей
Раздел III. Констатирующий
этап экспериментальной работы по исследованию
состояния лексико-
3.1. Организация и
задачи проводимого
Исследовательская работа проводилась в МДОУ детский сад комбинированного вида №12 «Солнышко» станицы Выселки, в группе ОНР с детьми I года обучения с 1.09.2006года по 25.05.2007 года. Основные задачи проводимого исследования:
- отбор и анализ
специальной методической
- изучение приемов
формирования лексико-
- прослеживание
- определение роли воспитателей и родителей в коррекционном процессе;
- проведение сравнительного
анализа результатов
В МДОУ №12 созданы все условия для проведения коррекционно-педагогической работы с дошкольниками.
На первом этапе
организации эксперимента мы изучили
необходимую литературу по данному
вопросу, обратили внимание на нарушение
лексико-грамматических конструкций
у дошкольников и способы их устранения,
ознакомились с приемами коррекционной
работы разных авторов. Коррекционно-развивающая
работа строится на основании программы
Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной «Подготовка
к школе детей с общим
Логопедический кабинет в детском саду оборудован согласно требованиям.
Для проведения исследования
и коррекционной работы в кабинете
систематизированы наглядные
Логопедический кабинет оснащен картинками, игрушками, играми, разрезными картинками, наборами для изучения состояния мелкой моторики рук, красочными пособиями И. Светловой «Логика», «Внимание», «Мышление», «Память», «Альбом для логопеда» О.Б. Иншаковой.
К началу проведения эксперимента подобраны картинки:
- на все группы звуков;
- разрезные;
- сюжетные и серии сюжетных картинок;
- для составления предложений, рассказов;
- на обобщение предметов;
- с изображением
предметов (слова сложной
- с близкими по
значению словами, словами-
- для выявления понимания детьми предлогов;
- с различными действиями.
Для подгрупповых и индивидуальных занятий подготовлены карточки:
- на автоматизацию и дифференциацию звуков;
- с чистоговорками, скороговорками, стихотворениями;
- для формирования
лексико-грамматического строя
- для развития звукового анализа и синтеза;
- для определения количества предметов;
- на выделение четвертого лишнего предмета.
Затем мы перешли к изучению документации. Ознакомившись с заключениями МППК и медицинскими картами, мы выяснили, что в логопедической группе находятся 12 детей с диагнозом: общее недоразвитие речи, II и III уровня. Для проведения эксперимента была выбрана подгруппа детей в количестве шесть человек с III уровнем общего недоразвития речи. Экспериментальная подгруппа в процессе исследовательской работы будет сравниваться с контрольной подгруппой в таком же составе с аналогичными диагнозами, где эксперимент не проводился.
После тщательной подготовки организации эксперимента, логопед приступил к обследованию детей экспериментальной подгруппы. В нее вошли дошкольники, направленные по заключению МППК в логопедическую группу с диагнозами общее недоразвитие речи II и III уровня.
3.2. Методика обследования.
Информация о работе Формирование лексико-грамматических конструкций у детей с нарушениями речи