Игра как средство развития памяти у детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: p***************@gmail.com, 26 Ноября 2011 в 17:37, курсовая работа

Описание

Актуальность данной проблемы заключается в том, что память развивается в течение всей жизни человека и ее становление и формирование связаны как с развитием нервной системы, так и условиями воспитания и обучения, а также деятельностью индивида. Поэтому, несмотря на наличие достаточного теоретического материала по данной проблеме, исследование коррекции памяти детей старшего дошкольного возраста под средством игры имеет важное значение.

Содержание

ВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………. 3

Основные характеристики памяти как специфического психического процесса……………………………………………………………..…5

Особенности памяти в старшем дошкольном возрасте…………... 11
Система работы по расширению объема памяти………………… 14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………… 20
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………… 21
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………25

Работа состоит из  1 файл

ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ.docx

— 184.63 Кб (Скачать документ)

     Совершенствование памяти в старшем дошкольном возрасте обусловлено в первую очередь приобретением в ходе учебной деятельности различных способов и стратегий запоминания, связанных с организацией и обработкой запоминаемого материала. Однако без специальной работы, направленной на формирование таких способов, они складываются стихийно и нередко оказываются непродуктивными [2, с.235].

     Способность детей старшего дошкольного возраста к произвольному запоминанию неодинакова на протяжении обучения. Так, для детей 6 –7 лет «характерны ситуации, когда запомнить без применения каких-либо средств гораздо проще, чем запомнить, осмысливая и организуя материал... Испытуемые этого возраста на вопросы: «Как запоминал? О чем думал в процессе запоминания? и т. д.» - чаще всего отвечают: «Просто запоминал, и все». Это отражается и на результативной стороне памяти. Для детей данного возраста проще выполнить установку «запомнить», чем установку «запомнить с помощью чего-либо» [10, с.187].

     По  мере усложнения заданий установка  «просто запомнить» перестает себя оправдывать, и это вынуждает  ребенка искать приемы организации  памяти. Чаще всего таким приемом  оказывается многократное повторение – универсальный способ, обеспечивающий механическое запоминание.

     В качестве мыслительных приемов запоминания  могут быть использованы: смысловое  соотнесение, классификация, выделение  смысловых опор, составление плана  и др. [10, с.190].

     На  разных этапах отмечается динамика отношения  детей к приобретенным ими способам смыслового запоминания при работе с учебным материалом.

                Старший дошкольный возраст и следующий за ним младший школьный сенситивен для становления высших форм произвольного запоминания, поэтому целенаправленная развивающая работа по овладению мнемической деятельностью является в этот период наиболее эффективной. Важным ее условием является учет индивидуальных характеристик памяти ребенка; ее объема, модальности (зрительная, слуховая, моторная) и т. п. Но независимо от этого каждый ребенок должен усвоить основное правило эффективного запоминания: чтобы запомнить материал правильно и надежно, необходимо с ним активно поработать и организовать его каким-либо образом [5, с.67].

               Целесообразно сообщить детям информацию о различных приемах запоминания и помочь в овладении теми из них, которые окажутся наиболее эффективными для каждого ребенка. По  мере  своего  развития  память  у  людей,  как  считал Л.С. Выготский,  всё  более  приближалась  к  мышлению. «Анализ  показывает, - писал он, - что  мышление  ребёнка  во  многом  определяется  его  памятью… Мыслить  для  ребёнка  раннего  возраста – значить вспоминать. Никогда  мышление  не  обнаруживает  такой  корреляции с  памятью,  как  в  самом  раннем  возрасте. Мышление  здесь  развивается  в  непосредственной  зависимости  от  памяти». Решающие  события  в  жизни  человека, изменяющие  отношения  между  памятью и  другими  психологическими  процессами, происходят  ближе  к  юношескому  возрасту, причём  по  своему  содержанию  эти  изменения порой  противоположны  тем,  которые  существовали  между  памятью  и  психическими  процессами в  ранние  годы. Например, отношение «мыслить – значить  припоминать»  с  возрастом  у  ребёнка  заменяется  на  отношение,  согласно  которому  само  запоминание  сводится  к  мышлению: «запомнить  или  вспомнить – значит  понять,  осмыслить,  сообразить». Специальные  исследования  развития  непосредственного и  опосредствованного запоминания  в  детском  возрасте  показали  как  один  мнемический  процесс – непосредственное   запоминание – с  возрастом  заменяется  другим,  опосредствованным. Это  происходит  благодаря  усвоению  ребёнком  более  совершенных  стимулов – средств  запоминания  и  воспроизведения  материала. Роль  мнемотехнических  средств в совершенствовании  памяти  состоит в  том,  что,  «обращаясь  к  употреблению вспомогательных  средств, мы  тем  самым  изменяем принципиальную структуру  нашего  акта  запоминания; прежде  прямое,  непосредственное  запоминание  становится  опосредствованным».

