Игровые технологии на уроках русского языка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2011 в 05:28, курсовая работа

Описание

Цель данной выпускной квалификационной работы: проанализировать возможности использования игровых методов как средства активизации познавательной активности учащихся на уроках русского языка.
Данная цель может быть достигнута через решение следующих задач:
1. Изучить литературу по проблеме использования игровых методов как средства стимулирования познавательной активности учащихся на уроках русского языка.
2. Проанализировать различные подходы к классификации игровых методов.
3. Выделить особенности использования игровых методов в обучении русскому языку.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Проблема использования игровых методов как средство стимулирования познавательной активности в научной литературе 6
1.1. Основы технологии игровых форм обучения 6
1.2. Общие положения понятия игры 7
1.4. Средства обучения и организация учебно-познавательной деятельности учащегося 13
Глава 2. Особенности когнитивной сферы подростков связанной с активизацией познавательной активности 19
2.1. Понятие о познавательной активности 19
2.2. Особенность мыслительной деятельности подростков 20
Глава 3. Использование игровых методов на уроках русского языка как средство стимулирования познавательной активности учащихся 30
3.1. Способы стимулирования познавательной активности подростков на уроках русского языка 30
3.2. Результаты опытно-экспериментальной работы. 44
Заключение 48
Библиографический список 50

Работа состоит из  1 файл

докладWord (4).doc

— 307.50 Кб (Скачать документ)

     Учителю необходимо знать не только мотивы учения, но и условия их формирования. Исследования показывают, что отношение подростков к учению обусловлено, прежде всего, качеством работы учителя и его отношением к учащимся.

     В подростковом и юношеством возрасте активно идет процесс познавательного  развития. В это время оно происходит в основном в формах, мало заметных как для самого ребенка, так и для внешнего наблюдателя.

     Подростки могут уже мыслить логически, заниматься теоретическими рассуждениями  и самоанализом. Важнейшее, интеллектуальное приобретение подросткового возраста - это умение оперировать гипотезами.

     Особенно  заметным в этом возрасте становится рост сознания и самосознание детей, представляющий собой существенное расширение сферы осознаваемого  и углубление знаний о себе, о  людях, об окружающем мире. Развитие самосознания ребенка находит свое выражение в измерении мотивации основных видов деятельности: учения, общения и труда.

     В подростковом возрасте активно совершенствуется самоконтроль деятельности, являясь  в начале контролем по результату или заданному образу, а затем - процессуальным контролем, т. е. способностью выбирать и избирательно контролировать любой момент или шаг в деятельности.

     В подростковом и юношеском возрасте активное развитие получает чтение, монологическая и письменная речь. Особую линию  в речевом развитии образует та, которая связана с соединением и взаимопроникновением мышления и речи. В учении формируется общие интеллектуальные способности, особенно понятное теоретическое мышление. Это происходит за счет усвоения понятий, совершенствования пользоваться ими, рассуждать логически и абстрактно. Значительный прирост предметных знаний создает хорошую базу для последующего развития умений и навыков в тех видах деятельности, где эти знания практически необходимы.

     В общении формируются и развиваются  коммуникативные способности учащихся, включающие умения вступать в контакт с незнакомыми людьми, добиваться их расположения и взаимопонимания, достигать поставленных целей. В труде идет активный процесс становление тех практических умений и навыков, которые в будущем могут понадобиться для совершенствования профессиональных способностей.

     Характерной особенностью подросткового возраста является готовность и способность  по многим видам обучение, причем как  в практическом плане, так и в  теоретическом. Еще одной чертой, которая впервые полностью раскрывается именно в подростковом возрасте, является склонность к экспериментированию, проявляющаяся, в частности, в нежелании все принимать на веру. Подростки обнаруживают широкие познавательные интересы, связанные со стремлением все самостоятельно перепроверить, лично удостоверится в истинности.

     Подростковый  возраст отличается повышенной интеллектуальной активностью, которая стимулируется  не только естественной возрастной любознательностью  подростка, но и желанием развить, продемонстрировать окружающим свои способности, получить высокую оценку с их стороны.

