Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 21:46, реферат
Целью данной работы является изучение особенностей проявления агрессии у детей в младшем школьном возрасте
Задачи исследования:
1) Провести теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме агрессивного поведения детей младшего школьного возраста;
2) выявить формы проявления агрессии;
Введение
1. Агрессия и формы ее проявления у младших школьников
1.1 Проблема агрессии в работах отечественных и зарубежных психологов
1.2 Психологические особенности младшего школьника
1.3 Формы и особенности проявления агрессии у младших школьников
2. Методические основы экспериментальной работы
2.1 Характеристика диагностической программы
2.2 Описание коррекционной программы
3. Результаты исследования по проблеме агрессии у детей младшего школьного возраста
3.1 Результаты констатирующего эксперимента
3.2 Выводы и рекомендации по результатам экспериментальной работы
Заключение
Литература
Приложение
Цель: формирование
умения соблюдать индивидуальную дистанцию
по отношению к другому человеку; игровая
коррекция агрессивности, отреагирование
негативных эмоций; закрепление навыков
самоконтроля, ауторелаксации и саморегуляции.
3.Результаты
исследования по проблеме
3.1 Результаты
констатирующего эксперимента
Результаты
диагностики по проективной методике
«Кактус» представлены в таблице 3,
и на рисунке 1.
Таблица 3№ п/п Имя Степень выраженности агрессии (в баллах)
1 Аня. Ш 1
2 Саша. Е 9
3 Настя. М 5
4 Вика. Б 4
5 Андрей. П 4
6 Настя. К 3
7 Алексей. К 8
8 Иван.
А 3
Рисунок
1. 1–3 – низкий уровень; 4–7 – средний
уровень; 8–10 – высокий уровень
По полученным
результатам для большинства
испытуемых характерен средний уровень
агрессии он присущь 38% детей в группе.
Для детей с средней выраженностью агрессии
также характерна импульсивность, открытость,
оптимизм, стремление к домашней защите.
Для детей с высоким уровнем агрессии
25% характерны те же качества что и на среднем
уровне, а также им свойственна демонстративность
и стремление к лидерству. Детям с низким
уровнем агрессии 37% свойственна интровертность
и осторожность.
Результаты
диагностики методики «Как ты поступишь»
представлены в таблице 4, и на рисунке
2.
Таблица
4№ п\п Ф.И.О. 1 2 3 4 5 6 7 8
1 Аня Ш. 2* 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2
2 Саша Е. 1* 2 2 2 1 2 1 1 1 2 2 1
3 Настя
М. 2 2 2 2 2 2 1 2 2 2 2 2
4 Вика Б. 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2
5 Андрей
П. 2 1 1 1 1 2 2 2 1 1 2 1
6 Настя
К. 2 2 2 1 2 2 2 2 1 2 2 2
7 Алексей
К. 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2
8 Иван А. 2 2 1 2 1 1 1 2 1 1 1 1
Рисунок
2
По полученным
результатам у 3 мальчиков физическая
агрессия преобладает над вербальной.
Агрессия проявляется в конкретных физических
действиях, направленных против какого-либо
лица, или наносят вред дерутся, ломают,
швыряют предметы; только у одного мальчика
вербальная агрессия преобладает над
физической он старается выражать негативные
чувства через содержание словесных ответов
(угрозы, ругань).
У всех
девочек вербальная агрессия преобладает
над физической. Девочки выражают
агрессию в словесной форме они
могут кричать, угрожать, оскорблять.
Результаты
методики «Айзенка» (шкала нейротизма)
представлены в таблице 5, и на рисунке
3.
Таблица 5№ п/п Имя Показатель нейротизма
1 Аня. Ш 12
2 Саша. Е 18
3 Настя. М 15
4 Вика. Б 19
5 Андрей. П 16
6 Настя. К 18
7 Алексей. К 14
8 Иван.
А 11
Рисунок
3
Низкий
уровень от 0 до 5; уровень ниже среднего
от 6 до 10; средний уровень от 11 до 16; уровень
выше среднего от 17 до 22; высокий уровень
от 23 до 24.
По полученным
результатам для испытуемых характерен
уровень выше среднего и средний
уровень по шкале нейротизма.
Средний
уровень (от 11 до 16) означает что детям
свойственна эмоциональная впечатлительность.
Если
уровень выше среднего (от 17 до 22), то
появляются отдельные признаки расшатанности
нервной системы.
3.2 Выводы
и рекомендации по результатам
экспериментальной работы
По результатам
проведенной экспериментальной работы
можно сделать следующие выводы:
Формы
выражения агрессии в младшем
школьном возрасте являются физическая,
вербальная и косвенная. По полученным
результатам у мальчиков
Для снижение
уровня агрессивности младшего школьника
была разработана коррекционная
программа направленная на снятие эмоционального
напряжения, устранения патологических
стереотипов реагирования, повышение
самооценки, принятие себя и других.
