Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 16:56, курсовая работа
Задачи исследования:
- рассмотреть теоретические аспекты ознакомления с родословной семьи дошкольников;
- дать понятие родословного дерева и проанализировать методику обучения детей к социальному понятию семьи;
- выявить воспитательный потенциал педагогики в условиях кризиса духовных ценностей и нравственных ориентиров;
- рассмотреть методику организации ознакомления с родословной семьи на материалах д/у №279 г. Минска и рассмотреть направления по ее усовершенствованию.
ВВЕДЕНИЕ…...…………………………………………………….………………..3
1. Теоретические аспекты формирования представлений о своей родословной у детей старшего дошкольного возраста……………………………..………………5
1.1 Понятие родословной семьи и гражданственности…………………….……..5
1.2 Понятие родословного дерева…………………………………………….……7
1.3 Методики ознакомления старших дошкольников с родословной семьи…...10
2. Анализ формирования представлений о своей родословной у детей старшего дошкольного возраста на базе д/у №279 г. Минска………………………….…..14
2.1 Констатирующий эксперимент…………………………………………….….14
2.2 Формирующий эксперимент……………………………………………….…15
2.3 Контрольный эксперимент……………………………………………….……19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………….……………………24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………..……………………..27
ПРИЛОЖЕНИЕ А Программа д/у №279 г. Минска….…………………………29
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Проект ознакомления с родословной семьи детей дошкольного возраста…………………………………...…………………………31
ПРИЛОЖЕНИЕ В Этапы работы над проектом ….…….………………………33
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Перспективный план работы с родителями по воспитанию детей дошкольного возраста ….…………………………..………………………36
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Занятие на тему: Моя семья ….…………..…………………38
ПРИЛОЖЕНИЕ Е Диск с презентацией ….…………………..…………………44
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж Анализ результатов анкетирования родителей по теме: «Ознакомление с родословной семьи детей дошкольного возраста».….………45
2. Воспитание любви к окружающему миру у ребенка начинается с отношения к семье, к близким: матери, отцу, бабушке, дедушке. Воспитание уважения к близким людям, такова цель дошкольного патриотического воспитания. Идея его создания возникла неслучайно, вопросы внутрисемейных отношений, взаимодействия матери и ребенка изучались и рассматривались не раз. Были выявлены проблемы в стиле взаимоотношений между детьми и взрослыми в семье, в результате которых возникает отчужденность, наблюдается конфликтный характер общения. Часто присутствует излишняя опека со стороны взрослых, наблюдается неумение родителей передавать опыт, который существует в микрокультуре семьи.
Цели программы:
Дать понятие о семейных традициях, семейных реликвиях, о распределении семейных обязанностей.
Продолжать развивать познавательные способности у детей, активно включать их в творческо-поисковую деятельность.
Расширять кругозор и обогащать
словарный запас детей
Укреплять детско–родительские отношения.
3. В центре идеальной модели познания о корнях, традициях и быте семьи в д/у 279 г.Минска: ребенок, родители, которого учитывают его права, которые несут ответственность за воспитание и развитие ребенка; детский сад, оказывающий родителям помощь в выполнении своих обязанностей по воспитанию. В ходе реализации проекта было создано детско-взрослое сообщество (дети – воспитатели – родители) – это такое совместное бытие детей и взрослых, для которого характерны их содействие друг другу, сотворчество, сопереживание, где учитываются интересы, склонности, особенности каждого, его желания, права и обязанности. Детско-взрослое сообщество строится на принципах событийной жизни всего детского сада, на основе какого-либо события.
Организации совместной деятельности способствует интегрированный подход. Интеграция вокруг одной темы позволяет рассматривать предмет с разных сторон, изучая социальные, художественно-эстетические, логико-математические естественно-научные аспекты. Например, понятие «Семья и Родина» рассматривалось следующим образом:
Таким образом, путем взаимопроникновения знаний из разных областей создается целостное представление о родине.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Авдеева Е.В. «Патриотическое воспитание старших дошкольников». – Мн., 2004. – С. 18-20
2. Анциферова А.А. «Формирование представлений о Родине в процессе знакомства детей с окружающей жизнью// Знакомство дошкольников с окружающей жизнью». – Ульяновск, 1973. –С. 15-35
3. Богомолова М.И. «Интернациональное воспитание дошкольников». – М.: Просвещение, 1988. – 110с.
