Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 13:08, курсовая работа
Дошкольное детство — очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые семь лет, имеющих непреходящее значение. В этот период ребенок осваивает цели и мотивы своих взаимоотношений с окружающим миром. Именно в этот период необходимо познакомить его с истинными ценностями человеческих взаимоотношений, помочь обрести навыки общения, которые он пронесет через всю свою жизнь.
Особое значение в развитии навыков общения играет сюжетно-ролевая игра, с помощью которой ребенок моделирует свою будущую социальную роль, учится соблюдать нормы поведения в обществе, развивает навыки общения со сверстниками и взрослыми.
3. Детей необходимо нацеливать на сюжеты, помогать им выбирать роли, поощрять самостоятельный выбор роли и сюжета.
4. В организации сюжетно-ролевой игры следует учесть игровой опыт старших детей и поощрять их к передаче его младшим детям.
При наблюдении за руководством воспитателя сюжетно-ролевыми играми детей на заключительном этапе были отмечены следующие особенности руководства сюжетно-ролевой игрой:
1. Сюжетно-ролевым играм отводится важное значение наряду с основными развивающими занятиями и режимными моментами.
2. Опыт детей с целью развития сюжетно-ролевой игры обогащается воспитателем, игры организуются планомерно и последовательно.
3. Воспитатель организует сюжетно-ролевые игры, предваряя их беседой и подготовкой оборудования, обсуждением с детьми ход будущей игры.
4. Воспитатель, помимо наблюдения за соблюдением детьми правил игры, включается в игру на разных этапах развития сюжета, берет на себя роли.
6. Сюжетно-ролевые игры проводятся с использованием прямых и косвенных приемов, опыт детей обогащается в процессе руководства игрой взрослым.
7. Воспитатель регулирует взаимоотношения напоминанием нравственной нормы к выполняемой роли.
В целом руководство игрой используется как средство развития детей, коррекции их поведения и развития навыков общения.
Данная позиция воспитателя говорит о целесообразности применения рекомендаций по организации руководства сюжетно-ролевой игрой у детей дошкольного возраста.
Развитие навыков общения в игре детей 5-6 лет с детьми 6-7 лет происходит в результате передачи игрового опыта старшими детьми младшим. Предварительная педагогическая работа по организации руководства игрой привела к значительным результатам в развитии навыков общения у детей. Подтверждение гипотез исследования прослеживаются в сводной таблице результатов исследования субъективного переживания старшими дошкольниками своих отношений со взрослыми и осознания желаний и предпочтений в контрольной и экспериментальной группах детей (таблица № 14).
Таблица № 14
методики | Изучение субъективного переживания своих отношений со взрослыми ( количество детей первого уровня) | Изучение осознания желаний и предпочтений (количество детских ответов) | ||
Группы | Контрольная | Эксперимент. | Контрольная | Эксперимент. |
Конст. этап | 8 | 6 | 50 | 33 |
Закл. этап | 8 | 8 | 50 | 50 |
Как видно из данной таблицы, количественные показатели данных методик сравнялись в двух подгруппах на завершающем этапе эксперимента. Из чего следует сделать вывод, что выдвинутые гипотетические предположения подтвердились – развитие навыков общения посредством организации групповых игр требует передачи игрового опыта старших детей младшим и организации психолого-педагогического сопровождения играми детей дошкольного возраста.
Выводы
Проведенный анализ расширяет и углубляет представления о психологических особенностях развития уровня самосознания и навыков общения у детей дошкольного возраста, а в частности о том, что возникновение внеситуативно-личностной формы общения связано с высшими для дошкольника уровнями развития групповых взаимоотношений в процессе игры. В процессе игры ребенок обращает больше внимания и лучше понимает взаимоотношения со сверстниками, осознает себя и ситуации повседневного взаимодействия между окружающими людьми.
На основании теоретического и практического материала данной работы можно утверждать, что для развития самосознания и навыков общения посредством игры у детей дошкольного возраста необходимы следующие условия:
— желание детей участвовать в игре;
— условие неоднократного повторения действий с использованием ярких и запоминающихся предметов, образов, сюжетов и ролей;
— условие передачи игрового опыта старшими дошкольниками младшим;
— свободный выбор партнеров по игре;
— самостоятельное установление правил взаимодействия;
— выполнение определенных норм поведения;
— регулирование взаимоотношений у детей дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре взрослым, его включением в игру;
— организация психолого-педагогического сопровождения игр детей дошкольного возраста.