               Развитие  стимулов – средств   для  запоминания – подчиняется   следующей  закономерности: сначала   они  выступают  как  внешние  (например, завязывание  узелков   на  память, использование  для   запоминания  различных  предметов,  зарубок,  пальцев  рук и  т.п.). А затем становятся внутренними  (чувство, ассоциация, представление,  образ,  мысль)  [3, с.274].

              Совершенно  очевидно, что  развитие  памяти  и  её  тренировка  должны  гармонично  вписываться   в  систему  обучения  и   воспитания. Необходимо  учитывать   влияние  на  продуктивность  памяти  таких  факторов,  как   мотивация,  эмоции,    интересы,  особенности  характера,  уровень   развития,  состояние  здоровья. Опираясь  на  основные  стадии  развития  и  индивидуальные  особенности  ребёнка  можно   развивать  его  способности   к  концентрации  внимания. 

                С  развитием  словесной  памяти  увеличивается  продуктивность  запоминания  при  опоре   на  слова. Высокая  продуктивность  запоминания  наблюдается   в  тех  случаях, когда   оно  включается  в  деятельность,  требующую интеллектуальной  активности. Поэтому  лучше  запоминается  то,  что  связано  с   самостоятельными  поисками  решения,  преодолением  затруднений –  например, в  проблемном  обучении. Менее  успешно  дошкольники  запоминают  материал,  данный  им  в  готовом  виде [1,с. 176].                         

                Существует  ряд  причин,  влияющих  на  продуктивность  памяти. Они   бывают  субъективными  и   объективными. Продуктивность  памяти,  в  свою  очередь,  влияет  на  объем, быстроту,  точность  и др. (Приложение А, рис.1,2)

          Таким образом, память  представляет  собой многосложный,  но  единый  и  непрерывный  процесс и невозможно  представить  себе  такое  состояние  сознания,  чтобы  оно  обходилось  без памяти.  
 
 

  1.   Система работы  по расширению  объема памяти

       

            Одним из главных условий в  развитии памяти является систематичность  и целенаправленность работы  на занятиях с детьми.  Для  того чтобы данная работа имела положительный результат необходимо создание целостного, интегративного понимания психологического развития.

            Учитывая, что игровая деятельность  является  ведущей в старшем дошкольном возрасте, то  задания, направленные на развитие  и коррекцию памяти лучше всего подбирать в игровой форме. В процессе игры ребенок запоминает информацию, которая становится для него интересной. Впоследствии на подсознании появляется своеобразная программа, которая определяет, как лучше запоминается та или иная информация. Кроме развивающих игр существуют и упражнения, однако лучше всего и упражнения давать детям в виде игр.  Использовать данные игры, упражнения и задания,  можно как на занятиях, так и  на свежем воздухе, в подвижных играх.

              Задания со временем их усвоения  необходимо усложнять, увеличивать  объем информации для детей,  варьировать задачи.

     Далее рассмотрим несколько развивающих  игр и упражнений.

     Упражнение 1.

     Первым  и, пожалуй, самым легким упражнением  является запоминание и воспроизведение  зрительных образов. Ребенок должен нарисовать, тот или  иной образ, например, машину. Для начала образы должны быть очень простыми, но со временем их стоит усложнять деталями. То есть если в первое время ребенок  должен был нарисовать мальчика, то через некоторое время попросите  его изобразить уже веселого мальчика и т.д. После этого можно предложить ребенку нарисовать, допустим, радость  или любой другой непредметный образ. Существует несколько модификаций  данного упражнения. Можно, например, дать ребенку простой рисунок  на тридцать секунд, после чего попросить  его воспроизвести его.

     Упражнение 2.

              На доске вывешиваются картинки  с изображением (это могут быть  изображения  животных,  мебели, одежды, цветов, т.е.  в соответствии  с изучаемой темой). Количество  их увеличивается постепенно,  в зависимости от возраста  и развития детей. Названия  изображенного проговаривается  детьми. Вызывается 1-2 ученика. Им  предлагают повернуться спиной  к доске. В это время убирается  одна картинка (потом 2-3). Ученик  должен посмотреть  и сказать  какую убрали, за правильный ответ  получает очко или фишку.

            Способствует развитию зрительной  произвольной памяти и внимания. 
 

     Упражнение 3.

                На доске  - 2-4 знакомые картинки  с изображением  (на выбор учителя). Предлагается внимательно рассмотреть   и запомнить. Дети закрывают  глаза. Добавляется еще одно  изображение (затем 2-3). Осмотрев  картинки, ребята должны сказать,  какая птица появилась.

            Способствует развитию зрительной  произвольной памяти, её объема  и внимания.

