Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 21:46, реферат
Целью данной работы является изучение особенностей проявления агрессии у детей в младшем школьном возрасте
Задачи исследования:
1) Провести теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме агрессивного поведения детей младшего школьного возраста;
2) выявить формы проявления агрессии;
Введение
1. Агрессия и формы ее проявления у младших школьников
1.1 Проблема агрессии в работах отечественных и зарубежных психологов
1.2 Психологические особенности младшего школьника
1.3 Формы и особенности проявления агрессии у младших школьников
2. Методические основы экспериментальной работы
2.1 Характеристика диагностической программы
2.2 Описание коррекционной программы
3. Результаты исследования по проблеме агрессии у детей младшего школьного возраста
3.1 Результаты констатирующего эксперимента
3.2 Выводы и рекомендации по результатам экспериментальной работы
Заключение
Литература
Приложение
Что же
чаще всего служит поводом для
драки? Участники тренинга вместе с
психологом формулируют типичные мотивы
и причины детских драк. Тренер объясняет
ребятам, что в подавляющем большинстве
случаев можно не доводить дело до рукопашной.
Демонстрировать физическую силу лучше
в спортивном или тренажерном зале. Однокласснику,
попавшему в немилость, стоит, наоборот,
предложить поддержку (например, физическую
защиту, если он слаб). Если же тебя провоцируют,
тем более нужно проявить силу характера
и сдержанность (когда сохранить хладнокровие
достаточно трудно, можно незаметно воспользоваться
специальными техниками).
Итак, у
нас всегда есть выбор, как поступить
в той или иной ситуации. Можно
проявить агрессию и вызвать тем
самым нежелательные
4. Этюд
«Я в гневе»
И наконец,
психолог предлагает детям вспомнить
ситуацию, когда они не просто злились,
а пребывали в бешенстве, ощутить
свой гнев и изобразить себя в этом
состоянии. После выполнения задания
обсуждается, какие физические характеристики
сопровождают проявления гнева: покраснение
кожи лица, учащение пульса, соответствующая
мимика и т.д. Затем детям предлагают посмотреть
в зеркало в момент ярости, чтобы увидеть
себя глазами окружающих. Какое впечатление
создает разгневанный человек?
В качестве
вывода психолог резюмирует: когда
вы разгневаны, нелишним будет вспомнить
свое отражение в зеркале и
представить, как вы выглядите со
стороны в настоящий момент. После
чего можно выполнить следующее
упражнение.
5. Упражнение
«Остановись и подумай» (на ауторелаксацию
и саморегуляцию).
Это упражнение
предполагает использование визуальных
образов для расслабления. Дети младшего
школьного возраста легко обучаются
этой технике, так как им свойственно
наглядно-образное мышление.
Для выполнения
упражнения необходимо глубоко вздохнуть,
набрать в легкие побольше воздуха
и напрячь все тело, насколько
это возможно (ладони при этом сжимаются
в кулаки, руки сильно прижимаются
к телу, ноги упираются в пол
и т.д.). Затем начинается расслабление,
сопровождающееся медленным выдохом.
При этом выпускать воздух и расслабляться
необходимо как бы сверху вниз: от головы
до ступней ног.
Затем
детям предлагается вспомнить человека,
на которого они когда-то сильно разозлились.
Упражнение повторяется. При этом нужно
представить, как гнев медленно спускается
от макушки через все тело к ногам и уходит
через ступни. Психолог говорит детям:
«Сейчас вы стоите в луже своего гнева.
Выйдите из нее и отойдите в сторону. Теперь
вы избавились от своего гнева, вы спокойны,
собранны, сдержанны и можете без негативных
эмоций поговорить со своим обидчиком».
Занятие
5
Материалы:
дневнички участников тренинга, ручки,
цветные карандаши.
Ход занятия
1. Этюд
«Разговор через стекло» (
Детей
разбивают на группы по 2 человека. Напарники
садятся друг напротив друга. Один из них
с помощью мимики и жестов (пантомима)
передает другому конкретную информацию,
как будто между ними — преграда в виде
толстого стекла, и поэтому они не могут
услышать друг друга. Какую именно информацию
нужно передать, подсказывает тренер.
Для начала предлагаются нейтральные
варианты, а потом те, которые в дальнейшем
будут отрабатываться. Например, один
участник показывает другому, что очень
на него разозлился (должна быть придумана
конкретная причина), и угрожает ему.
