Цель
применения технологии игровых форм
обучения – развитие устойчивого
познавательного интереса у учащихся
через разнообразные игровые
формы обучения.
Задачи:
Образовательные:
Способствовать
прочному усвоению учащимися учебного
материала.
Способствовать
расширению кругозора учащихся через
использование дополнительных исторических
источников.
Развивающие:
- Развивать
у учащихся творческое мышление.
- Способствовать
практическому применению умений и навыков,
полученных на уроке.
Воспитательные:
- Воспитывать
нравственные взгляды и убеждения.
- Вырабатывать
историческое самосознание – осознанную
сопричастность к прошлым событиям.
- Способствовать
воспитанию саморазвивающейся и самореализующейся
личности.
При
отборе содержания необходимо, чтобы
учебный материал был эмоционально
насыщен, запоминался. В материал уроков
следует включать четкие, конкретные образы.
Если учащиеся не видят картин общественной
жизни, культур, стран, людей, то усваивают
лишь словесные формулировки, лишенные
жизненного содержания, которые быстро
забываются. В работе с учащимися помимо
текста учебного пособия и учителя есть
богатая возможность использовать тексты
художественных произведений.
В
дальнейшем такой подход в отборе
содержания учебного материала помогает
учащимся при работе над канвой ролевой
заготовки. Они используют те же источники,
что и учитель. Обратная связь – учитель
показал, как он собирает информацию, по
крупицам, как это позволяет оживить, сделать
интересным, эмоционально насыщенным
свой урок – учащиеся, в свою очередь,
используют те же средства в своей самостоятельной
уже работе.
1.4.
Средства обучения
и организация
учебно-познавательной
деятельности учащегося
В
работе по технологии игровых форм
обучения используется разнообразный
спектр средств обучения:
- Работа
с учебником.
- Использование
аппарата учебника.
- Иллюстрации
учебного пособия.
- Географические
карты.
- Учебные картины.
- Учебные фильмы,
диафильмы, диапозитивы, художественные
альбомы и открытки.
- Тексты
художественных произведений.
- Творческие
работы самих учащихся – рисунки, поделки,
лепка, исторические миниатюры6.
Управление
многими играми необходимо для активации
процесса самовоспитания ребенка. К
педагогическим подходам организации
детских игр, с нашей точки
зрения, необходимо отнести ряд следующих
моментов.
Выбор
игры в первую очередь зависит от того,
каков ребенок, что ему необходимо, какие
воспитательные задачи требуют своего
разрешения. Если игра коллективная, необходимо
хорошо знать, каков состав играющих, их
интеллектуальное развитие, физическая
подготовленность, особенности возраста,
интересы, уровни общения и совместимости
и т.п. Выбор игры зависит от времени ее
проведения, природно-климатических условий,
протяженности времени, светового дня
и месяца ее проведения, от наличия игровых
аксессуаров, зависит от конкретной ситуации,
сложившейся в детском коллективе. Цель
игры находится за пределами игровой ситуации,
и результат игры может выражаться в виде
внешних предметов и всевозможных изделий
(модели, макеты, игрушки, конструкторы,
куклы и др.), «продуктов» художественного
творчества, новых знаний и др. В игре подмена
мотивов естественна; дети действуют в
играх из желания получить удовольствие,
а результат может быть конструктивным.
Игра способна выступать средством получения
чего-то, хотя источником ее активности
являются задачи, добровольно взятые на
себя личностью, игровое творчество и
дух соревнования. В играх ребенком осуществляются
цели нескольких уровней, взаимосвязанных
между собой.
Первая
цель – удовольствие от самого процесса
игры. В данной цели отражена установка,
определяющая готовность к любой активности,
если она приносит радость.
Цель
второго уровня
– функциональная, она связана с выполнением
правил игры, разыгрыванием сюжетов, ролей.
Цель
третьего уровня
отражает творческие задачи игры – разгадать,
угадать, распутать, добиться результатов
и т.п.
Главная
задача в предложении игры заключается
в возбуждении интереса к ней,
в такой постановке вопроса, когда
совпадают цели воспитателя и
желания ребенка. Игровые приемы
предложения могут быть устного
и письменного характера. Интерес вызывают
игрушки, или предметы для игры, возбуждающие
желание поиграть, игровые афиши, игровые
радиообъявления и т.п. В предложения игры
входит объяснение ее правил, и техники
действий. Объяснение игры является моментом
очень ответственным. Игру следует объяснять
кратко и точно непосредственно перед
ее началом. В объяснение входит название
игры, рассказ о ее содержании, и объяснение
основных и второстепенных правил, в том
числе различение играющих, объяснение
значения игровых аксессуаров и т.д.
Игровым
обычно называют коллектив детей, «созданный
для проведения игр»7. Как
известно, существуют игры, не требующие
разделения на группы, и игры командные.
Разбивка на коллектив требует соблюдения
этики, учета привязанностей, симпатий,
антипатий. Игровая практика детей накопила
немало демократических игротехнических
примеров разделения на микроколлективы
играющих, в частности и такие: жеребьевка,
считалки и т.п.
Один
из ответственных моментов в детских
играх – распределение ролей.
