Игра как средство развития памяти у детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: p***************@gmail.com, 26 Ноября 2011 в 17:37, курсовая работа

Описание

Актуальность данной проблемы заключается в том, что память развивается в течение всей жизни человека и ее становление и формирование связаны как с развитием нервной системы, так и условиями воспитания и обучения, а также деятельностью индивида. Поэтому, несмотря на наличие достаточного теоретического материала по данной проблеме, исследование коррекции памяти детей старшего дошкольного возраста под средством игры имеет важное значение.

Содержание

ВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………. 3

Основные характеристики памяти как специфического психического процесса……………………………………………………………..…5

Особенности памяти в старшем дошкольном возрасте…………... 11
Система работы по расширению объема памяти………………… 14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………… 20
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………… 21
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………25

Работа состоит из  1 файл

ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ.docx

— 184.63 Кб (Скачать документ)

Государственное учреждение образования

«Минский  областной институт развития образования»

Кафедра педагогики и психологии

дошкольного и начального образования

 
 
 
 
 
 

ИГРА  КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ

 У  ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА  

Реферат 

                                                                  Исполнитель:

                                                               воспитатель

                                                                             ГУО «Ясли-сад №21

                                                                              «Вяселка» г. Жодино»

                                                                       Ткачева Елена

                                                                   Николаевна

                                                                          Руководитель:

                                                                              Князева Татьяна

                                                                            Константиновна

   

                                                         Минск  2011

 
 
 
 
 
 
 

СОДЕРЖАНИЕ 

     .

     ВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………. 3                                                                                                                                                          
 

  1. Основные  характеристики памяти как специфического психического процесса……………………………………………………………..…5
 
  1. Особенности  памяти в старшем дошкольном возрасте…………... 11 
  2. Система работы по расширению объема памяти………………… 14
 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………… 20 

     БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………… 21 

     ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………25 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                          

     ВВЕДЕНИЕ 

     Память  лежит в основе способностей человека, является условием обучения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества. Благодаря  памяти, ее совершенствованию, человек  выделился из животного царства  и достиг тех высот, на которых  он сейчас находится [11, с.78].

     Проявляется память в закреплении, сохранении и  последующем воспроизведением человеком  того, то уже было зафиксировано  в его сознании. Благодаря памяти мы имеем возможность постоянно  расширять круг своих знаний и  пользоваться ими по мере надобности.

     Память  является основным условием успешного  обучения и воспитания учащихся.  В то же время, и сама развивается  в процессе обучения и воспитания. Значение памяти в жизни человека огромна, без нее невозможна никакая  деятельность. И.М.Сеченов указывает, что без памяти наше ощущение и  восприятие исчезают бесследно по мере возникновения, оставляют человека вечно в положении новорожденного. Если у человека проблемы с памятью, возникают проблемы обучения, трудовой деятельности, приобретения простейших бытовых навыков. Проблемы памяти могут  поставить под вопрос формирование и развитие личности человека. В  отдельных же случаях при распаде  памяти наступает и распад личности [7, с.110].

              Проблеме памяти посвящено немало  исследований   Л.С.Выготского, И.М.Сеченов,  Л.В.Занкова, Г.М. Дульнева, Х.С.  Замского, Б.И.Пинского, И.В.Беляковой,  В. А.Сумароковой и других  ученых. Ими  обсуждались вопросы функционирования  памяти и механизмы ее нарушений.  Изучались полнота, точность и  прочность произвольного и непроизвольного  запоминания, зависимость запоминания  от задачи, характера материала,  от индивидуальных особенностей  и пр.[8, с.68].

     Актуальность  данной проблемы заключается в том, что  память развивается в течение всей жизни человека и ее становление и формирование связаны как с развитием нервной системы, так и условиями воспитания и обучения, а также деятельностью индивида. Поэтому, несмотря на наличие достаточного теоретического материала по данной проблеме, исследование коррекции памяти детей  старшего дошкольного возраста под средством игры имеет важное значение.

              Память имеет огромное значение  в жизни людей, и его трудно  переоценить. Без памяти мы  были бы существами мгновения.  Наше прошлое было бы мертво  для будущего.  Настоящее, по  мере его протекания, безвозвратно  исчезло бы в прошлом [2, с.302]. 
 

  1. Основные  характеристики памяти  как специфического психического процесса.
 

          Память это психический процесс, обеспечивающий накопление (запоминание), сохранение и воспроизведение индивидом своего опыта. Другое определение, говорит, что память — это способность вспоминать отдельные переживания из прошлого, осознавая не только само переживание, а его место в истории нашей жизни, его размещение во времени и пространстве. Память трудно свести к одному определению, но подчеркнем, что это — совокупность процессов, которые обеспечивают познавательные возможности человека. Память охватывает все впечатления об окружающем мире, которые возникают у человека. Вместе с тем память развернута в будущее. Вся сохраняемая информация содержит в себе ожидание возможности повторения ее содержания в последующем опыте субъекта [5, с.191].

