Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2013 в 21:51, курсовая работа
История развития форм обучения. Сущность понятия «форма» организации познавательной деятельности.
В истории школы длительное время преобладало индивидуальное обучение. Ещё первобытный человек передавал свои знания об окружающем мире, свой жизненный опыт младшим в процессе повседневного общения сначала с помощью мимики и жестов, а затем, с появлением письменности, возникает потребность в обучении письму. Это обучение было индивидуальным: жрец обучал каждого ученика отдельно, кузнец или сапожник учили своих учеников-подмастерьев тоже поодиночке.
Введение…………………………………………………………………………3
Глава I. Теоретические основы использования различных форм
организации обучения …………………………………………………..….6
1.1. Сущность и виды организационных форм обучения…………….....6
1.2. Фронтальная форма организации обучения…………………..…….8
1.3. Индивидуальная форма организации обучения………………..…...18
1.4. Групповая форма организации обуче-ния..….…………………...….25
1.5. Сочетание форм организации обучения………………………….....31
Глава II. Методические рекомендации по организации групповой работы учеников начальной школы……………………………………………………35
2.1. Групповая работа. Ее необходимость в обучении………………..35
2.2. Методика организации учебного сотрудничества…………………37
2.3. Общие правила организации групповой работы…………………43
2.4. Основные противопоказания………………………………………..45
Заключение……………………………………………………………………...52
Список использованной литературы…………………………………………..54
Индивидуальная форма учебной работы применяется с целью закрепления знаний, умений и навыков учащихся при изучении всех предметов.
В учебной деятельности чрезвычайно важно то, насколько самостоятелен учащийся в усвоении знаний, формировании умений и навыков.
Самостоятельность в математике связана с самостоятельностью логического мышления, осознанным выбором вариантов решения задач, примеров, уравнений.
Самостоятельность учащихся является показателем активности личности. Это качество, которое необходимо воспитывать у учащихся. Для этого на уроках математики можно предложить систему индивидуальных заданий:
Выполнение этих заданий предполагает работу учащихся без помощи товарищей, учителя, такую деятельность, в которой каждый из них проявляет самостоятельность во всех отношениях: мышление, учении, перенос знаний, учебной работоспособности, неподверженности посторонним влиянием, т.е. при индивидуальной организации обучения.
Однако индивидуальная форма учебной работы не всегда создаёт условия для полной самостоятельности деятельности учеников. Она является хорошим средством организации деятельности учеников, которые с удовольствием выполняют задания без помощи учителя, мобилизуя для этого все свои умственные силы. Другая же часть учеников, не подумав над задачей, спрашивает у соседей по парте о способе её решении, что ведёт к подсказкам и списыванию, которые тормозят развитие детей с низкими и средними учебными возможностями. Хотя учитель предупреждает учащихся, чтобы они не давали списывать выполненные работы, не подсказывать друг другу, но верх берут «гуманное соображение»: не оставлять в беде товарища. При этом учителю не рекомендуется предлагать ученикам специально закрывать, предупреждая списывание, свои записи.10 [16, стр.20].
Индивидуальная форма работы таит в себе и существенные недостатки. Она разъединяет школьников, создаёт условия для развития эгоизма. Ученик может замыкаться в себе, у него не формируется потребность в общении передачи знаний.
Придавая большое внимание индивидуальной работе на уроке, мы не рассматриваем её как универсальную форму учебного процесса. Необходимо чёткое сочетание фронтальных, индивидуальных и групповых заданий в системе уроков по определённой теме.
1.4. Групповая форма организации обучения
Одной из центральных проблем обучения является развитие индивидуальности и творческой активности учащихся. Одним из способов решения этой проблемы являются групповая форма организации обучения. Такая работа требует временного разделения класса на группы для совместного решения определённых задач. Ученикам предлагается обсудить задачу, наметить пути её решения, реализовать их на практике и, наконец, представить совместный результат. Эта форма работы лучше, чем фронтальная, обеспечивает учёт индивидуальных особенностей учащихся, открывает большие возможности для кооперирования, для возникновения познавательной коллективной деятельности.
Групповые задания как коллективная деятельность предлагают:
- взаимное обогащение учащихся в группе;
- организацию совместных действий, ведущую к активации учебно-
познавательных процессов;
- распределение начальных действий и операций (задаётся системой заданий,
обуславливающихся особенностей изучаемого объекта;
- коммуникацию, без которой невозможно распределение, обмен и взаимопо
нимание;
- обмен способами действия;
- взаимопонимание;
- рефлексию11.
Особенности организации.
Главными особенностями организации групповой работы на уроках математики являются:
Руководители групп и их состав подбирается по принципу объединения школьников разного уровня обученности, информированности по данному предмету, совместимости учащихся, что позволяет им взаимно дополнять и обогащать друг друга12 [12, с.19-20].
При выполнении групповых заданий у учащихся на уроке математики в значительной степени возрастает индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику, как со стороны учителя, так и своих товарищей. Причём помогающий получает при этом не меньшую помощь, чем ученик слабый, поскольку его знания актуализируются, конкретизируются, приобретают гибкость, закрепляются именно при объяснении своему однокласснику.
Прежде чем использовать групповую форму обучения, перед нами встаёт вопрос о готовности класса работать в группах, как и по какому принципу объединять детей в группы, контроль за выполнением заданий в группах.
Готовность класса к работе в группах включает отношение к учению как к общему делу коллектива, умение планировать общую работу и сообща находить ответы на поставленные задачи. На первых порах не получится согласованной работы. Именно поэтому совместная работа в группе не является спонтанным результатом, а достигается целенаправленными и систематическими усилиями педагогов13 [2, с.43].
