Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2011 в 05:28, курсовая работа
Цель данной выпускной квалификационной работы: проанализировать возможности использования игровых методов как средства активизации познавательной активности учащихся на уроках русского языка.
Данная цель может быть достигнута через решение следующих задач:
1. Изучить литературу по проблеме использования игровых методов как средства стимулирования познавательной активности учащихся на уроках русского языка.
2. Проанализировать различные подходы к классификации игровых методов.
3. Выделить особенности использования игровых методов в обучении русскому языку.
Введение 3
Глава 1. Проблема использования игровых методов как средство стимулирования познавательной активности в научной литературе 6
1.1. Основы технологии игровых форм обучения 6
1.2. Общие положения понятия игры 7
1.4. Средства обучения и организация учебно-познавательной деятельности учащегося 13
Глава 2. Особенности когнитивной сферы подростков связанной с активизацией познавательной активности 19
2.1. Понятие о познавательной активности 19
2.2. Особенность мыслительной деятельности подростков 20
Глава 3. Использование игровых методов на уроках русского языка как средство стимулирования познавательной активности учащихся 30
3.1. Способы стимулирования познавательной активности подростков на уроках русского языка 30
3.2. Результаты опытно-экспериментальной работы. 44
Заключение 48
Библиографический список 50
Подведение итогов урока
План урока “Имя существительное” (урок-лабиринт)
Подготовка кабинета:
1.
Парты расставлены таким
___________ -- -- -- -- -- 1 гр. | |
____________ -- -- -- -- -- -- 2 гр. |
|
_____________ -- -- -- -- -- -- -- 3 гр. | |
_____________ -- -- -- -- -- -- -- 4гр. |
2. Сменные стенды:
а)
|
б) “Лабиринт” с прикрепленными на нем препятствиями-заданиями по теме
|
в)
|
г)
|
д) Обобщаюшая таблица “Имя существительное”
е) Тренажеры (групповой, индивидуальные)
ж) перфокарты
з) Тема: Имя существительное (обобщение)
знать:
уметь:
е) Терминологический “лабиринт”
1. Инструктаж (3 минуты )
Чтобы обобщить и систематизировать знания по теме “Имя существительное”, мы отправимся в лабиринт.
- А что это такое? (обращаемся к стенду со словарной статье). Древнегреческому герою Тезею выбраться из лабиринта помогла нить, которую ему дала Ариадна. С давних времен выражение “нить Ариадны” означает – путеводная нить. Нашей путеводной нитью для прохождения лабиринта будут знания, умения и практические навыки.
Поэтому девизом нашего урока будут слова пословицы; Мир освещается солнцем. А человек – знанием!
На выходе из лабиринта нас ожидают “5” и “4” к. А высшая награда за знания, умения и навыки.
Каждый теоретический вопрос предполагает выполнение практического задания. Будьте внимательны!
Итак, мы должны знать теоретический материал по теме, применять полученные знания на практике, показав высшую ступень умения обобщать и систематизировать факты языка при индивидуальном морфологическом разборе.
Счастливого пути!
2. У входа в лабиринт Препятствие №1 “Знаю орфограммы”
Теоретическая
часть: каждый ученик получает карточку
с названием изученной
Практическая часть: графический диктант.
1 кОсить | О |
2. фуТбол | Т |
3. дороЖка | Ж |
4. позДний | Д |
5. жИзнь | И |
6. подЪезд | Ъ |
7. у школы | - |
8. ночЬ | Ь |
9. помоЩНик | ЩН |
10ДОчитать | ДО |
11. РАСписание | РАС |
12. слОжить | О |
13. вырАсти | А |
14. чЕрный | Е |
15. цИфра | И |
16. Барнаул | Б |
17. о РодинЕ | Е |
18. врачОм | О |
Препятствие№2 “Найди ошибку”
Обращаю внимание учащихся на то, что в определении имени существительного допущена ошибка.
Задача группы не только найти ошибку, но и объяснить ее.
