Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 16:56, курсовая работа
Задачи исследования:
- рассмотреть теоретические аспекты ознакомления с родословной семьи дошкольников;
- дать понятие родословного дерева и проанализировать методику обучения детей к социальному понятию семьи;
- выявить воспитательный потенциал педагогики в условиях кризиса духовных ценностей и нравственных ориентиров;
- рассмотреть методику организации ознакомления с родословной семьи на материалах д/у №279 г. Минска и рассмотреть направления по ее усовершенствованию.
ВВЕДЕНИЕ…...…………………………………………………….………………..3
1. Теоретические аспекты формирования представлений о своей родословной у детей старшего дошкольного возраста……………………………..………………5
1.1 Понятие родословной семьи и гражданственности…………………….……..5
1.2 Понятие родословного дерева…………………………………………….……7
1.3 Методики ознакомления старших дошкольников с родословной семьи…...10
2. Анализ формирования представлений о своей родословной у детей старшего дошкольного возраста на базе д/у №279 г. Минска………………………….…..14
2.1 Констатирующий эксперимент…………………………………………….….14
2.2 Формирующий эксперимент……………………………………………….…15
2.3 Контрольный эксперимент……………………………………………….……19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………….……………………24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………..……………………..27
ПРИЛОЖЕНИЕ А Программа д/у №279 г. Минска….…………………………29
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Проект ознакомления с родословной семьи детей дошкольного возраста…………………………………...…………………………31
ПРИЛОЖЕНИЕ В Этапы работы над проектом ….…….………………………33
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Перспективный план работы с родителями по воспитанию детей дошкольного возраста ….…………………………..………………………36
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Занятие на тему: Моя семья ….…………..…………………38
ПРИЛОЖЕНИЕ Е Диск с презентацией ….…………………..…………………44
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж Анализ результатов анкетирования родителей по теме: «Ознакомление с родословной семьи детей дошкольного возраста».….………45
Учреждения образования
«Белорусский государственный педагогический университет
имени Максима Танка»
Факультет дошкольного образования
Кафедра общей и дошкольной педагогики
Формирование Представлений о родословной у детей старшего дошкольного возраста
КУРСОВАЯ РАБОТА
Исполнитель:
студентка 310 группы заочной
формы получения образования
Дубова Екатерина Сергеевна
Научный руководитель:
Доцент Манцевич Татьяна
Витальевна.
Минск 2012
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…...………………………………………………
1. Теоретические аспекты
формирования представлений о
своей родословной у детей
старшего дошкольного возраста…
1.2 Понятие родословного дерева…………………………………………….……7
1.3 Методики ознакомления
старших дошкольников с
2. Анализ формирования
представлений о своей
2.1 Констатирующий эксперимент…………………………………………….…
2.2 Формирующий эксперимент……………………………………………….
2.3 Контрольный эксперимент……………………………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………….…
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………..……………………..27
ПРИЛОЖЕНИЕ А Программа д/у №279 г. Минска….…………………………29
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Проект ознакомления
с родословной семьи детей дошкольного
возраста…………………………………...………………
ПРИЛОЖЕНИЕ В Этапы работы над проектом ….…….………………………33
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Перспективный план работы с родителями по воспитанию детей дошкольного возраста ….…………………………..………………………36
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Занятие на тему: Моя семья ….…………..…………………38
ПРИЛОЖЕНИЕ Е Диск с презентацией ….…………………..…………………44
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж Анализ результатов анкетирования родителей по теме: «Ознакомление с родословной семьи детей дошкольного возраста».….………45
ВВЕДЕНИЕ
Основная цель дошкольного
образования - разностороннее развитие
ребенка, задаваемое государственным
стандартом в полном объеме в соответствии
с возрастными и
Актуальность исследования вопросов, связанных с ознакомлением дошкольников с родословной семьи, обычаями и традициями и воспитанием у них на этой основе любви к семье, родному краю, стране. Необходимость отбора доступных детям сведений о генеалогии, как науке, их систематизации, необходимость формирования у детей положительного отношения к получаемым знаниям, организации деятельности по их закреплению. Однако высказанные авторами полезные идеи, касающиеся проблемы познания традиций и семейных устоев детей дошкольного возраста, носят разрозненный характер.