Подводя общий итог исследования, можно констатировать, что цель и задачи выполнены, выдвинутые гипотезы нашли свое подтверждение и обоснование. Перспективы данного исследования мы видим в том, что полученные результаты могут послужить основанием для дальнейшей разработки проблем, связанных с развитием навыков общения у детей дошкольного возраста при организации психолого-педагогического сопровождения групповыми играми.
Литература
1. Абрамова Г. С. Возрастная психология. — М., 1997.
2. Аксарина Н. М. Воспитание детей раннего возраста. - М., 1977.
3. Амонашвили Ш. А. В школу - с шести лет. - М., 1986.
4. Артемова Л. В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. - М., 1992.
5. Артемова. В. Театрализованные игры дошкольника. - М., 1991.
6. Богомолова М. И. Интернациональное воспитание дошкольников. - М., 1988.
7. Богуславская 3. М., Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. - М., 1991.
8. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. - М., 1990.
9. Буре Р. С., Островская Л. Ф. Воспитатель и дети. - М., 1985.
10. Буре Р. С. Воспитание в процессе обучения на занятиях в детском саду. - М., 1981.
11. Бандура А. Теория социального научения. — СПб., 2000.
12. Божович Л. И. Проблемы формирования личности // Избр. психол. труды. — М., 1995.
13. Выготский Л. С. Раннее детство. Кризис трех лет // Собр. соч.: В 6 т. — М., 1984.
14. Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. — М., 1984.
15. Ветер Л. А., Венгер А. Л. Домашняя школа. - М., 1994.
16. Венгер Л. А., Пилюгина Э. Г., Венгер Н. Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка. - М., 1988.
17. Виноградова Н. Ф., Куликова Т. А. Дети, взрослые и мир вокруг. -М., 1993.
18. Воспитание детей в игре / Сост. А. К. Бондаренко, А. И. Матусик. -М., 1983.
19. Воспитание и обучение детей раннего возраста / Под ред. Л .Н.Павловой.-М., 1986.
20. Воспитание в труде / Под ред. Р.С.Буре. - М., 1987.
21. Галигузова Л. , Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до семи лет. - М., 1992.
22. Гришина Г. Н. Любимые детские игры. - М., 1997.
23. Гриценко 3. А. "Пришли мне чтения доброго..." - М., 1997.
24. Давидчук А. Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества. - М., 1976.
25. Давыдов В. В. Проблема развивающего обучения. - М., 1986.
26. Доман Г. Гармоничное развитие ребенка: Пер. с англ. - М., 1995.
27. Дубровская Е. А. Раз ступенька, два ступенька - будет песенка. -М., 1997.
28. Демидова И.Ф. Психология развития и возрастная психология. — Таганрог, 2003.
29. Елагина М. Г. Влияние некоторых особенностей общения на возникновение активной речи в раннем возрасте // Вопросы психологии.
30. Зворыгина Е. В. Первые сюжетные игры малышей. - М., 1988.
31. Ибука М. После трех уже поздно: Пер. с англ. - М., 1991.
32. Ильчиков М. 3.. Смирнов Б. А. Социология воспитания. - М., 1996.
33. Игры дошкольника. - М.: Просвещение, 1989.
34. Коджаспирова Г.М. Педагогическая антропология. - М.: Просвещение, 2007. - 287 с.
35. Лебедева С. О. О возможностях развития образной памяти// Дошкольное воспитание. - 1985. - № 8.
36. Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. - М., 1986.
37. Марютина Т. М., Стефаненко Т.Г., Поливанова К.Н. Психология развития.
38. Марцинковская Т.Д. История детской психологии. — М., 1998.
39. Мудрик А. В. Общение в процессе воспитания. — М., 2001.
40. Мухина B. C. Детская психология. — М., 2000.
41. Пиаже Ж. Психология интеллекта // Избр. психологические труды. — М.
42. Поливанова К. Н. Психология возрастных кризисов. — М., 2000.
43. Психология развития / Под ред. Т.Д. Марцинковского. - М., 2005.
44. Психология человека от рождения до смерти. Полный курс психологии развития / Под ред. А. А. Реана. — СПб., 2003.
45. Папько Е. А. Психология деятельности воспитателя детского сада. - Минск, 1986.
46. Развитие общения дошкольников со сверстниками/Под ред. А.Г.Рузской. - М., 1989.
47. Развитие общения у дошкольников: Характеристика основных форм общения со взрослыми у детей от рождения до 7 лет. /Под ред. А.В.Запорожца, М. И.Лисиной. - М., 1974.
48. Репина Т. А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада. - М., 1988.
49. Репина Т. А. Проблема полоролевой социализации детей. - М., 2004.
