Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 15:04, лекция
В настоящее время стала очевидной идея необходимости обучения
иностранному языку как средству коммуникации непременно в коллективной
деятельности с учетом межличностных связей: преподаватель-группа,
преподаватель-ученик, ученик-группа, ученик-ученик и т. д. Положительное
влияние на личность обучаемого оказывает групповая деятельность. Игра дает
возможность создать и сплотить коллектив. Игра дает радость общения с
единомышленниками.
государства и так далее.
. позиционные роли обычно кодированы правилами, определяющими
некоторую позицию в обществе: профессиональная, семейная роли и
т.д.
. ситуативные роли, представленные в виде фиксированных
стандартов поведения и
достаточно быть
роль гостя, туриста, пешехода и др.
Значение игры на уроке
Широкие возможности для активизации учебного процесса дает
использование ролевых игр на уроке иностранного языка.
. Известно, что ролевая игра представляет собой условное
воспроизведение ее участниками реальной практической
деятельности людей, создает условия реального общения.
Эффективность обучения здесь обусловлена, в первую очередь,
взрывом мотивации, повышением интереса к предмету.
. Игра активизирует стремление ребят к контакту друг с другом и
учителем, создает условия равенства в речевом партнерстве,
разрушает традиционный барьер между учителем и учеником.
. Игра дает возможность робким,
говорить и тем самым
. В играх школьники овладевают такими элементами общения, как
умение начать беседу, поддержать ее, прервать собеседника, в
нужный момент согласиться с его мнением или опровергнуть его.
. Практически все время в ролевой игре отведено на речевую
практику, при этом не только говорящий, но и слушающий
максимально активен, т. к. он должен понять и запомнить реплику
партнера, соотнести ее с ситуацией, правильно отреагировать на
нее.
. Ролевая игра мотивирует процесс обучения, она отвечает на
вопросы (Почему?) - мотив и ( Зачем?) - цель, т.е. нужно что
-то сказать. Центром внимания становится содержание беседы.
. Игры положительно влияют на формирование познавательных
интересов школьников, способствуют осознанному освоению
иностранного языка. Они
как самостоятельность, инициативность; воспитанию чувства
коллективизма. Учащиеся
друг другу, внимательно
управляет учебной
. Ролевая игра позволяет учитывать возрастные особенности
учащихся, их интересы; расширяет контекст деятельности;
выступает как эффективное средство создания мотива к
иноязычному диалогическому общению; способствует реализации
деятельностного подхода в обучении иностранному языку, когда в
центре внимания находится ученик со своими интересами и
потребностями.
§ 2.2. Факультативные занятия по иностранному языку
Роль и место факультативов в процессе обучения
С целью углубления и расширения знаний, улучшения трудовой и
политехнической подготовки, удовлетворения познавательных интересов и
развития способностей учащихся в школе введены факультативные занятия.
Содержание факультативов предусматривает углубленное изучение учебных
предметов, основываясь на обязательных школьных курсах. Факультатив
является связующим звеном между уроками и внеклассными занятиями.
Факультативы служат ступенью перехода от усвоения предмета к изучению
науки, знакомят учащихся с научными методами исследования.[28, 52].
По образовательным задачам (т. е. по содержанию образования) можно
выделить такие виды факультативов: по углубленному изучению учебных
предметов; по изучению дополнительных дисциплин (логики, второго
иностранного языка и др.); по изучению дополнительной дисциплины с
приобретением специальности (машинопись, стенография, программирование и
др.); межпредметные факультативы (например, курс «Единство материального
мира» как межпредметный факультатив по обществоведению, физике и биологии).
[28, 52].
Межпредметые факультативы помогают ученикам глубже понять окружающий
мир, узнать, как применяются знания по различным дисциплинам в определенных
отраслях производства. Межпредметные факультативы по физике, математике,
химии, биологии и трудовому обучению, кроме того, вооружают школьников
политехническими знаниями, умениями и навыками; знакомят учащихся с новыми
открытиями.
Каждый из
видов факультативов может
дидактических целей на теоретические, практические и комбинированные
факультативные занятия. [28, 52].
Организация и методика
Группы, как
правило, комплектуются из
классов. Если факультатив не связан с обязательными занятиями, то группы
можно комплектовать из учащихся разных классов. Наполняемость групп (не
менее десяти слушателей) определяется руководителем занятий в зависимости
от специфики курса. Если желающих больше возможного набора, то преимущество
оказывают школьникам, проявившим особенный интерес к предмету. Обычно это
связано с выбором профессии. Учитываются также те качества учащихся,
которые можно развивать в процессе изучения данного факультативного курса —
способности, потребности, прикладные умения и навыки. Для проведения
занятий привлекаются, кроме учителей, преподаватели вузов, деятели науки,
литературы, искусства, специалисты промышленного производства и сельского
хозяйства, экологи, лица духовного звания, родители.
