Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 16:56, курсовая работа
Задачи исследования:
- рассмотреть теоретические аспекты ознакомления с родословной семьи дошкольников;
- дать понятие родословного дерева и проанализировать методику обучения детей к социальному понятию семьи;
- выявить воспитательный потенциал педагогики в условиях кризиса духовных ценностей и нравственных ориентиров;
- рассмотреть методику организации ознакомления с родословной семьи на материалах д/у №279 г. Минска и рассмотреть направления по ее усовершенствованию.
ВВЕДЕНИЕ…...…………………………………………………….………………..3
1. Теоретические аспекты формирования представлений о своей родословной у детей старшего дошкольного возраста……………………………..………………5
1.1 Понятие родословной семьи и гражданственности…………………….……..5
1.2 Понятие родословного дерева…………………………………………….……7
1.3 Методики ознакомления старших дошкольников с родословной семьи…...10
2. Анализ формирования представлений о своей родословной у детей старшего дошкольного возраста на базе д/у №279 г. Минска………………………….…..14
2.1 Констатирующий эксперимент…………………………………………….….14
2.2 Формирующий эксперимент……………………………………………….…15
2.3 Контрольный эксперимент……………………………………………….……19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………….……………………24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………..……………………..27
ПРИЛОЖЕНИЕ А Программа д/у №279 г. Минска….…………………………29
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Проект ознакомления с родословной семьи детей дошкольного возраста…………………………………...…………………………31
ПРИЛОЖЕНИЕ В Этапы работы над проектом ….…….………………………33
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Перспективный план работы с родителями по воспитанию детей дошкольного возраста ….…………………………..………………………36
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Занятие на тему: Моя семья ….…………..…………………38
ПРИЛОЖЕНИЕ Е Диск с презентацией ….…………………..…………………44
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж Анализ результатов анкетирования родителей по теме: «Ознакомление с родословной семьи детей дошкольного возраста».….………45
Вышеизложенные сведения
могут послужить основой
Задача составления
Ребенок узнает о том, что он является не только членом своей семьи, но и представителем своего рода, даже нескольких родов. Детям можно объяснить, что род объединяет родственников, имеющих одну и ту же фамилию, такое определение более всего доступно пониманию дошкольников. Рассказ о своей семье, роде называется родословной. О своей семье, о своем роде можно рассказать и словами, и рисунком. Наиболее доступным для маленьких детей видом составления родословной является восходящая смешанная, которая включает родителей ребенка, бабушек и дедушек. В работе с детьми даже старшего дошкольного возраста не стоит употреблять термин «генеалогическое древо». Он довольно сложен для восприятия дошкольника. Напомним, что и сама восходящая смешанная родословная, по существу, никакого отношения к генеалогическому древу не имеет. Безусловно, нужно учитывать возрастные особенности детей, вряд ли дошкольнику будет интересно вписывать имена своих близких, или вклеивать их фотографии в скучные прямоугольники или овалы. Необходим образ. Воспитателю нужно заранее подготовить эскизы, показывающие возможные варианты рисунка схемы родословной.
Далее работа может строиться по-разному. Первый вариант предполагает выполнение детьми вместе с родителями задания нарисовать свою родословную. В процессе его выполнения очень важно участие и помощь педагога, советы, консультации для родителей. Затем на занятии организуется выставка рисунков родословной, дети рассказывают о своей семье, происходит обобщение знаний, развитие нравственных чувств, любви к своей семье, гордости за принадлежность к своему роду. Согласно другому варианту, дошкольники на занятии в детском саду изображают свою родословную, вписывая имена, вклеивая фотографии или рисуя портреты своих близких. После также можно организовать выставку и провести совместно с родителями досуг, посвященный семье, родословной.
