Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2013 в 21:51, курсовая работа
История развития форм обучения. Сущность понятия «форма» организации познавательной деятельности.
В истории школы длительное время преобладало индивидуальное обучение. Ещё первобытный человек передавал свои знания об окружающем мире, свой жизненный опыт младшим в процессе повседневного общения сначала с помощью мимики и жестов, а затем, с появлением письменности, возникает потребность в обучении письму. Это обучение было индивидуальным: жрец обучал каждого ученика отдельно, кузнец или сапожник учили своих учеников-подмастерьев тоже поодиночке.
Введение…………………………………………………………………………3
Глава I. Теоретические основы использования различных форм
организации обучения …………………………………………………..….6
1.1. Сущность и виды организационных форм обучения…………….....6
1.2. Фронтальная форма организации обучения…………………..…….8
1.3. Индивидуальная форма организации обучения………………..…...18
1.4. Групповая форма организации обуче-ния..….…………………...….25
1.5. Сочетание форм организации обучения………………………….....31
Глава II. Методические рекомендации по организации групповой работы учеников начальной школы……………………………………………………35
2.1. Групповая работа. Ее необходимость в обучении………………..35
2.2. Методика организации учебного сотрудничества…………………37
2.3. Общие правила организации групповой работы…………………43
2.4. Основные противопоказания………………………………………..45
Заключение……………………………………………………………………...52
Список использованной литературы…………………………………………..54
В групповой работе нельзя ожидать быстрых результатов, все осваивается практически. Не стоит переходить к более сложной работе, пока не будут проработаны простейшие формы общения.
Нужно время, нужна практика, разбор ошибок. Это требует от учителя терпения и кропотливой работы.
Для эффективного проведения групповых занятий педагог должен очень хорошо знать свой класс и систематически заниматься с консультантами19
. [13, с.73-74].
Недостатками групповой работы в первую очередь является то, что эту форму нельзя применять при неподготовленном классе, для этого, как уже было сказано выше, необходима предварительная работа. Не в каждом классе эта форма работает, что связанно с психическими особенностями детей. Учитель должен знать досконально свой класс, чтобы применять групповую работу. Эту форму нельзя применять спонтанно.
Придавая большое значение групповой работе на уроке, мы не можем рассматривать её как универсальную. Необходимо четкое сочетание фронтальных, индивидуальных и групповых заданий в системе уроков.
1.5. Сочетание организационных форм обучения
Любая форма организации учебной деятельности имеет свои преимущества и недостатки, выбор той или иной из них обусловлен рядом обстоятельств. В частности, необходимо учитывать специфику изучаемого предмета, материал может иметь разную сложность, разную новизну. Трудный материал, обладающий большой степенью новизны на первом этапе, требует фронтальной работы, где главная роль в изложении принадлежит учителю.
Подготовленность учащихся и их индивидуальные особенности, квалификация учителя - всё это влияет на выбор той или иной формы организации деятельности учащихся. Сочетание различных форм многовариантно. Оно осуществляется либо последовательно, когда одна форма следует за другой, либо параллельно, когда сочетание протекает одновременно и формы работы входят одна в другую.
Как показывает опыт и множество экспериментов, проведённых различными педагогами, сочетание форм организации деятельности следует применять, идя от сочетания простых к более сложным, учитывая возраст учащихся, специфику предмета. Для определения оптимального варианта организации деятельности необходимо знать, как влияет конкретная форма на эффективность учебной деятельности различных групп учащихся. «Такое сочетание форм учебной работы, при котором нейтрализуются недостатки одних и обеспечивается более высокая результативность других при минимальных затратах времени, является оптимальным» (Чередов И.М. цит. по [14]).
«Оптимальным вариантом сочетания коллективной, групповой и индивидуальной форм работы учащихся будет тот, который в соответствии с дидактической целью и спецификой учебного материала создаёт наилучшие условия для обучения и воспитания». (Виноградова М.Д., Первин И.В. цит. по [14]).
Выбор формы зависит от многих факторов, но в большой степени от этапа в процессе обучения. Педагоги, которые занимаются этим вопросом, выявили некоторые закономерности и разработали рекомендации по выбору оптимального сочетания форм работы учеников на уроке, которые схематично прпредставлены в таблице 1.
Представлены в таблице 1.
Таблица 1
Специфика учебного материала. |
Метод учебной работы |
Форма учебной работы | |
Материал лёгкий, доступный для самостоятельного обучения. |
Самостоятельная работа с учебником, книгой. |
И+Ф | |
Материал труден некоторым учащимся или доступен, но велик по объёму. |
Объяснение, беседа, самостоятельная работа. |
Ф+Г | |
Материал трудный или велик по объёму, или неполно освещён в учебнике. |
Объяснение, рассказ, лекции, демонстрация. |
Ф+И+Ф или Ф+Г+Ф | |
При закреплении и применении знаний: | |||
Материал лёгкий, доступный для самостоятельного обучения. |
Самостоятельная работа, упражнения, лабораторная или практическая работа. |
И+Ф | |
Материал представляет трудность для отдельных учеников. |
Самостоятельная работа, лабораторные, практические занятия. |
И+Г или Г+Ф | |
Материал трудный,
усвоение требует постоянного руководств |
Упражнения с |
Ф+Г+Ф или Ф+И+Ф | |
При опросе и проверке знаний: | |||
Материал хорошо усвоен всеми учащимися класса. |
Фронтальный опрос, общеклассная контрольная работа. |
Ф | |
Материал недостаточно усвоен отдельными учениками. |
Самостоятельная работа по вариантам с учётом уровня знаний. |
Г+Ф | |
Материал сложен, большой по объёму, требует глубокого осмысления, анализа, синтеза. |
Индивидуальный опрос с его коллективным обсуждением. |
И+Ф |
В таблице приняты сокращения:
Ф – фронтальная форма обучения.
Г – групповая форма обучения.
И - индивидуальная форма обучения.
Конечно, эти рекомендации не являются идеальными для всех случаев, они требуют определённой корректировки и доработки в конкретных условиях, на конкретном уроке и предмете [14].
Глава II.
Методические рекомендации по организации групповой формы работы учеников начальной школы
2.1.Групповая работа. Ее необходимость в обучении
Информация о работе Формы организации деятельности учащихся младших классов