     Упражнение 4.

              Учитель произносит ряд слов. Ученики запоминают их, затем  из выставленных на наборном  полотне картинок выбирают те, которые соответствуют данным  словам.

            Способствует развитию слуховой  произвольной памяти и внимания.

     Упражнение 5. Игра «День –  ночь»

              Использовать можно игрушки, картинки, предметы интерьера. Участникам  предлагается внимательно просмотреть,  а затем закрыть глаза. Упорядоченный  ряд изменяется, когда ребенок  открыл глаза – следует вопрос  «Что изменилось?». 

            Способствует развитию зрительной  произвольной  памяти и внимания.

     Упражнение 6. Игра «Слова»

             Участникам предлагается назвать как можно больше слов, относящихся к одной из тем: «Школа». «Математика», «Природа», «Осень», и т.д.  Побеждает тот,  кто больше вспомнит слов, а как усложненный вариант – побеждает тот, у кого больше слов, которых нет у других.

            Способствует развитию   вербальной  памяти  и  словарного запаса  детей, объема памяти.

     Упражнение 7. «Слушаем и рисуем»

             Предлагается детям прослушать  рассказ и нарисовать рисунок,  отражающий его содержание. (Рассказ  должен быть  маленький, можно  описательного характера, но постепенно  объем рассказа увеличивается).

            Способствует развитию слуховой  произвольной памяти,  восприятия  и внимания.    

     Упражнение 8. «Чей предмет?»

            Для проведения этой игры всех  участников разбивают на две  команды. Каждая из команд выбирает  водящего. Игра заключается в  том, что на глазах у водящего  члены его команды кладут на  стол по одному предмету. Водящий  смотрит и старается запомнить,  кто какой предмет положил  и в какой последовательности. Оцениваются ответы водящих. В  роли водящего должен выступить  каждый игрок.

            Способствует развитию зрительной  произвольной  памяти и внимания, объема памяти. 

     Упражнение 9.  « Прогулка в  картинках»

              Во время прогулки  обратите  внимание детей на витрины  магазинов, памятники, дорожные  знаки и т.п., побеседуй с детьми  о том, зачем это все нужно,  а по возвращению домой попросите  детей нарисовать то, что они  запомнили.

            Способствует развитию зрительной  и слуховой памяти, её объема, внимания, восприятия и воображения  ребенка.

     Упражнение 10.

     Дайте ребенку перечень слов и попросите  его сгруппировать эти слова  по какому-либо признаку. После этого  можно предложить ему придумать  историю, которая объединила бы слова  каждой группы.

            Способствует развитию зрительной, вербальной  произвольной памяти, её объема,  внимания, воображению.

     Упражнение 11. «Разведчики»

             В комнате хаотично расставлены  стулья. Из группы детей выбирают  «разведчика» и «командира». Остальные  – «отряд». Разведчик проходит  между стульями, «запутывая следы». Командир запоминает действия  разведчика и ведет отряд по  этому пути. Как усложнение условие  игры, когда командир должен провести  свой отряд в обратном направлении.

            Способствует развитию зрительной, двигательной памяти и внимания.

     Упражнение 12. «Кто больше запомнит»

            Участники становятся в круг  и называют слово,  например  «цветок». Следующий участник игры  повторяет названное слово и  добавляет свое, например «лес».  Третий должен повторить уже  предыдущее два  («цветок» и  «лес») и произносит новое слово.  И так далее. Победитель в  игре становится тот, кто сможет  воспроизвести большее количество  слов. Как усложнение можно использовать  мяч, передавая его рядом стоящему  игроку.

             Эта игра способствует развитию  слуховой памяти, её объему и  внимания.

            По большому счету, все упражнения  строятся по одному принципу. Ребенку необходимо развивать  ассоциативное мышление, что необходимо  для хорошей памяти. Всегда надо  помнить, что все упражнения  должны быть даны ребенку в  качестве игры. Нельзя заставлять  ребенка, ведь игра – дело  добровольное. Если ребенку будет  по-настоящему интересно, то  результат  развития памяти будет очевиден. Использовать необходимо разнообразные  игры и упражнения, способствующие  развитию все видов памяти [4].

              Интересной, на мой взгляд, является  существующая  в  России Московская  школа эйдетики. Её  основатель  Игорь  Матюгин. «Эйдос»   в  переводе  с  греческого  языка «образ».  Отсюда  и   название  одного  из  направлений   психологии – эйдетизм. Эйдетизм  – это разновидность  образной  памяти,  связанной  с  таким   феноменом  человеческого   мозга,  как,  умение  видеть  предмет,  который  уже  исчез   из  поля  восприятия. 

Информация о работе Игра как средство развития памяти у детей старшего дошкольного возраста