Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 18:36, курсовая работа
Дети с нарушениями речи - это дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Нарушения речи многообразны, они могут проявляться в нарушении произношения, грамматического строя речи, бедности словарного запаса, а также в нарушении темпа и плавности речи.
Требования жизни к организации воспитания и обучения интенсифицируют поиски новых , более эффективных психолого – педагогических подходов, нацеленных на приведение методов обучения в соответствие с психологическими особенностями ребенка.. Поэтому проблема психологической готовности детей к обучению в школе получает особое значение . Так как от ее решения зависит успешность последующего обучения детей в школе.
В курсовой работе, что дифференцированный подход в обучении младших школьников зависит от уровня их готовности к школьному обучению. Знания учителем индивидуально – психологических особенностей учащихся, позволяет ему правильно организовать учебный процесс по речевому развитию в период обучения грамоте:
Подбор упражнений, способствующих речевому развитию младших школьников;
Широкое использование различного методического материала;
Моделирование дифференцированных заданий для учащихся;
Постоянный контроль за уровнем речевого развития.
В своей работе учитель должен опираться на такие дидактические принципы обучения как:
Учет индивидуально – психологических особенностей учащихся;
Сознательности;
Наглядности;
Систематичности;
Последовательности;
Результативности.
Список литературы.
1. .Анастази А. Психологическое тестирование: кн.2/Под. Ред. К.М.Гуревича, В.И.Лубовского – М.,1982.
2. Айдарова Л.И. Психологические проблемы обучения младших школьников русскому языку. – М.,1987.
3. Айзман Р.И., Жарова Г.Н., Айзман Л.К.,Савинков А.И., Забрамная С.Д. и другие Подготовка ребенка к школе. – М., 1992.
4. Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. – Ростов – на – Дону.,1999.
5. Битянова М.Р., Азарова Т.В. и другие Работа психолога в начальной школе. – М.,1998
6. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения. Т.2. – М., 1979 (Развитие мышление школьника: 5 – 118)
7. Богданова Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребенка. – М.,1994.
8. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.,1968.
9. Вавилова В.И. Загадка – средство эмоционального воздействия на развитие познавательных способностей учащихся // Начальная школа. – 1994 - №7.
10. Венгер Л.А. Готов ли ваш ребенок к школе. – М., 1994.
11. Венгер А.Л., Цукерман Н.К. Схема индивидуального обследования детей младшего школьного возраста – Томск.,1993.
12. Выготский Л.С. Педагогическая психология – М., 1991 (О педагогическом анализе педагогического процесса: 430 – 449)
13. Гальперин П.Я., Запорожец А.В., Эльконин Д.Б. Проблемы формирования знаний и умений у школьников и новые методы обучения в школе// Вопросы психологии. – 1963. - №5
14. Гобова Е.С. Чтение. Словестность письменность. – М., 1997.
15. Гуревич К.М. Индивидуально – психологические особенности школьников. – М., 1988 (Младший школьник: 24-31)
16. Гладких В.И. Об индивидуальном подходе к у3чащимся в школе и семье. – Пенза.,1958.
17. Гессен С.И. Основы педагогики. – М.,1995.
18. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. – М., 1986 (Психологическое развитие младших школьников в процессе учебной деятельности: 163-213)
19. Диагностика готовности детей к обучению в школе/ Сост. Г.Т.Дмитриев. – М.,1994.
20. Дощицина З.В. Оценка степени готовности детей к обучению в школе в условиях разноуровневой дифференциации – М., 1994.
21. Жедек П.С. Использование методов развития обучения на уроках русского языка в младших классах. – Томск., 1992.
22. Жуйко С.Р. Психологические основы повышения эффективности обучения младших школьников родному языку. – М.,1979.
23. Занков Л.В. Дидактика и жизнь. – М., 1968.
24. Запарожец А.В. Избранные психологические труды: В 2 т. – М., 1986. – Т.1 (Учение Ж Пиаже и психическое развитие ребенка: 216 – 221. Проблемы развития психики ребенка: 223 – 232. Возрастные периоды психического развития ребенка: 233 – 235, 248 – 257)
25. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. – М.,1993.
26. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (развитие ребенка от рождения до 17 лет. – М.,1998.
27. Леонович Е.Н. Средства для обучения элементарному чтению// Начальная школа. – 1990. - №12.
28. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: в 2т. – М., 1983. – Т.1 (К теории развития психики ребенка: 281 – 302)
29. Лерер И.Я. Дидактическая система методов обучения. – М.,1976.
30. Лисина Н.И., Копчеля Г.И. Общение со взрослыми и психологическая подготовка детей к школе. – Кишенев, 1987. (Генезис общения у дошкольников: 5 – 43)
31. Маркова А.К. Психология обучения подростка. – М., 1995 (Резервы познавательных возможностей в среднем школьном возрасте: 16 – 26)
32. Мухина В.С. Шестилетний ребенок в школе. – М.,1986.
33. Начальные классы. Программа (1 – 3). – М.,1994.
34. Некрасова Т.В. Развивающее обучение на уроках русского языка в начальной школе (Букварный период). – Томск, 1994.
35. Немов Р.С. Психология. – М.,1994.
36. Нежнова Т.А. Динамика «внутренней позиции» при переходе от дошкольного к школьному возрасту. – М.,1988.
37. Нечаева Н.В. Обучение грамоте. – М.,1992.
