Игровые формы внеклассной работы по иностранному языку

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 15:04, лекция

Описание

В настоящее время стала очевидной идея необходимости обучения

иностранному языку как средству коммуникации непременно в коллективной

деятельности с учетом межличностных связей: преподаватель-группа,

преподаватель-ученик, ученик-группа, ученик-ученик и т. д. Положительное

влияние на личность обучаемого оказывает групповая деятельность. Игра дает

возможность создать и сплотить коллектив. Игра дает радость общения с

единомышленниками.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 78.33 Кб (Скачать документ)

            государства и так далее.

          . позиционные роли  обычно  кодированы  правилами,  определяющими

            некоторую позицию в обществе: профессиональная, семейная роли  и

            т.д.

          .  ситуативные  роли,   представленные   в   виде   фиксированных

            стандартов поведения и деятельности, для  проигрывания  которых

            достаточно быть кратковременным   участником  ситуации  общения:

            роль гостя, туриста, пешехода  и др.

 

                  Значение игры на уроке иностранного  языка

 

       Широкие   возможности  для   активизации   учебного   процесса   дает 

использование ролевых игр  на уроке иностранного языка.

          .  Известно,  что  ролевая   игра  представляет   собой   условное

            воспроизведение   ее    участниками    реальной    практической

            деятельности  людей,   создает   условия   реального   общения.

            Эффективность обучения здесь   обусловлена,  в  первую  очередь,

            взрывом мотивации, повышением  интереса к предмету.

          . Игра активизирует стремление  ребят к контакту друг с   другом  и

            учителем, создает  условия   равенства  в  речевом   партнерстве,

            разрушает традиционный барьер  между учителем и учеником.

          . Игра дает возможность  робким,  неуверенным  в  себе   учащимся

            говорить и тем самым преодолевать  барьер неуверенности.

          . В играх школьники овладевают  такими  элементами  общения,  как

            умение начать беседу, поддержать  ее,  прервать  собеседника,  в

            нужный момент согласиться с  его мнением или опровергнуть  его.

          . Практически все время  в   ролевой  игре   отведено  на  речевую

            практику,  при  этом  не  только  говорящий,  но  и   слушающий

            максимально активен, т. к. он  должен понять и запомнить  реплику

            партнера, соотнести ее с  ситуацией,  правильно отреагировать на

            нее.

          . Ролевая игра мотивирует  процесс   обучения,  она  отвечает   на

            вопросы (Почему?) - мотив  и  ( Зачем?) - цель, т.е. нужно   что

            -то  сказать. Центром внимания  становится  содержание беседы.

          .  Игры  положительно  влияют  на   формирование   познавательных

            интересов   школьников,   способствуют   осознанному   освоению

            иностранного языка. Они  содействуют   развитию  таких  качеств,

            как  самостоятельность,  инициативность;   воспитанию   чувства

            коллективизма. Учащиеся активно,  увлеченно  работают,  помогают

            друг другу, внимательно слушают  своих товарищей;  учитель   лишь

            управляет учебной деятельностью.

          .  Ролевая   игра  позволяет   учитывать  возрастные   особенности

            учащихся,  их  интересы;   расширяет   контекст   деятельности;

            выступает  как  эффективное   средство    создания   мотива    к

            иноязычному  диалогическому  общению;  способствует  реализации

            деятельностного подхода в обучении иностранному языку, когда в

            центре внимания находится   ученик   со  своими   интересами  и

            потребностями.

 

             § 2.2. Факультативные занятия по  иностранному языку

 

 

               Роль и место факультативов  в процессе обучения

 

      С  целью   углубления  и  расширения  знаний,  улучшения   трудовой   и

политехнической  подготовки,  удовлетворения  познавательных   интересов   и

развития способностей учащихся в школе введены факультативные занятия.

      Содержание  факультативов предусматривает  углубленное изучение  учебных

предметов,  основываясь  на  обязательных   школьных   курсах.   Факультатив

является  связующим  звеном  между   уроками   и   внеклассными   занятиями.

Факультативы служат  ступенью  перехода  от  усвоения  предмета  к  изучению

науки, знакомят учащихся с  научными методами исследования.[28, 52].

