Готовность к школьному обучению детей с ОНР 3 уровня

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 18:36, курсовая работа

Описание

Дети с нарушениями речи - это дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Нарушения речи многообразны, они могут проявляться в нарушении произношения, грамматического строя речи, бедности словарного запаса, а также в нарушении темпа и плавности речи.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа 3 курс.doc

— 658.50 Кб (Скачать документ)

Требования жизни к организации воспитания и обучения интенсифицируют поиски новых , более эффективных психолого – педагогических подходов, нацеленных на приведение методов обучения в соответствие с  психологическими особенностями ребенка.. Поэтому проблема психологической готовности детей к обучению в школе получает особое значение . Так как от ее решения зависит успешность последующего обучения детей в школе.

В курсовой работе,  что дифференцированный подход в обучении младших школьников зависит от уровня их готовности к школьному обучению. Знания учителем индивидуально – психологических особенностей учащихся, позволяет ему правильно организовать учебный процесс по речевому  развитию в период обучения грамоте:

         Подбор  упражнений, способствующих речевому развитию младших школьников;

         Широкое использование различного методического материала;

         Моделирование дифференцированных заданий для учащихся;

         Постоянный контроль за уровнем речевого развития.

В своей работе учитель должен опираться на такие дидактические принципы обучения как:

       Учет индивидуально – психологических особенностей учащихся;

       Сознательности;

       Наглядности;

       Систематичности;

       Последовательности;

       Результативности.

Список литературы.

 

 

1.       .Анастази А. Психологическое тестирование: кн.2/Под. Ред. К.М.Гуревича, В.И.Лубовского – М.,1982.

2.       Айдарова Л.И. Психологические проблемы обучения младших школьников русскому языку. – М.,1987.

3.       Айзман Р.И., Жарова Г.Н., Айзман Л.К.,Савинков А.И., Забрамная С.Д. и другие Подготовка ребенка к школе. – М., 1992.

4.       Басова Н.В. Педагогика  и практическая психология. – Ростов – на – Дону.,1999.

5.       Битянова М.Р., Азарова Т.В. и другие Работа психолога в начальной школе. – М.,1998

6.       Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения. Т.2. – М., 1979 (Развитие мышление школьника: 5 – 118)

7.       Богданова Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребенка. – М.,1994.

8.       Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.,1968.

9.       Вавилова В.И. Загадка – средство эмоционального воздействия на развитие познавательных способностей учащихся // Начальная школа. – 1994 - №7.

10.   Венгер Л.А. Готов ли ваш ребенок к школе. – М., 1994.

11.   Венгер А.Л., Цукерман Н.К. Схема индивидуального обследования детей младшего школьного возраста – Томск.,1993.

12.   Выготский Л.С. Педагогическая психология – М., 1991 (О педагогическом анализе педагогического процесса: 430 – 449)

13.   Гальперин П.Я., Запорожец А.В., Эльконин Д.Б. Проблемы формирования знаний и умений у школьников и новые методы обучения в школе// Вопросы психологии. – 1963. - №5

14.   Гобова Е.С. Чтение. Словестность письменность. – М., 1997.

15.   Гуревич К.М. Индивидуально – психологические особенности школьников. – М., 1988 (Младший школьник: 24-31)

16.   Гладких В.И. Об индивидуальном подходе к у3чащимся в школе и семье. – Пенза.,1958.

17.   Гессен С.И. Основы педагогики. – М.,1995.

18.   Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. – М., 1986 (Психологическое развитие младших школьников в процессе учебной деятельности: 163-213)

19.   Диагностика готовности детей к обучению в школе/ Сост. Г.Т.Дмитриев. – М.,1994.

20.   Дощицина З.В. Оценка степени готовности детей к обучению в школе в условиях разноуровневой дифференциации – М., 1994.

21.   Жедек П.С. Использование методов развития обучения на уроках русского языка в младших классах. – Томск., 1992.

22.   Жуйко С.Р. Психологические основы повышения эффективности обучения младших школьников родному языку. – М.,1979.

23.   Занков Л.В. Дидактика и жизнь. – М., 1968.

24.   Запарожец А.В. Избранные психологические труды: В 2  т. – М., 1986. – Т.1 (Учение Ж Пиаже и психическое развитие ребенка: 216 – 221. Проблемы развития психики ребенка: 223 – 232. Возрастные периоды психического развития ребенка: 233 – 235, 248 – 257)

25.   Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. – М.,1993.

26.   Кулагина И.Ю. Возрастная психология (развитие ребенка от рождения до 17 лет. – М.,1998.

27.   Леонович Е.Н. Средства для обучения элементарному чтению// Начальная школа. – 1990. - №12.

28.   Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: в 2т. – М., 1983. – Т.1 (К теории развития психики ребенка: 281 – 302)

29.   Лерер И.Я. Дидактическая система методов обучения. – М.,1976.

30.   Лисина Н.И., Копчеля Г.И. Общение со взрослыми и психологическая подготовка детей к школе. – Кишенев, 1987. (Генезис общения  у дошкольников: 5 – 43)

31.   Маркова А.К. Психология обучения подростка. – М., 1995 (Резервы познавательных возможностей в среднем школьном возрасте: 16 – 26)

32.   Мухина В.С. Шестилетний ребенок в школе. – М.,1986.

33.   Начальные классы. Программа (1 – 3). – М.,1994.

34.   Некрасова Т.В. Развивающее обучение на уроках русского языка в начальной школе (Букварный период). – Томск, 1994.

35.   Немов Р.С. Психология. – М.,1994.

36.   Нежнова Т.А. Динамика «внутренней позиции» при переходе от дошкольного к школьному возрасту. – М.,1988.