Перед учителем при организации групповой деятельности на уроке стоит задача, как осуществлять объединение детей в группы. Предлагаются несколько критериев для выделения групп учащихся.
Они могут быть связаны с:
- особенностями умственной деятельности учащихся (соотношение на
глядно-образцовых и отвлечённых компонентов мышления, совокупность определённых интеллектуальных свойств);
- с личностными особенностями учащихся (отношение к учению, интересы, трудолюбие и т.д.);
- как с интеллектуальными, так и с личностными особенностями школьни
ков.
Вопросом объединения учащихся в группы занимаются многие психологи и педагоги, например: Б.П. Бляхман, Г.Ф. Суворова, С.А. Логачевская, Э.П. Каткова и другое14.
Работа в группах требует нетрадиционного размещения рабочих мест учащихся в классе. Парты удобно ставить так, чтобы каждый ребёнок видел всех своих собеседников; не сидел бы спиной к доске, мог легко дотянуться до общего листа бумаги, где фиксируется итог работы групп, был в пределах досягаемости от членов группы.
При организации групповой работы:
- нельзя принуждать к общей работе детей, которые не хотят вместе ра
ботать;
- групповая работа должна занимать не более 15-20 минут в 1-П классах,
не более 20-30 мин;
- нельзя требовать в классе абсолютной тишины, так как дети должны
обменяться мнениями, прежде чем представит продукт совместного тру
да. В классе существует условный сигнал, говорящий о превышении до
пустимого уровня шума (обыкновенный колокольчик);
- нельзя наказывать детей лишением права участвовать в совместной ра
боте 15[16, с. 88-90].
Технологический процесс групповой работы складывается из следующих элементов:
а) постановка познавательной задачи;
б) инструктаж о
в) раздача дидактического
а) знакомство с материалом, планирование работы в группе;
б) распределение заданий
в) индивидуальное выполнение заданий;
г) обсуждение индивидуальных результатов работы в группе;
д) обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения,
уточнения, обобщения).
е) подведение итогов
а) сообщение о результатах работы в группах;
б) анализ познавательной задачи, рефлексия;
в) общий вывод о групповой
работе и достижении
задачи. Дополнительная информация учителя на группу.
Во время групповой работы учитель выполняет разнообразные функции: контролирует ход работы в группах, отвечает на вопросы, регулирует споры, порядок работы и в случае крайней необходимости оказывает помощь отдельным учащимся или группе в целом16.[23, с.34-35].
При использовании групповой формы на уроках математики перед нами встаёт вопрос о том, как же проконтролировать работу групп в целом и работу каждого учащегося в отдельности. Существуют различные способы проверки: выступление с сообщением подготовленным группой; взаимная проверка как письменная, так и устная. Так же можно организовать поверку следующим образом: задания даются всем группам, причём разные, задание обсуждается и решается, после представитель группы рассказывает о поиске решения и непосредственно решение всем остальным группам. Затем учитель может вызвать представителя другой группы и попросить решить данное задание на доске. Этот приём проверки способствует развитию памяти и внимания. Контроль можно вести и в виде соревнования, например: в конце урока, вывешивается таблица, в которую вносятся данные: какая группа сегодня сработала лучше. В конце месяца выделяется лучшая группа. Это является стимулом для лучшей работы. Самым распространённым способом проверки является опрос представителей групп. При выполнении заданий по группам учитель не должен оставаться в стороне и предоставлять полную самостоятельность. Необходим постоянный контроль, помощь, если возникли трудности и просто поддержка.
Групповые занятия на уроке могут применяться
для решения почти всех основных
дидактических задач. Но наладить работу
в группах нелегко. При организации
работы в группах необходимо учитывать
уровень знаний детей, их темперамент,
контактность, межличностные отношения.
Участие в групповой работе позволяет каждому школьнику сразу выяснить причину ошибок и в случае необходимости получить помощь. Очень важно, чтобы каждый ученик мог пережить радость успеха, самостоятельно достигнуть определённого результата, пускай даже маленького. Дети понимают: помочь другому можно только тогда, когда сам хорошо знаешь - ещё один стимул для учёбы.
Своеобразной разновидностью группового занятия является групповой опрос, который проводится для повторения и закрепления материала после завершения определённого раздела программы. Он может быть организован как после уроков, так и на самом уроке. Во время группового опроса консультант в соответствии с перечнем вопросов спрашивает каждого члена своей группы. При этом ответы ученика комментируют, дополняют и совместно оценивают все члены группы. Перечень вопросов к такому занятию составляет учитель 17[15, с.76].
К групповым занятиям следует также отнести и нетрадиционные уроки, где имеет место разделение класса на какие-либо группы.
При использовании групповой работы на уроках или во внеурочное время происходит увеличение учебного актива учащихся, основное ядро которого составляют консультанты (их называют также ассистентами, лаборантами) по математике. Консультанты по учебному предмету - это хорошо успевающие и интересующиеся предметом ученики, которые проявляют желание помочь своим товарищам в учении.
Исследования методистов выявили, что при использовании на уроках математики групповой работы:
- возрастает глубина понимания учебного материала, познавательная активность и самостоятельность учащихся;
- меняется характер взаимоотношений между детьми;
- сплоченность класса резко возрастает, дети начинают лучше понимать
друг друга и самих себя;
- растет самокритичность, дети более точно оценивают свои возможности,
лучше себя контролируют;
- учащиеся приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе: от
ветственность, такт, умение строить своё поведение с учетом позиций
других людей18 [30, с.41-42].
Информация о работе Формы организации деятельности учащихся младших классов