     Детей данного возраста отличает повышенная познавательная и творческая активность, они всегда стремятся узнать что - то новое, чему - либо научится, причем делать все по - настоящему, профессионально как взрослые. Это стимулирует подростков к выходу за пределы школьной программы в развитии своих знаний, умений и навыков. Потребность во всём, что для этого необходимо подросток удовлетворяет сам, путем самообразования и самообслуживания, нередко с помощью своих друзей, которые увлечены таким же, как и он, делом.

     Дети  в данном возрасте уже заметно  и достаточно отличаются друг от друга  по интересу к учению, по уровню интеллектуального  развития и по кругозору, по объему и прочности знаний, по уровню личностного развития. Этими различиями определяются их дифференцированного отношения к учебе. Указанное обстоятельство определяет избирательный характер отношения к школьным предметам. Одни из них становятся более нужными и поэтому любимыми подростками, интерес к другим снижается.

     Нередко отношение подростка к тому или  иному учебному предмету определяется отношением к учителю, преподающему данный предмет. Подросткам обычно нравятся те предметы, которые преподают их любимые учителя. Успеваемость многих детей средних классов в школе временно падает из-за того, что за пределами школы у них появляются сильные, конкурирующие с учением интересы. В подростковом возрасте появляются новые мотивы учения, связанные с расширением знаний, с формированием нужных умений и навыков, позволяющих заниматься интересной работой, самостоятельным творческим трудом. Учение дополняется самообразованием, приобретая более глубокий личностный смысл. Знания, умения и навыки становятся в этом возрасте критерием ценности для подростка окружающих его людей, а также основанием для проявления интереса и поддержания им.

     Происходит  формирование системы личностных ценностей, которые определяют содержание деятельности подростка, сферу его общения, избирательность  отношения к людям, оценки этих людей и самооценку.

     В этом возрасте создаются не плохие условия для формирования организаторских  способностей, деловитости, предприимчивости, многих других полезных личностных качеств, связанных с взаимоотношениями  людей, в том числе умение налаживать деловые контакты, договариваться о совместных делах, распределять между собой обязанности и т.п. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 3. Использование  игровых методов  на уроках русского языка как средство стимулирования познавательной активности учащихся

3.1. Способы стимулирования познавательной активности подростков на уроках русского языка

     Предлагаем  фрагменты  и полные конспекты  проведенных нами уроков русского языка  с дидактическими играми. Так, при  проведении обобщающего урока по теме «Состав слова» использовались:

     1. Творческая игра "Я  работаю поэтом"

     Учитель, играя, учит рифмовать слова (кот- крот, гость - гвоздь),а затем дает два  рифмующихся слова (снеговика - уголька, носа - эскимоса) и предлагает интересно, оригинально, остроумно подобрать  недостающие слова .Разобрать некоторые слова по составу.

     Слепили мы снеговика
Морковка вместо носа. 
Глаза его из уголька 
И как у эскимоса.

     2. Игры - соревнования "Бей  ответом, как мячом,  прямо в цель", "Футбол". В этих играх используются задания по морфемному анализу и конструкции слов. Класс делится на 3 команды. Побеждает та команда, которая быстро и правильно выполнит задание. В игре используется мяч. Итог - количество голов.

     3. Отгадывание сказки - загадки "Большая  родня".

     Жил-был  корень, обычный, не очень сложный, но очень древний. За долгую жизнь обзавелся он большой семьей. Тут и существительные: стройка, строитель, строительство, строение и прилагательные: строительный, строевой, и глаголы: строить, строиться.

     Видятся родные и близкие нечасто, письма писать некогда, вот и решил наш старец собрать всю свою большую родню. Разослал пригласительные открытки. Первыми откликнулись братья - глаголы строить и строиться с семействами. Не заставили себя ждать долго и остальные. Явились. Выстроились. Все как на подбор, любят дело делать, у каждого для того своя приставка имеется: у кого вы, у кого до, есть и за, на, от, по, од, при. Порадовался гостеприимный хозяин, возгордился: "Молодцы, родственники, вон какую богатую коллекцию приставок собрали!" Глаголы деловые, энергичные. И сегодня работают, и в прошедшем потрудились они на славу, и о будущем не забывают. Существительные от них не отстают - спешат в гости к деду. У них и приставок много, и суффиксами они не бедны.