37.   Нечаева Н.В. Обучение грамоте. – М.,1992.

38.   Новгородцева Н.В. Развитие речи детей 2. – Ярославль, 1997

39.   Обухова Л.Ф. Концепция Жана Пиаже: за и против. – М., 1981 (Основы теории Жана Пиаже: 9 – 25. Учение Ж.Пиаже об эгоцентрической позиции ребенка: 34 – 42. От действия к мысли(в учениях Ж.Пиаже): 42 – 53. Факторы интеллектуального развития ребенка: 53 – 56. Стадии интеллектуального развития ребенка(по Ж. Пиаже): 56 – 64. Сенсомоторный период развития (по Ж. Пиаже): 64 – 76. Становление внутреннего плана интеллектуальной деятельности (по Ж. Пиаже): 76 – 85. Анализ концепции Ж.Пиаже: 134 – 190)

40.   Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М.,1998

41.   Особенности психического развития детей 6 – 7 летнего возраста/Под ред. Д.Б.Эльконина, Л.А.Венгера. – М.,1988.

42.   Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. – М., 1999.

43.   Подъяков Н.М. Мышление дошкольника. – М., 1972 (Формирование у дошкольников обобщенных способов практического исследования ситуации: 122 – 123. Формирование наглядно – образного мышления у дошкольников: 162 – 237)

44.   Подготовка детей к школе в СССР и ЧССР. – Братислава.,1985.

45.   Полякова А.В. Творческие  учебные задания по русскому языку  для учащихся  1 – 4 классов. – М., 1998.

46.   Полякова А.В. Усвоение знаний и развитие младших школьников. – М., 1978.

47.   Рабунский Е.С. Индивидуальный подход в процессе обучения школьников. – М.,1975.

48.   Рамзаев Т.Т., Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах. – М., 1979.

49.   Русский язык в начальных классах/ Под ред. Н.С.Соловейчик, П.С. Жедек. – М.,1997.

50.   Русский язык в начальных классах. – теория и практика обучения.  – М., 1984.

51.   Рубинштейн С.П. Основы общей психологии: в 2 т. – М., 1989  - Т.1 (Развитие мышления ребенка: 400 – 442. Развитие речи у детей: 460 – 482)

52.   Саловайнен Х.М. Побуждение у детей интереса к чтению. – М.,1990.

53.   Салмина Н.Г. Знак и символ в обучении. – М., 1988 (Формирование знаково – символической деятельности: 211 – 257)

54.   Селиванов В.И. Воля и ее воспитание. – М., 1976 (Развитие воли у детей: 18 – 28. Воспитание воли школьников: 28 – 61)

55.   Скаткина М.Н. Дидактика средней школы. – М., 1982 (Дифференциация обучения в средней общеобразовательной школе Н.М. Шахмаев: 269 – 297)

56.   Смирнов  А.А. Избранные психологические труды: в 2 т. – М., 1987 – Т.1 (Психология ребенка и подростка: 163 – 185)

57.   Синицын В.А. «Я начну, а ты продолжи…»: пособие по русскому языку для учителя начальных классов. – Чебоксары, 1997.

58.   Субботский Е.В. Как рождается личность (некоторые психологические аспекты формирования личности ребенка). – М., 1978 (У истоков морали: 33 – 56)

59.   Совершенствование обучения младших школьников. – М., 1984.

60.   Фридмае Л.М. Педагогический опыт глазами психолога: книга для учителя. – М., 1987 (Основные принципы организации и проведения учебного процесса: 9 – 62. Организация учебно – познавательной деятельности (передовой педагогический опыт): 63 – 176. Модель учебной деятельности учащегося: 178 – 184)

61.   Унт И. Индивидуализация и дифференциация обучения. – М.,1990

62.   Чуракова Р.Г. Дидактическая система Л.В.Занкова. проблемы и перспективы. – М.,1999.

63.   Ярошевский М.Г. История психологии. – М.,1966.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 2.1.5.

п/п

Ф.И. учащихся

Количество баллов

 

1

Андра Лера

+30

2

Власов Никита

+28

3

Гордейчук Настя

+18

4

Горобейко Ульяна

+29

5

Зазовская Катя

+10

6

Иванова Оля

+22

7

Каленюк Андрей

+15

8

Кауфман Марк

+20

9

Костина Оксана

+18

10

Литвинов Богдан

+30

11

Лихачев Артем

+26

12

Мерзлова Наташа

+18

13

Можара Кирилл

+21

14

Пасечник Даша

+29

15

Рычгорская Женя

+27

16

Соловьев Федя

+29

17

Стругачев Сережа

+11

18

Тетерятников Саша

+14

19

Титаренко Женя

+21

20

Токоленко Арина

+20

 

Результаты ориентировочного теста  с учащимися  1 «Б» класса

 

 

Таблица 2.1.6

п/п

Ф.И. учащихся

Количество баллов

 

1

Антонова Алена

29

2

Алексеев  Вова

15

3

Артемичева Лена

23

4

Горелов Сережа

14

 

5

Дмитриева Кристина

25

6

Домина Элла

16

7

Кирилова Марина

11

8

Коновалова Таня

17

9

Корнева Валя

29

10

Мисеева Настя

30

11

Муров Рома

30

12

Никитина Надя

12

13

Попоев Андрей

24

14

Пошель Миша

28

15

Проценко Лена

30

16

Смирнов Сережа

28

17

Сухарева Катя

21

18

Суховой Саша

25

19

Шматков Максим

30

20

Щербакова Валя

20

Информация о работе Готовность к школьному обучению детей с ОНР 3 уровня