4. Выхоўваем грамадзяніна. Дашкольнікам аб гісторыка-этнаграфічнай спадчыне / Варанецкая Л.М., Бельская К.М., Ждан И.Л.- Мн. “Зорны верасень” 2008.
5. Гаранина Т.П. «Семейные традиции и их роль в воспитании детей». – Мн., 1983. – 61с.
6. Григорьев, Д.В. Воспитание в сети событий // Воспитательная работа в школе. – 2006. - № 6. – С. 49-58.
7. Далучэнне дзяцей да беларускай нацыянальнай культуры./ Мазыр: Белы вецер», 2003г.
8. Журнал «Наука и школа» №5, 2008 г. И.З.Гликман «Гражданское воспитание школьников в современных условиях».
9. Коджаспирова, Г.М., Коджаспиров, А.Ю. Словарь по педагогике. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д : Издательский центр «МарТ», 2005. – 448 с.
10. Культура Беларусі ў казках і паданнях: этнакультурная адукацыя дашкольнікаў./ Дубініна Дз.М., Дубінін Дз. Ул. – Мн. “Зорны верасень” 2008г.
11. Маленькие граждане большой страны. / составитель Дубовская Л.В. -Мозырь «Содействие» 2008г.
12. Методическое сопровождение идеологической работы в общеобразовательных учреждениях: пособие для зам. директоров шк. по воспитательной работе, кл. рук., педагогов / Г. Ф. Бедулина. – Минск: НИО, 2007. – 192 с.
13. Научно-методический журнал «Школа» №2/59, 2004 г. Д.В.Крупницкий, К.К.Овсянников «Современное состояние патриотического воспитания в школе».
14. Новикова, Л.И. Воспитание как педагогическая категория // Педагогика. – 2000. - № 6. – С. 28-35.
15. Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста./ Никанова Л. - Мн., Народная асвета1991г.
16. Патриотическое воспитание в детском саду. /Новицкая М.Ю. - Наследие. М.: Линка-Пресс, 2003г.
17. Праменьчыкі выхавання патрыятызму./ Складальнік Паўлаў С.Б. Мазыр 2009г.
18. «Родовое дерево».// Дошк. Воспитание. – 2005. №3 – 121с.
19. «Патриотическое воспитание: организационное обеспечение, механизм и структура управления» под ред.А.Н.Вырщикова. Волгоград, 2008 г.
20. Родной свой край люби и знай./ Герасимова З.М., - ж. «Дошкольное воспитание», 2001, № 2
21. Спадчына маёй краіны. Матэрыял для азнаямлення дзяцей з гісторыяй і культурай Беларусі. / Складальнік Грышкевіч І.К. - Мазыр 2009г.
22. Сябруем і гуляем разам./ Старжынская Н.С. – Мн. “Народная асвета” 1994г.
23. Федоровская Г. Военно-патриотическое воспитание. Журнал «Воспитание школьников» №3, 2008 г.
24. Я – гражданин Республики Беларусь. / Василевич Г.А., Мельник В.А., Буткевич В.В., Ванина Н.Г. и др. - РУП «Издательство «Пачатковая школа», 2007г.
25. Ясева Н.Ю. «Воспитание основ патриотических чувтсв у дошкольников». – Могилёв, 2000. – 96с.
26. http://pravo.levonevsky.org/
ПРИЛОЖЕНИЕ А
(справочное)
Программа д/у №279 г. Минска
Взаимодействие детского сада с семьёй и социумом по ознакомлению с родословной семьи детей дошкольного возраста.
Проблема ознакомления с
родословной семьи в
Главная задача, которую ставим перед собой - зажечь в детских душах искорку любви к истории и культуре белорусского народа, близким людям, дому, улице, на которой он живет, детскому саду, станице; развивать интерес к доступным ребёнку явлениям общественной жизни. Фундамент будущего человека закладывается в раннем детстве. Для дошкольного периода характерны наибольшая обучаемость и податливость педагогическим влияниям, сила и глубина впечатлений. Поэтому всё, что усвоено в этот период, - знания, навыки, привычки, складывающие черты характера – оказывается особенно прочным и служит основой для дальнейшего развития личности.
Систематическая работа коллектива д/у по данному направлению проводится в детском саду №279 г. Минска при активном участии родителей воспитанников.
На занятия и праздники мы приглашаем дедушек и бабушек воспитанников. Дети с огромным интересом слушают их рассказы о войне, рассматривают фотографии, ордена и медали.
