Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 15:04, лекция
В настоящее время стала очевидной идея необходимости обучения
иностранному языку как средству коммуникации непременно в коллективной
деятельности с учетом межличностных связей: преподаватель-группа,
преподаватель-ученик, ученик-группа, ученик-ученик и т. д. Положительное
влияние на личность обучаемого оказывает групповая деятельность. Игра дает
возможность создать и сплотить коллектив. Игра дает радость общения с
единомышленниками.
человеческой культуре», «Этимология иностранного языка», «Неологизмы в
современном иностранном языке», «Обзор наиболее употребительной лексики при
работе с компьютером», «Особенности лексики на телевидении и других СМИ в
стране изучаемого языка», «Отражение истории народа в его национальном
языке».
Практические факультативные
Основная
задача практических
умений исследовательского характера в процессе решения технических задач с
целью углубления знаний. Участники факультатива выполняют лабораторные и
практические работы, решают задачи различных видов. Примерная структура
занятия такова: постановка задач, обоснование их актуальности и
практической значимости (при необходимости проводится инструктаж по технике
безопасности, а при проведении практических занятий на местности,
экскурсий, туристических походов выделяются учащиеся, отвечающие за решение
организационных вопросов) — решение задач и конкретизация результатов
работы (объяснение учителем способа решения задач данного типа, решение
учащимися под руководством учителя задач, устный или письменный инструктаж
и выполнение задания — групповое или индивидуальное, с помощью учителя или
самостоятельное) — обсуждение результатов и подведение итогов занятия
(анализ и коррекция допущенных ошибок, дополнение, уточнение и обобщение
полученных результатов, поиск более рациональных способов решений,
интерпретаций, моделей, защита отчетов). [28, 74].
Развитию
творчества и
с альтернативными данными, задачи со скрытыми данными и качественные
задачи. Решение комплексных задач, содержание которых включает понятия из
разных тем, помогает раскрыть механизмы взаимосвязи между главными
факторами процессов и явлений, способствует формированию у учащихся умений
и навыков, переноса знаний в нестандартные ситуации.
Большой интерес проявляют школьники к факультативным практикумам по
моделированию, цель которых — развитие способностей, формирование
конструктивно-технических умений, необходимых для технических профессий.
Практикумы по моделированию также проводятся после изучения теоретического
курса. На этих занятиях положительные результаты дает индивидуальный подход
к учащимся. Сущность его состоит в том, что все учащиеся выполняют
иллюстративные и
по единой проблеме. Одни выполняют задания полностью самостоятельно. Другим
учитель дает план решения. Если быстро и логично мыслящие школьники,
допустив ошибку, не могут ее самостоятельно исправить, им необходимо
предложить приемы проверки, самоконтроля. Некоторых учащихся необходимо
предварительно
По экологии, географии, биологии проводятся практические работы на
местности. Они направлены на формирование у учащихся умений определять
состояние и продуктивность окружающей среды, на развитие у них общих
методов познания — наблюдения, сравнения, проведения опытов, установления
причинно-следственных связей. [28, 76].
На практических факультативных занятиях по иностранному языку
целесообразно изучать разговорные темы на более высоком уровни сложности с
включением актуального материала, который учащиеся могут найти в
дополнительных источниках: словарях, справочниках, художественной и научно-
популярной литературе, в иноязычных газетах и журналах, в Интернете. Для
развития лингвистической мотивации учителя предлагают детям формальные
упражнения и лингвистические задачи, выходящие за пределы стандартной
учебной программы. Интересной формой практического занятия является
«репетиция» вступительного экзамена в ВУЗ по иностранному языку, где
учащиеся должны, в рамках ограниченного времени, выполнить типовые задания
абитуриента: чтение и пересказ текста, перевод отрывка из него, перевод 10
предложений с русского на английский и высказывание по устной теме.
Комбинированные
Такие занятия проводятся как научно-практические конференции,
комбинированные, лекционно-практические семинарско-практические уроки. Их
структура зависят от дидактических задач, и допускает различные сочетания
компонентов. Например, цель лекционно-практических занятий — усвоение
знаний в процессе объяснения материала и решения задач. Соответственно
этому используются два основных метода — лекция (20 минут) и решение задач
(20 минут). Результаты работы обсуждаются в конце занятия. [28, 56].
Эффективной формой работы является научно-практическая конференция,
которой завершается факультативный курс. Она проводится по актуальной теме.
Основные задачи такой конференции — глубокое раскрытие проблемы, пополнение
знаний новыми сведениями, практическое применение усвоенных знаний,
ознакомление участников конференции с результатами экспериментальной
работы, выполненной членами факультатива, профориентация.
§ 2.3. Календарные и тематические праздники
Мы живем в информационном обществе. Постоянно увеличивается количество
информации на иностранных языках, и, следовательно, возрастает потребность
в людях, умеющих ее переработать. А это невозможно без овладения словарным
запасом иностранного языка.
Работа над лексикой - важный и трудоемкий процесс, и от того, как он
проходит, в значительной мере зависит эффективность обучения иностранному
языку в последующие годы. Обучению лексике придается большое значение во
всех классах, т.к. работа над ней дает пищу для языковой наблюдательности,
что важно и для общей культуры школьников, и для владения родным языком.
При обучении
лексике используют
из них довольно эффективны. Но малое количество времени на уроке не
позволяет работать над расширением словарного запаса учеников. Поэтому мы
решили найти такую форму работы, которую можно было бы использовать для
лучшего усвоения лексики. На наш взгляд, такой формой является проведение
театрализованных праздников. Это один из элементов театральной педагогики,
который можно использовать во внеклассной работе. [21, 101].
