Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 13:08, курсовая работа
Дошкольное детство — очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые семь лет, имеющих непреходящее значение. В этот период ребенок осваивает цели и мотивы своих взаимоотношений с окружающим миром. Именно в этот период необходимо познакомить его с истинными ценностями человеческих взаимоотношений, помочь обрести навыки общения, которые он пронесет через всю свою жизнь.
Особое значение в развитии навыков общения играет сюжетно-ролевая игра, с помощью которой ребенок моделирует свою будущую социальную роль, учится соблюдать нормы поведения в обществе, развивает навыки общения со сверстниками и взрослыми.
Данная методика позволила сделать вывод, что после 6-ти лет у большинства испытуемых сформировано осознанное общение с незнакомым взрослым. Двое детей в возрасте до 6-ти лет, полностью отказавшиеся отвечать и их отказы задать вопросы свидетельствуют о слабой осознанности этого опыта в возрасте до 6 лет.
Поскольку дошкольники в основном овладели речью, дети после 6 лет более активно реагируют на личность экспериментатора и в большинстве своем с большим интересом идут на контакт с незнакомым взрослым. В результате чего, можно сделать вывод о том, что с детьми этого возраста легко устанавливать общение.
При изучении сравнительных, нравственных качеств у себя и сверстников, согласно методике изучения самоосознания и оценки личностных качеств детей группы выяснилось, что 16 детей можно отнести к группе с благоприятным положением, и 4-х детей к группе "контрастных", имеющих много и положительных, и отрицательных оценок. Не оказалось детей с неблагоприятным положением среди всех испытуемых. Это говорит о том, что все дети в возрасте от 5 до 7 лет очень доброжелательно относятся к сверстникам. Вместе с этим, по коэффициенту отношения к самому себе у всех детей сохраняется высокий эгоцентризм и желание отнести к себе не присущие положительные качества.
Данная методика выявила высокий уровень самооценки у 80% испытуемых.
Методика изучения уровня самосознания И. В. Дубровиной, А. Г. Рузской и методика изучения игровых предпочтений, предложенная А. Г. Урунтаевой, прояснили предпочтения в общении детей в возрасте от 5-ти до 7 лет. Эксперимент проводился индивидуально с каждым ребенком в беседе. Модифицированные вопросы с учетом интересов данного исследования дали результат приведенный в таблице № 4.
В результате использования данной методики можно сделать вывод, что дети этого возраста готовы к совместной деятельности с близкими людьми и со сверстниками.
Таблица № 4 Осознание желаний и предпочтений дошкольниками
Типы ответов | Возраст детей | |
5-6 лет | 6-7 лет | |
1. Отсутствие ответа (молчание или ответ "не знаю", "ничего") 2. Ситуативный ответ (ребенок называет вещи, находящиеся в его зрительном поле) 3. Предметы (отсутствующие в ситуации, но достаточно конкретные) 4. Виды деятельности или любимые игры 5. Общение и совместная деятельность (дети называют, что они хотели бы делать с близкими людьми вместе) | Дети часто прибегают к ситуативным ответам. Некоторые из тех, кому нет 6-ти лет, недостаточно конкретно приводят описание предметов, отсутствующих в ситуации. Дети этого возраста готовы к совместной деятельности с близкими людьми и со сверстниками. Предпочтение у половины из опрошенных отдается общению со сверстниками, а половина этой возрастной группы предпочитает игры с участием посторонних взрослых. | Все дети активны в беседе, охотно отвечают на вопросы. Внеситуативное общение развито больше, чем у половины опрошенных. Большая часть отдает предпочтение общению со сверстниками. |
Но главная отличительная особенность подгруппы детей 5-6 лет состоит в том, что 50% из них предпочитают общение со сверстниками, общению с посторонними взрослыми представляется для них затруднительным. Это свидетельствует о том, что у них не достаточно хорошо сформированы навыки общения с посторонним взрослым.
Так проанализируем количество ответов детей 5-6 и 6-7 лет, представленных в таблице № 5. 4 ребенка из 10-ти в экспериментальной группе не могут дать ответа ни на один вопрос экспериментатора, 6 осознают свои желания. Половина опрошенных детей не готовы играть с посторонним взрослым, а предпочитают играть со сверстниками.