После
завершения «разговора» дети вместе
с психологом анализируют невербальные
средства, которые были использованы
«нападающим», и обсуждают адекватные
пути выхода из этой конфликтной ситуации.
2. Игра
«Да»—диалог, «Нет»—диалог»
«Да»-диалог.
Двое из группы усаживаются в центр
круга и начинают диалог. Один из
них произносит любую фразу: о
погоде, о прочитанной книге и
т.п., постепенно переходя к высказываниям
о значимых для собеседника событиях,
людях, чертах их характера. Второй игрок
сразу же отзывается, соглашаясь со всем,
что говорит первый, — это непременное
условие.
Остальные
ребята следят за тем, чтобы второй
участник диалога не начал возражать
собеседнику. Иногда сделать это
бывает очень нелегко. Но ведь это всего
лишь игра, в жизни такая тренировка помогает
сдержать себя, подавить излишнюю агрессивность.
«Нет»-диалог.
Данная игра аналогична предыдущей, но
задание противоположное —
3. Беседа
«Как мы говорим "Нет"«
Психолог
в короткой беседе подводит ребят
к выводу о том, что иногда лучше
согласиться или сказать оппоненту категорическое
«нет», чем начинать возбужденно комментировать
свое недовольство его высказыванием
или просьбой. Это помогает продемонстрировать
настойчивое и решительное поведение,
обозначить четкую позицию и не ухудшить
отношений с собеседником. Кроме того,
аргументированный отказ позволяет обосновать
несогласие или невозможность выполнить
просьбу. В противном случае человек может
счесть его за каприз и обидеться.
4. Упражнение
«Письмо другу»
Психолог
предлагает детям написать письмо своему
другу, хорошему знакомому или однокласснику
с комментариями по поводу одного из его
агрессивных поступков. Необходимо дать
оценку поступку, отметить качества человека,
способствовавшие такому поведению, и
указать пути исправления недостатков.
Хорошо, если будут использованы ситуации,
действительно имевшие место в данном
классе или школе. Можно применить групповую
или индивидуальную формы работы.
После
выполнения задания следует обсудить,
почему в обществе осуждаются подобные
поступки, как нужно себя вести в аналогичных
обстоятельствах, какие способы решения
проблемы наиболее эффективны. Если дети
в своих письмах указывают адекватные
пути исправления ситуации, это следует
обязательно отметить.
На первый
взгляд никакого воспитания и «самовоспитания»
данное упражнение не предусматривает.
Однако для того чтобы написать такое
письмо, ребенок должен подобрать убедительные
аргументы: почему не следует проявлять
агрессию и как нужно поступать. Тем самым
ребенок фиксирует и вербализует мотивы
и формы неагрессивного поведения, сам
вырабатывает и усваивает конструктивные
линии поведения.
5. Подвижная
игра «Зеркало»
Участников
разбивают на пары. Один ребенок
демонстрирует движения, а второй
должен их асимметрично, зеркально
повторять, стремясь к синхронности.
Затем партнеры меняются: второй участник
задает движения, а первый выполняет функцию
его зеркального отражения.
6. Этюд
«Улыбка по кругу». Ритуал прощания.
Занятие
6
Материалы:
дневнички участников тренинга, ручки,
набор карточек или плакат со схематическим
изображением различных эмоциональных
состояний человека.
Ход занятия
1. Этюд
«Какой я разный»
Психолог
поочередно демонстрирует карточки
с изображением различных эмоциональных
состояний человека и предлагает
участникам тренинга показать себя в
этих состояниях. Так, грусть сопровождается
соответствующим выражением лица, имитацией
слез; радость — улыбкой, доброжелательными
рукопожатиями, жестом «О'кей!»; злость
— агрессивной жестикуляцией и т.п.
Заканчивается
выполнение этюда коллективным выводом
о том, что в разные минуты жизни
мы испытываем разные чувства, находимся
в определенных состояниях и ведем себя
в соответствии с ними.
2. Этюд
«Два сердитых мальчика»
Двое
ребят из группы проигрывают сценку
«Мальчики поссорились» (причину
называет тренер). Они очень сердиты:
сдвинули брови, размахивают руками,
наступают друг на друга, вот-вот ввяжутся
в драку.
