Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 06:35, дипломная работа
В настоящее время довольно много встречается дошкольников с отклонениями в речевом развитии. Чаще это дети с нарушениями всех компонентов речи: звукопроизношение нарушено, словарный запас отстает от возрастной нормы, лексико-грамматический строй речи недостаточно сформирован, связная речь не развита. Такие дети не усваивают в полном объеме общеобразовательную программу детского сада и в дальнейшем им тяжело при поступлении в школу. Основные трудности проявляются при развернутых ответах на сложные вопросы школьной программы, дети не могут последовательно, грамотно и логично излагать свои собственные суждения, воспроизводить содержание текстов из учебников.
I. ВВЕДЕНИЕ
Раздел II. Теоретическое обоснование необходимости формирования лексико-грамматических категорий детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
2.1. Понятие общего недоразвития речи и его причины
2.2. Классификация общего недоразвития речи
2.3. Психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи III уровня
2.4. Особенности нарушения лексико-грамматических конструкций у детей с общим недоразвитием речи
2.5. Анализ литературы по данной проблеме
Раздел III. Констатирующий этап экспериментальной работы по исследованию состояния лексико-грамматического строя речи у детей группы ОНР.
3.1. Организация и задачи проводимого исследования
3.2. Методика обследования
3.3. Логопедическое обследование детей в группе ОНР
3.4. Анализ результатов обследования
3.5. Планирование коррекционной работы
Раздел IY. Формирующий и контрольный этапы исследовательской работы по формированию лексико-грамматических конструкций у детей с общим недоразвитием речи.
4.1. Организация эксперимента по формированию лексико-грамматических конструкций в группе ОНР
4.2. Индивидуальная работа по коррекции звукопроизношения
4.3. Особенности проведения работы по накоплению словарного запаса в группе ОНР
4.4. Обучение практическому употреблению категорий единственного и множественного числа существительных и глаголов настоящего и прошедшего времени
4.5. Образование категорий притяжательных местоимений
4.6. Применение дидактического материала при обучении построению простых предложений и их распространении
4.7. Практическое усвоение конструкций сложных предложений
4.8. Помощь воспитателей и родителей при закреплении сформированных лексико-грамматических конструкций
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Для постановки правильного диагноза и выявления индивидуальных особенностей каждого ребенка, а в дальнейшем определения направлений коррекционной работы, необходимо провести полное обследование речи и невербальных процессов дошкольников.
Для изучения речи детей
была выбрана методика обследования,
предложенная в работе Л.Ф. Спировой
«Приемы выявления речевых
Обследование лексико-
В данной методике описывается обследование речевых возможностей детей.
Важно исследовать
понимание речи ребенком. Отмечается
объем пассивного словаря и точность
понимания значений слов. Проверяется
умение различать грамматические формы
словоизменения и словообразования,
а также понимание
В процессе обследования словарного запаса выясняется объем предметного (объяснение значения слов; показ и называние частей предметов, уровень обобщений) и глагольного словаря (называние профессиональных и других различных действий), а также словаря признаков (называние цвета и формы; подбор определений к слову).
При обследовании грамматического строя речи проверяется умение детей использовать в самостоятельных высказываниях существительные и глаголы единственного и множественного лица, изменять существительные по родам, падежам, согласовывать прилагательные и числительные с существительными в роде, числе и падеже. Особое внимание уделяется употреблению простых и сложных предлогов.
Для обследования состояния связной речи ребенку предлагается пересказ текста, составление рассказа по сюжетной картине и серии сюжетных картин.
Познакомившись с методикой обследования, мы приступили непосредственно к проведению логопедического обследования детей экспериментальной группы.
3.3. Логопедическое обследование детей в группе ОНР.
Изучив методики обследования различных авторов и выбрав за основу методику Л.Ф. Спировой, мы приступили к логопедическому обследованию детей в группе ОНР, которое проводилось с 1 по 15 сентября.
Логопедическое обследование
проводилось индивидуально с
каждым ребенком по 15-20 минут в течение
2-3 дней в просторном, изолированном
от шума помещении. В ходе обследования
все результаты были зафиксированы
в речевой карте. Логопед начал
обследование с изучения специальной
документации: заключения медико-психолого-
- Когда у ребенка появились гуление, лепет, первые слова и фразы?