      По образовательным  задачам (т. е.  по  содержанию  образования)  можно

выделить  такие  виды  факультативов:  по  углубленному   изучению   учебных

предметов;   по   изучению   дополнительных   дисциплин   (логики,   второго

иностранного  языка  и  др.);  по  изучению  дополнительной   дисциплины   с

приобретением специальности  (машинопись,  стенография,  программирование  и

др.); межпредметные факультативы  (например,  курс  «Единство материального

мира» как межпредметный факультатив по обществоведению, физике и биологии).

[28, 52].

      Межпредметые факультативы помогают ученикам глубже  понять  окружающий

мир, узнать, как применяются  знания по различным дисциплинам  в  определенных

отраслях производства. Межпредметные  факультативы  по  физике,  математике,

химии, биологии и  трудовому  обучению,  кроме  того,  вооружают  школьников

политехническими знаниями, умениями и навыками; знакомят учащихся  с  новыми

открытиями.

      Каждый из  видов факультативов может подразделяться  в  зависимости  от

дидактических  целей  на  теоретические,  практические   и   комбинированные

факультативные занятия. [28, 52].

 

                Организация и методика факультативных  занятий

 

      Группы, как  правило, комплектуются из учащихся  одного или параллельных

классов. Если факультатив  не связан с  обязательными  занятиями,  то  группы

можно комплектовать из учащихся  разных  классов.  Наполняемость  групп  (не

менее десяти слушателей) определяется руководителем занятий в зависимости

от специфики курса. Если желающих больше возможного набора, то  преимущество

оказывают школьникам, проявившим особенный интерес к  предмету.  Обычно  это

связано  с  выбором  профессии.  Учитываются  также  те  качества  учащихся,

которые можно развивать  в процессе изучения данного факультативного  курса  —

способности,  потребности,  прикладные  умения  и  навыки.  Для   проведения

занятий привлекаются, кроме  учителей, преподаватели  вузов,  деятели  науки,

литературы, искусства, специалисты  промышленного  производства  и  сельского

хозяйства, экологи, лица духовного  звания, родители.

      Программы  факультативных курсов разрабатывает  Министерство образования

России,   либо   создаются   авторские    факультативные    курсы.    Школам

предоставляется право, по согласованию  с  органами  народного  образования,

вносить изменения в программы  с учетом регионального  компонента  и  местных

условий,  материальной  базы  школ.  Учащиеся  могут  сами  решать,   какими

вопросами  в  пределах  примерной  программы  они   будут   заниматься.   На

факультативный курс дается не менее 35 часов в год. Занятия  можно  проводить

или по одному часу в неделю в течение учебного  года  или  по  два  часа  на

протяжении полугодия, до или после уроков. [28, 14].

      Решение   задач  факультативных  курсов  требует  разнообразия  форм  и

методов обучения, способствующих  подготовке  школьников  к  самостоятельной

учебной деятельности. Нет  необходимости в текущем контроле  усвоения  знаний

слушателей  факультатива,  так  как  они   посещают   занятия   добровольно,

заинтересованы в изучении  курса,  сознательно относятся к учению.  Можно

ограничиться тематической проверкой знаний  на  практических  и семинарских

занятиях. Берется во  внимание  качество  написания рефератов,  отчетов по

лабораторным  работам,  изготовленных  приборов  и  установок,   учитываются

оценки за самостоятельные  работы. В связи с большим объемом  самостоятельной

исследовательской  деятельности  школьников   возникает  проблема  коррекции

ошибочных  представлений,  неполных  обобщений,  неточных  экспериментальных

данных, неправильных способов  действия.  Поэтому  обязательным  структурным

элементом  теоретических  и  практических  факультативных  занятий  является

обсуждение результатов  работы учащихся.

      Чтобы   неустанно  поддерживать  и   повышать   интерес   слушателей   к

факультативу,  развивать  их  способности,  формировать  навыки   и   умения

изобретательства,  творческой   деятельности,   школьникам   предоставляются

широкие возможности  заниматься  разными  видами  исследовательской  учебной

деятельности —  конструктивной,  моделирования,  решения  прикладных  задач,

проведения экспериментов  и опытов, теоретического поиска.  Исследовательская

деятельность  является  средством   формирования   приемов   самостоятельной

работы,  оптимально  приближает  процесс   учения   к   научному   познанию,

обеспечивает  усвоение  методов  науки  и  опыта  творческой   деятельности,

глубокое осмысление и  запоминание знаний. [28, 23].

