Автор работы: p***************@gmail.com, 26 Ноября 2011 в 17:37, курсовая работа
Актуальность данной проблемы заключается в том, что память развивается в течение всей жизни человека и ее становление и формирование связаны как с развитием нервной системы, так и условиями воспитания и обучения, а также деятельностью индивида. Поэтому, несмотря на наличие достаточного теоретического материала по данной проблеме, исследование коррекции памяти детей старшего дошкольного возраста под средством игры имеет важное значение.
ВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………. 3
Основные характеристики памяти как специфического психического процесса……………………………………………………………..…5
Особенности памяти в старшем дошкольном возрасте…………... 11
Система работы по расширению объема памяти………………… 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………… 20
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………… 21
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………25
Государственное учреждение образования
«Минский областной институт развития образования»
ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ
У
ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
Реферат
СОДЕРЖАНИЕ
.
ВЕДЕНИЕ………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ
СПИСОК………………………………… 21
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Память лежит в основе способностей человека, является условием обучения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества. Благодаря памяти, ее совершенствованию, человек выделился из животного царства и достиг тех высот, на которых он сейчас находится [11, с.78].
Проявляется память в закреплении, сохранении и последующем воспроизведением человеком того, то уже было зафиксировано в его сознании. Благодаря памяти мы имеем возможность постоянно расширять круг своих знаний и пользоваться ими по мере надобности.
Память
является основным условием успешного
обучения и воспитания учащихся.
В то же время, и сама развивается
в процессе обучения и воспитания.
Значение памяти в жизни человека
огромна, без нее невозможна никакая
деятельность. И.М.Сеченов указывает,
что без памяти наше ощущение и
восприятие исчезают бесследно по мере
возникновения, оставляют человека
вечно в положении
Проблеме памяти посвящено
Актуальность данной проблемы заключается в том, что память развивается в течение всей жизни человека и ее становление и формирование связаны как с развитием нервной системы, так и условиями воспитания и обучения, а также деятельностью индивида. Поэтому, несмотря на наличие достаточного теоретического материала по данной проблеме, исследование коррекции памяти детей старшего дошкольного возраста под средством игры имеет важное значение.
Память имеет огромное
Память — это психический процесс, обеспечивающий накопление (запоминание), сохранение и воспроизведение индивидом своего опыта. Другое определение, говорит, что память — это способность вспоминать отдельные переживания из прошлого, осознавая не только само переживание, а его место в истории нашей жизни, его размещение во времени и пространстве. Память трудно свести к одному определению, но подчеркнем, что это — совокупность процессов, которые обеспечивают познавательные возможности человека. Память охватывает все впечатления об окружающем мире, которые возникают у человека. Вместе с тем память развернута в будущее. Вся сохраняемая информация содержит в себе ожидание возможности повторения ее содержания в последующем опыте субъекта [5, с.191].
Память
есть у всех живых существ, но наиболее
высокого уровня своего развития она
достигает у человека. Такими мнемическими
возможностями, которыми обладает он,
не располагает никакое другое живое
существо в мире. У дочеловеческих
организмов есть только два вида памяти:
генетическая и механическая. Первая
проявляется в передаче генетическим
путем из поколения в поколение
жизненно необходимых биологических,
психологических и
У
человека есть речь как мощное средство
запоминания. Способ хранения информации
в виде текстов и разного рода
технических записей. Ему нет
необходимости полагаться только на
свои органические возможности, так
как главные средства совершенствования
памяти и хранения необходимой информации
находятся вне его и
Память лежит в основе любого психического явления. Без ее включения в акт познания ощущения и восприятия будут переживаться как впервые появившиеся, ориентировка в мире и его познание станут невозможными.
Личность, ее отношения, навыки, привычки, надежды, желания и притязания – существуют благодаря памяти. Распад следов памяти равноценен распаду личности: человек превращается в живой автомат, способный лишь реагировать на стимулы, действующие в данный момент [5, с.174].
Выделяются следующие процессы памяти:
Запоминание (запечатление) – начинается со стадии мгновенной памяти, углубляется во время передачи информации в кратковременную память и укрепляется в долговременной памяти (где происходит анализ и идентификация информации), т.е. обеспечивает закрепление в памяти новой информации путем связывания её с уже приобретенным раннее знанием.
Сохранение – это накопление материала в памяти. Осуществляется по-разному в эпизодической (автобиографической) и семантической памяти. В эпизодической памяти хранится информация о различных событиях нашей жизни. Семантическая память содержит правила, лежащие в основе языка и различных мыслительных действий. Здесь хранятся структуры, свойственные данной культуре. Семантическая память служит своего рода каркасом для событий текущей жизни, которые сохраняются в эпизодической памяти.
В памяти информация может быть организована следующим образом:
– пространственная организация, лежащая в основе построения «когнитивных карт» (позволяет установить связи и «опорные точки» в физическом пространстве);
–
ассоциативная организация –
группировка элементов с
– иерархическая организация (каждый элемент информации относится к определенному уровню в зависимости от того, какой категории – более общей или более частной – он соответствует) [7, с.193].
Воспроизведение (извлечение) - информация всегда воспроизводится на основе той структуры, в составе которой она запомнилась. Извлечение информации может осуществляться двумя путями: узнаванием и воспоминанием.
Поскольку очень важную роль в извлечении информации из памяти играет контекст. Человеку всегда легче узнать какую-то информацию, чем вспомнить. Именно узнавание, а не воспоминание считают более чувствительным показателем физического объема усвоенного материала.
Забывание – это процесс, необходимый для эффективной работы памяти. С помощью забывания человек поднимается над бесчисленным количеством конкретных деталей и облегчает себе возможность обобщения. Забыванием трудно управлять.
На забывание влияют следующие факторы:
– возраст;
– характер информации и степень ее использования;
– интерференция – проактивная, связанная с событиями, происходящими до запоминания материала;
–интерференция
- ратроактивная, связанная с событиями,
происходящими после
– подавление (вытеснение) – (по З.Фрейду) это забывание, торможение неприятных для человека следов памяти на уровне сознания и вытеснение их в область бессознательного, тем самым избавление себя от переживаний и тревог. [7, с.120]
Виды памяти и их особенности
Поскольку память включена во
все многообразие жизни и
Существует несколько оснований для классификации видов памяти. Одно из этих оснований — деление видов памяти по времени сохранения материала, другое — по преобладающему в процессах памяти органу чувств, третье — по использованию мнемотехнических средств, четвертое — по участию воли в процессах памяти, пятое — по участию мышления в процессах памяти. Рассмотрим виды памяти, входящие в состав указанных групп. [3, с.108].
Информация о работе Игра как средство развития памяти у детей старшего дошкольного возраста