Формы организации деятельности учащихся младших классов
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2013 в 21:51, курсовая работа
Описание
История развития форм обучения. Сущность понятия «форма» организации познавательной деятельности. В истории школы длительное время преобладало индивидуальное обучение. Ещё первобытный человек передавал свои знания об окружающем мире, свой жизненный опыт младшим в процессе повседневного общения сначала с помощью мимики и жестов, а затем, с появлением письменности, возникает потребность в обучении письму. Это обучение было индивидуальным: жрец обучал каждого ученика отдельно, кузнец или сапожник учили своих учеников-подмастерьев тоже поодиночке.
Содержание
Введение…………………………………………………………………………3 Глава I. Теоретические основы использования различных форм организации обучения …………………………………………………..….6 1.1. Сущность и виды организационных форм обучения…………….....6 1.2. Фронтальная форма организации обучения…………………..…….8 1.3. Индивидуальная форма организации обучения………………..…...18 1.4. Групповая форма организации обуче-ния..….…………………...….25 1.5. Сочетание форм организации обучения………………………….....31 Глава II. Методические рекомендации по организации групповой работы учеников начальной школы……………………………………………………35 2.1. Групповая работа. Ее необходимость в обучении………………..35 2.2. Методика организации учебного сотрудничества…………………37 2.3. Общие правила организации групповой работы…………………43 2.4. Основные противопоказания………………………………………..45 Заключение……………………………………………………………………...52 Список использованной литературы…………………………………………..54
Например, при изучении состава
числа «8» в 1 классе, обращались к классу:
«Ученики, сидящие слева, положите 8 палочек,
разделите палочки со своим товарищем
так, чтобы у каждого палочек было поровну.
Покажите, сколько палочек у каждого. А
сколько палочек у тебя и твоего товарища
вместе? Как узнали? Значит, 8=4+4. А теперь
разделите палочки со своим товарищем
так, чтобы у одного палочек было меньше,
а у другого больше. Покажите, по сколько
палочек у каждого. Значит, 8=3+5; 8=1+7».
Другой пример работы, которую
выполняют два ученика. Учитель, обращаясь
к классу, объясняет условия работы: «Сейчас
проведем математический диктант, в ходе
которого повторим нумерацию чисел в пределах
100. Вы будете работать в паре со своим
товарищем. Задания предлагаю в двух вариантах.
Задания второго варианта исходят из ответов
первого варианта. Работая в паре, можно
и нужно помогать своему товарищу».
Содержание диктанта включает
следующие задания:
Вариант I.
Запиши число 100
Вариант II.
Запиши число, предыдущее этому числу.
Вариант I.
Запиши число на 1 меньше, чем 60.
Вариант II.
Запиши, сколько в полученном числе
десятков.
Вариант I.
Запиши число на 1 больше, чем 78.
Вариант II.
Запиши, сколько в полученном числе
единиц первого разряда.
Вариант I.
Запиши число, состоящее из 3 дес. и 6
ед.
Вариант II.
Запиши число, следующее за этим
числом.
Вариант I.
Запиши наибольшее двузначное число.
Вариант II. Представь
полученное число в виде суммы
разрядных слагаемых.
Стараемся подбирать такие
задания, чтобы элементы групповой формы
работы носили занимательный характер.
Например: «Дети, с Буратино случилась
беда. Он держал в одной руке примеры с
одинаковым ответом, а в другой - с разными.
Он так спешил к нам на урок, что упал и
все примеры рассыпал. Помогите Буратино».
На доске записаны примеры:
73-70 43+50
38+20 90-30
60-2 49-30
56+2 18+40
Предлагаем
детям работать в паре. Один
будет решать примеры на сложение, а другой - на вычитание,
а потом один будет выписывать примеры
с одинаковым ответом, а другой - с разными.
Используем элементы групповой
формы работы и при объяснении нового
материала. Так, при знакомстве с темой
«Прибавление числа к сумме разными способами»
работу над новым материалом строим следующим
образом: «Прочитайте выражение, записанное
на доске: (4 + 3) + 2 Как называются числа
при сложении? Изобразим наглядно числа,
которые даны в примере. Ученики, сидящие
слева, положите 4 треугольника (первое
слагаемое), ученики, сидящие справа, -
3 квадрата (второе слагаемое), а посередине
стола положите 2 кружка. Придвиньте к
4 треугольникам 3 квадрата. Посчитайте,
сколько всего квадратов и треугольников.
Придвиньте к ним 2 кружка. Сколько всего
геометрических фигур? (одновременно запись
на доске: (4 + 3) + 2 = 7 + 2 = 9.) Объясните решение.
Правильно. Сначала вычислили сумму и
к полученному результату прибавили число
2. А теперь придвиньте к 4 треугольникам
2 кружка. Сколько вместе треугольников
и кружков? Придвиньте к ним еще 3 квадрата.