      Учащиеся  выбирают факультативы соответственно  своим интересам, поэтому

их деятельность на  занятиях  характеризуется  высокой  активностью.  Высока

также интенсивность учения: ученик за 40 минут успевает в  полтора-два  раза

больше, чем при изучении обязательных предметов.

      Руководство  деятельностью учащихся на  факультативных  занятиях  имеет

свои особенности. Занятия  с небольшим количеством учащихся дают  возможность

развивать мышление, память, воображение,  внимание  каждого  школьника,  его

способности,  рационально  организовать   индивидуальный   подход.   Интерес

учеников к факультативному  курсу и побуждает, и вынуждает  учителя  подбирать

темы,  оптимально  отражающие   достижения   культуры,   научно-технического

прогресса, особенности современного производства, его запросы. [28, 23].

 

                         Теоретические факультативы

 

      Теоретические   факультативы  организуются  для   углубленного  изучения

отдельных тем, разделов, раскрытия  сложных теоретических проблем,  обобщения

и  систематизации  знаний   и   имеют   следующую   структуру:   обоснование

актуальности темы, теоретическая  и практическая  значимость  рассматриваемых

вопросов,  создание  проблемных  ситуаций;  раскрытие  проблемы   (изложение

материала  учителем,   выступления   учащихся   с   рефератами,   докладами,

демонстрация   учебных   кинофильмов,   проведение    опытов);    обсуждение

результатов поисков (анализ учащимися обоснованных положений,  повторное  их

доказательство   в   процессе   решения   качественных   задач,    коррекция

неправильных представлений, обобщение, обеспечение взаимно  обратных  связей

при  усвоении  материала:  анализ  обобщенного,  осмысление   существенного,

уточнение знаний, систематизация усвоенного).

      Теоретические  факультативные занятия можно  проводить в  форме  лекций,

семинарских, научно-теоретических  конференций и т. п.

      В зависимости  от дидактических задач и логики  учебного  материала  на

факультативах практикуются вводные, обзорные и обобщающие лекции.

      Вводная  лекция знакомит учащихся с  задачами, вопросами,  направлениями

курса в целом или темы. Существенная особенность вводной  лекции —  проблемо-

поисковый подход к раскрытию  темы или ее  поисково-информационный  характер.

После лекции проводят семинарские  занятия, цель  которых  —  самостоятельное

усвоение учащимися отдельных  вопросов и углубленное раскрытие  проблемы.

      Обзорные  лекции  в  основном  используются  с   целью   обобщения   и

систематизации знаний. Они  будут  эффективными  лишь  при  таком  изложении,

которое обеспечивает интерес слушателей  к проблеме.  Большую роль  здесь

играет демонстрационный эксперимент,  предшествующий  объяснению  материала.

Целесообразно  использовать  и  приемы  создания  преднамеренно   нарушенной

логики изложения или  решения задач,  которые  тоже  приводят  к  парадоксам,

например,   предложить   составить   проекты   вечного   двигателя.    Прием

исторического  сравнения  не  только  повышает  интерес  к  проблеме,  но  и

раскрывает  диалектику  науки.  На  основе  исторического  материала   легче

подвести слушателей к  пониманию некоторых общих идей современной науки.

      Семинарские  занятия, проводимые после обзорных  лекций,  направлены  на

обобщение знаний по изученному материалу  и  являются  пропедевтическими  по

отношению к новой теме.

      К  теоретическим   факультативным  занятиям  относится   и  такая  форма

работы, как научно-теоретическая  конференция. Ее цель  —  подведение  итогов

по занятиям факультативного  курса  и  ознакомление  всех  учащихся  старших

классов с достижениями науки  в данной области знаний. [1]

      В   процессе   проведения   факультативов   по   иностранным    языкам

целесообразно приглашать на  занятия  учёных,  лингвистов  и  филологов  для

ознакомления  учащихся  с  такими  темами,  как  «Национальные  языки  нашей

планеты», «Индоевропейское  древо  языков»,  «Мёртвые  языки  и  их  роль  в

Информация о работе Игровые формы внеклассной работы по иностранному языку