Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 06:35, дипломная работа
В настоящее время довольно много встречается дошкольников с отклонениями в речевом развитии. Чаще это дети с нарушениями всех компонентов речи: звукопроизношение нарушено, словарный запас отстает от возрастной нормы, лексико-грамматический строй речи недостаточно сформирован, связная речь не развита. Такие дети не усваивают в полном объеме общеобразовательную программу детского сада и в дальнейшем им тяжело при поступлении в школу. Основные трудности проявляются при развернутых ответах на сложные вопросы школьной программы, дети не могут последовательно, грамотно и логично излагать свои собственные суждения, воспроизводить содержание текстов из учебников.
I. ВВЕДЕНИЕ
Раздел II. Теоретическое обоснование необходимости формирования лексико-грамматических категорий детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
2.1. Понятие общего недоразвития речи и его причины
2.2. Классификация общего недоразвития речи
2.3. Психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи III уровня
2.4. Особенности нарушения лексико-грамматических конструкций у детей с общим недоразвитием речи
2.5. Анализ литературы по данной проблеме
Раздел III. Констатирующий этап экспериментальной работы по исследованию состояния лексико-грамматического строя речи у детей группы ОНР.
3.1. Организация и задачи проводимого исследования
3.2. Методика обследования
3.3. Логопедическое обследование детей в группе ОНР
3.4. Анализ результатов обследования
3.5. Планирование коррекционной работы
Раздел IY. Формирующий и контрольный этапы исследовательской работы по формированию лексико-грамматических конструкций у детей с общим недоразвитием речи.
4.1. Организация эксперимента по формированию лексико-грамматических конструкций в группе ОНР
4.2. Индивидуальная работа по коррекции звукопроизношения
4.3. Особенности проведения работы по накоплению словарного запаса в группе ОНР
4.4. Обучение практическому употреблению категорий единственного и множественного числа существительных и глаголов настоящего и прошедшего времени
4.5. Образование категорий притяжательных местоимений
4.6. Применение дидактического материала при обучении построению простых предложений и их распространении
4.7. Практическое усвоение конструкций сложных предложений
4.8. Помощь воспитателей и родителей при закреплении сформированных лексико-грамматических конструкций
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Коррекционное обучение
планировалось по программе «Подготовка
к школе детей с общим
Логопед разработал перспективное планирование коррекционной работы на год, которое состояло из четырех разделов.
Первый раздел организационный, который включал:
- подготовку логопедического кабинета к учебному году;
- проведение комплексного обследования дошкольников;
- заполнение необходимой документации;
- распределение детей по подгруппам в соответствии с уровнем речевого развития;
- составление планов подгрупповых и индивидуальных занятий с детьми;
- уточнение расписания занятий.
Во втором разделе
указаны основные направления коррекционно-
В соответствии с периодом обучения, логопед планировал индивидуальную работу по развитию звукопроизношения детей. На занятиях логопед разучивал с ними артикуляционную гимнастику, проводил постановку звуков, автоматизацию и дифференциацию звуков.
Особое внимание логопед уделил формированию лексико-грамматических конструкций:
- категории единственного
и множественного числа
- категории притяжательных местоимений;
- беспредложных и
предложно-падежных
- существительных в разных падежах;
- согласования существительных
с прилагательными и
- глаголов и существительных в роде, числе, падеже;
- простых предложений;
- сложных предложений.
Формирование лексико-
- тема занятия (в соответствии с перспективным планом);
- цель;
- оборудование (используемый на занятии демонстрационный, раздаточный материал);
- ход занятия (организационный момент, введение в тему, физминутка, закрепление пройденного материала, подведение итога занятия).
Третий раздел перспективного
планирования - методический. Логопед
запланировал изучение необходимой
литературы по коррекционной работе,
изготовление и оформление раздаточного
материала с помощью
Четвертый раздел - это работа с родителями, где логопед отметил:
- проведение собраний (4 раза в год), консультаций, открытых логопедических занятий, бесед;
- оформление специальных стендов и папок-передвижек с информацией для родителей.
Итак, в группе ОНР
нами проведена организация
Раздел IY. Формирующий
и контрольный этапы
4.1. Организация эксперимента
по формированию лексико-
После двухнедельного обследования, заполнения речевых карт, определения задач и методов коррекционного обучения, составления перспективного плана логопед приступил к проведению занятий фронтальных (подгрупповых) и индивидуальных. Занятия проводил по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи, по формированию звуковой стороны речи. Количество этих занятий менялось в зависимости от периода обучения:
I период - занятия
по формированию лексико-
II и III периоды -
занятия по формированию
В каждом периоде обучения
логопед выделял лексические
темы, связанные с ближайшим
С начала учебного года логопед и воспитатель проводили работу по воспитанию у дошкольников организационных навыков, позволяющих осуществить коллективную деятельность. Педагоги давали детям возможность свободного размещения во время занятий (в круг, полукругом, около логопеда) так, чтобы им было удобно рассматривать изучаемые предметы, смотреть друг на друга, на логопеда, обеспечивая тем самым полноту восприятия чужой речи. На протяжении всего занятия логопед стимулировал речевое общение дошкольников. Этому способствовала логическая система подбора вопросов, адресованных подгруппе и отдельным детям, удачный отбор тематики занятий, способный заинтересовать детей, красочные и разнообразные пособия. Проводя занятия, логопед распределял эмоциональные моменты таким образом, чтобы наиболее интересные относились на период нарастания усталости. Выполнение перечисленных условий в итоге привели к положительным результатам.