После такого общения появляется много интересных рассказов, рисунков и детских игр.
В планирование образовательной работы с детьми среднего и старшего дошкольного возраста, были включили такие темы: «Моя семья», «Мой любимый детский сад», «Я и мое имя».
С целью организации
Значение социума для дошкольника также велико, как и значение семьи. Именно здесь сходятся воедино задачи общества, ДОУ и семьи по ознакомлению с родословной семьи дошкольников.
От того, какими глазами ребенок увидит окружающее, от того, какие уроки извлечет он из объяснений о событиях современности и историческом прошлом, зависит и становление личности ребенка.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
(справочное)
Проект ознакомления с родословной семьи детей дошкольного возраста
1.Руководители: воспитатели групп, заместитель заведующей по учебной части.
2.Тип проекта: информационно - исследовательский, по содержанию «ребёнок и его семья», индивидуальный, семейный, долгосрочный.
3. Перечень выбранных тем и содержание деятельности:
4. Длительность работы над проектом: Долгосрочный
5. Мотивационный компонент:
Узнать лучше свои корни, иметь представление, что такое род, родословная, семья. Более подробно изучить свою семью, познакомится с семейными традициями. Особенностями семейного воспитания.
6. Цель проекта для воспитателей:
7. Цель проекта для воспитанников:
8. Задачи проекта
ПРИЛОЖЕНИЕ В
(справочное)
Этапы работы над проектом
1. Подготовительный. Разработка проекта.
Цель: выявить знания о своей родословной, готовность пополнить эти знания
2. Планирование
№ |
Мероприятие |
Цели |
Задания для совместной работы родителей и детей |
1 |
Консультация для родителей «Семья – мой дом родной» |
Дать понять родителям, что семья играет важную роль в социализации ребенка. Сообщить родителям о предстоящей работе по теме «Родословная моей семьи ». |
Прочитать детям сказки, стихи о семье |
2 |
Консультация «Родословная моей семьи» |
Рассказать о понятиях родословная, генеалогия. Воспитывать чувство семейной сплоченности. |
Поговорить с родителями о происхождении, истории своей семьи. |
3 |
Беседа «Ты и твое имя» |
Рассказать о понятиях фамилия, имя. Воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим людям. |
Узнать о происхождении или значении фамилии, имени. Записать сведения. Поместить фото или рисунки в альбом «Родословная моей семьи» |
4 |
Консультация «Моя семья»
Консультация «Как воспитать маленького патриота» |
Воспитывать уважение к членам семьи. Рассказать, что члены семьи могут иметь разные увлечения. Познакомить с правом ребенка воспитываться в семье. |
Рассказать небольшой рассказ о себе (Ф.И.О., любимая игрушка, мультфильм, друг и т.д.) |
5 |
Беседа «Чем я порадую своих родителей» Семинар - практикум Пальчиковая гимнастика «Семья» |
Воспитывать чувство семейной сплоченности, уважение к жизненному опыту родителей. Прививать потребность радовать близких добрыми делами и заботливым отношением. |
С помощью воспитателя оформить странички альбома, посвященные родителям, «Моя любимая семья». «Как я, помогая маме» |
6 |
Чтение стихов о бабушке и дедушке |
Воспитывать уважение к членам семьи. Прививать потребность помогать близким людям (бабушкам, дедушкам) |
|
7 |
Игры. (Создание игровых ситуаций, в которых необходима помощь родителям) |
Привить потребность делать близким приятное.
Расширить границы семейных отношений
(бабушки, братья, дяди, тети, и т.д.) |
«Дружная семья» “Семья”, “Дочки-матери”. «Дом», «Играем
в профессии», «Кем быть». |
8 |
Беседа «Герб и девиз моей семьи» |
Познакомить детей с понятиями герб, девиз, геральдика, с историей их возникновения. |
Нарисовать картину, что больше всего подходит для семьи (герб), придумать и написать фамильный девиз. |
9 |
«О семье все расскажу я» |
Закрепить в сознании ребенка, что дороже и роднее семьи никого нет. |
|
10 |
Праздник «Счастливое детство» |
Сплотить родителей и детей. Способствовать созданию теплых взаимоотношений в семье. |
Продолжать летопись семьи |
Информация о работе Формирование Представлений о родословной у детей старшего дошкольного возраста