Таблица № 5 Осознание желаний и предпочтений дошкольниками
Таблица № 6 Результаты осознания прошлых и будущих действий дошкольниками
Типы ответов | Возраст детей | |
5-6 лет | 6-7 лет | |
1. Отсутствие ответа. 2. Стереотипное повторение одного ответа. 3 Перечисление режимных моментов. 4 Сообщение о своих действиях. 5. Развернутый рассказ о прошлых и будущих действиях. | Дети стереотипно повторяют один и тот же ответ на несколько вопросов. Некоторые из этой группы не готовы назвать предпочтительные роли в сюжетно-ролевой игре. Не могут объяснить свои предпочтения к партнерам по игре. Объясняют свои предпочтения взрослого партнера по сюжетно-ролевой игре тем, что он знает, как нужно играть. | Большая часть отдает предпочтение общению о любимых занятиях и сюжетно-ролевых играх. Охотно перечисляют игры и пересказывают роли в них. Объясняют свои предпочтения, обосновывают их. Могут объяснить свои предпочтения партнеров по сюжетно-ролевой игре. Могут объяснить, почему отдано предпочтение тому или иному сверстнику. |
Результаты исследование осознания прошлых и будущих действий старшими дошкольниками представлены в таблице № 6, из них следует, что у детей до 6 лет недостаточно развита способность к развернутому рассказу о своих прошлых и будущих действиях. Эта методика подтверждает необходимость организации руководства сюжетно-ролевой игрой у детей 5-6 лет. Сравним в количественном выражении ответы детей разных возрастов в таблице №.7.
Таблица № 7 Результаты осознания прошлых и будущих действий дошкольниками
Использование методики изучения взятия ребенком на себя роли Г. А. Урунтаевой позволило составить таблицу уровней развития сюжетно-ролевой игры. В таблице №8 представлены: основное содержание игры, характер игровой роли и характер игровых действий и количество детей различного уровня развития способностей и навыков общения в сюжетно-ролевой игре.
Таблица №8 Уровни развития игры (по Д. Б. Эльконину)
По данной таблице видно, что у 4-х детей роли не называются и определяются характером действий, а не определяют действие. При ролевых разделениях функций эти дети в игре не становятся друг к другу в типичные для реальной жизни отношения. Действия однообразны и состоят из ряда повторяющихся операций. У 5-ти детей роли называются и намечается разделение функций. У этих детей выполнение роли сводится к реализации действий, связанных с данной ролью, а также появляется ролевая речь, обращенная к товарищу по игре, но очень часто прорываются обычные внеигровые отношения. Трое из испытуемых с ясно очерченными и выделенными ролями до начала игры, у них только начинает развиваться ролевая речь, действия очень разнообразны, но иногда прорываются внеигровые взаимоотношения. К четвертому уровню отнесены 8 тетей с ясно выделенными и очерченными ролями, с взаимосвязанными ролевыми функциями.
В результате диагностики особенностей руководства сюжетно-ролевой игрой воспитатель дал следующие ответы:
1. Сюжетно-ролевая игра в жизни ребенка необходима для развития навыков трудовой деятельности и навыков общения.
2. Игра не должна мешать основным развивающим занятиям.
3. Дети сами должны придумывать себе сюжеты и роли для сюжетно-ролевых игр, воспитатель только следит за тем, чтобы соблюдались нравственные нормы и правила сюжетно-ролевых игр.
4. В организации сюжетно-ролевой игры трудно не учесть индивидуальные пожелания каждого ребенка, потому, что эти игры организуются исключительно по желанию детей.
При наблюдении за руководством воспитателя сюжетно-ролевыми играми детей были выявлены следующие особенности их организации:
1. Сюжетно-ролевым играм отводится второстепенное значение по сравнению с другими режимными моментами.
2. Опыт детей с целью развития игры слабо обогащается воспитателем, игры организуются стихийно. Дети высказывают просьбы поиграть, например, в "больницу" или "магазин", воспитатель ограничивается согласием или несогласием.
