Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 21:46, реферат
Целью данной работы является изучение особенностей проявления агрессии у детей в младшем школьном возрасте
Задачи исследования:
1) Провести теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме агрессивного поведения детей младшего школьного возраста;
2) выявить формы проявления агрессии;
Введение
1. Агрессия и формы ее проявления у младших школьников
1.1 Проблема агрессии в работах отечественных и зарубежных психологов
1.2 Психологические особенности младшего школьника
1.3 Формы и особенности проявления агрессии у младших школьников
2. Методические основы экспериментальной работы
2.1 Характеристика диагностической программы
2.2 Описание коррекционной программы
3. Результаты исследования по проблеме агрессии у детей младшего школьного возраста
3.1 Результаты констатирующего эксперимента
3.2 Выводы и рекомендации по результатам экспериментальной работы
Заключение
Литература
Приложение
6. Упражнение
«Грязные руки» (на
Дети
устраиваются поудобнее в расслабленной
позе, закрывают глаза, делают 2—3 глубоких
вдоха, задерживают дыхание и затем медленно
выдыхают воздух. Им необходимо мысленно
увидеть человека, на которого они разозлились,
и вновь испытать это чувство. Затем ребята
представляют, что вся злость на обидчика
как бы стекается и концентрируется в
кистях рук. Визуализация сопровождается
соответствующей формулой самовнушения.
Когда все дети проделали это, тренер говорит:
«Теперь вся злость находится в кистях
ваших рук. Если злости было много, вы ощущаете
ее тяжесть. Злость — это неприятное чувство,
поэтому кажется, что у вас грязные руки.
Так давайте вымоем их хорошенько, смоем
злость, и нам станет намного легче и приятнее.
Мы ощутим чистоту и свежесть, как после
купания. Мы будем готовы разговаривать
с любым человеком доброжелательно, сохраняя
эту чистоту и свежесть».
7. Этюд
«Улыбка по кругу». Ритуал прощания.
Занятие
7
Материалы:
дневнички участников тренинга, ручки,
набор карточек или плакат со схематическим
изображением различных эмоциональных
состояний человека.
Ход занятия
1. Подвижная
игра «Бой петухов»
Участники
разбиваются на пары и встают друг
напротив друга, держа руки на поясе.
Прыгая на одной ноге и толкаясь
плечами, каждый играющий стремится
вывести партнера из равновесия. Проигравшим
считается тот, кто встанет на обе ноги
или коснется второй ногой пола.
Вариант:
можно придерживать рукой мысок
согнутой ноги. Побеждает тот, кто
дольше «пропрыгает».
2. Подвижная
игра «Штурм крепости»
Все участники
тренинга строят крепость из заранее
заготовленного «стройматериала», а затем
делятся на две команды. Одна штурмует
крепость, другая защищает ее. Затем команды
меняются ролями. Основным оружием игроков
являются надувные шары, мячи, мягкие игрушки.
3. Подвижная
игра «Соблюдай дистанцию»
Тренер
объясняет ребятам, что иногда человек
может принять нарушение принятой дистанции
за проявление недоброжелательного намерения,
агрессию. Для всех эта дистанция индивидуальна.
Детям предлагается разбиться на пары
и найти оптимальную для каждого дистанцию
— минимальное расстояние до другого
игрока, при соблюдении которого человек
чувствует себя свободно. Это пространство
очерчивается мелом (в виде окружности)
вокруг каждого ребенка. После этого дети
начинают экспериментировать. Вступая
в разговор, они нарушают очерченную границу,
приближаясь, а затем отдаляясь от собеседника.
Продолжить
игру можно, используя упражнение «Остановка
рук». Участники по-прежнему работают
в парах. У одного из них закрыты
глаза. Второй постепенно приближает к
нему руку. Когда первому игроку
покажется, что чужая рука находится от
него на расстоянии сантиметра, нужно
сказать «Стоп». Вариант: один из участников
не просто протягивает к напарнику руку,
а подходит сам, далее — аналогично.
Игра
заканчивается обсуждением
4. Упражнение
«Воздушный шарик» (на ауторелаксацию
упр. 8, задание №5).
5. Этюд
«Слушаем себя» (упражнение на
ауторелаксацию).
6. Этюд
«Улыбка по кругу» Ритуал
Методика
«Как ты поступишь»
Ф.И.О.:
______________________________
Возраст:
___ лет;
Класс:
___;
«Твоя
реакция, если...»
1. Во
время перемены или после
2. Ты
пришел в школу с новой
3. Одноклассник
толкает тебя, когда ты стоишь
в очереди в столовую.
4. Твой
приятель пытается вовлечь
5. Кто-либо
из знакомых оскорбляет членов
твоей семьи
6. Старшеклассник
просит одолжить ему небольшую
сумму денег.
7. Некто
выхватил из твоих рук булочку или шоколадку.
8. Ты
желаешь присоединиться к
9. Шутки
ради некто ставит тебе
10. На
уроке во время твоего ответа
кто-либо шепчется за спиной.