38. Новгородцева Н.В. Развитие речи детей 2. – Ярославль, 1997
39. Обухова Л.Ф. Концепция Жана Пиаже: за и против. – М., 1981 (Основы теории Жана Пиаже: 9 – 25. Учение Ж.Пиаже об эгоцентрической позиции ребенка: 34 – 42. От действия к мысли(в учениях Ж.Пиаже): 42 – 53. Факторы интеллектуального развития ребенка: 53 – 56. Стадии интеллектуального развития ребенка(по Ж. Пиаже): 56 – 64. Сенсомоторный период развития (по Ж. Пиаже): 64 – 76. Становление внутреннего плана интеллектуальной деятельности (по Ж. Пиаже): 76 – 85. Анализ концепции Ж.Пиаже: 134 – 190)
40. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М.,1998
41. Особенности психического развития детей 6 – 7 летнего возраста/Под ред. Д.Б.Эльконина, Л.А.Венгера. – М.,1988.
42. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. – М., 1999.
43. Подъяков Н.М. Мышление дошкольника. – М., 1972 (Формирование у дошкольников обобщенных способов практического исследования ситуации: 122 – 123. Формирование наглядно – образного мышления у дошкольников: 162 – 237)
44. Подготовка детей к школе в СССР и ЧССР. – Братислава.,1985.
45. Полякова А.В. Творческие учебные задания по русскому языку для учащихся 1 – 4 классов. – М., 1998.
46. Полякова А.В. Усвоение знаний и развитие младших школьников. – М., 1978.
47. Рабунский Е.С. Индивидуальный подход в процессе обучения школьников. – М.,1975.
48. Рамзаев Т.Т., Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах. – М., 1979.
49. Русский язык в начальных классах/ Под ред. Н.С.Соловейчик, П.С. Жедек. – М.,1997.
50. Русский язык в начальных классах. – теория и практика обучения. – М., 1984.
51. Рубинштейн С.П. Основы общей психологии: в 2 т. – М., 1989 - Т.1 (Развитие мышления ребенка: 400 – 442. Развитие речи у детей: 460 – 482)
52. Саловайнен Х.М. Побуждение у детей интереса к чтению. – М.,1990.
53. Салмина Н.Г. Знак и символ в обучении. – М., 1988 (Формирование знаково – символической деятельности: 211 – 257)
54. Селиванов В.И. Воля и ее воспитание. – М., 1976 (Развитие воли у детей: 18 – 28. Воспитание воли школьников: 28 – 61)
55. Скаткина М.Н. Дидактика средней школы. – М., 1982 (Дифференциация обучения в средней общеобразовательной школе Н.М. Шахмаев: 269 – 297)
56. Смирнов А.А. Избранные психологические труды: в 2 т. – М., 1987 – Т.1 (Психология ребенка и подростка: 163 – 185)
57. Синицын В.А. «Я начну, а ты продолжи…»: пособие по русскому языку для учителя начальных классов. – Чебоксары, 1997.
58. Субботский Е.В. Как рождается личность (некоторые психологические аспекты формирования личности ребенка). – М., 1978 (У истоков морали: 33 – 56)
59. Совершенствование обучения младших школьников. – М., 1984.
60. Фридмае Л.М. Педагогический опыт глазами психолога: книга для учителя. – М., 1987 (Основные принципы организации и проведения учебного процесса: 9 – 62. Организация учебно – познавательной деятельности (передовой педагогический опыт): 63 – 176. Модель учебной деятельности учащегося: 178 – 184)
61. Унт И. Индивидуализация и дифференциация обучения. – М.,1990
62. Чуракова Р.Г. Дидактическая система Л.В.Занкова. проблемы и перспективы. – М.,1999.
63. Ярошевский М.Г. История психологии. – М.,1966.
Таблица 2.1.5.
№ п/п | Ф.И. учащихся | Количество баллов |
|
1 | Андра Лера | +30 | |
2 | Власов Никита | +28 | |
3 | Гордейчук Настя | +18 | |
4 | Горобейко Ульяна | +29 | |
5 | Зазовская Катя | +10 | |
6 | Иванова Оля | +22 | |
7 | Каленюк Андрей | +15 | |
8 | Кауфман Марк | +20 | |
9 | Костина Оксана | +18 | |
10 | Литвинов Богдан | +30 | |
11 | Лихачев Артем | +26 | |
12 | Мерзлова Наташа | +18 | |
13 | Можара Кирилл | +21 | |
14 | Пасечник Даша | +29 | |
15 | Рычгорская Женя | +27 | |
16 | Соловьев Федя | +29 | |
17 | Стругачев Сережа | +11 | |
18 | Тетерятников Саша | +14 | |
19 | Титаренко Женя | +21 | |
20 | Токоленко Арина | +20 |
Результаты ориентировочного теста с учащимися 1 «Б» класса
Таблица 2.1.6
№ п/п | Ф.И. учащихся | Количество баллов |
|
1 | Антонова Алена | 29 | |
2 | Алексеев Вова | 15 | |
3 | Артемичева Лена | 23 | |
4 | Горелов Сережа | 14 |
|
5 | Дмитриева Кристина | 25 | |
6 | Домина Элла | 16 | |
7 | Кирилова Марина | 11 | |
8 | Коновалова Таня | 17 | |
9 | Корнева Валя | 29 | |
10 | Мисеева Настя | 30 | |
11 | Муров Рома | 30 | |
12 | Никитина Надя | 12 | |
13 | Попоев Андрей | 24 | |
14 | Пошель Миша | 28 | |
15 | Проценко Лена | 30 | |
16 | Смирнов Сережа | 28 | |
17 | Сухарева Катя | 21 | |
18 | Суховой Саша | 25 | |
19 | Шматков Максим | 30 | |
20 | Щербакова Валя | 20 |
Информация о работе Готовность к школьному обучению детей с ОНР 3 уровня