К тому же многие важные стороны рассматриваемого процесса вообще не подвергались специальному анализу. На современном этапе развития педагогики остаются не исследованными психолого-педагогические предпосылки ознакомления с родословной семьи у дошкольников, сущность самого процесса, содержание и методические основы воспитательной работы детского сада в данном направлении, а также особенности осуществления этой работы в разных регионах страны. Недостаточная научная разработанность основ данного вопроса у дошкольников не могла не сказаться на практике работы детских садов, результатах, деятельности воспитателей.
Проблема исследования в этой связи сформулирована таким образом: каковы воспитательные возможности ознакомления с родословной семьи дошкольников в условиях детского сада и какова роль такого воспитания в формировании личности будущего гражданина Республики Беларусь. Решение этой проблемы составило цель курсового исследования.
Объект исследования - педагогические подходы ознакомления дошкольников с родословной семьи.
Предмет исследования - воспитание нравственности и основных понятий о традициях, родных, близких у старших дошкольников на основе педагогических научных подходов, а так же на традициях белорусской культуры на примере д/у №279 г. Минска.
Задачи исследования:
- рассмотреть теоретические аспекты ознакомления с родословной семьи дошкольников;
- дать понятие родословного дерева и проанализировать методику обучения детей к социальному понятию семьи;
- выявить воспитательный потенциал педагогики в условиях кризиса духовных ценностей и нравственных ориентиров;
- рассмотреть методику организации ознакомления с родословной семьи на материалах д/у №279 г. Минска и рассмотреть направления по ее усовершенствованию.
В процессе сбора материала для написания курсовой работы был использован опыт работы в д/у №279 г. Минска.
1. Теоретические
аспекты формирования
Понятие «родословная» можно
определить как перечень поколений
людей одного рода, устанавливающий
происхождение и степени
Подавляющее большинство педагогов, работающих с детьми старшего дошкольного возраста, также считают этот вид деятельности важным средством нравственно-патриотического воспитания [19,c.113].
Однако в практику детского
сада составление родословной входит
очень тяжело. Крайне редко воспитатели
берутся проводить такие
Среди педагогов-практиков
существует и другая точка зрения.
Так, часть воспитателей полагает, что
в детском саду не следует составлять
родословную, поскольку для дошкольников
это слишком сложно, пусть они
этим занимаются в школе. Как правило,
такое мнение высказывают
Прежде всего воспитателю
следует обратить внимание на особенности
развития у детей представлений о составе
семьи, об отношениях родства. Составление
родословной предполагает наличие у ребенка
достаточно высокого уровня понимания
отношений родства, словарного запаса,
их характеризующего, умения оперировать
терминами родства.
Специалисты в области онтолингвистики,
науки, изучающей речь детей, констатируют
сложность и неоднозначность этого процесса.
Первоначально слова, обозначающие отношения родства, воспринимаются ребенком как своего рода личные имена, обозначающие конкретных людей — «мама», «папа», «деда» (дедушка). В младшем дошкольном возрасте ребенок уже понимает, что не только у него есть мама и папа, но и у других детей тоже. Отношения родства осознаются им как некая принадлежность. Дети 4–5 лет уже довольно хорошо ориентируются в родственных отношениях. Однако, определяя их, дети среднего и старшего дошкольного возраста руководствуются, как правило, возрастом. Дошкольники часто полагают, что дочь или сын — это обязательно дети, а дедушка и бабушка — это пожилые люди. Ребенок старшего дошкольного возраста правильно называет свою маму — мамой, бабушку — бабушкой, папу — папой, а дедушку — дедушкой, но это вовсе не всегда означает, что он понимает, что для его мамы мамой является бабушка [16,c.40].