Они могут быть активными и пассивными,
главными и второстепенными. Распределение
детей на роли в игре – дело трудное. И
щепетильное. Распределение не должно
зависеть от пола ребенка, возраста, физических
особенностей. Многие игры построены на
равноправии ролей. Для некоторых игр
требуются капитаны, водящие, т.е. командные
роли по сюжету игры. Учитывая, какая роль
особенно полезна ребенку, воспитатель
использует следующие приемы:
- Назначение
на роль непосредственно взрослым.
- Назначение
на роль через старшего (капитана, водящего).
- Выбор на
роль по итогам игровых конкурсов (лучший
проект, костюм, сценарий).
- Добровольное
принятие роли ребенком, по его желанию.
- Очередность
выполнения роли в игре и т.д.
При
распределении командных ролей
следует делать так, чтобы роль помогала
неавторитетным укрепить авторитет, неактивным
– проявить активность, недисциплинированным
– стать организованными, детям, чем-то
себя скомпрометировавшим – вернуть потерянный
авторитет, новичкам, ребятам, сторонящимся
детского коллектива – проявить себя,
сдружиться со всеми.
В
игре необходимо следить за тем, чтобы
не появлялось зазнайство, не появлялось
превышение власти командных ролей
над второстепенными. Неподчинение
в игре может разрушить игру. Необходимо
следить за тем, чтобы у роли было
действие, роль без действия мертва, ребенок
выйдет из игры, если ему нечего делать.
Нельзя использовать в игре отрицательные
роли, они приемлемы только в юмористических
ситуациях.
Перечислим
основные принципы организации игры:
- Отсутствие
принуждения любой формы при вовлечении
детей в игру.
- Принципы
развития игровой динамики.
- Принципы
поддержания игровой атмосферы (поддержание
реальных чувств учащихся).
- Принципы
взаимосвязи игровой и неигровой
деятельности. Для педагогов важен
перенос основного смысла игровых
действий в реальный жизненный опыт детей.
- Принципы
перехода от простейших игр к сложным
игровым формам. Логика перехода от
простых игр к сложным связана
с постепенным углублением разнообразного
содержания игровых заданий и
правил – от игрового состояния
к игровым ситуациям, от подражания
к игровой инициативе, от локальных игр
– к играм-комплексам, от возрастных игр
– к безвозрастным, «вечным».
При
соответствующих методах педагогического
руководства в дидактических
целях этот процесс может быть
упорядочен. В подростковых классах
некоторые виды игр полностью переносятся
в умственный план, появляется идеальная
игра воображения (творческие, сюжетно-ролевые
игры).
Игровое
воображение создает у детей
план наглядных представлений о
действительности, формирует способность
ими оперировать.
Организация
игровых форм обучения проходит в
двух направлениях:
- Использование
игровых элементов
на уроке.
Цель: ввести в урок творческие задания
игрового характера.
Задачи:
- Эмоциональный
настрой на получение знаний.
- Умение
строить диалог.
- Создание
образного представления об изучаемом
предмете.
- Получение
конкретных знаний через личное ощущение.
- Урок
– игра (сюжетно-ролевые
игры)
Цель:
через разнообразие игровых ролей,
игровых положений дать возможность
выхода самоактуализации, возможности
самоконтроля, самоорганизации, самооценки
учащихся.
Задачи:
1.
Умение работать со словарем.
Умение
ориентироваться в знаниях, с
целью подобрать нужные слова, иллюстрирующие
определенный момент или факт.
Умение
и навык работы в библиотеке
- Умение
защищать и отстаивать (аргументировано)
свою позицию, точку зрения.
- Участвовать
в дискуссии, вести диалог по-деловому
и в конкретной форме.
- Формировать
артистические способности учащихся,
их умение заинтересовать слушателей
той или иной проблемой, которую
они излагают.
- Умение
грамотно, лаконично и ясно задать
вопрос.
Урок,
проводимый в игровой форме, требует
определенных правил:
- Предварительной
подготовки. Надо обсудить круг вопросов
и форму проведения. Должны быть
заранее распределены роли. Это стимулирует
познавательную деятельность.
- Обязательные
атрибуты игры: оформление, карта города,
корона для короля, соответствующая
перестановка мебели, что создает
новизну, эффект неожиданности и
будет способствовать повышению
эмоционального фона урока.
- Обязательна
констатация результата игры.
- Компетентное
жюри.
- Обязательны
игровые моменты не обучающего характера
(спеть серенаду, проскакать на коне
и т.д.) для переключения внимания
и снятия напряжения.
Итак,
главное – уважение к личности
ученика, стремление развить интерес
к работе, а наоборот стремиться развивать
его, не оставляя чувства тревоги и неуверенности
в своих силах.
Глава
2. Особенности
когнитивной сферы
подростков связанной
с активизацией познавательной
активности
2.1.
Понятие о познавательной
активности
Существуют
разные подходы к понятию познавательной
активности учащихся. Б. П. Есипов считает,
что активизация познавательной
деятельности - сознательное, целенаправленное
выполнение умственной или физической
работы, необходимой для овладения
знаниями, умениями, навыками. Г.М. Лебедев
указывает, что «познавательная активность
- это инициативное, действенное отношение
учащихся к усвоению знаний, а также проявление
интереса, самостоятельности и волевых
усилий в обучении». В перовом случае идет
речь о самостоятельной деятельности
учителя и учащихся, а во втором - о деятельности
учащихся. Во втором случае в понятие познавательной
активности автор включает интерес, самостоятельность
и волевые усилия школьников.