- Не прерывалось ли речевое развитие?
- Как протекало физическое развитие ребенка (когда стал держать голову, сидеть, вставать, ходить)?
- Обращались ли они ранее к логопеду?
- Если обращались, то, как долго длились занятия? Их результативность.
Для того, чтобы выявить особенности речевой деятельности ребенка, установить контакт с ним, выяснить его интересы и особенности личности, логопед провел беседу:
- Как зовут тебя?
- Сколько тебе лет?
- Есть ли у тебя брат, сестра? Расскажи о них.
- Где ты живешь? Назови свой адрес.
- Где и как ты отдыхал (а) летом?
- Какая твоя любимая сказка? О чем она?
Все дети вступили в контакт с логопедом. Он обратил внимание на ответы детей. Саша, Игорь и Дима отвечали однословными предложениями. Денис, Рома и Вова пользовались простой фразовой речью.
Для определения общего
звучания речи, он предложил ребенку
рассказать любимое стихотворение
или составить небольшой устный
рассказ по картине «Лето в
лесу». Во время рассказывания
Обследование строения и функций артикуляционного аппарата имеет важное значение для определения возможных причин дефекта звуковой стороны речи детей. Логопед провел осмотр органов артикуляции (губ, зубов, челюстей, прикуса, языка, подъязычной связки, твердого и мягкого неба). Он не обнаружил у детей сложных аномалий в строении.
Артикуляционную моторику у детей логопед обследовал, предлагая им следующие задания для:
- нижней челюсти
(открыть широко рот; закрыть
рот; попеременно открыть - закрыть
рот; подвигать нижней
- губ («Улыбка» с оскалом резцов; попеременно «Трубочка» и «Заборчик» под счет);
- языка (высунуть
язык, удержать по средней линии;
сделать язык широким («
- мягкого неба (покашлять с открытым ртом; произнести звук А с широко открытым ртом).
При выполнении различных артикуляционных упражнений, логопед наблюдал у детей некоторые трудности. В переключении с одного движения на другое затруднялись Саша, Рома, Вова, Дима. Неполный объем движений был у Игоря, Дениса, Вовы. У всех детей снижен темп и плавность выполняемых артикуляционных движений.
В момент обследования общей моторики логопед обращал внимание на общий вид детей, их осанку, походку, особенности бега, выполнение упражнений с мячом. Он проверил умение детей сохранять равновесие (постоять на левой, затем на правой ноге); выполнять упражнение на переключаемость движений (правую руку к плечу, левую на затылок; левую руку на пояс, правую за спину). При обследовании логопед следил за точностью выполнения упражнений, темпом, координацией, переключаемостью движений с одного на другое. Почти все дети неточно выполняли движения. Логопед отметил у них моторную неловкость, слабую переключаемость, неумение ориентироваться в собственном теле и пространстве.
Особенности мелкой моторики
у детей логопед выявлял при
помощи следующих заданий и
- собрать палочки в коробку левой и правой рукой, мозаику, фасоль, пуговицы разного размера;
- сжать пальцы в кулак и разжать;
- зашнуровать «ботинок», нанизать бусинки на леску;
- обвести трафареты животных, геометрических фигур;
- вырезать по контуру домики, цветы, бабочки;
- выполнить пальчиковые упражнения («Коза», «Зайчик», «Пальчики здороваются», «Замочек», «Игра на рояле»).
Денис, Дима и Игорь
испытывали трудности при нанизывании
бусинок и вырезывании бабочек
и цветов ножницами. Практически
у всех детей наблюдается нечеткость
выполняемых заданий и
Далее логопед обследовал общее развитие каждого ребенка. Он проверил:
- счет прямой и обратный в пределах 10 на материале счетных палочек;
- знание геометрических фигур - квадрат, треугольник, прямоугольник, круг (геометрическое «Лото», «Почтовый ящик»);
- называние детьми основных и оттеночных цветов, предложенных на карточке;
- выделение четвертого лишнего предмета по картинкам;
- ориентацию в пространстве: покажи правый, левый глаз; правое, левое ухо; назови предметы, находящиеся справа, слева, вверху, внизу, впереди, сзади от тебя;
- ориентацию во времени: назови части суток, времена года (по картинкам);
- способность к
логическому мышлению (игра «Бывает,
не бывает», сравнение
Дети неодинаково справились с заданием. У Саши, Ромы и Вовы возникли затруднения при назывании частей суток. Дима и Игорь путали левую и правую руку. Денис неуверенно и медленно считал палочки. Это говорит о том, что общее развитие детей отстает от возрастной нормы.