Усвоение терминов и отношений родства происходит сугубо индивидуально, оно связано с личностными психологическими особенностями развития ребенка. Чтобы понять, кто кому кем приходится, нужно зачастую встать на позицию другого. Одним детям это удается сделать в 3 года, другим — в 6–7 лет. Кроме того, существенную роль играют национальные культурные особенности и специфика родного языка. Так, наличие фамилии, отчества, обращений к детям со стороны взрослых «сынок», «доченька», «внучек» способствуют процессу усвоения детьми терминов и отношений родства. Однако многозначность таких слов как «дядя», «тетя», «дедушка», «бабушка» и пр. вносят определенную путаницу. Ведь слова «тетя», «дядя» могут означать родственные отношения — сестра, брат отца или матери, но они также могут обозначать любых незнакомых ребенку женщину, мужчину.
1.2 Понятие родословного дерева
Родословную можно представить в виде дерева. Однако следует помнить, что родословное, или генеалогическое, древо — это мужская нисходящая родословная, но перевернутая. Она действительно напоминает разветвленное дерево. Имя родоначальника располагается на стволе дерева, имена его потомков — на разветвлениях и ветвях. Поскольку родословие является частью традиционной народной культуры, то необходимо отметить, что православная церковная традиция сравнивает детей, имея в виду и кровное, и духовное родство, с ветвями древесными, с плодами лозы.
Родословную вовсе не обязательно оформлять в виде дерева. Существует достаточно много вариантов. Ее можно внести в таблицу, нарисовать в виде схемы. Родословные таблицы также могут отражать и восходящую, и нисходящую линии родства. Каждое поколение располагается на одной горизонтали, старшинство лиц в каждом поколении записывается слева направо. В исторической практике известны, помимо горизонтальных, круговые генеалогические таблицы. Как правило, это восходящие смешанные родословные. В центре писали имя человека, для которого родословная составлялась, а в каждой из двух половин круга располагали имена предков по материнской и отцовской линии [11,c.26].
Однако сама по себе схема, отражающая перечень поколений и родственные взаимоотношения, еще не является родословной в полном смысле этого слова. Кроме этого, нужно изложить основные сведения о каждом из членов рода, рассказать о его достоинствах и достижениях. Внести столь подробную информацию в схему или в таблицу довольно сложно, поэтому принято составлять поколенную (родословную) роспись. Сведения, которые включают в родословное описание, представляют собой биографические, анкетные данные. Прежде всего записывают фамилию, имя, отчество, число, месяц, год и место рождения. Затем — фамилию, имя и отчество родителей. Рассказывается также, где человек воспитывался, какое образование получил, где жил и в какие годы, указываются места работы или службы, звания, должности. Если какой-либо представитель рода участвовал в войнах, сражениях, то необходимо пояснить, где и когда это происходило. Важно также указать, имел ли он награды. Кроме того, записывается фамилия, имя, отчество жены (мужа), имена, даты и места рождения детей. Поскольку в родословную могут быть включены и отдаленные предки, то для рожденных до 1917 года, как правило, указывается сословие. В сведения об умерших включается дата смерти и место погребения. Помимо всего прочего, в поколенную роспись традиционно вносили информацию о вероисповедании, фамилии, имена и отчества восприемников, т.е. крестных родителей (для христиан). Необходимо подчеркнуть, что в поколенной росписи следует приводить ссылки на документы, источники, из которых взяты сведения.
Поколенная роспись составляет основу семейного, родословного архива. Существенным его дополнением служат фотографии и портреты. Они обязательно должны быть подписаны: кто изображен, когда и где происходило это событие. Кроме того, желательно записать воспоминания о жизни и поступках членов семьи, рода. Важно также иметь представление об исторической обстановке, в которой они жили, об исторических событиях, свидетелями которых они являлись. Возможно, это позволит лучше понять их поступки, черты характера, оценить их по достоинству, посочувствовать.
Информация о работе Формирование Представлений о родословной у детей старшего дошкольного возраста