50. Учимся общаться с ребенком: Руководство для воспитателя дет. сада / В. Петровский, А. Виноградова, Л. Кларина и др. - М., 1993.
51. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология: Учебное пособие для учащихся средних педагогических учебных заведений. — М.: Издательский центр "Академия", 1996.
52. Шаповаленко И. В. Возрастная психология. — М., 2005.
53. Эльконин Д. Б. Введение в детскую психологию // Избр. психол. труды. — М., 1989.
54. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. — М., 1989.
55. Эльконин Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте / Избр. психол. труды. — М., 1989.
56. Эльконин Д. Б. Психологические вопросы детской игры // Психологическая наука и образование. 1996. № 3. С.26-34.
57. Эриксон Э. Детство и общество. — СПб., 1996.
Приложение 1
Изучение субъективного переживания старшими дошкольниками своих отношений со взрослыми
(Методика "Три вопроса".Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста / Под ред. Д. Б. Эльконина, А. Б. Венгера. — М., 1987. — С. 15-19.)
Проведение исследования. Эксперимент проводится в начале второго полугодия с детьми 5-7 лет. Ребенку предлагают сформулировать 3 вопроса, которые, по его мнению, мог бы задать совершенно незнакомый взрослый человек, захотевший с ним поговорить.
Обработка данных. Подсчитывают количество детей в зависимости от успешности выполнения задания.
I уровень — полностью выполнившие задание, т.е. задавшие 3 вопроса; в этой группе можно особо выделить детей, сумевших развернуто описать ситуации общения с незнакомым взрослым;
II уровень — частично выполнившие задание;
III уровень — не справившиеся о заданием, т.е. не задавшие ни одного вопроса.
Полученные данные оформляют в таблицу по возрастам: 5 лет, 6 лет, 7 лет.
Делают вывод об уровне осознанности детьми общения с незнакомым взрослым. Так, полные или частичные отказы задать вопросы свидетельствуют о слабой осознанности этого опыта.
Приложение 2
Изучение самоосознания и оценки личностных качеств детей группы
(Отношения между сверстниками в группе детского сада/ Под ред. Т.А.Репиной. - М., 1978. - С. 34-40).
Подготовка исследования. Приготовить по одной фотографии каждого ребенка группы, 3 игрушечных домика.
Проведение исследования. Эксперимент проводится индивидуально с детьми старшего дошкольного возраста и состоит из 3-4 серий, в каждой из которых ребенок оценивает новое качество сверстников и себя.
Первая серия. Оцениваются качества, непосредственно воспринимающиеся детьми; внешняя привлекательность, жизнерадостность, физическая сила.
Вторая серия. Оцениваются нравственные качества: умение дружно играть, не драться, не. ябедничать, доброта, отзывчивость.
Третья серия. Оцениваются волевые качества: умение довести дело до конца, прийти на помощь товарищу.
Четвертая серия. Оцениваются качества, обеспечивающие ребенку успех в той или иной деятельности: навыки и умения, от которых зависит успешность учебной, игровой деятельности, изобразительной, музыкальной, конструктивной и т.п.
Перед испытуемым раскладывают на столе фотографии всех детей группы, в том числе и его собственную, и ставят 3 игрушечных домика. Ребенку предлагают отобрать в одну стопку, например, фотографии "самых добрых" (говорят, что они "делятся гостинцами с другими ребятами, дают поиграть своими игрушками, которые приносят из дома, не обижают друзей, уступают место в игре"), а в другую стопку — фотографии детей "не очень добрых" ("не любят делиться гостинцами, не дают поиграть своими игрушками" и т.д.). Фотографии детей, которые "только иногда бывают добрыми", складываются в третью стопку. Свою собственную фотографию ребенок должен положить в одну из стопок, в зависимости от самооценки, данной по тому или иному качеству. Каждый ребенок раскладывает фотографии 3 раза.
Каждая стопка фотографий помешается в соответствующем игрушечном домике. После того как экспериментатор зафиксирует результаты, все фотографии снова раскладываются на столе.
Обработка данных. Результаты оценки каждым ребенком всех детей группы и самого себя по выделенным качествам заносят в таблицу (табл. 1).
Таблица 1. Сравнительная оценка нравственных качеств у себя и сверстников
Фамилия, имя ребенка | Оценка сверстников | Самооценка | ||||
нравственные качества | внешняя привлекательность | волевые качества | нравственные качества | внешняя привлекательность | волевые качества |
Информация о работе Групповые психолого-педагогические методы работы с детьми дошкольного возраста