11. Ты
был осмеян всем классом из-за
нелепой ошибки при ответе
на вопрос учителя.
12. Некто
резко закрывает перед тобой
дверь.
Личностный
опросник Айзенка (детский вариант)
Дорогой
Друг!
Просим
тебя ответить на интересующие нас вопросы.
Это для нас очень важно. Помни, что правильных
или неправильных ответов здесь быть не
может. Поэтому отвечай сразу, долго не
задумывайся.
Опросник
1. Любишь
ли ты шум и суету вокруг
себя?
2. Часто
ли ты нуждаешься в друзьях,
которые могли бы тебя поддержать или
утешить?
3. Ты
всегда находишь быстрый ответ,
4. Бываешь
ли ты иногда сердитым, раздражительным,
злишься?
5. Часто
ли у тебя меняется настроение?
6. Тебе
больше нравится быть одному, чем встречаться
с другими ребятами?
7. Бывает
ли иногда, что тебе мешают
уснуть разные мысли?
8. Всегда
ли ты сразу делаешь так,
как тебе говорят?
9. Любишь
ли ты подшутить над кем-
10. Ты
когда-нибудь чувствовал себя
несчастным, хотя для этого не было настоящей
причины?
11. Ты
веселый человек?
12. Ты
когда-нибудь нарушал правила
поведения в школе?
13. Многое
ли раздражает тебя?
14. Тебе
нравится такая работа, где надо
делать все быстро?
15. Ты
переживаешь из-за всяких
16. Тебе
можно доверить любую тайну?
17. Можешь
ли ты развеселить заскучавших
товарищей?
18. Случается
ли иногда так, что у тебя
без всякой причины сильно
бьется сердце?
19. Обычно
ты делаешь первый шаг для того, чтобы
с кем-нибудь подружиться?
20. Ты
когда-нибудь говорил неправду?
21. Сильно
ли ты огорчаешься, если люди
находят недостатки в работе,
которую ты сделал?
22. Любишь
литы рассказывать смешные
23. Часто
ли ты чувствуешь себя усталым
без всякой причины?
24. Ты
всегда сначала делаешь уроки,
а играешь уже потом?
25. Ты
обычно весел и всем доволен?
26. Обидчив
литы?
27. Любишь
ли ты разговаривать и играть
с другими детьми?
28. Всегда
ли ты выполняешь просьбы родных о помощи
по хозяйству?
29. Бывает
ли так, что у тебя сильно
кружится голова?
30. Любишь
ли ты поставить кого-нибудь
в неловкое положение,
31. Ты
часто чувствуешь, что тебе что-нибудь
очень надоело?
32. Ты
любишь иногда похвастаться?
33. Ты
чаще всего молчишь в обществе
других людей?
34. Ты
иногда волнуешься так сильно,
что тебе трудно усидеть на
месте?
35. Ты
быстро решаешься на что-
36. Ты
иногда шумишь в классе, когда
нет учителя?
37. Тебе
часто снятся страшные сны?
38. Можешь
ли ты забыть обо всем и
от души повеселиться среди
своих друзей, приятелей, подруг?
39. Тебя
легко огорчить чем-нибудь?
40. Случалось
ли тебе плохо говорить о
ком-нибудь?
41. Можешь
ли ты назвать себя беспечным,
беззаботным человеком?
42. Если
тебе случается попасть в
43. Ты
любишь шумные и веселые игры?
44. Ты
всегда ешь все, что тебе
предлагают?
45. Тебе
трудно отказаться, если тебя
о чем-нибудь попросят?
46. Ты
любишь часто ходить в гости?
47. Бывают
ли такие моменты, когда тебе
не хочется жить?
48. Ты
когда-нибудь был грубым с
49. Тебя
считают веселым человеком?
50. Ты
часто отвлекаешься, когда делаешь
уроки?
51. Ты
больше любишь сидеть в стороне и
смотреть, чем самому принимать участие
в общем веселье?
52. Тебе
обычно бывает трудно уснуть
из-за разных мыслей?
53. Ты
обычно бываешь уверен в том,
что сможешь справиться с
54. Часто
ли ты чувствуешь себя одиноким?
55. Ты
стесняешься первым
56. Часто
ли ты решаешься на что-нибудь,
когда уже поздно?
57. Когда
кто-нибудь из приятелей
58. Ты
иногда чувствуешь себя
59. Ты
считаешь, что трудно получить
настоящее удовольствие в
60. Тебе
часто приходится волноваться
из-за того, что ты сделал что-нибудь
не подумав?
Графическая
методика «Кактус»
Методика
предназначена для работы с детьми старше
3 лет. Цель : исследование эмоционально-личностной
сферы ребенка. При проведении диагностики
испытуемому выдается лист бумаги форматом
А4 и простой карандаш.
Инструкция:
«На листе бумаги нарисуй кактус
- таким, каким ты его себе представляешь».
Вопросы и дополнительные объяснения
не допускаются. Обработка данных. При
обработке результатов принимаются во
внимание данные, соответствующие всем
графическим методам, а именно:
· пространственное
положение
· размер
рисунка
· характеристики
линий