Программы
факультативных курсов
России, либо создаются авторские факультативные курсы. Школам
предоставляется право, по согласованию с органами народного образования,
вносить изменения в программы с учетом регионального компонента и местных
условий, материальной базы школ. Учащиеся могут сами решать, какими
вопросами в пределах примерной программы они будут заниматься. На
факультативный курс дается не менее 35 часов в год. Занятия можно проводить
или по одному часу в неделю в течение учебного года или по два часа на
протяжении полугодия, до или после уроков. [28, 14].
Решение задач факультативных курсов требует разнообразия форм и
методов обучения, способствующих подготовке школьников к самостоятельной
учебной деятельности. Нет
необходимости в текущем
слушателей факультатива, так как они посещают занятия добровольно,
заинтересованы в изучении курса, сознательно относятся к учению. Можно
ограничиться тематической проверкой знаний на практических и семинарских
занятиях. Берется во внимание качество написания рефератов, отчетов по
лабораторным работам, изготовленных приборов и установок, учитываются
оценки за самостоятельные работы. В связи с большим объемом самостоятельной
исследовательской деятельности школьников возникает проблема коррекции
ошибочных представлений, неполных обобщений, неточных экспериментальных
данных, неправильных способов действия. Поэтому обязательным структурным
элементом теоретических и практических факультативных занятий является
обсуждение результатов работы учащихся.
Чтобы неустанно поддерживать и повышать интерес слушателей к
факультативу, развивать их способности, формировать навыки и умения
изобретательства, творческой деятельности, школьникам предоставляются
широкие возможности заниматься разными видами исследовательской учебной
деятельности — конструктивной, моделирования, решения прикладных задач,
проведения экспериментов и опытов, теоретического поиска. Исследовательская
деятельность является средством формирования приемов самостоятельной
работы, оптимально приближает процесс учения к научному познанию,
обеспечивает усвоение методов науки и опыта творческой деятельности,
глубокое осмысление и запоминание знаний. [28, 23].
Учащиеся
выбирают факультативы
их деятельность на занятиях характеризуется высокой активностью. Высока
также интенсивность учения: ученик за 40 минут успевает в полтора-два раза
больше, чем при изучении обязательных предметов.
Руководство деятельностью учащихся на факультативных занятиях имеет
свои особенности. Занятия
с небольшим количеством
развивать мышление, память, воображение, внимание каждого школьника, его
способности, рационально организовать индивидуальный подход. Интерес
учеников к факультативному курсу и побуждает, и вынуждает учителя подбирать
темы, оптимально отражающие достижения культуры, научно-технического
прогресса, особенности современного производства, его запросы. [28, 23].
Теоретические факультативы
Теоретические факультативы организуются для углубленного изучения
отдельных тем, разделов, раскрытия
сложных теоретических проблем,
и систематизации знаний и имеют следующую структуру: обоснование
актуальности темы, теоретическая и практическая значимость рассматриваемых
вопросов, создание проблемных ситуаций; раскрытие проблемы (изложение
материала учителем, выступления учащихся с рефератами, докладами,
демонстрация учебных кинофильмов, проведение опытов); обсуждение
результатов поисков (анализ учащимися обоснованных положений, повторное их
доказательство в процессе решения качественных задач, коррекция
неправильных представлений, обобщение, обеспечение взаимно обратных связей
при усвоении материала: анализ обобщенного, осмысление существенного,
уточнение знаний, систематизация усвоенного).
Теоретические факультативные занятия можно проводить в форме лекций,
семинарских, научно-теоретических конференций и т. п.
В зависимости
от дидактических задач и
факультативах практикуются вводные, обзорные и обобщающие лекции.
Вводная лекция знакомит учащихся с задачами, вопросами, направлениями
курса в целом или темы. Существенная особенность вводной лекции — проблемо-
поисковый подход к раскрытию темы или ее поисково-информационный характер.
После лекции проводят семинарские занятия, цель которых — самостоятельное
усвоение учащимися отдельных вопросов и углубленное раскрытие проблемы.
Обзорные лекции в основном используются с целью обобщения и
систематизации знаний. Они будут эффективными лишь при таком изложении,
которое обеспечивает интерес слушателей к проблеме. Большую роль здесь
играет демонстрационный эксперимент, предшествующий объяснению материала.
Целесообразно использовать и приемы создания преднамеренно нарушенной
логики изложения или решения задач, которые тоже приводят к парадоксам,
например, предложить составить проекты вечного двигателя. Прием
исторического сравнения не только повышает интерес к проблеме, но и
раскрывает диалектику науки. На основе исторического материала легче
подвести слушателей к пониманию некоторых общих идей современной науки.
Семинарские
занятия, проводимые после
обобщение знаний по изученному материалу и являются пропедевтическими по
отношению к новой теме.
К теоретическим факультативным занятиям относится и такая форма
работы, как научно-теоретическая конференция. Ее цель — подведение итогов
по занятиям факультативного курса и ознакомление всех учащихся старших
классов с достижениями науки в данной области знаний. [1]
В процессе проведения факультативов по иностранным языкам
целесообразно приглашать на занятия учёных, лингвистов и филологов для
ознакомления учащихся с такими темами, как «Национальные языки нашей
планеты», «Индоевропейское древо языков», «Мёртвые языки и их роль в
Информация о работе Игровые формы внеклассной работы по иностранному языку