     Задания:

     1. Попробуйте записать этих многочисленных родственников.

     2. Как же зовут старца -прародителя,  от которого все они произошли?

     Анализ  показал, что урок достиг поставленной цели. Использование этих приемов  позволило определить, насколько  прочно усвоены детьми знания по данной теме. Эти приемы помогли выявить уровень знаний детей в интересной, занимательной для них форме, активизировать мыслительную деятельность младших школьников.

     Представим  конспект  проведения урока-лабиринта, дать разработку общей схемы построения такого типа уроков, предложить некоторые “изюминки”, позволяющие активизировать познавательную деятельность учащихся на разных этапах урока; план-конспект урока-лабиринта.

     Предложенная  схема построения урока или ее отдельные элементы может быть использована учителями при проведении уроков обобщающего повторения, закрепления изученного материала, его систематизации.

     Подготовительный  этап

     Подготовка  к такому уроку проводится заранее (за 1-2 недели). Класс делится на группы. Есть, на мой взгляд, интересная психологическая  игра, которая помогает эффективно разделить класс на группы. Вызываю к доске двух учеников (по желанию), предлагаю каждому из них вызвать к себе еще по одному. Каждый следующий выбирает еще одного и так до конца. Ученики активны, довольны: они сами сформировали группу. Итак, группы сформированы. Каждая группа выбирает капитана (командира, лидера). Группам дается домашнее задание, развивающее творческое воображение учащихся, их мышление, стимулирует познавательную активность.

     Задание: Выбранное название, девиз должны соответствовать изучаемой теме.

     При завершении изучения темы “ Причастие” названия команд были -“Отглагольное  прилагательное”, “Причастный оборот”. Девизы: “Мы к причастию причастны, знаем как его склонять.

     На  уроке мы желаем получить оценку пять”.

     Задание:

     Переставить парты в классе так, чтобы каждый участник команды сидел лицом  к доске, но не спиной к товарищу.

     И работа “закипела”. Никто не остается в стороне, масса предложений  проектов перестановки мебели.

     Задание:

     Сочините  представление группы так, чтобы все слова в нем начинались с одной буквы.

     Букву называет учитель или выбирает группа “Однажды одноклассники обдумывали ответы…” Наперебой предлагаются варианты представлений, никто не остается в стороне.

     Задание:

     Придумайте, как можно запомнить все разряды местоимений, не “зазубривая” их названия и примеры.

     Каких только проектов не было представлено. Это и “Лес местоимений”, и “Зоопарк”, “Кто в теремочке живет?” “Чудо-дерево”.

     Организационный момент

     Мотивация учебной деятельности. В начале действует мотив “победить команду соперника”, но так как победу приносят знания, то включается другой мотив - изучить глубже ту или иную тему.

     Формулирование  целей урока

     Урок  поможет систематизировать и  обобщить изученный материал, подготовиться  к диктанту, контрольной работе, научит работать совместно с большой долей самостоятельности.

     Учащиеся, уже в начале урока нацеленные на анализ конкретного языкового  материала, в конце урока свободно и сознательно сформулируют выводы, аргументируя их.

     Основная  часть

  1. Представление команд.
  2. Разминка “Ты мне, я – тебе”.
  3. “Правила учим и знаем, на практике применяем”.

     Группы  получают пакеты теоретических и  практических заданий, а также карточки с надписями: “Все-все” (т. е. каждый член группы рассказывает весь теоретический  материал), “Один за всех” (т. е. один участник группы отвечает весь материал), “Выбор учителя” (т. е. учитель выбирает того, кто будет рассказывать теоретический материал), “Доверие” (т. е. предполагается, что все члены группы знают теорию по теме).

     Домашнее задание

     Учащиеся  получают творческое домашнее задание  типа:

     - Что мне дало изучение темы…  что я узнал нового интересного?

     - Как я могу полученные знания  применить в повседневной жизни?  и т. д. 

Информация о работе Игровые технологии на уроках русского языка