     Память  есть у всех живых существ, но наиболее высокого уровня своего развития она  достигает у человека. Такими мнемическими возможностями, которыми обладает он,  не располагает никакое другое живое  существо в мире. У дочеловеческих организмов есть только два вида памяти: генетическая и механическая. Первая проявляется в передаче генетическим путем из поколения в поколение  жизненно необходимых биологических, психологических и поведенческих  свойств. Вторая выступает в форме  способности к научению, к приобретению жизненного опыта, который иначе, как  в самом организме, нигде сохраняться  не может и исчезает вместе с его  уходом из жизни. Возможности для  запоминания у животных ограничены их органическим устройством, они могут  помнить и воспроизводить лишь то, что непосредственно может быть приобретено методом условнорефлекторного, оперативного или викарного научения, без использования каких бы то ни было мнемических средств [5, с.204].

     У человека есть речь как мощное средство запоминания. Способ хранения информации в виде текстов и разного рода технических записей. Ему нет  необходимости полагаться только на свои органические возможности, так  как главные средства совершенствования  памяти и хранения необходимой информации находятся вне его и одновременно в его руках: он в состоянии  совершенствовать эти средства практически  бесконечно, не меняя своей собственной  природы [5, с.205].

     Память  лежит в основе любого психического явления. Без ее включения в акт  познания ощущения и восприятия будут  переживаться как впервые появившиеся, ориентировка в мире и его познание станут невозможными.

     Личность, ее отношения, навыки, привычки, надежды, желания и притязания – существуют благодаря памяти. Распад следов памяти равноценен распаду личности: человек  превращается в живой автомат, способный лишь реагировать на стимулы, действующие в данный момент [5, с.174].

              Выделяются следующие  процессы памяти:

     Запоминание (запечатление) начинается со стадии мгновенной памяти, углубляется во время передачи информации в кратковременную память и укрепляется в долговременной памяти (где происходит анализ и идентификация информации), т.е. обеспечивает закрепление в памяти новой информации путем связывания её с уже приобретенным раннее знанием.

     Сохранение  это накопление материала в памяти. Осуществляется по-разному в эпизодической (автобиографической) и семантической памяти. В эпизодической памяти хранится информация о различных событиях нашей жизни. Семантическая память содержит правила, лежащие в основе языка и различных мыслительных действий. Здесь хранятся структуры, свойственные данной культуре. Семантическая память служит своего рода каркасом для событий текущей жизни, которые  сохраняются в эпизодической памяти.

     В памяти информация может быть организована следующим образом:

     – пространственная организация, лежащая  в основе построения «когнитивных карт» (позволяет установить связи и  «опорные точки» в физическом пространстве);

     – ассоциативная организация –  группировка элементов с какими-либо общими признаками;

     – иерархическая организация (каждый элемент информации относится к  определенному уровню в зависимости  от того, какой категории – более  общей или более частной – он соответствует) [7, с.193].

     Воспроизведение (извлечение) - информация всегда воспроизводится на основе той структуры, в составе которой она запомнилась. Извлечение информации может осуществляться двумя путями: узнаванием и воспоминанием.

           Поскольку очень  важную роль в извлечении информации из памяти играет контекст. Человеку всегда легче узнать какую-то информацию, чем  вспомнить. Именно узнавание, а не воспоминание считают более чувствительным показателем  физического объема усвоенного материала.

     Забывание это процесс, необходимый для эффективной работы памяти. С помощью забывания человек поднимается над бесчисленным количеством конкретных деталей и облегчает себе возможность обобщения. Забыванием трудно управлять.

           На забывание влияют следующие факторы:

     – возраст;

     – характер информации и степень ее использования;

     – интерференция – проактивная, связанная  с событиями, происходящими до запоминания  материала;

     –интерференция - ратроактивная, связанная с событиями, происходящими после запоминания  материала;

     – подавление  (вытеснение) – (по З.Фрейду) это забывание, торможение  неприятных для человека следов памяти на уровне сознания и вытеснение их в область  бессознательного, тем самым избавление себя от переживаний и тревог. [7, с.120]

              Виды памяти и их особенности

               Поскольку память включена во  все многообразие жизни и деятельности  человека, то и формы ее проявления  чрезвычайно многообразны. Деление  памяти на виды обусловлено,  прежде всего, особенностями самой  деятельности, в которой осуществляются  процессы запоминания и воспроизведения.  Это справедливо и для тех  случаев, когда тот или иной  вид памяти (например, зрительная  или слуховая) выступает у человека  как особенность его психического  склада. Ведь прежде чем определенное  психическое свойство в деятельности  проявляется, оно в ней формируется

            Существует несколько оснований для классификации видов памяти. Одно из этих оснований — деление видов памяти по времени сохранения материала, другое — по преобладающему в процессах памяти органу чувств, третье — по использованию мнемотехнических средств, четвертое — по участию воли в процессах памяти, пятоепо участию мышления в процессах памяти. Рассмотрим виды памяти, входящие в состав указанных групп. [3, с.108].

Информация о работе Игра как средство развития памяти у детей старшего дошкольного возраста