3. Воспитатель предпочитает организовывать игры, не требующие предварительных бесед и подготовки оборудования, например дидактические, или строительные.
4. После установления воспитателем правил сюжетно-ролевой игры, дети остаются без руководства воспитателя, он лишь в процессе наблюдает за соблюдением установленных им правил.
5. Воспитатель не включается в игру, не берет на себя роли.
6. Отсутствие прямых и косвенных приемов руководства игрой не обогащают опыт детей.
7. Воспитатель регулирует взаимоотношения напоминанием нравственной нормы к выполняемой роли.
В целом руководство игрой не используется как средство развития детей, коррекции их поведения и развития навыков общения.
Данная позиция воспитателя психологически не обоснована и не целесообразна при организации групповых методов работы по развитию навыков общения. В связи с этим возникла необходимость составления рекомендаций по организации руководства сюжетно-ролевой игрой.
2.3 Содержание организации руководства групповыми играми у детей дошкольного возраста
На основании теоретического анализа и данных констатирующего этапа исследования, а также личного опыта психолого-педагогической практики и ее осмысления были разработаны рекомендации по организации руководства играми у детей дошкольного возраста.
Теоретическими предпосылками для составления рекомендаций стали:
- социально-психологическая концепция интеллектуального развития ребенка А.-Н. Перре-Клермо;
- исследования Е. Е. Шулешко, определяющие особенности и условия перехода от дошкольного периода к школьному обучению.
Эти исследования показывают, что руководство играми дошкольников необходимое условие развития самосознания и самостоятельности ребенка дошкольного возраста, и необходимый компонент педагогического воздействия для развития навыков общения у детей дошкольного возраста.
Целью разработки рекомендаций является помощь в организации руководства сюжетно-ролевыми играми, развивающими навыки общения.
Задачи руководства групповыми играми:
- создать условия свободного выбора партнеров по общению у дошкольников;
- сформировать у детей дошкольного возраста способность самостоятельно устанавливать правила взаимодействия;
- выработать потребность в выполнении определенных норм поведения;
- развить способность регулировать взаимоотношения.
Психологические технологии, применяемые в руководстве игрой:
- формирование нравственных ценностей;
- развитие коммуникативных и социальных навыков;
- развитие когнитивной, эмоциональной и поведенческой сфер;
- развитие способности к принятию самостоятельных решений. Выполнение рекомендаций осуществляется поэтапно.
Психолого-педагогические методы организации групповых игр у детей дошкольного возраста.
Развитие навыков общения совершается по спирали: способность определенного уровня открывает новые возможности для развития способностей более высокого уровня [48]. Таким образом, интеллектуальный уровень дошкольника не является фиксированной величиной. Его можно повышать. Возможности человеческой психики и его способности безграничны.
Развитие навыков общения будет происходить при следующих условиях:
— при желании детей участвовать в общении;
— при условии неоднократного повторения действий с использованием ярких и запоминающихся предметов, образов, сюжетов и ролей.
Выполнение рекомендаций осуществляется поэтапно.
Первый этап - создание основы игры - мнимой или воображаемой ситуации.
Сюжетно-ролевые игры предваряют беседы с руководителем группы дошкольников. При беседе учитывались факторы, отмеченные Г.А. Урунтаевой, способствующие эффективности данного метода: ослабление напряженности на начальной стадии интервью, расширение репертуара когнитивных схем, изменение поведения ребенка за счет нового эмоционального опыта, убеждение (явное или скрытое), усвоение или осознание новых форм поведения и отношения к себе и сверстникам [51, с. 13].
В содержание беседы обязательно следует включить наглядные эпизоды и примеры о том, как разные люди, в разные времена, занимаются чем-то интересным и делают что-то полезное для окружающих.
Так, например, детям дошкольного возраста следует приводить примеры мастеров своего дела различных профессий. О том, как и какие занятия, деятельность приводят к результату в профессии в творчестве и т.п.
Подбирать на эту тематику рассказы, сказки, истории из обыденной жизни, приводить примеры из повседневной жизни детей в группе и соответственно этой информации предлагать сюжеты игр, роли в них [28, 45].
Информация о работе Групповые психолого-педагогические методы работы с детьми дошкольного возраста