Основная форма работы в данной группе фронтальные (подгрупповые) занятия. Для эффективности коррекционной работы логопед подбирал различный наглядный материал, упражнения и дидактические игры по определенной лексической теме.
В экспериментальной
подгруппе логопед проводил фронтальные
занятия в утренние часы. Каждое
подгрупповое занятие длилось 30 минут.
В это время воспитатель
Во второй половине
дня воспитатель занимался
В экспериментальной группе под руководством логопеда работали и другие специалисты: физинструктор, психолог, музыкальный руководитель.
Физинструктор развивал общую моторику и физическое состояние дошкольников. Психолог проводил занятия по восстановлению психических функций и выравниванию эмоционально-волевой сферы. Музыкальный руководитель помогал логопеду развивать у детей фонематический слух, ориентацию в пространстве, учил ритмично двигаться под музыку, в такт, запоминать стихи.
Таким образом, преодоление общего недоразвития речи у детей пятилетнего возраста осуществлялось путем использования поэтапной системы формирования речи, при участии специалистов и взаимодействии с родителями.
4.2. Индивидуальная
работа по коррекции
Одним из главных условий формирования правильной, четкой и внятной речи является развитие её звукопроизносительной стороны.
Начиная с первого
периода обучения, учитывая большие
трудности произносительного
Индивидуальные занятия длились 7-10 минут с каждым ребенком.На индивидуальных занятиях логопед формировал правильное произношение звуков, развивал фонематический слух и восприятие, закреплял навыки произношения слов различной звуко-слоговой структуры, работал над усвоением детьми элементарных навыков звукового анализа и синтеза, учил употреблять в речи лексические и грамматические формы языка, развивал психомоторные функции.
При устранении недостатков в произношении того или иного звука логопед придерживался строгой последовательности этапов логопедической работы:
- развитие слухового
внимания и фонематического
- артикуляционная гимнастика;
- постановка звука;
- автоматизация звука;
- дифференциация формируемого звука и смешиваемого звука в произношении;
- введение звука в связную речь.
С начала работы над
постановкой звука логопед
Логопед следил за качеством
выполнения всех упражнений и отмечал:
точность и правильность движения органов
артикуляционного аппарата, плавность,
достаточный ли объем движений, темп
выполнения, умение удерживать нужную
артикуляционную позицию
При проведении артикуляционной гимнастики многие артикуляционные позиции у дошкольников появлялись не сразу или не получались, поэтому на каждом занятии логопед повторял нужный комплекс упражнений.
Приведем пример постановки звука «Л», который нарушен у троих детей (Вова, Дима, Рома).
Работа по постановке
данного звука проводилась
Базовым упражнением артикуляционной гимнастики является упражнение «Самолет летит» ( л-л-л). Дошкольник, по показу логопеда, делал вдох, а на выдохе, прикусывая кончик широкого языка, произносил « л-л-л». Упражнение через паузы повторялось 5-6 раз.
Вове и Роме логопед
звук «Л» поставил по подражанию. Он
показывал им, как выполняется
определенное упражнение, а затем
дети самостоятельно повторяли его
перед зеркалом. У Димы постановка
звука проходила с механической
помощью. Логопед в постановке использовал
зонд №4 (для постановки звука «Л»).
После того, как логопед поставил
звук детям, с целью экономии времени,
он объединил их в подгруппу. Автоматизацию
звука «Л» логопед проводил в
подгруппе и начинал с
ал-ал-ал ул-ул-ул
ол-ол-ол ил-ил-ил
ыл-ыл-ыл эл-эл-эл
дошкольники проговаривали данные слоги медленно и утрированно. После достижения правильного произношения звуков в обратных слогах, дети произносили слова, где поставленный звук стоял в конце слова( мал, зал, пол, гол, мел, мыл, ныл) и предложения (Папа купил Маше пенал. Дятел сел на дуб. Петя мыл пол).
Только после того,
как дети научились правильно
произносить звук «Л» в конце
слов и предложениях, содержащих эти
слова, логопед перешел к
На данном этапе работы логопед применял разнообразные игровые приемы в сочетании с наглядным материалом, в котором на конкретный звук подобраны различные картинки. Дети называли картинки, проговаривали четко слова, составляли с данной картинкой предложения [37].
Информация о работе Формирование лексико-грамматических конструкций у детей с нарушениями речи