Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 16:56, курсовая работа
Задачи исследования:
- рассмотреть теоретические аспекты ознакомления с родословной семьи дошкольников;
- дать понятие родословного дерева и проанализировать методику обучения детей к социальному понятию семьи;
- выявить воспитательный потенциал педагогики в условиях кризиса духовных ценностей и нравственных ориентиров;
- рассмотреть методику организации ознакомления с родословной семьи на материалах д/у №279 г. Минска и рассмотреть направления по ее усовершенствованию.
ВВЕДЕНИЕ…...…………………………………………………….………………..3
1. Теоретические аспекты формирования представлений о своей родословной у детей старшего дошкольного возраста……………………………..………………5
1.1 Понятие родословной семьи и гражданственности…………………….……..5
1.2 Понятие родословного дерева…………………………………………….……7
1.3 Методики ознакомления старших дошкольников с родословной семьи…...10
2. Анализ формирования представлений о своей родословной у детей старшего дошкольного возраста на базе д/у №279 г. Минска………………………….…..14
2.1 Констатирующий эксперимент…………………………………………….….14
2.2 Формирующий эксперимент……………………………………………….…15
2.3 Контрольный эксперимент……………………………………………….……19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………….……………………24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………..……………………..27
ПРИЛОЖЕНИЕ А Программа д/у №279 г. Минска….…………………………29
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Проект ознакомления с родословной семьи детей дошкольного возраста…………………………………...…………………………31
ПРИЛОЖЕНИЕ В Этапы работы над проектом ….…….………………………33
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Перспективный план работы с родителями по воспитанию детей дошкольного возраста ….…………………………..………………………36
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Занятие на тему: Моя семья ….…………..…………………38
ПРИЛОЖЕНИЕ Е Диск с презентацией ….…………………..…………………44
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж Анализ результатов анкетирования родителей по теме: «Ознакомление с родословной семьи детей дошкольного возраста».….………45
Ожидаемые результаты:
Уважение и почитание людей старшего поколения
Установление контакта со старшими членами семьи, нравственно - патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста, укрепление семейных традиций, духовное общение детей с пожилыми людьми, которые и определят в конечном итоге эффективность метода.
Была проведена беседа о том, что они знают о своей семье “Моя дружная семья”, “Мама – мой лучший друг” « Мои близкие», «Как я помогаю дома», «Наши путешествие», «Мир семейных увлечений».
Составлены альбомы «Моя любимая семья», «Как мы любим, отдыхать», «Как я помогаю маме».
Продуктивная деятельность «Моя дружная семья» «Семейный герб», «Дом в котором мы живем» «Как мы отдыхаем».
Составление генеалогического древа.
Сюжетно-ролевые игры, дидактические “Семья”, “Дочки-матери”. «Дом», «Играем в профессии», «Кем быть».
Выставка рисунков “Моя мама – самая лучшая”, “Наша дружная семья”. «Как мы отдыхаем». (Приложение Е ) .
Воспитатели групп стремились
так организовать работу с детьми по расширению
и пополнению знаний о семье, чтобы вызвать
у детей интерес, развить любознательность.
Непосредственные наблюдения в сочетании с усвоением доступных знаний способствовали развитию образного и логического мышления ребёнка.
Не всегда эта тематика
встречает понимание и
Было решено, что уже с первой
и второй младших групп имеет смысл начать
составлять с детьми семейные альбомы
или буклеты о семье.
Оформление сделали различным, пусть
родители проявят свою выдумку, творчество
и фантазию.
В результате получились замечательные
работы: кто-то сделал небольшие альбомчики
с генеалогическим древом родословной,
кто-то оформил на большом листе ватмана
с фотографиями пап, мам, бабушек, дедушек
и прапрадедушек, многие отметили, что
эти альбомы станут семейной реликвией,
тем пособием – на котором ребенок сможет
увидеть наглядно своих близких родственников.
Для того, чтобы провести мониторинг
значения воспитания ребенка в
семье его родителями, а также бабушками
и дедушками, были разработаны и предложены
: тест об «Участии бабушки и дедушки в
воспитании внука», «Семейная анкета»
для родителей, план дискуссионной встречи
«Роль бабушек и дедушек в воспитании
внуков».
Для детей старших групп была предложена
анкета, в которую входили следующие вопросы:
1.Как ты думаешь – «что такое семья?»
2.Как ты думаешь – « что такое детский сад?»
В данное время в д/у №279 г. Минска проводится конкурс рисунков с участием детей и их родителей под названиями: « Моя семья» - рисуют дети и «Портрет моего ребенка» - рисуют родители. Самое существенное в воспитании нравственных чувств – это непосредственное проявление их в реальных практических поступках и действиях детей. Чувства проявляются, формируются и развиваются в деятельности, становятся побудительной силой поведенческого стереотипа.
Одним из главных условий
нравственно-патриотического
Искусство помогает воспринимать то, чего нельзя непосредственно наблюдать в окружающей жизни, а также по-новому представлять то, что хорошо знакомо; оно развивает и воспитывает чувства.
2.3 Контрольный эксперимент
Для того чтобы выявить уровень сформированности у детей понятия о родословной семьи, была проведена с детьми беседа.
Цель: выявить уровень знаний детей о бабушках и дедушках, родителях, сестре, брате и т.д., а также выявить уровень патриотических чувств к своей стране.
Вопросы:
Анализ результатов:
Высокий уровень:
Ответы детей были хорошими, правильно отвечали на заданные вопросы. На вопросы отвечали так: ««Узнай и назови кем работают твои родители», «Где работают, что входит в их обязанности», «Что бы ты рассказал о семье», «Путешествие по генеалогическому древу» .