1.3 Методика ознакомления старших дошкольников с родословной семьи
Познание ребенком самого себя происходит и при осознании им его социальной роли в семье и понимании своей связи с близкими людьми, принадлежности к своему роду, родословной. Такое понимание способствует эмоциональной устойчивости личности, воспитанию уверенности в самом себе, чувства собственного достоинства, т. е. всего того, что делает человека личностью.
Содержание педагогической работы в этом направлении можно распределить на несколько взаимосвязанных частей.
Очень важно, чтобы ребенок знал свою фамилию, домашний адрес, номер телефона, имена родителей, близких людей. Это необходимо ему для осознания своей уникальности, а также для того, чтобы было на что опереться в сложной ситуации (если вдруг ребенок заблудился). Вместе с тем надо, чтобы дети знали, когда можно, а когда нельзя называть свой адрес, номер телефона и даже свою фамилию.
Интересная и важная работа может быть проведена по ознакомлению дошкольников с понятиями имени и фамилии (почему появились имена, фамилии, что они обозначают, что обозначают имена и фамилии конкретных детей, что обозначают имя и фамилия воспитателя).
Родителям с детьми предлагается составить генеалогическое древо рода и сделайте это сами.
Следующая часть работы — уточнение понятия «семья», а также социальной роли всех членов семьи и самого ребенка в его семье («Кто ты для мамы, дедушки, твоей тети?», «Сколько в вашей семье мам, пап, сыновей, дочерей?»). Выяснять и уточнять знания детей можно не только в беседе, но и на занятиях изо деятельностью («Нарисуй свою семью»), в играх-драматизациях и сюжетно-ролевых играх в семью.
И наконец, значительная часть
работы, важная для интеллектуального
и нравственного развития ребенка,
посвящается ознакомлению детей
с их родословной. К этой работе следует
привлекать и взрослых членов семьи,
объясняя родителям ее значение и
необходимость. Методы могут быть разные:
рассматривание семейных фотографий,
сравнение ребенка с
Итак, познание ребенком себя является важной частью процесса социализации. И чем осознаннее он станет проходить, тем в большей мере ребенок будет участвовать в процессе становления самого себя как человека.
В качестве вывода попытаемся сформулировать задачи ознакомления детей старшего дошкольного возраста с родословной. Поскольку данный вид деятельности предполагает тесное взаимодействие с семьями детей, представляется целесообразным выделить отдельно педагогические задачи для дошкольников и для родителей. Изучение истории своей семьи, воспитание гордости за принадлежность к своему роду, своей фамилии, желание стать продолжателями лучших качеств своих предков — задачи, которые следует адресовать родителям в большей степени, нежели детям. К тому же история предков может рассказать о том, какие склонности и таланты могут быть у потомков, по какому пути лучше их направить. Деятельность по составлению родословной служит сплочению членов семьи, что в результате создает более благоприятную эмоциональную атмосферу, необходимую для нормального развития ребенка. В работе воспитателя непосредственно с дошкольниками более актуальными являются задачи познавательного и развивающего характера. В процессе ознакомления с родословной у детей формируются представления об отношениях родства, расширяются знания о семье, словарный запас обогащается терминами родства, развивается словесно-логическое мышление. Так, например, рассматривая свою родословную, ребенок наглядно видит и более отчетливо понимает, что такое «отчество», каково его происхождение.
В дошкольном детстве закладываются основы формирования чувства ответственности перед памятью своих предков. Оно имеет существенное педагогическое значение, несет в себе огромный нравственный потенциал для дальнейшего развития ребенка. В школьные годы часто стремление «не огорчить маму», «не опозорить свою фамилию, свой род» является более эффективным сдерживающим началом, нежели любые наказания или поощрения.
Работа по составлению
родословной в детском саду нужна
и для обеспечения
2. Анализ формирования
представлений о своей
2.1 Констатирующий эксперимент
Знакомство дошкольников с родословной семьи сегодня активно внедряется в систему образовательной работы с детьми. Формирование духовно-нравственной культуры, чувства любви к семье, родному краю, его природе, уважение к национальности должно осуществляться с самого раннего возраста.
