Автор работы: p***************@gmail.com, 26 Ноября 2011 в 17:37, курсовая работа
Актуальность данной проблемы заключается в том, что память развивается в течение всей жизни человека и ее становление и формирование связаны как с развитием нервной системы, так и условиями воспитания и обучения, а также деятельностью индивида. Поэтому, несмотря на наличие достаточного теоретического материала по данной проблеме, исследование коррекции памяти детей старшего дошкольного возраста под средством игры имеет важное значение.
ВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………. 3
Основные характеристики памяти как специфического психического процесса……………………………………………………………..…5
Особенности памяти в старшем дошкольном возрасте…………... 11
Система работы по расширению объема памяти………………… 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………… 20
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………… 21
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………25
В 30-е годы ХХ века немецкий ученый Э. Йенш первым ввел в современную психологию термин «эйдетизм» и доказал, что образное мышление – закономерное стадия детского развития. Каждый ребёнок – эйдетик, говорил он, но различал явный эйдетизм и скрытый. Явный эйдетик видит несуществуемый в данную минуту предмет с открытыми глазами, а скрытый – продолжает видеть исчезнувший предмет, лишь закрыв глаза и сосредоточившись на нем [4, с.4].
Игорь Матюгин и его коллеги на основе эйдетизма разработали свой метод развития и укрепления памяти у детей. Автор этой необычной методики Игорь Матюгин шёл к её открытию много лет. Говорят: повторение – мать учения. Матюгин убедился, что как раз наоборот. При зубрёжке человек напрягает в основном зрительную и слуховую память, а остальные каналы восприятия не задействованы. Но однобокая информация не облегчает, а усложняет работу мозга.
Психологами собран огромный материал, позволяющий изучать не только основные виды памяти. Они проанализировали и то, как сказывается выдающаяся память на основных сторонах личности – на мышлении, воображении, поведении, чертах характера; как изменяется внутренний мир человека. Если одна сторона его психической жизни – память получает столь необычное развитие, то личность становится намного гармоничнее и богаче.
Русский психолог Л.С.
Занимается Московская Школа
эйдетики развитием особой –
образной памяти, для этого разработан
игры и упражнения. Хочется отметить
некоторые игры, которые можно
использовать для развития
Игра «Раз, два три – замри»
Группа участников от 2 человек
(по мере усложнения их
Данная игра развивает у детей зрительную, двигательную память, внимание и воображение.
Игра «Начни сначала»
Группа детей 5-6 человек, а по
мере усложнения участников
Например: Я – чайник
Какого ты цвета?
Я чайник красного цвета.
Какой ты формы?
Я чайник красного цвета круглой формы… и так далее.
(Если игрок сбился или
В процессе игры развивается слуховая память, внимание, воображение.
Игра «Разговор руками»
Участники разбиваются на пары.
Ведущий: «Представьте, что вы
попали на тысячи лет назад
в город, где общаются только
с помощью рук. Встаньте
- Касаясь руками рук соседа, познакомьтесь (1-2 мин)
- Поговорите руками (1-2 мин)
- Попробуйте поссориться руками (1-2 мин)
- Помиритесь руками (1-2 мин)
- Теперь осталось попрощаться руками (1-2 мин)
Сейчас откройте глаза и расскажите о своих впечатлениях.
Условие игры – нельзя разговаривать и открывать глаза. Эта игра проводится медленно, не торопясь.
Способствует развитию
Игра «Общий рисунок»
Ведущий приглашает участников
сесть в круг, устроиться по
удобнее, закрыть глаза и
Способствует развитию памяти, воображения, эмоциональной сферы.
Игры «Помоги добраться до домика» и «Четвертый лишний»
Закрепляют умение детей классифицировать предметы, так в игре «Помоги добраться до домика» детям предлагается помочь словам, которые заигрались во дворе до темна, добраться до своего домика (Приложение Б). Сначала можно коллективно обсудить, затем вызвать детей к доске и с помощью карточек разложить по домикам. Сколько домиков, столько и участников. Вместо карточек слов можно использовать изображения предметов.
А в игре «Четвертый лишний»
необходимо найти чужого
В данной методике много игр,
которые используется при
Например, игра « На что похожи геометрические фигуры»
1.Угол – две стены, кресло, перочинный ножик.
2.
Прямая линия – провода,
3. Отрезок – плинтус, линейка, спинка стула.
4. Луч – луч солнца, дождик, ветка дерева.
5. Круг – мяч, солнышко, обруч и т.д.
Кто придумывает больше ассоциаций, то и набирает больше баллов.
Игра способствует развитию
Игра «Очередь из живых фигур»
Участник изображает фигуры
Например, показывают по очереди: круг, треугольник, отрезок, прямоугольник.
Составляется рассказ: «Круг – солнышко, оно светит на крышу дома – треугольник. От дома идет прямая дорожка, она совсем как отрезок. Эта дорожка привела к бассейну – прямоугольнику, в котором купаюсь я». (Приложения Г)
Затем участникам предлагают
присесть и нарисовать фигурки
в той последовательности, в какой
они были показаны. Для более
успешного закрепления, на
Способствует развитию
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучив специальную литературу по вопросу развития памяти в процессе обучения и воспитания, я очень многое подчеркнула для себя как педагог и как мама, у которой растут две разновозрастные дочери. Психологами собран огромный материал, позволяющий изучать не только основные виды памяти. Они проанализировали и то, как сказывается выдающаяся память на основных сторонах личности – на мышлении, воображении, поведении, чертах характера; как изменяется внутренний мир человека. Если одна сторона его психической жизни – память получает столь необычное развитие, то личность становится намного гармоничнее и богаче.
Русский психолог Л.С.
Важнейшим средством укрепления памяти является такая организация режима жизни детей, при которых достигается максимально восстановление сил и уравновешенности нервных процессов. На объем памяти дошкольников влияют и возраст, и характер запоминаемого материала, и способы его восприятия.
Практика показывает, что развитие памяти наиболее эффективно происходит в процессе игры и игровых упражнений. Так как в игре ребенок запоминает информацию, которая становится для него интересной. Впоследствии на подсознании появляется своеобразная программа, которая определяет, как лучше запоминается та или иная информация.
Но для того чтобы данная работа имела положительный результат необходимо создание целостного, интегративного понимания психологического развития. И одним из главных условий в развитии памяти является систематичная и целенаправленная работа с детьми, а также поэтапное усложнение материала.
Особенно заинтересовала меня
методика Игоря Матюгина -
Школа эйдетики. Развивая упражнениями,
предложенными данной методикой,
воображение, память и
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Информация о работе Игра как средство развития памяти у детей старшего дошкольного возраста