Сколько всего геометрических фигур? (Одновременно
запись на доске: (4 + 2) + 3 = 6 + 3 = 9.) Объясните
решение. Правильно. Прибавили число 2
к первому слагаемому и полученный результат
сложили со вторым слагаемым».
Организуем работу детей
и по группам. Каждой группе предлагаем
отдельную задачу
Группа 1. «Для отопления школы в один
день привезли 10 машин угля, а в другой
день - на 4 машины меньше. Сколько машин
угля привезли на эти два дня?»
Группа 2. «За день в магазине продали
7 женских велосипедов, а мужских на 6 больше.
Сколько всего велосипедов продали?»
Группа 3. «В одной банке было 10 соленых
огурцов, а в другой 6 огурцов. За обедом
съели 4 огурца. Сколько всего огурцов
осталось?»
Группа 4. «В столовую привезли 60 кг
моркови. Для приготовления обеда взяли
40 кг, а потом привезли еще 50 кг моркови.
Сколько килограммов моркови стало в столовой?»
Группа 5. «В гараже было 8 грузовых
и 2 легковые машины. Получили еще 4 грузовые
машины. Сколько всего машин стало в гараже?»
Учитель
руководит работой учащихся в группах:
«Прочитайте задачу про себя: выделите
условие и вопрос задачи. Коллективно
обсудите в группах запись краткого условия
задачи. Запишите краткое условие задачи,
решите задачу самостоятельно. Кто затрудняется
при решении задачи, обращайтесь за помощью
к товарищу по группе. Обсудите свой ответ
задачи с товарищами».
В ходе
такой работы дети приучаются к совместной
деятельности.
Итак, элементы
групповой формы работы вызывают
у детей интерес, активизируют познавательную
деятельность и имеют большое воспитательное
значение. Это первые ступени групповой
формы работы, по которым поднялись первоклассники.
При организации коллективного
способа обучения возможен такой вариант,
который приучает детей обращать внимание
не только на свои знания и умения, но и
контролировать усвоение знаний и качество
работы товарища.
Например, четыре ребенка
получили текст одной задачи или ее краткую
запись. Краткий записи задач можно оформить
на доске, с тем, чтобы коллективно подобрать
сюжет к ним, не противоречащий жизненной
ситуации. Они размещены с таким расчетом,
чтобы под каждой из них можно было записать
решение.
1. I - 18
II - ?, в 3 р.б.?
2. I - 18
II - ?, в 3 р.м.?
3. I - 45
II - ?, на 4 б.?
4. I - 45
II - ?, на 4 м.?
5. 4 по 12?
6 по 24
6. 6 - 18
5 - ?
Разбив детей на группы по
четыре человека, учитель объясняет цель
и порядок работы:
- Ребята, многие из ваших
родителей добывают уголь, шьют одежду.
Они работают в бригадах, таких группах,
которые делают одно задание все вместе.
Мы сегодня тоже, как мамы и папы, попробуем
работать сообща. Ваша работа - решить
задачу. Но прежде чем решить, ее сначала
надо составить по краткой записи, затем
проанализировать, сформулировать вопросы,
найти ответ. При этом вы будете учиться
работать быстро, не отвлекаясь, помогать
друг другу, отстаивать свою точку зрения.
Вникайте в то, что делает ваш товарищ
по группе. Если кто-то из вас будет отвечать
недостаточно четко, оценка работы группы
в целом будет ниже.
В каждой группе выбирается
ведущий, который распределяет работу
между членами группы.
С целью развития памяти
учащихся учитель предъявляет задание
только один раз, дети запоминают его и
распределяют в группе:
рассмотреть
краткую запись задачи, выделить в
ней основное;
придумать условие
задачи по краткой записи;
подготовиться
к анализу задачи;
поставить вопрос
и выбрать действие для ответа на него, доказать
правильность его выбора;
назвать ответ
задачи;
экономно
расходовать время;
самостоятельно
распределить роли при подготовке к
отчету о работе группы.
Время, отводимое на работу,
доводится до сведения учащихся, оно зависит
от уровня сформированности навыка организации
работы в группе и умения учащихся решать
задачи данного вида.
Групповой отчет происходит
таким образом: один ученик рассказывает
условие задачи, другой анализирует задачу,
третий определяет, что он будет узнавать,
четвертый выбирает действие и данные
и доказывает целесообразность своего
выбора. Высказываются группы поочередно.
Учащиеся класса внимательно следят за
ходом обоснования решения задач. А затем
к доске идет представитель от каждой
из групп и по заданию учителя под краткой
записью задачи, решенной учащимися другой
группы, записывает выражение. Этот прием
способствует развитию внимания.
После окончания работы под
условием записывается решение:
1. 18 х 3 + 18
= 72
Ответ: 72 дерева
посадили в парке.
2. 18 : 3 + 18 = 24
Ответ: 24 кг
яблок собрали.
3. (45 + 4) + 45 = 94
Ответ: 94 человека
были заняты при закладке сада.