Программа д/у №279 г. Минска взаимодействия детского сада с семьёй и социумом по нравственно - патриотическому воспитании детей дошкольного возраста представлена в ( Приложении А).
Целью образовательной работы по ознакомлению с родословной семьи обозначили: совершенствование нравственного воспитания, развитие личностной культуры ребенка, как основы нравственно-патриотического воспитания. Определили для себя основные приоритеты в задачах нравственно-патриотического воспитания:
- расширять и углублять представления о человеческом обществе;
- оказывать содействие в осознании ребёнком своей принадлежности к семье, обществу;
- оказывать помощь в социализации ребёнка, в постижении им морально-этических норм и правил общества;
- расширять знания о родном городе, Беларуси, государственной символике, памятниках истории и культуры, современной жизни страны;
- углублять чувство любви и привязанности к семье, родному краю; формировать интерес к прошлому и настоящему в жизни Родины, к духовной ценности её народа;
- формировать осознание своей этнической принадлежности к определённой культуре, народу, национальное самосознание;
- приобщать детей ко всем видам национального искусства;
- ориентировать родителей на морально-этическое воспитание детей в семье, обращение к национальным корням и традициям.
В дошкольной педагогике семья, как правило рассматривается как социальная среда, в которой осуществляется семейное воспитание ребенка. Д/у №279 г. Минска традиционно оказывает помощь родителям в воспитании детей в процессе взаимодействия педагогов с семьями воспитанников. Однако в рамках этой деятельности не всегда можно сформировать у дошкольников адекватные представления о семье.
Детей необходимо знакомить с семьями и родословной, как с явлением общественной жизни, ее назначением и особенностями, начиная с самого раннего возраста на доступном их пониманию уровне.
Современные программы,
как комплексные,
Исходя из всего выше сказанного,
коллектив д/у №279 г. Минска основной
проблемой на 2010 – 2011 учебный год избрал
следующую: «Взаимосвязь задач нравственного
и умственного воспитания дошкольников
при ознакомлении с семьей и родословной
как явлением общественной жизни».
Тип проекта: информационно - исследовательский,
по содержанию «ребёнок и его семья», индивидуальный,
семейный, долгосрочный (Приложение Б,
).
2.2 Формирующий эксперимент
В планирование образовательной работы с детьми среднего и старшего дошкольного возраста, были включили такие темы: «Моя семья», «Мой любимый детский сад», «Я и мое имя», «Наша Родина – Беларусь», «Наши защитники», «Моя бабушка и Дедушка», «Минск – мой родной город» . В перспективный план работы с родителями по воспитанию детей дошкольного возраста были внесены родительские собрания, анкетирования ,конференции, совместные праздники родителей и детей , привлечение родителей к совместной работе с детьми.(Приложение В , Г).
С целью организации
В процессе занятий использовался наглядно-иллюстративный материал: фотографии, открытки, слайды с видами различных мест нашего города, детские игрушки.
Для реализации педагогического проекта важна деятельность воспитателя. Очень важна работа в контакте с родителями воспитанников. Подбор педагогической и детской литературы. Составление картотеки пословиц и поговорок о бабушках и дедушках («Книга мудрости») Составление памяток для бабушек и дедушек, побуждающих их к взаимодействию с внуками.
Составление конспектов занятий, бесед, литературных вечеров и праздников. Смотр-конкурс «Фотографии из семейного альбома». Празднования Дня пожилого человека.
Составление генеалогического древа каждой семьи. Подбор фотографий для семейного группового альбома «Вместе – дружная семья Речевые игры: «Вот какая бабушка», «Письмо бабушке, дедушке». Совместная деятельность детей и родителей. Досуги «Бабушкин сундучок».
Информация о работе Формирование Представлений о родословной у детей старшего дошкольного возраста