Театрализация повышает самостоятельность учащихся, поисковая
деятельность учащихся к ходе подготовки к спектаклю дополняется классными
занятиями под руководством учителя и составляет вместе с ними неразрывное
целое. Такой подход обеспечивает усвоение пройденного, повышает развивающую
роль обучения, является средством воспитания и развития познавательных
возможностей учащихся, позволяет по-новому решать проблему учета
индивидуальных особенностей учеников.
В процессе театрального действа, в нашем случае, праздника на иностранном
языке, ученики общаются, а, следовательно, используют лексику, усвоенную на
уроках. Театрализованное представление является своего рода обобщением
языковых знаний, умений, навыков учащихся. При участии в подобных
мероприятиях пассивный словарный запас детей постепенно переходит в
активный, т.е. ученик способен уже передавать свои мысли на иностранном
языке более свободно как в устной речи, так и в письменной.
Это в свою очередь облегчает работу на уроках.
Театральные внеклассные мероприятия формируют коммуникативно-компетентную
личность, свободно пользующуюся языковыми навыками в любой ситуации. А
знакомство молодых и начинающих учителей с театральной педагогикой дает
толчок к развитию собственного творческого потенциала.
Домашние работы учащихся как форма внеклассной работы по
иностранному языку
Доля умственных занятий в человеческой деятельности непрерывно
возрастает. Поэтому приучение детей к систематическому умственному труду
делает необходимыми домашние учебные занятия. Их характер, объем, сложность
должны быть научно обоснованы. Но ни по одной из проблем дидактики за
последнее десятилетие, пожалуй, не велось столько споров, как по проблеме
домашней работы школьников. Иногда можно слышать: «А нужны ли домашние
задания? Известен опыт грузинских психологов и педагогов по обучению детей
начальных классов без домашних заданий; некоторые педагоги нашей страны,
успевая быстро пройти всю программу, весной работают без домашних заданий»
и т.п. [6, 217].
Авторы, создающие и призывающие к созданию здоровье сберегающих
технологий, подчеркивают необходимость преодолеть перегрузку учащихся,
разгрузить учебники и программы от излишней информации и второстепенного
материала, что относится и к домашним заданиям учащихся. Но устранить
перегрузки не означает полностью отменить домашние задания.
Специальными исследованиями доказано, что на данном этапе развития
школы домашние задания нужны, но они требуют значительной модернизации.
Домашняя учебная работа, как никакая другая форма обучения, воспитывает
самостоятельность учащихся. Правильно организованная домашняя работа
школьников — это такая работа, которая дает наилучшие результаты (систему
глубоких и прочных знаний, умений и навыков, высокий уровень развития и
воспитания школьников) в пределах положенного времени.
Как показывает практика, огромные возможности домашней работы
используются далеко не полностью. Типичными недостатками в этой работе
являются: слабый интерес к заданиям, несвоевременность выполнения,
отсутствие гигиенических условий, незнание норм научной организации труда,
неразвитость произвольного внимания и продуктивного мышления, однообразие
деятельности, слабое владение приемами мыслительной деятельности, навыками
и умениями самостоятельной работы, низкий коэффициент полезного действия
уроков. Отсюда — низкое качество работы, быстрая утомляемость, перегрузки.
Перегрузку иногда рассматривают в среднестатическом выражении как
универсальное явление. Но она различна для разных возрастных групп и разных
учащихся, при изучении предметов гуманитарного и физико-математического
цикла, т. е. зависит от основных дидактических условий и системы работы в
целом.
Исследования показывают, что количество, объем и характер домашних
заданий часто противоречат дидактическим требованиям, устанавливаются без
учета реальных учебных возможностей школьников, в отрыве от системы общей
работы, проводимой на уроках, рассчитаны на абстрактного «среднего»
ученика. Наблюдается перегрузка учащихся практически по всем предметам.
Причем замечено, что слабые ученики в основном тратят на домашние задания
больше времени, чем успевающие ученики. По объему домашняя работа не
должна превышать одной трети того, что сделано на уроке в 1—7-м классах, и
половины — в 8—11-м классах. Воспитатель группы продлённого дня не может
оказать квалифицированную помощь по всем предметам, особенно
старшеклассникам. Поэтому во время самоподготовки предусматриваются
консультации учителей. Частота и продолжительность этой формы учебной
помощи определяются классными руководителями и предметниками в зависимости
от сложности изучаемых тем, а также особенностей контингента школьников. По
способам проведения различают такие формы консультаций: совет, разъяснение,
обсуждение, комбинированная (смешанная) консультация.
Преподавателю, проводящему консультацию, необходимо соблюдать
следующие дидактические требования: тщательно подготовиться (просмотреть
программы, изучить соответствующую литературу, определить основные проблемы
для обсуждения, а также вопросы, трудно усваиваемые учащимися), продумать
форму, способы и структуру консультации, не допускать ее превращения в
средство контроля знаний школьников. Каждая консультация должна быть
интересной в познавательном отношении, богатой по содержанию, разнообразной
по формам и методам проведения. В последние годы широко используется помощь
консультантов-школьников. Они работают под руководством учителей и не
просто помогают отстающим в усвоении текущего материала, а восстанавливают
пробелы в знаниях ранее пройденного материала.
Учебная
деятельность в школах и
Информация о работе Игровые формы внеклассной работы по иностранному языку