1
группа: “Имя существительное-
2 группа: “Имя существительное – самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет. Имя существительное отвечает на вопросы кто? что ?, относится к мужскому, женскому или среднему роду и изменяется по лицам и числам. В предложении чаще всего бывает подлежащим или дополнением”.
Препятствие №3 “Кто больше?” (1мин. )
Проверим вашу эрудицию (обращаемся к словарной статье-эрудит)
Задание: Написать за одну минуту как можно больше имен существительных собственных к данному нарицательному. Кто напишет больше, тот и получит звание “Эрудит”.
1,2,3,4 группы-город… (Барнаул, Алейск, Бийск,Заринск, Змеиногороск. . . )
Препятствие№4 “Не ошибись”
Задание 1-3 группы называют имена существительные одушевленные, 2-4 - неодушевленные (по цепочке, без заминки)
Препятствие №5 “Третий лишний”
Задание: Повторим род имен существительных.
1 группа - зима, снежинка, облачко
2 группа - мальчик, юноша, плакса
3 группа - жадина, обжора, девочка
4 группа - поле, огород, ведро
Препятствие №6 “Род, число и падежи крепко в памяти держи”
Задание: Работаем по обобщающей таблице. Докажите, что слова синева и синий обозначающие цвет,являются разными частями речи.
Во-первых,…
Во-вторых,…
В-третьих,.
Работаем по перфокартам (“ключ” накладывается на рабочие перфокарты, прокалывается (х), оценивается)
1 - 3 гр. | 2 - 4 гр. |
1. работать на фабрик__ | 1. учиться в школ___ |
2. приехать из Сибир__ | 2. жить в переулк___ |
3. идти по площад__ | 3. идти по улиц____ |
4. лежать на крыш___ | 4. возвращаться с фабрик___ |
5. плачет от бол___ | 5. отдыхать в лагер___ |
6. рыба на блюд___ | 6. нужны природ___ |
7. лежит на сен___ | 7. нет радост__ |
8. живет в деревн___ | 8. бежит по дорожк__ |
9. около рощ___ | 9. занесло в пол__ |
10. письмо от матер____ | 10. подъехал к площад___ |
|
|
Препятствие №7 “ Деформированный текст”
Обращаемся к словарной статье – деформация.
Задание: восстановить деформированный текст. Определить синтаксическую роль имен существительных.
|
Препятствие № 8 “Терминологический лабиринт”
Задание: выбрать все признаки, отличающие существительное от глагола и прилагательного
После выполнения задания представители каждой группы (первые правильно выполнившие задание) получают звание “Знаток русского языка” (помогают в проверке работ на индивидуальных карточках).
Препятствие №9 Морфологический разбор имени существительного (индивидуальные тренажеры)
|
Подведем итоги: собрав, систематизировав знания об имени существительном
Мы вышли из лабиринта. Путеводной нитью были наши знания, умения и практические навыки, они освещали наш путь. Выставляем оценки и видим: “По труду и честь”
В каждом классе есть группа учеников, которая относится к разряду “незаметных и тихих”. Коллективный командный дух, желание одержать победу очень часто преображает этих робких детей и дает им возможность показать себя с неожиданной стороны, раскрыть дремлющие способности.
Особенную пользу игра приносит слабоуспевающим детям, так как в процессе подготовки у ребенка появляется повышенная учебная мотивация. Подготовка не является скучной и однообразной работой по сбору необходимых сведений по предметам. Дети заранее делятся на команды и распределяют свои роли при помощи учителя. При формировании команд необходимо учитывать уровень учащихся внутри группы и между ними, чтобы распределить равномерность сил. Необходимо построить игру так, чтобы каждый ученик сумел проявить свои способности. Для этого можно предложить вариативные формы ответов: письменные, устные. Также можно предложить конкурсы узкой направленности: конкурс капитанов, конкурс теоретиков и т. д.
Информация о работе Игровые технологии на уроках русского языка