Дети
вместе с ведущим анализируют
ситуацию в соответствии с логической
цепочкой: причина размолвки, формы
эмоционального реагирования обоих
участников конфликта, поиск конструктивного
решения проблемы и адекватных способов
реагирования.
3. Беседа
«Когда я сержусь...»
Тренер
начинает беседу об отношении детей
к своей агрессивности. Обсуждается,
что обычно люди испытывают в состоянии
злости, гнева; какие внутренние ощущения
у них возникают в эти моменты;
как они выглядят со стороны; как относятся
к самим себе в такие минуты.
Дети
вместе с тренером отвечают на ряд
вопросов. Что чаще всего порождает
в людях злость, агрессивность: стремление
постоять за себя и за других, защитить
собственное достоинство или
жестокость, ненависть, недоброжелательность,
упрямство? Каким образом обычно проявляется
агрессивность: в драках, в оскорблениях,
в порче предметов обстановки? Как каждый
из вас справляется со своей агрессивностью:
дает ей ход или стремится сдерживать?
Затем
тренер просит ребят без указания конкретных
имен и фамилий припомнить людей, с которыми
они когда-либо не поладили, что-то не поделили,
на которых особенно злы. Психолог предлагает
детям подумать, есть ли у них «враги»?
4. Упражнение
«Выставка»
Дети
принимают удобную позу, расслабляются,
делают 3— 4 глубоких вдоха и закрывают
глаза. Ребята представляют, что попали
на небольшую выставку, где вывешены фотографии
тех, на кого они рассержены либо обижены.
Необходимо мысленно походить по выставке,
рассмотреть все портреты, выбрать любой
из них и остановиться возле него. Затем
нужно вспомнить какую-нибудь конфликтную
ситуацию, связанную с человеком. чей портрет
привлек внимание, и мысленно перенестись
в нее. Не открывая глаз, дети представляют,
что бы они сделали с обидчиком, что бы
сказали ему. Можно предложить ребятам
выплеснуть всю свою злость на фотографию,
проговаривая реплики вслух и изображая
свои действия.
5. Упражнение
«Неприятный диалог»
Тренер
сообщает ребятам о том, что до
сих пор они произносили
Сначала
ребенок выказывает свое недовольство
воображаемому «врагу», например: «Мне
не нравится, что ты..., и поэтому мне хочется
обругать (ударить) тебя». Затем слово
предоставляется «оппоненту».
После
завершения «диалога» анализируется,
какие ощущения возникли при подобной
форме общения, что испытал каждый
член группы: осталось у него столько же
злости на своего «врага» либо меньше,
а может, это чувство исчезло совсем?
Два последних
упражнения дают возможность детям
отреагировать свое негативное эмоциональное
состояние, связанное с определенным
человеком, в безопасной форме. Наиболее
ценным результатом выполнения этих упражнений
является выработка участниками тренинга
собственных вариантов снятия агрессивности.
Когда уровень агрессивности большинства
ребят снизится, тренер предлагает закончить
упражнение, подводит итоги и формулирует
выводы вместе с детьми.
В качестве
вывода можно использовать следующую
притчу:
«Жила-была
невероятно свирепая, ядовитая и злобная
Змея. Однажды она повстречала
мудреца, и он посоветовал ей прекратить
обижать людей. Змея, поразившись его
доброте, утратила свою злобность и решила
жить, не нанося ущерба кому-либо. Но как
только люди узнали о том, что Змея не опасна,
они стали издеваться над ней: бросать
в нее камни, таскать за хвост и т.д. Для
Змеи настали тяжелые времена. Мудрец
увидел, что происходит, и, выслушав жалобы
Змеи, изрек: «Я сказал, чтобы ты перестала
причинять людям страдания и боль, но я
не говорил, чтобы ты никогда не шипела
и не отпугивала обидчиков"«.
Мораль:
нет ничего зазорного в том, чтобы
шипеть на нехорошего человека или врага,
показывая, что вы можете постоять за себя.
Только надо быть осторожным и не пускать
«яд» в кровь противнику. Можно научиться
противостоять злу, не причиняя боль в
ответ.
Далее
тренер сообщает детям, что упражнения
«Выставка» и «Неприятный диалог» являются
«безвредными» способами избавления от
собственного гнева и снятия агрессивности.
Той же цели служит и следующее упражнение.