4. (45 - 4) + 45 = 86
Ответ: 86 человек
были заняты при закладке парка.
5. 12 х 4 + 24
х 6 = 192
Ответ: 192
куста роз высадили школьники
вдоль дорожек школьного двора.
6. 5 х (18 : 6)
= 15
Ответ: 15 л
воды надо отстоять для полива
цветов в пяти классах.
Заключение
Анализ психолого-педагогической
литературы показали, что в последние
годы усилился интерес к поиску новых
форм организации учебного процесса, происходит
теоретическое осмысление вновь возникающих
форм работы на уроках. В педагогической
литературе в настоящее время нет единого,
признаваемого всеми, взгляда на классификацию
и содержание форм обучения.
Много вопросов возникает
у исследователей при рассмотрении сущности
и определении способов организации групповой,
индивидуальной и фронтальной работы.
Успех и эффективность данных форм работы
во многом зависят от учителя, от его умения
правильно организовать работу, продумать
все нюансы.
Использование индивидуальной,
групповой и фронтальной формы, как в отдельности,
так и в сочетании, является важным и обязательным
этапом процесса усвоения знаний. Причем
их осуществление возможно, как при закреплении
нового материала, так и при повторении
пройденного. При организации каждой из
данных форм работы следует придерживаться
ряда принципов. При индивидуальной работе:
степень самостоятельности и уровень
учебно-математических способностей отдельного
ученика, а так же возрастные и индивидуальные
особенности. Это необходимо с целью достижения
каждым учеником определённого результата.
При групповой: атмосферу в классе, степень
спаянности коллектива, тип темперамента
каждого ученика и т.д. Фронтальная форма
работы является наиболее традиционной,
следовательно, её организация в основном,
не вызывает трудностей. Однако также
нужно ориентироваться на способности
учеников.
На основе теоретического
анализа литературы по проблемам организации
индивидуальной, фронтальной и групповой
форм работы на уроках математики в начальных
классах, а также на основе результатов
проведённого эксперимента можно сделать
следующие выводы:
Групповая, фронтальная
и индивидуальная формы применимы на уроках
всех типов и на различных его этапах при
соответствующей продуманности и чёткой
её организации.
Сочетание данных форм
работы позволяет повысить работоспособность
детей, их активность способствует рациональной
организации работы достижению более
высокого уровня усвоения материала.
Использование данных
форм обучения повышает эффективность
учебного процесса, способствует развитию
мышления, памяти, речи, оказывает воспитательное
воздействие на ребёнка и на класс в целом.
При использовании
данных форм необходимо серьёзное внимание
уделять контролю результатов работы,
чтобы следить за тем, каких успехов достигли
ученики.
Выбор той или иной формы
и их сочетаний зависит от решаемых учебно-воспитательных
задач, от объёма и сложности учебного
материала, от уровня учебных возможностей
учеников класса.
Список литературы
1) Вертинская Н.Н Индивидуальная
работа с учащимися.- Мн.: Народная асвета,
1983. – 233 с.
2) Гиниятуллина А.А. Опыт организации
групповой работы на уроках // Начальная
школа.- 2004. – №1. - с. 21-26.
3) Гончарик А.В. Влияние групповой
формы на формирование и развитие учебной
мотивации // Начальная школа. – 2004. – №11.-
с. 35-38.
Горелик И.Ф.
Классы разного уровня развития//Начальная
школа. – 1997. – №12. – с. 83.
4) Дашевская Л.П. Организация
групповой работы при повторении материала
по математике // Начальная школа. – 1990.
– №2. – с. 37-41.
Дидактика средней
школы / Под ред. М.Н. Скаткина. –
М.: Просвещение, 1982. – 270 с.
5) Дьяченко В.К. Организационная
структура учебного процесса и её развитие.
– М.: Просвещение, 1989.
6) Дидактика средней
школы / Под ред. М.Н. Скаткина.
– М.: Просвещение, 1982. – 270 с.
7) Дьяченко В.К. Организация
коллективных учебных занятий // Начальная
школа. – 1990. – №1. – с. 4-6.
7) Жикалкина Т.К. Игровые и
занимательные задания по математике:
Пособие для учителя. – 2-е изд., дораб.
– М.: Просвещение, 1989. – 63 с.
8) Журавлёва И.Н. Групповые
формы работы на уроках математики//Начальная
школа. – 2000. – №5. - с. 19-23.
9) Журавлёва И.Н. Групповые
формы работы на уроках математики // Начальная
школа. – 2001. – №7. - с. 76-78.
Занимательная
математика / Под ред. Л.К. Крез. – Мозырь:
Белый ветер, 2002. – 150 с.
10) Зотов Ю.Б. Организация современного
урока: Книга для учителя / Под редакцией
П.И Пидкасистого. - М.: Просвещение,
1984. – 144 с.
11) Информационный материал
Интернет-сайта http://festival. ru.