Для обследования психических
функций детей логопед
В игре «Найди отличие на картинке» логопед выявлял уровень внимания дошкольников. Дети сравнивали две картинки и находили несколько отличий.
Логопед отметил, что у всех детей снижено восприятие, внимание неустойчивое, ограниченный объем памяти.
Затем логопед обследовал
у детей понимание речи. Он просил
ребенка выполнить ряд
Обследуя состояние связной речи детей, логопед предлагал каждому ребенку пересказать небольшой текст, чтобы выяснить, понимает ли ребенок смысл рассказа, может ли пересказать его в логической последовательности:
Лев и мышь.
Лев спал. Мышь пробежала по его туловищу. Лев проснулся и поймал мышь. Она стала просить, чтобы он отпустил её. Лев рассмеялся и отпустил. Назавтра охотник поймал льва и привязал его веревкой к дереву. Мышь подкралась, перегрызла веревку и освободила льва.
При составлении рассказа по серии сюжетных картинок, логопед давал ребенку ряд заданий:
1) разложить картинки, определив, что было вначале, а что потом;
2) дать имена действующим лицам;
3) определить время и место действия;
4) закончить рассказ.
Логопед проанализировал, умение детей составлять рассказ по серии сюжетных картинок, по картинке, из личного опыта, и отметил наличие аграмматизмов, затруднения в построении лексико-грамматических конструкций, передаче логической последовательности.
Потом логопед обследовал грамматический строй речи детей и уделили особое внимание грамматическим конструкциям.
Образование детьми множественного числа существительных логопед обследовал при помощи картинок: шарф - шарфы, мяч - мячи, рукав - рукава. Логопед обследовал, как дети употребляют формы родительного падежа множественного числа существительных. Он задавал вопросы: «Много чего? - шар - шаров; береза - берез; чашка - чашек.
Логопед проверял, как
дети образовывают существительные
с уменьшительно-ласкательными
У Саши и Ромы возникли
трудности в образовании
При помощи предъявленных картинок (красный шар, голубое платье, маленькое ведро) логопед выяснял умение детей согласовывать прилагательные с существительными в единственном и множественном числе (новые ботинки).
Затем дети считали предметы (один гриб, два гриба … пять грибов; одно ухо, два уха … пять ушей), а логопед допущенные детьми ошибки в согласовании числительных с существительными фиксировал в речевых картах детей.
При обследовании употребления детьми существительного в разных падежах, логопед предъявлял им картинки с изображением определенных ситуаций и предлагал ответить на вопросы:
- Чем девочка кушает суп? (ложкой)
- Откуда возвращаются дети? (из леса)
- Где сидит собака? (у забора)
Далее логопед обследовал, как дети понимают и употребляют простые и сложные предлоги: «Куда я положил карандаш?( На стол). Откуда я достал кубик? (Из-под стола). Где стоят книги? (В шкафу)».
При обследовании предлогов выявилось, что особые трудности испытывают Денис и Рома. Оказалось, что дети путают некоторые простые предлоги, а сложные предлоги малодоступны дошкольникам.
Для обследования активного словаря у детей, логопед предлагал назвать предметы, изображенные на картинках: крокодил, пылесос, свеча, телевизор, прищепка, перо, сито, лопата.
Затем дети объясняли значение слов: пылесос и холодильник.
В процессе обследования логопед выявлял также наличие в их словарном запасе общих категориальных предметов и предлагал назвать их одним общим словом: свекла, картофель, репа, помидор, огурец, лук, морковь - это … (овощи). Для этого обследования картинки подбирались по следующим темам: игрушки, посуда, мебель, одежда, обувь, дикие и домашние животные, фрукты, транспорт, ягоды, птицы.
Информация о работе Формирование лексико-грамматических конструкций у детей с нарушениями речи