Таким
образом, цель нашей курсовой работы
достигнута. Выдвинутая нами гипотеза
подтвердилась частично.
Комплекс
психологических рекомендаций для
педагогов и родителей
Принципы
работы с агрессивными детьми для
педагога
Агрессивные
дети – это та категория детей,
которая наиболее осуждается и отвергается
взрослыми. Непонимание и незнание
причин агрессивного поведения приводит
к тому, что агрессивные дети вызывают
у взрослых открытую неприязнь и неприятие
в целом.
Взаимодействие
со взрослым, готовым понять и принять
его, дает агрессивному ребенку бесценный
опыт (возможно, первый в его жизни),
что взрослые бывают разные, а мир не
только плох, что может положительно сказаться
на базовом доверии ребенка к людям и миру
в целом.
При работе
с агрессивным ребенком педагогу
важно с уважением относиться
к его внутренним проблемам. Агрессивным
детям необходимо положительное внимание
со стороны взрослого к своему внутреннему
миру, в котором накопилось слишком много
разрушительных эмоций и с которыми самостоятельно
они не в состоянии справиться. За агрессивным
поведением, как правило, прячется боль,
разочарование, отверженность. Агрессия
– это реакция на «неудовлетворение базисных
психологических потребностей в любви,
уважении, принятии и нужности другому
человеку» (Гиппенрейтер, 1997).
В целях
проведения успешной работы можно выделить
следующие принципы, на которых строится
взаимодействие педагога с ребенком в
ходе совместной работы:
– контакт
с ребенком;
– уважительное
отношение к личности ребенка;
– положительное
внимание к внутреннему миру ребенка;
– безоценочное
восприятие личности ребенка, принятие
его в целом;
– сотрудничество
с ребенком
– оказание
конструктивной помощи в отреагировании
проблемных ситуаций и наработки
навыков саморегуляции и
У агрессивных
детей отмечается высокий уровень
мышечного напряжения. Особенно он
высок в области рук, лица, шеи,
плеч, грудной клетки и живота. Такие дети
нуждаются в мышечной релаксации. Релаксационные
упражнения лучше проводить под спокойную
музыку.
Регулярное
выполнение релаксационных упражнений
делает ребенка более спокойным,
уравновешенным, а также позволяет
ребенку лучше понять, осознать чувство
собственного гнева. В результате ребенок
лучше владеет собой, контролирует свои
деструктивные эмоции и действия. Релаксационные
упражнения позволяют ребенку овладеть
навыками саморегуляции и сохранить более
ровное эмоциональное состояние.
Принципы
общения с агрессивными детьми для
родителей
1)
Родителям необходимо учиться
распознаванию собственных
2)
Родителям необходимо учиться
навыкам «ненасильственного»
3)
Родителям необходимо
4)
Родителям необходимо
5)
Родителям необходимо
Заключение
Проведенное
нами исследование еще раз подтверждает
что в настоящее время в
обществе усиливаются агрессивные
тенденции. Поскольку агрессия начинает
проявляться еще в детстве, актуальной
остается проблема агрессивности у
младших школьников. В данном исследовании
на тему «Формы проявления агрессии у
детей младшего школьного возраста» на
основе была проведена диагностика. По
результатам проведенного исследования
были выделены формы выражения агрессии
у младших школьников. Можно сказать что
младшим школьникам свойственно агрессивное
поведение, в различных формах его выражения.
Проявление агрессии объясняют биологические
и социальные факторы и то что агрессивность
может быть не только жестокой, но и нормальной
реакцией индивидуума в ходе борьбы за
выживание.
По полученным
в нашем исследовании результатам,
можно сделать вывод, что наша
первоначальная гипотеза, получила своё
экспериментальное
Литература
1.Бреслав
Г.Э. Психологическая
2.Бэрон
Р., Ричардсон Д. Агрессия. - СПб., 1997.
3.Вачков
И.В. Основы технологии
4.Вачков
И.В. Групповые методы в
5.Венгер
А.Л. Психологическое
6.Гребенкин
Е.В. Профилактика агрессии и
насилия в школе: Учебно-
7.Гребенникова
О.В. Игры-релаксации в
8.Дубинко
Н.А Влияние когнитивных
9.Дубровина
И.В., Андреева Ад., Данилова Е.Е, Вохмянина
пе. Психокоррекционная и развивающая
работа с детьми: Учеб. пособие для студ.
средних педагог. учеб. заведений / Под
ред. И.В. Дубровиной. - М.: Академия, 1998.
10.Зимина
И.С. Детская агрессивность
11.Ковалев
П. Возрастно-половые
12.Коробейников
И.А Нарушения развития и
13.Лоренц
К. Агрессия (так называемое «зло»).
- М., 1994.
14.Матюхина
М.В., Михальчик Т.С., Прокина Н.Ф.
Возрастная и педагогическая
психология: Учеб. пособие для студентов
/ Под ред. М.В. Гамезо и др.
- М.: Просвещение, 1984.