Экспериментальная группа – 35%
Средний уровень:
Дети отвечали на вопросы не всегда точно. Отвечали в течении продолжительного времени.
Экспериментальная группа – 50%
Низкий уровень:
Дети не могли отвечать на заданные вопросы, но с интересом слушали других детей.
Экспериментальная группа – 15%
Контрольная группа |
высокий |
средний |
низкий |
Купревич Милена |
+ |
||
Васильев Ваня |
+ |
||
Ивашко Рустам |
+ |
||
Новохрост Милана |
+ |
||
Иванова Настя |
+ |
||
Назарчик Алина |
+ |
||
Миронов Ваня |
+ | ||
Чубарова Вера |
+ |
Экспериментальная группа |
высокий |
средний |
низкий |
Шкадаревич Антон |
+ |
||
Цибульская Лена |
+ |
||
Сакович Ваня |
+ |
||
Менделева София |
+ |
||
Коренский Максим |
+ |
||
Болотова Вика |
+ | ||
Борушко Диана |
+ |
||
Пичуха Полина |
+ |
Вывод: у детей сформированы навыки самообслуживания, у некоторых детей уже сформированы коммуникативные навыки общения.
Воспитатель в группе руководствуется демократическим стилем общения. Поэтому дети очень хорошо развиты творчески.
В процессе работы по ознакомлению с родословной семьи детей решаются также задачи и эстетического воспитания. Эмоционально воспринимать окружающее детям помогают яркое, живое слово, музыка, изобразительное искусство. Слушая песни и стихи о семье, о труде, о природе родной страны, ребята могут радоваться или печалится, ощущать сопереживание произведениям народного музыкального искусства.
Анализ результатов работы по выполнению запланированных педагогами задач показал, что целенаправленная работа педагогов, активное сотрудничество с родителями, социумом, приобщение детей к национальной культуре позволили активизировать работу с детьми по ознакомлению с родословной семьи, повысить оценку деятельности и авторитет дошкольного учреждения среди родителей. Педагогическая диагностика показала достаточно высокую степень овладения дошкольниками знаниями о родном крае. Результаты наблюдений за детьми повседневной деятельности показывают, что в повседневной жизни дети всё чаще проявляют такие нравственные качества, как отзывчивость, справедливость, взаимопомощь, вежливость, культура поведения. Дети приобрели устойчивые представления о морально-нравственных нормах и правилах поведения, научились оценивать свои поступки. Дети знают и умеют назвать свою членов своей семьи, свой город, умеют показать на карте город Минск; знают и называют областные города Беларуси; знают, кем работают родители, бабушки , дедушки и др.
Надо убедить их в воспитательной ценности семейных чтений, слушания музыки, исполнения любимых песен, приглашения к ребенку его друзей, организации игр, развлечений.
Убедительной формой педагогической пропаганды является просмотр и обсуждение с родителями кинофильмов о воспитании («Однажды солгав», «Ничему плохому не учили», «Мама заболела» и др.).
Целесообразно периодически обсуждать с родителями уровень нравственного развития их детей, отмечая сдвиги, выделяя конкретные задачи для совместного их решения.
Результатом работы, проводимой воспитателями с семьей, является убежденность родителей в необходимости нравственного воспитания детей с первых лет жизни, в возможности предупредить и преодолеть отрицательные проявления в их поведении, вырастить из них достойных граждан нашей страны.
Решая задачи нравственно-
Заключительная диагностика и анкетирование родителей и детей по теме: «Ознакомление с родословной семьи детей дошкольного возраста»,
показала, что знания детей о семье, о своей фамилии достаточно глубокие, систематизированные. Дети овладели позитивными образцами поведения в обществе, усилился их интерес к истории родного края, к людям, их окружающим. Родители в свою очередь заинтересованно отнеслись к изучению с детьми своих родословных и традиций семьи, и получили огромный запас знаний по данной теме. (Приложение Ж).
Кроме того, данная работа имела еще один положительный результат: между родителями и детьми установились прочные партнерские отношения.
Таким образом, можно считать,
что цель данного проекта достигнута.
Дети приобщились к историческим и духовным
ценностям родного края, с уважением относятся
к культурным национальным традициям.
Нам удалось сориентировать родителей
на нравственно - патриотическое воспитание
детей в семье.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы:
1. Изучением генеалогии своей семьи в прошлые века занимались не из праздного любопытства, а из жизненной необходимости: родословной семьи занимались только знатные люди, которым нужны были доказательства своей принадлежности к знатному, благородному семейству. Сейчас же большинство людей начинает составлять свою родословную книгу, чтобы оставить для потомков сведения о себе и своих предках (многим весьма обидно, что родословную своих животных они изучили лучше, чем свою собственную).
Метод проектной деятельности был выбран за основу формирования познаний дошкольников о родословной семьи. Задача педагогов и родителей – как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, воспитать любовь и уважение к семье, родному дому, детскому саду, городу.
Недооцениваются семейные ценности, интерес к изучению и сохранению семейных обычаев и традиций неустойчив или отсутствует. У дошкольников и младших школьников в основном нечеткие, неясные, несформированные представления о семье как ценности, об уровнях ценностей семьи. Многие дети не могут охарактеризовать значимость семьи для человека. Конечно, не каждый родитель в полной мере осознаёт актуальность обсуждаемой проблемы и вряд ли знаком с методами и средствами её решения. Поэтому первостепенное значение приобретает организация целенаправленного взаимодействия между родителями и ребенком с одной стороны и родителями и воспитателями с другой.
Информация о работе Формирование Представлений о родословной у детей старшего дошкольного возраста